Дело № 2а-35/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2021 года г.Черняховск
Черняховский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Ефременковой В.В., при секретаре Скок К.И., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №2 по Калининградской области к Занько ФИО5 о взыскании задолженности по налогу на имущество, транспортному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №2 по Калининградской области обратилась в суд с иском к Занько К.Ю., в котором просит взыскать задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 864 рубля, за 2017 год в размере 1668 рублей, пени по налогу на имущество за 2015 год в размере 00 рублей 41 копейка и пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 84 рубля 21 копейка.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик на основании положений статей 357, 358, 400 НК РФ является плательщиком транспортного налога и налога на имущество. В собственности Занько К.Ю. находится транспортное средство автомобиль марки <данные изъяты>, а также жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, и по адресу: <адрес>.
Налоговый орган исчислил в отношении транспортного средства и объектов недвижимости суммы налога. В связи с не оплатой задолженности у административного ответчика образовалась задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 и 2017 годы, а также пени по транспортному налогу за 2017 год и пени по налогу на имущество за 2015 год.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленный законом срок, в соответствии с абз.3 пункта 1 ст.45 НК РФ в адрес Занько К.Ю. выставлены требования № от 22.12.2016 г., № от 09.02.2018 г., № от 18.02.2019 год с необходимостью уплаты налога и пени, которые исполнены частично.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ в связи с тем, что сумма задолженности не превышала 3 000 рублей, налоговый орган по истечении установленного законом срока обратился заявлением к мировому судье о взыскании задолженности. Судебный приказ от 16.06.2020 года о взыскании задолженности по налоговым платежам по заявлению Занько К.Ю. определением мирового судьи 3-го судебного участка Черняховского района Калининградской области от 26.06.2020 года отменен, в связи с чем налоговый орган обратился с административным иском в суд.
В судебном заседании представитель административного истца Алейникова О.Ю. уточнила требования. Просит взыскать с административного ответчика задолженность в общей сумме 948 рублей 62 копейки, из которой: пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 00 рублей 41 копейка, налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 864 рубля и пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 84 рубля 21 копейка. Сумма иска уменьшена в связи тем, что Занько К.Ю. 14.12.2020 обратился в инспекцию с заявлением о предоставлении льготы на имущество физических лиц в соответствии с пп.4 п. 1 ст. 407 НК РФ. Такая льгота предоставлена, сделан перерасчет. Ранее с заявлением о предоставлении льготы не обращался.
В остальной части требования административного иска поддержала, по доводам в нем изложенным.
Административный ответчик Занько К.Ю. требования иска не признал. Просит в удовлетворении отказать. Считает, что налоговым органом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Кроме того, он освобожден в соответствии со ст. 407 НК РФ от уплаты налога на один объект недвижимости. Обращался с заявлением о предоставлении ему налоговой льготы. Кроме того, налоговым органом пропущен срок для заявления требований о взыскании налога, так как в требовании № указывается о том, что общая задолженность превышает 3 000 рублей.
В судебном заседании Занько К.Ю. также указал, что в связи с внесением в декабре 2020 года изменений в ст. 407 НК РФ он не должен представлять документы об имеющейся у него льготе по уплате налогов. Также ему не понятен расчет пени.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
На основании части 2 статьи 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
К числу предусмотренных законом налогов относится, в том числе транспортный налог, который в силу подпункта 3 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является региональным налогом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 этого Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений статьи 362 НК РФ следует, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2).
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.
В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить денежную сумму - пени (пункт 1). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
Из представленных в деле сведений следует, что по данным МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области в собственности Занько К.Ю. с 2014 года находится транспортное средство автомобиль марки <данные изъяты>, государственный регистрационный номер №. При таких данных, в соответствии со ст.357 Налогового кодекса РФ административный ответчик является плательщиком транспортного налога.
В соответствии со ст. 400 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 Налогового Кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Как видно из материалов дела, Занько К.Ю. в спорный период являлся владельцем квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, а также квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Кодекса должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 45 НК РФ).
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней и штрафов (п.3).
Обязанность по уплате налогов исполнялась Занько К.Ю. несвоевременно, в связи с чем налогоплательщику были начислены пени по налогу на имущество за 2015, пени по транспортному налогу за 2017 год и налог на имущество за 2016 год и в его адрес направлены требования, которые не были исполнены в добровольном порядке.
Так, требование № от 22.12.2016 г. не исполнено в части уплаты пени по налогу на имущество за 2015 год в размере 00 рублей 41 копейка.
Требование № от 09.02.2018 г. не исполнено в части уплаты налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 864 рубля.
Требование № от 08.02.2019 года в части уплаты пени по транспортному налогу за 2017 год исполнено частично задолженность составила 84 рубля 21 копейка.
Требования МИФНС России N 2 по Калининградской области административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнены не были, что послужило основанием для обращения 16 июня 2020 года к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, который был выдан 16 июня 2020 года и отменен 26 июня 2020 года в связи с поступившими от административного ответчика возражениями относительно исполнения судебного приказа, что послужило основанием для обращения в суд с указанным иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в названной статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных указанной статьей.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Из указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с иском после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с действующим законодательством, инспекция взыскивает задолженность по налогам, пеням, штрафам, если она превышает 3 000 руб. Если задолженность меньше, то решение о взыскании выносится в течение двух месяцев со дня, когда ее размер превысит 3 000 руб. Если за три года с момента истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога общая сумма задолженности так и не превысит 3 000 руб., решение о взыскании примут в течение двух месяцев со дня истечения трехлетнего срока (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Как установлено судом размер задолженности административного ответчика составил до уточнения заявленных требований 2 616 рублей 62 копейки, т.е. не превысил 3 000 рублей. Срок исполнения самого раннего требования № - 22 февраля 2017 года. К мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 16 июня 2020 года, т.е. в пределах установленного срока.
Таким образом, доводы административного ответчика о пропуске срока на обращение в суд не состоятельны.
Доводы о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора суд не принимает, поскольку такой порядок действующим законодательством для данной категории споров не предусмотрен.
Расчет взыскиваемого налога и начисленных пеней верен на какие-либо конкретные ошибки в расчете административный ответчик не ссылается, контррасчет не представлен.
Что касается доводов административного ответчика, о том, что административный истец обязан был применить налоговую льготу, имеющуюся у него, без его письменного заявления, то судом они также не принимаются.
Так, действие введенного абзаца 4 пункта 6 статьи 407 НК РФ, в который Федеральным законом от 23.11.2020 года № 374-ФЗ внесены изменения, распространено на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 года, как это следует из содержания пункта 6 статьи 3 Закона N 63-ФЗ, в то время, когда в данном случае речь идет о спорном налоговом периоде 2015-2017 гг.. Документов, подтверждающих, что административный ответчик обращался с заявлением в налоговый орган о предоставлении ему налоговой льготы в спорный период, не представлено.
Что касается указания административного ответчика, что с него судебным приказом от 16 июня 2020 года также была взыскана задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество за 2018 год, то как установлено в судебном заседании срок исполнения требования об уплате указанных налогов № до 07 апреля 2020 года. Транспортный налог был уплачен Занько К.Ю. в установленный законом срок в апреле 2019 года. По налогу на имущество физических лиц на Занько К.Ю. распространяется налоговая льгота.
Согласно ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебных расходы.
В соответствии со ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Межрайонная ИФНС России №2 по Калининградской области в соответствии с п.п.7 п.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче в суд административных исковых заявлений.
В связи с чем, с ответчика Занько К.Ю. в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Калининградской области к Занько ФИО6 о взыскании задолженности по уплате транспортного налога удовлетворить.
Взыскать с Занько ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Калининградской области для зачисления в соответствующий бюджет задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 864 рубля 00 копеек, пени на налогу на имущество физических лиц за 2015 года в сумме 0 рублей 41 копейка и пени по транспортному налогу за 2017 год в сумме 84 рубля 21 копейка, всего 948 рублей 62 копейки.
Взыскать с Занько ФИО8 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Черняховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Ефременкова
Мотивированное решение изготовлено 19 января 2021 года.
Судья В.В. Ефременкова