№ 2-102/2020
УИД 24RS0032-01-2019-002254-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 20 февраля 2020 года
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Потылицына А.В.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Красноярска Костюкевич Я.С.,
при секретаре Штин Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа №53», Администрации г. Красноярска о возложении обязанности обеспечить охрану объектов сотрудниками частных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Красноярска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа №53» (МБОУ «Средняя школа №53»), в котором просит обязать ответчика обеспечить охрану объекта по адресу: <адрес> сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих прав на создание ведомственной охраны в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано на то, что прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проведена проверка МБОУ «Средняя школа №53» относительно исполнения требований законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, об антитеррористической защищенности объектов, противодействии экстремизму и терроризму в образовательных организациях. В МБОУ «Средняя школа №53» разработан паспорт безопасности объекта по адресу: <адрес>, неотъемлемой частью которого является Акт обследования и категорирования объектов (территории), согласно которому объекту присвоена 2 категория безопасности. В ходе проверки установлено, что данное учреждение не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих прав на создание ведомственной охраны. Соответствующий договор на охрану не заключен, охрану осуществляют сторожа и дежурные, не обладающие специальными навыками, не проходившие специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств. Выявленные нарушения свидетельствуют о неисполнении должностными лицами МБОУ «Средняя школа №53» требований законодательства о противодействии терроризму, об образовании, ненадлежащем исполнении должностными лицами возложенных обязанностей, что повлекло нарушение законных прав и интересов детей.
Определением суда от 02.07.2019 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация г. Красноярска.
Помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска Костюкевич Я.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ «Средняя школа №53» Абляева Е.С. в судебном заседании заявленные требования признала частично, указав на то, что у образовательного учреждения отсутствует финансирование для обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих прав на создание ведомственной охраны.
Представитель ответчика администрации г. Красноярска Покидышева М.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения уведомлена своевременно, об уважительной причине неявки суд не уведомила. Ранее представила возражения на иск, согласно которым против удовлетворения заявленных требований возражает, в связи с тем, что закон не содержит прямого указания на обязанность физического присутствия сотрудников частных охранных организаций в образовательном учреждении. Исполнение Требований антитеррористической защищенности МБОУ «Средняя школа №53» осуществляется подвижными нарядами с помощью системы тревожной сигнализации материальных ценностей, принадлежащих заказчику, находящихся на объекте и сдаваемых под охрану в установленном порядке. Кроме того, обеспечение охраны МБОУ «Средняя школа №53» осуществляется путем привлечения сторожа или дежурного, что предполагает физическое присутствие на объекте (территории).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления образования администрации г. Красноярска Плеханова Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения уведомлена своевременно, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. Представила суду возражения на иск, согласно которым против удовлетворения заявленных требований возражает в связи с тем, что МБОУ «Средняя школа №53» принимаются надлежащие меры по исполнению требований антитеррористической защищенности объекта. Так, учреждением обеспечена охрана объекта и его территории сотрудниками подразделения ведомственной охраны Росгвардии на основании заключенного контракта. Учреждение оснащено «тревожной кнопкой» вызова группы оперативного реагирования подразделения вневедомственной охраны. В соответствии с условиями заключенного контракта предусмотрен незамедлительный выезд наряда группы задержания по сигналу «Тревога». Кроме того, прокурор Ленинского района г. Красноярска является ненадлежащим истцом, т.к. им заявлены требования в интересах неопределенного круга лиц, подразумевая под этим только обучающихся школы. Однако, на момент предъявления иска круг детей, посещающих данное образовательное учреждение, является определенным. Таким образом, прокурор Ленинского района г. Красноярска не обладает правом на обращение с заявлением в суд в интересах значительного числа граждан, доказательств обращения конкретных граждан в адрес прокурора о предъявлении в суд требований в защиту их интересов истцом не представлено. В связи с чем производство по данному делу подлежит прекращению.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и третьего лица в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Согласно п.п. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму», Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В силу п. 26 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, осуществляются мероприятия, предусмотренные данным пунктом.
Согласно подп. «б» п. 25 указанного Постановления в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проведена проверка исполнения МБОУ «Средняя школа №53» требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов, в ходе которой установлено, что охрана данного образовательного учреждения обеспечена силами сотрудников учреждения (вахтеры, охранники), а также оборудовано «тревожной кнопкой» вызова группы оперативного реагирования вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, что подтверждается ответом Главного управления образования администрации г. Красноярска на требование прокурора № от 03.04.2019 г. (л.д. 6-7), объяснениями в судебном заседании помощника прокурора Ленинского района г. Красноярска Костюкевич Я.С., представителя ответчика МБОУ «Средняя школа №53» Абляева Е.С.
01.01.2019 г. между ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю» (охрана) и МБОУ «Средняя школа №53» (заказчик) заключен контракт № об оказании услуг по централизованному наблюдению за объектом и реагировании на тревожные сообщения (л.д. 39-48). Согласно п.п. 1.1, 1.2 контракта охрана обязуется осуществлять реагирование нарядом группы задержания по сигналу «Тревога», поступающему с объектов заказчика – помещений школы МБОУ СШ №53, расположенных по адресу: <адрес>, для выяснения причин поступления сигнала «Тревога», а заказчик обязуется оплачивать услуги охраны.
28.01.2020 г. руководителем ГУ образования администрации г. Красноярска утвержден паспорт безопасности МБОУ СШ №53 по адресу: <адрес>, согласованный с начальником УФСБ России по Красноярскому краю, начальником управления Федеральной службы войск Национальной гвардии РФ по Красноярскому краю, начальником ФГКУ №30 отряд ФПС по Красноярскому краю (л.д. 120-135). Согласно указанному паспорту безопасности зданию и территории МБОУ СШ №53 присвоена вторая категория опасности объекта. Для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) привлекаются вахтер, сторож, вневедомственная охрана; используются следующие средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта – тревожная кнопка, при нажатии которой на объект выезжает наряд УВО вооруженный табельным оружием, средствами ограничения подвижности, средствами бронезащиты, полкой специальной.
Таким образом, судом установлено, что на территории МБОУ «Средняя школа №53» обеспечение охраны в соответствии с подп. «б» п. 25 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, не осуществляется. Контракт № от 01.01.2019 г. не обеспечивает исполнение образовательным учреждением подп. «б» п. 25 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 для обеспечения антитеррористической защищенности данного учреждения, в связи с тем, что не подразумевает постоянное нахождение на территории школы сотрудников ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю», а лишь предусматривает их выезд в случае возникновения опасности нарушения общественного порядка, а также совершения правонарушений. Постоянная охрана организована вахтерами и сторожами, что представителями ответчиков и третьего лица не оспаривается, в связи с чем суд приходит к выводу, что на МБОУ «Средняя школа №53» необходимо возложить обязанность обеспечить физическое присутствие сотрудников охранных организаций на территории данного общеобразовательного учреждения.
При этом, судом отклоняются как несостоятельные доводы представителя ответчика МБОУ «Средняя школа №53» директора Эрдман Е.В., изложенные в письменных возражениях на иск, представителя администрации г. Красноярска Покидышевой М.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления образования администрации г. Красноярска Плехановой Е.В., о том, что требования к обязательному физическому присутствию сотрудников охранных организаций в зданиях школы Постановлением Правительства не установлены, в связи с чем МБОУ «Средняя школа №53» обеспечено исполнение указанного пункта, путем заключения контракта № от 01.01.2019 г.
Системное толкование всего содержания Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 позволяет прийти к выводу о необходимости физического присутствия сотрудников охранных организаций в зданиях образовательных учреждений. Так, иные, не требующие физического присутствия сотрудников охранных организаций мероприятия, указаны в п. 24 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, а мероприятия, указанные в п. 25 данного Постановления, являются дополнительными; необходимость их осуществления обусловлена особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности.
При этом в силу п. 17 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Применительно к детским садам и школам указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 подп. «б» п. 25, признающего такое присутствие обязательным.
Довод представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления образования администрации г. Красноярска Плехановой Е.В. о том, что прокурор Ленинского района г. Красноярска не обладал полномочиями на обращение с указанным иском в суд в интересах неопределенного круга лиц, в связи с тем, что данный иск заявлен в интересах учащихся МБОУ «Средняя школа №53», круг которых определен списком, утвержденным директором, является необоснованным.
Численный состав учащихся МБОУ «Средняя школа №53» непостоянен и постоянно изменяется. Кроме того, территорию ответчика посещают не только учащиеся, но и иные граждане, в том числе их родители, список которых не определен, в связи с чем определить круг граждан, в защиту которых может быть предъявлено настоящее исковое заявление, невозможно.
При изложенных обстоятельствах суд считает заявленные требования прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Средняя школа №53» обоснованным и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, учитывая, что в силу вновь утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) перечень организаций, силами которых может быть обеспечена охрана объектов школы, расширен по сравнению с требованиями, содержащимися в утратившем силу Постановлении Правительства РФ от 07.10.2017 г. №1235, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований с учетом действующих положений подп. «б» п. 25 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006.
В силу п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, среди которых создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник, которым является учредитель государственного и муниципального учреждения, организации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества (п.3 ст. 123.21 ГК РФ).
В силу ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с отсутствием у ответчика МБОУ «Средняя школа №53» денежных средств на организацию охраны объектов в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ, суд полагает необходимым на основании приведенных положений закона, возложить на администрацию г. Красноярска обязанность по финансированию расходов МБОУ «Средняя школа №53» по обеспечению охраны объекта по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчикам МБОУ «Средняя школа №53» и администрации г. Красноярск, срок для исполнения данного решения суда 6 месяцев, который по мнению суда, является разумным и достаточным для исполнения данного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №53» обеспечить охрану объекта по адресу: <адрес> сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Администрацию г. Красноярска обязанность по финансированию расходов МБОУ «Средняя школа №53» по обеспечению охраны объекта по адресу: <адрес> сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца через Ленинский районный суд г. Красноярска, со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Потылицын