Административное дело № 2а-3288/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июля 2019 года город Белгород
Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:
председательствующего судьи Колмыковой Е.А.,
при секретаре Дубина А.С.,
с участием: представителя административного истца Инспекции ФНС России по городу Белгороду Дугановой Л.Б., действующей по доверенности от 09.04.2019,
в отсутствие: административного ответчика Соловьева П.В., о месте и времени извещенного своевременно, надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Белгороду к Соловьеву Павлу Владимировичу о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу за 2015-2016 годы,
у с т а н о в и л:
Инспекция ФНС России по г. Белгороду обратилась с административным исковым заявлением в суд о взыскании с Соловьева П.В.:
- недоимки по транспортному налогу за 2015 год за транспортное средство Suzuki Liana, государственный регистрационный знак «НОМЕР», 2005 года выпуска, л/с 106, в размере 1 908 руб., которое принадлежало на праве собственности в период 01.01.2015 по 31.12.2015,
- пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год за период со 02.12.2016 по 31.01.2017 в размере 38 руб. 80 коп.,
- недоимки по транспортному налогу за 2016 год за транспортное средство Suzuki Liana, государственный регистрационный знак «НОМЕР», 2005 года выпуска, л/с 106, в размере 1 970 руб., которое принадлежало на праве собственности в период 01.01.2016 по 31.12.2016;
- пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год за период со 02.12.2017 по 12.02.2018 в размере 37 руб. 67 коп.
В обоснование заявленных требований указала, что Соловьев П.В. является плательщиком транспортного налога за 2015-2016 годы, поскольку на его имя с 01.01.2015 по 31.12.2016 зарегистрировано транспортное средство Suzuki Liana, государственный регистрационный знак «НОМЕР», 2005 года выпуска, л/с 106, которые в силу п. 1 ст.358 части 2 НК РФ признается объектом налогообложения.
Согласно налоговому законодательству и на основании сведений, полученных из МРЭО ГИБДД УМВД России по Белгородской области Соловьеву П.В. начислен транспортный налог за 2015 год в сумме 1 908 руб. по сроку уплаты до 01.12.2016, транспортный налог за 2016 год в сумме 1 970 руб. по сроку уплаты 01.12.2017.
14.11.2018 мировым судьей судебного участка №1 Западного округа города Белгорода вынесен судебный приказ о взыскании с Соловьева П.В. недоимки и пени по транспортному налогу за 2015, 2016 годы. В связи с поступившими от ответчика возражениями судебный приказ отменен, о чем 04.12.2018 принято соответствующее определение (л.д.47-49).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Инспекции ФНС России по г. Белгороду с вышеуказанным административным иском в Октябрьский районный суд города Белгорода.
В судебном заседании представитель административного истца Инспекции ФНС России по г. Белгороду Дуганова Л.Б. поддержала административные исковые требования в полном объеме.
Административный ответчик Соловьев П.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен своевременно, надлежащим образом, посредством направления судебной корреспонденции заказным письмом с уведомлением. В адрес суда вернулся конверт с отметкой "по истечении срока хранения" (л.д. 44, 58).
В силу абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, возвращение корреспонденции с отметкой "по истечении срока хранения" признается надлежащим извещением стороны о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с положениями ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика Соловьева П.В.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным доказательствам, заслушав объяснения представителя административного истца, суд приходит к следующему.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.2 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Статьей 57 Конституции РФ, положениями п.1 ч.1 ст.23 НК РФ закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора установлены ст. 44 НК РФ. Согласно п.1 данной правовой нормы, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.
Транспортный налог относится к региональным налогам (п.4 ст.14 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п.7 настоящей статьи.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.
В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч.1 ст. 55 НК РФ).
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 52 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).
Из приведенных положений закона следует, что налоговая база определяется по окончании налогового периода, который по транспортному налогу составляет календарный год, сумма данного вида налога может быть исчислена только после его истечения, и окончательно уплачена в году, следующем за истекшим налоговым периодом, в порядке и сроки, устанавливаемые налоговым законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1 ст.358 НК РФ).
Согласно п.п. 1 п.1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в п.п.1.1 настоящего кодекса), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В п.1 ст. 361 НК РФ определены налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Налоговые ставки, указанные в п. 1 настоящей статьи могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз п.2 ст. 361 НК РФ).
В соответствии с п.1 ст. 362, п.п.1, 3 ст. 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Как следует из материалов дела, транспортное средство Suzuki Liana, государственный регистрационный знак «НОМЕР», 2005 года выпуска, л/с 106, принадлежало административному ответчику с 01.01.2015 по 31.12.2016. Данное обстоятельство подтверждается сведениями МРЭО ГИБДД УМВД России по Белгородской области (л.д. 24-25, 64).
Налог за 2015 год на транспортное средство, принадлежащее Соловьеву П.В., рассчитан налоговым органом на основании ставки налога, установленной ст. 2 Закона Брянской области от 09.11.2002 N 82-З «О транспортном налоге», поскольку в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 налогоплательщик Соловьев П.В. был зарегистрирован по адресу: «адрес».
Налог за 2016 год за транспортное средство, принадлежащее Соловьеву П.В., рассчитан на основании ставки налога, установленной ст. 1 Закона Белгородской области от 28.11.2002 N 54 "О транспортном налоге", и ставки налога, установленной ст. 2 Закона Брянской области от 09.11.2002 N 82-З «О транспортном налоге», поскольку налогоплательщик Соловьев П.В. с 16.11.2016 был зарегистрирован по адресу: «адрес». Данное обстоятельство подтверждается справкой УВМ УМВД России по Белгородской области (л.д. 57).
Из системного толкования положений ст.ст. 357-362 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что обязанность по уплате транспортного налога находится в зависимости от факта регистрации транспортного средства. Налогоплательщиком признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.
Налоговым органом налогоплательщику 13.08.2016 заказным письмом направлено налоговое уведомление №»номер» от 05.08.2016 об уплате транспортного налога на сумму 1 908 руб. в срок до 01.12.2016 (л.д.11, 12).
Транспортный налог за 2015 год, предъявленный ко взысканию, начисленный за транспортное средство Suzuki Liana, государственный регистрационный знак «номер», 2005 года выпуска, л/с 106, в размере 1 908 руб., которым налогоплательщик владел в период с 01.01.2015 по 31.12.2015, в установленный законом срок уплачен не был.
В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ Инспекцией 09.02.2017 заказным письмом направлено требование об уплате налога и пени №»номер» по состоянию на 01.02.2017, на общую сумму 1 946 руб. 80 коп., где недоимка по транспортному налогу за 2015 год составляет 1 908 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год за период со 02.12.2016 по 31.01.2017 составляют 38 руб. 80 коп., которое оставлено ответчиком без исполнения (л.д. 13-15).
Ссылаясь на положения абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Поскольку сумма транспортного налога за 2015 год составляла менее 3 000 рублей, то право на обращение в суд в силу приведенной нормы у налогового органа не возникло.
Налоговым органом налогоплательщику 22.10.2017 заказным письмом направлено налоговое уведомление №»номер» от 12.10.2017 об уплате транспортного налога на сумму 1 970 руб. в срок до 01.12.2017 (л.д. 16, 17).
Транспортный налог за 2016 год, предъявленный ко взысканию, начисленный за транспортное средство Suzuki Liana, государственный регистрационный знак «номер», 2005 года выпуска, л/с 106, в размере 1 970 руб., которым налогоплательщик владел в период с 01.01.2016 по 31.12.2016, в установленный законом срок уплачен не был.
В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ Инспекцией 17.02.2018 заказным письмом направлено требование об уплате налога и пени №»номер» по состоянию на 13.02.2018, на общую сумму 2 007 руб. 67 коп., где недоимка по транспортному налогу за 2016 год составляет 1 970 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год за период со 02.12.2017 по 12.02.2018 составляют 37 руб. 67 коп., которое оставлено ответчиком без исполнения (л.д. 18-21).
Срок для подачи заявления о вынесении судебного приказа установлен пунктом 2 статьи 48 НК Российской Федерации и составляет шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае отмены судебного приказа налоговый орган вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций (глава 32 КАС Российской Федерации).
Положения части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации, устанавливающие срок для подачи административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций, подлежат применению в совокупности с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК Российской Федерации, в соответствии с которым требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В Октябрьский районный суд города Белгорода административное исковое заявление о взыскании с Соловьева П.В. обязательных платежей и санкций поступило в пределах указанного в части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации шестимесячного срока.
Таким образом, суд приходит к выводу о соблюдении налоговым органом процедуры принудительного взыскания с Соловьева П.В. транспортного налога за 2015- 2016 годы и пени за несвоевременную уплату транспортного налога, срока обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после отмены судебного приказа – с административным иском в районный суд.
Анализируя вышеизложенное, с учетом вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что Соловьев П.В., являясь плательщиком транспортного налога, в силу вышеназванных норм налогового законодательства, будучи своевременно и надлежащим образом уведомленным о необходимости уплаты недоимки по налогу, вопреки требованиям положений НК Российской Федерации, уклонился от исполнения такой обязанности, не предоставив доказательств наличия оснований, освобождающих его от упомянутой налоговой обязанности.
Учитывая изложенные обстоятельства, требования налогового органа о взыскании с Соловьева П.В. недоимки по транспортному налогу за 2015 год за автомобиль Suzuki Liana, государственный регистрационный знак «номер», 2005 года выпуска, л/с 106, в сумме 1 908 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год за период со 02.12.2016 по 31.01.2017 в размере 38 руб. 80 коп., недоимки по транспортному налогу за 2016 год за транспортное средство Suzuki Liana, государственный регистрационный знак «НОМЕР», 2005 года выпуска, л/с 106, в размере 1 970 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год за период со 02.12.2017 по 12.02.2018 в размере 37 руб. 67 коп., подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 40 постановления от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
Таким образом, принимая во внимание изложенные положения законодательства и норму подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК Российской Федерации, с Соловьева П.В. в доход бюджета городского округа «Город Белгород» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 руб.
Руководствуясь статьями 175 – 180 КАС Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Белгороду к Соловьеву Павлу Владимировичу о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу за 2015-2016 годы, удовлетворить.
Взыскать с Соловьева Павла Владимировича, «дата» года рождения, зарегистрированного по адресу: «адрес», в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Белгороду:
- недоимку по транспортному налогу за 2015 год за транспортное средство Suzuki Liana, государственный регистрационный знак «НОМЕР», 2005 года выпуска, л/с 106, в размере 1 908 руб., которое принадлежало на праве собственности в период 01.01.2015 по 31.12.2015,
- пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год за период со 02.12.2016 по 31.01.2017 в размере 38 руб. 80 коп.,
- недоимку по транспортному налогу за 2016 год за транспортное средство Suzuki Liana, государственный регистрационный знак «НОМЕР», 2005 года выпуска, л/с 106, в размере 1 970 руб., которое принадлежало на праве собственности в период 01.01.2016 по 31.12.2016;
- пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год за период со 02.12.2017 по 12.02.2018 в размере 37 руб. 67 коп.
Взыскать с Соловьева Павла Владимировича, «дата» года рождения, зарегистрированного по адресу: «адрес», государственную пошлину в доход бюджета городского округа «Город Белгород» в сумме 400 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 08.07.2019.
Судья Октябрьского районного
суда города Белгорода Е.А. Колмыкова