Решение по делу № 33-1460/2022 от 07.06.2022

Судья Порфирьева И.В. дело № 33-1460/2022

№ 2-636/2022,

УИД 12RS0003-02-2021-007308-56

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 7 июля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Иванова А.В.,

судей Лоскутовой Н.Г., Ваулина А.А.,

при секретаре Сафиулиной Э.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Коробейниковой Татьяны Николаевны на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 апреля 2022 года, которым постановлено в удовлетворении исковых требований Коробейниковой Татьяны Николаевны к Управлению городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» об устранении нарушений норм санитарного законодательства, ликвидации контейнерной площадки, компенсации морального вреда отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Иванова А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Коробейникова Т.Н. обратилась в суд с иском к Управлению городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», с учетом окончательно сформулированных требований просила обязать ответчика Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» устранить нарушения по установке и использованию контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, географические координаты <№>, ликвидировать контейнерную площадку, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

В обоснование иска указала, что является собственником квартиры № 63 в <адрес> В сентябре 2021 года напротив подъезда № 4 данного дома была установлена контейнерная площадка, которая находится на расстоянии 9,8 м от подъезда, то есть менее 10 м. Она и собственники данного дома никогда не нуждались в установлении данной контейнерной площадки, она установлена для сбрасывания мусора организациями и предпринимателями, ведущими предпринимательскую деятельность в торговом центре «Дом быта» и нежилых помещениях, расположенных в близлежащих зданиях около вышеуказанного дома. Дорога у подъезда № 4 и у других трех подъездов является узкой, ранее на месте вышеуказанной контейнерной площадки могли парковаться и разворачиваться транспортные средства, а сейчас это невозможно. Она и жители дома 45 имеют возможность относить мусор на контейнерные площадки, расположенные у близлежащих домов. Незаконными действиями ответчика ей причинен моральный вред, который истец оценивает в 50000 руб.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Коробейникова Т.Н. просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении ее требований. В жалобе указывает, что судом первой инстанции из Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл не истребовано заключение о целесообразности (нецелесообразности) устранения нарушений законодательства по установке и использованию контейнерной площадки. Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов должно быть не менее 20 м. Собственники д. 45 никогда не нуждались в установлении данной контейнерной площадки, она установлена для сбрасывания мусора организациями и предпринимателями, ведущими деятельность в торговом центре «Дом Быта». Установкой контейнерной площадки нарушаются ее законные права и интересы, причинены нравственные страдания.

В возражении на апелляционную жалобу Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» приводит доводы в поддержку принятого решения.

Выслушав объяснения Коробейниковой Т.Н., ее представителя Одинцова В.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Галямовой Е.В., просившей решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статьям 1, 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой, в том числе социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха), не оказывают вредного воздействия на человека.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Коробейникова Т.Н. является собственником квартиры № 63 дома <адрес>

В адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл поступили обращения Коробейниковой Т.Н. о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства.

Согласно акту санитарно-эпидемиологического обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» № 2529 от 18 октября 2021 года во дворе жилого дома <адрес> оборудована контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов. На контейнерной площадке установлено 2 контейнера из полимерных материалов с крышкой, оборудована специальная площадка для накопления крупногабаритных отходов.

В ходе проведения обследования измерено расстояние рулеткой измерительной металлической Р30У3К, заводской № 44, свидетельство о поверке № С-АИ/26-07-2021/81592049, выдано ФБУ «Марийский ЦСМ» действительно до 25 июля 2022 года.

Измеренные от контейнерной площадки расстояния составили:

- до западной стены жилого дома <адрес> 10,6+0,23 м при допустимом не менее 20 м,

- до южной стены жилого <адрес> 31,5+0,23 м при допустимом не менее 20 м,

- до границы спортивной площадки здания <адрес> (<...>) составляет 17,4+0,23 м при допустимом не менее 20 м.

По факту несоответствия расстояния до нормируемых объектов Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ, вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, исполненное в срок.

Как следует из акта по обследованию контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес> от 13 июля 2018 года, в связи с обращением Врио министра внутренних дел по Республике Марий Эл по факту замечания от Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл по вопросу загромождения контейнерной площадкой, расположенной по адресу: <адрес>, оголовка приточной вентиляции спецпомещения (защитного сооружения гражданской обороны – убежища) для сотрудников МВД, проведено обследование контейнерной площадки комиссией в составе представителей Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, Комитета экологии и природопользования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», ООО «Чистый город», ТЦ «Дом быта», ФКУ «ЦХИСО МВД по РМЭ». Комиссией было установлено, что вышеуказанная контейнерная площадка находится в удовлетворительном состоянии: мусор из контейнеров вывезен, прилегающая территория не загрязнена.

Как указано в акте, санитарное законодательство не содержит требований к наличию и организации санитарных зон вокруг убежищ.

Также указано, что в соответствии с пунктом 8.2.5 СанПин 2.1.22645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» расстояние от контейнеров для сбора твердых бытовых отходов установлено до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом и должно быть не менее 20 м, но не более 100 м, расстояние до убежищ не регламентировано.

По результатам обследования, учитывая замечания главного управления МЧС России по РМЭ, комиссия пришла к выводу о демонтаже существующей контейнерной площадки по адресу: <адрес>

Комиссией также принято решение провести расчет объемов образования твердых коммунальных отходов с учетом крупногабаритного мусора от многоквартирного <адрес>; оборудовать контейнерную площадку с установкой необходимого количества контейнеров с закрывающейся крышкой напротив подъезда № 4 многоквартирного дома по адресу: <адрес>, с сокращением расстояния от планируемой контейнерной площадки до данного многоквартирного дома до 9,8 м согласно п. 2.2.3 СанПин № 42 128-4960-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», также в соответствии с действующими нормами выполнить водонепроницаемое основание (бетонное или асфальтовое) и ограждение профилированным листом; заключить договор на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов и крупногабаритного мусора со специализированной организацией; для исключения захламления территории, прилегающей к планируемой контейнерной площадки, организовать ежедневный вывоз мусора. ТЦ «Дом быта», ТЦ «Голландия», ТЦ «Времена года», супермаркет «Перекресток» указано, в том числе, произвести перенос контейнеров с существующей контейнерной площадки на территории торговых центров.

Актом комиссии в составе специалистов ООО «Благоустройство», Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «Город Йошкар-Ола», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РМЭ» от 16 августа 2021 года по результатам осмотра для дома <адрес> принято решение определить одно место размещения контейнерной площадки для ТКО, указанное в акте комиссионного решения от 13 июля 2018 года (то есть напротив подъезда № 4 многоквартирного дома по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 45).

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями гражданского законодательства, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) представленные по делу доказательства, суд первой инстанции, установив, что в рассматриваемом случае, применению подлежат требования пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», которые наряду с названным расстоянием (не менее 20 м и не более 100 м) устанавливают исключения, когда в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача), пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Коробейниковой Т.Н.

Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может в силу следующего.

Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года утверждены санитарные правила «СаНПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», в соответствии с пунктом 2.2.3 которых, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (абзац 1). Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями (абзац 2).

В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов (абзац 3).

Указанная норма признана недействующей на территории Российской Федерации постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 декабря 2020 года № 42.

В соответствии с пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (начало действия – с 1 марта 2021 года) расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.

Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл от 1 декабря 2021 года Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 руб. Постановление не обжаловалось.

Административным органом установлено, что размещение контейнерной площадки во дворе жилого дома <адрес> Республики Марий Эл не соответствует требованиям пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21.

Судом первой инстанции не принято во внимание несоответствие местонахождения места (площадки) накопления ТКО приведенным нормативным требованиям в части их удаленности от многоквартирных домов.

Из материалов дела следует, что Актом об определении места накопления твердых коммунальных отходов в составе специалистов ООО «Благоустройство», Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «Город Йошкар-Ола», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РМЭ» от 16 августа 2021 года по результатам осмотра комиссией для <адрес> принято решение определить одно место размещения контейнерной площадки для ТКО, указанное в акте комиссионного решения от 13 июля 2018 года. Работы по установке и оборудованию спорной контейнерной площадки осуществлены в сентябре 2021 года. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Согласно статье 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно- эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарный эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно пункту 1 статьи 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 21 Закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии со статьей 1 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 202 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению коммунальных отходов.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Положения статьи 13 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что контейнерная площадка, расположенная напротив подъезда № 4 многоквартирного дома по адресу: <адрес>, установлена в сентябре 2021 года, на основании Акта об определении места накопления твердых коммунальных отходов от 16 августа 2021 года, с нарушениями действующего законодательства, оснований для ее сохранения на прежнем месте не имеется, поскольку это нарушает право истца на благоприятную окружающую среду.

Учитывая необходимость согласования и устройства контейнерной площадки в ином месте, судом апелляционной инстанции устанавливается срок исполнения судебного постановления три месяца с момента вступления апелляционного определения в законную силу.

Согласно статье 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Поскольку доказательств нарушения личных неимущественных прав истца материалы дела не содержат, доказательств причинения истцу действиями ответчика физических или нравственных страданий не представлено, то судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований о компенсации морального вреда.

В соответствии с частью 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

С учетом изложенного, с Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в пользу Коробейниковой Т.Н. подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 апреля 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Коробейниковой Татьяны Николаевны к Управлению городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» об устранении нарушений норм санитарного законодательства, ликвидации контейнерной площадки, принять в указанной части новое решение.

Обязать Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу апелляционного определения устранить нарушения норм санитарного законодательства путем ликвидации контейнерной площадки, расположенной напротив подъезда 4 <адрес> Республики Марий Эл.

В остальной части решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коробейниковой Татьяны Николаевны – без удовлетворения.

Взыскать с Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в пользу Коробейниковой Татьяны Николаевны в возврат государственной пошлины 300 руб.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий                 А.В. Иванов

Судьи                         Н.Г. Лоскутова

                                    А.А. Ваулин

Мотивированное апелляционное определение составлено 8 июля 2022 года.

33-1460/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Коробейникова Татьяна Николаевна
Прокуратура г. Йошкар-Олы
Ответчики
Управление городского хозяйства администрации ГО Город Йошкар-Ола
Другие
Комитет экологии и природопользования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
ООО Благоустройство
ООО Чистый Город
ТСЖ Луч
Управление архитектуры и градостроительства администрации ГО Город Йошкар-Ола
Администрация ГО Город Йошкар-Ола
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Иванов Андрей Викторович
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
08.06.2022Передача дела судье
07.07.2022Судебное заседание
08.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2022Передано в экспедицию
07.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее