УИД 59RS0029-01-2023-001957-58
Дело № 2-254/2024 (2-1253/2023)
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации
13.03.2024 г. Оханск
Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г.Оханске) в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.,
при секретаре Семакиной В.С.,
с участием представителя ответчика МУП «ЖКХ Гарант» Рышкова М.Ю., представителя ответчика УЭР администрации Оханского городского округа - Оберюхтиной Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел к Оханскому Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунальное хозяйство «Гарант», Управлению экономического развития администрации Оханского городского округа о прекращении нарушений санитарного законодательства и защите прав потребителей,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел обратилось с иском к Оханскому МУП «ЖКХ «Гарант», Управлению экономического развития администрации Оханского городского округа, просит:
- обязать Оханский МУП «ЖКХ «Гарант» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению в г. Оханске ненадлежащего качества с нарушением законодательства.
- обязать Оханский МУП «ЖКХ «Гарант» получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта: скважин №№ 1665, 1649, 1641, 1663, (1663а резер.), 1661, (1661а резер.), 1646, (1646а резер.), 1670, (1670а резер.), 1669, (1669а резер.) расположенных по адресу: Пермский край, г. Оханск в районе 123 квартала Оханского лесничества на земельном участке с кадастровым номером № в срок до 31.01.2025г.
- обязать Управление экономического развития администрации Оханского городского округа организовать работу Оханского МУП «ЖКХ «Гарант» в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до 31.01.2025г.
- обязать Оханский МУП «ЖКХ «Гарант» довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей.
В обоснование иска указано, что по информации Оханского МУП «ЖКХ «Гарант», на основании договора от 24.01.2019г. № 2 о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, а именно 13 скважин, из них пять скважин резервные, которые расположены на правом берегу р. Кама в районе квартала 123 Оханского лесничества. Согласно реестров санитарно-эпидемиологических заключений размещенных на официальном сайте Управления, 13.02.2018 г. Управлением было выдано санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод г. Оханска Пермского края. Согласно экспертного заключения от 29.12.2017, водозабор линейный состоит из 13 береговых скважин, расположенных вдоль реки Кама:
- основные эксплуатационные скважины - №№ 1641 (1), 1646 (2), 1649 (3), 1661 (4), 1663 (5), 1665 (8), 1669 (6), 1670 (7).
- резервные скважины №№ 1646а, 1661а, 1663а, 1669а, 1670а. Информация о выдаче положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов скважин №№ 1665, 1649, 1641, 1663, (1663а резер.), 1661, (1661а резер.), 1646, (1646а резер.), 1670, (1670а резер.), 1669, (1669а резер.) в реестре санитарно-эпидемиологических заключений отсутствует. Таким образом, водоснабжение населения г. Оханска Пермского края осуществляется из водоисточников, не имеющих положительные санитарно-эпидемиологические заключения о качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика Оханского МУП «ЖКХ «Гарант» в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, в том числе со сроком возложения обязанности. Пояснил, что им необходимо сначала согласовать рабочую программу производственного контроля качества воды.
Представитель ответчика Управления экономического развития администрации Оханского городского округа исковые требования не признала в части обязании УЭР администрации Оханского ГО организовать работу Оханского МУП «ЖКХ ГАРАНТ» в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до 31.01.2025. Пояснила, что МУП «ЖКХ ГАРАНТ» согласно Устава, является самостоятельной организацией, и они не имеют права, как учредители вмешиваться в их хозяйственную деятельность.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п.п. 1, 2 ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает, в том числе, обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, нарушениях санитарного законодательства.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 2 указанного закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 18 указанного закона, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
3. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1, 2 ст. 19 ФЗ № 52-ФЗ, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 10 от 14.03.2002 года утверждены «Санитарные правила и нормы. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
В соответствии с п. 1.4 вышеуказанных Правил на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.
Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.1.13 Правил).
Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02, п. 1.6.: организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
В п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 указано, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и ИНЫХ заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых Правилами (п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах правового пояса зон санитарной охраны должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации N 2300-1 от 07.02.1992 года "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Из материалов дела следует, что согласно Устава и выписки из ЕГРЮЛ, основными целями деятельности Оханского МУП «ЖКХ «Гарант» является решение социальных задач и вопросов местного значения: предоставление населению и юридическим лицам коммунальных услуг по содержанию жилья надлежащего качества; обеспечение бесперебойного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства; решение других вопросов местного значения. Основным видом деятельности является забор, очистка и распределение воды (л.д. 38-63, 103-109, 145-153).
Согласно п. 1.5 Устава, учредителем предприятия выступает Управление экономического развития администрация г.Оханска.
В соответствии с п. 1.4 Устава, имущество предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Оханский городской округ».
Постановлением администрации Оханского городского округа от 19.07.2021, статусом гарантирующей организации осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Оханского городского округа наделено Оханское МУП ЖКХ «Гарант» (л.д.117-118).
На основании договора о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № 2 от 24.01.2019 Управлением экономического развития администрации г.Оханска передана МУП «ЖКХ «Гарант», в т.ч. насосная станция 1 подъема, кадастровый №, по адресу: г.Оханск, в районе 123 квартала Оханского лесничества (л.д.10-17, 95-101, 156-163). Отдельные скважины не состоят на государственнм кадастровом учете, объект оформлен единым комплексом (л.д.102).
Из технического паспорта по состоянию на 10.06.2009, на 02.06.2008 следует, что в состав насосной станции в районе 123 квартала Оханского лесничества включены 8 артезианских скважин, 8 насосных станций, 2 служебных здания (л.д.18-27, 29-32).
По сообщению МУП «ЖКХ «Гарант» от 24.08.2023, на основании договора от 24.01.2019г. № 2 о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, а именно 13 скважин, из них пять скважин резервные, которые расположены на правом берегу р. Кама в районе квартала 123 Оханского лесничества (станция 1 подъема). Номера скважин 1665, 1649, 1641, 1663, (1663а резер.), 1661, (1661а резер.), 1646, (1646а резер.), 1670, (1670а резер.), 1669, (1669а резер.) (л.д.28).
Распоряжением Управления экономического развития администрации Оханского городского округа № 298-и от 10.11.2022 МУП «ЖКХ «Гарант» передана скважина (резервуар 50 куб.м.) по адресу: Пермский край, ул.Советская, скважина водоканала на колхозном рынке, кадастровый № (л.д.9).
Выпиской из ЕГРН от 26.12.2023 подтверждается, что сооружение – насосная станция 1 подъема, расположенная по адресу: Пермский край, Оханский р-н, г.Оханск, глубиной 146 м. имеет кадастровый №, собственником является МО «Оханский городской округ», правообладателем на праве хозяйственного ведения указано Оханское МУП «ЖКХ «Гарант» (л.д.90-94, 110).
13.02.2018 выдано санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод г. Оханска Пермского края (л.д.3, 111).
В соответствии с экспертным заключением № 728 ЗФ от 29.12.2017, водозабор линейный состоит из 13 береговых скважин, расположенных вдоль реки Кама:
- основные эксплуатационные скважины - №№ 1641 (1), 1646 (2), 1649 (3), 1661 (4), 1663 (5), 1665 (8), 1669 (6), 1670 (7).
- резервные скважины №№ 1646а, 1661а, 1663а, 1669а, 1670а (л.д.33-37, 113-116).
Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 16.04.2018 утвержден проект «Обоснование и расчет границ I-III поясов зоны санитарной охраны водозабора подземных вод г.Оханска Пермского края, установлены зоны санитарной охраны водозабора скважин №№ 1641, 1646, 1649,, 1661, 1663, 1665, 1669, 1670, 1646а, 1661а, 1663а, 1669а, 1670а (л.д.112).
Положением об Управлении экономического развития администрации г.Оханска предусмотрено, что Управление осуществляет в установленном порядке функции и полномочия учредителя муниципальных предприятий, утверждает их уставы, назначает и увольняет их руководителей, обеспечивает проведение реорганизации и ликвидации предприятий (п.1.11) (л.д.121-142).
В материалы дела представлен Проект «Обоснование и расчет границ I-III поясов зоны санитарной охраны водозабора подземных вод г.Оханска Пермского края» (л.д.164-181), письмо Оханского МУП ЖКХ «Гарант» о направлении рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды на 2023-2027 г., на 2024-2028 г. (л.д.183, 201, 204), протоколы испытаний (л.д.184-190),бухгалтерский баланс на 30.09.2023 (л.д.191)
Судом установлено, что на территории г.Оханска в районе квартала 123 Оханского лесничества имеется 13 скважин, которые переданы в хозяйственное ведение Оханского МУП «ЖКХ «Гарант», скважины находятся в собственности Муниципального образования Оханский городской округ. Переданное имущество используется для обеспечения населения услугами центрального питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Истец указывает, что информации о соответствии водных объектов скважин №№ 1665, 1649, 1641, 1663, (1663а резер.), 1661, (1661а резер.), 1646, (1646а резер.), 1670, (1670а резер.), 1669, (1669а резер.) в реестре санитарно-эпидемиологических заключений не имеется. Ответчиками данный факт не оспаривается.
Согласно положениям ст.55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями п.п. «з» п.2 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 N 94, охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя в том числе установление режима хозяйственной деятельности, запрещающего работы, загрязняющие подземные воды в границах зон санитарной охраны водозаборов питьевых подземных вод, границах округов горно-санитарной охраны месторождений минеральных вод, а также в областях питания незащищенных водоносных горизонтов, используемых для целей централизованного и нецентрализованного питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения.
Таким образом, организация зон санитарной охраны источников водоснабжения, в том числе водозаборов подземных вод - является одним из мероприятий по защите от загрязнения подземных вод, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также способом обеспечения соответствия качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что водоснабжение населения в г.Оханске по указанным скважинам осуществляется из источников, не имеющих положительных санитарно-эпидемиологических заключений о качестве источников питьевого водоснабжения, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Ответчик, как юридическое лицо, пользующееся указанными в иске объектами водоснабжения на праве хозяйственного ведения, обязано принять меры для получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения на использование указанных скважин, поскольку право хозяйственного ведения не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию данного имущества, которое служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия.
Поскольку законом прямо предусмотрена обязанность ответчика как пользователя водного объекта осуществлять его oхpaнy в соответствии с требованиями закона и подзаконных нормативных актов, требования истца о возложении на ответчика обязанности прекратить противоправные действия по оказанию услуг по водоснабжению ненадлежащего качества подлежат удовлетворению.
При установлении срока устранения ответчиком требований санитарного законодательства суд, учитывая значимость заявленных требований, направленных на восстановление нарушенного конституционного права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятные условия жизнедеятельности, приходит к выводу, что заявленный истцом срок – до 31.01.2025 соответствует принципам разумности и справедливости.
При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно абз.2 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий исполнителя в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает право нарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Суд, принимая во внимание указанные положения закона и правовую позицию Верховного Суда РФ, также приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца в части возложения на ответчика обязанности довести до сведения потребителей настоящее судебное постановление путем его размещения в средствах массовой информации или иным путем в течение 10 дней с даты вступления его в законную силу.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселений водоснабжения населения.
Согласно положениям пп. 1, 2 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу п. 6 этой же статьи собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Согласно пп. 2, 3 ст. 7 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Таким образом, исходя из приведенных норм права, субсидиарная ответственность по обязательствам унитарного предприятия возлагается на создавшее его муниципальное образование в том случае, когда унитарное предприятие основано на праве оперативного управления и является казенным.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Оханское МУП «ЖКХ «Гарант» не является казенным предприятием. Муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам созданного им муниципального неказенного предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества (п. 2 ст. 7 в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях).
Лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты либо иной, предусмотренный законом способ, который бы обеспечил восстановление прав, за защитой которых истец обратился с иском в суд. Выбор способа защиты должен соответствовать характеру нарушенного права.
Согласно указанной норме защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, принуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков и иными способами, предусмотренными законом.
Требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», такая обязанность непосредственно возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. Обеспечение выполнения юридическими лицами, в том числе муниципальными унитарными предприятиями, требований санитарного законодательства Российской Федерации осуществляется самостоятельно, а в случае уклонения от выполнения данной обязанности посредством привлечениях их к соответствующей ответственности, а также ограничению, приостановлению или запрещению их деятельности.
Действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления обязанностей по осуществлению каких-либо действий по обеспечению соблюдения в рамках осуществляемой муниципальным унитарным предприятием, как хозяйствующим субъектом деятельности, требований санитарного законодательства.
Таким образом, требования о возложении обязанности на Управление экономического развития администрации Оханского городского округа организовать работу Оханского МУП «ЖКХ «Гарант» в соответствии с требованиями санитарного законодательства не подлежат удовлетворению.
Судом рассмотрен иск в пределах заявленных требований, с учетом представленных сторонами доказательств, которые оценены в их совокупности, с учетом их относимости и допустимости, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56, ст. 59, 60, 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел удовлетворить частично.
Возложить на Оханский МУП «ЖКХ «Гарант» обязанность прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению в г. Оханске ненадлежащего качества с нарушением законодательства.
Возложить на Оханский МУП «ЖКХ «Гарант» обязанность получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта: скважин №№ 1665, 1649, 1641, 1663, (1663а резер.), 1661, (1661а резер.), 1646, (1646а резер.), 1670, (1670а резер.), 1669, (1669а резер.) расположенных по адресу: Пермский край, г. Оханск в районе 123 квартала Оханского лесничества на земельном участке с кадастровым № в срок до 31.01.2025.
Возложить на Оханский МУП «ЖКХ «Гарант» обязанность довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей.
В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на Управление экономического развития администрации Оханского городского округа организовать работу Оханского МУП «ЖКХ «Гарант» в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до 31.01.2025, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г.Оханске) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.И. Михайлова
Мотивированное решение изготовлено 20.03.2024.