Дело № 2-390/2018 29 мая 2018 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Спиридонова А.П.,
при секретаре Гуменюк Т.А.,
с участием представителя истца Стрежневой Л.Р., представителя ответчика Антроповой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Коряжме в помещении Коряжемского городского суда 29.05.2018 гражданское дело по исковому заявлению Богдановой С. В. к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <...> (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и назначить страховую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Богданова С.В. обратилась в Коряжемский городской суд с исковым заявлением к УПФР в <...> (межрайонное) об обязании включения периодов осуществления предпринимательской деятельности с 27.10.2006 по 04.03.2008, с 06.03.2009 по 30.11.2012, с 01.01.2013 по 21.05.2013, с 11.10.2013 по 30.12.2013, с 01.01.2015 по 11.01.2015 в стаж работы в местностях, приравненным к районам крайнего Севера, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 09.03.2018, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с 09.03.2018. В обоснование заявленных требований Богданова С.В. указала, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, как лицо, достигшее 50-летнего возраста, имеющее двух детей, а также стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, более 17 лет. УПФР в <...> в удовлетворении данного заявления истца отказало, так как документально не подтверждено осуществление предпринимательской деятельности в спорные периоды в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.
Истец Богданова С.В. о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, направила своего представителя Стрежневу Л.Р., ходатайство об отложении судебного заседания суду не представила.
Представитель истца Стрежнева Л.Р. полагала возможным рассмотреть дело при данной явке, исковое заявление просила удовлетворить по изложенным в нем доводам.
Представитель ответчика Антропова Е.П. полагала возможным рассмотреть дело при данной явке, в удовлетворении искового заявления просила отказать по доводам, изложенным в представленных суду возражениях.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ), право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не мене 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не мене 30 (с учетом переходных положений, предусмотренных положениями части 3 статьи 35 Закона № 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Федерального закона, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не мене 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и имеют страховой стаж не менее 20 лет (п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ). Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так, и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статей 8 указанного Федерального закона, женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет приравненных к ним местностям.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии оплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Определяя в Федеральном законе от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (пп. 2 п. 1 ч. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14).
Из правовой позиции, содержащейся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 № 950-О-О, следует, что, гарантируя права застрахованного лица (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателем взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного страхования, а значит на пенсию. Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.) осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации.
В разъяснениях, данных в абзаце 3 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой страж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, положения действующего законодательства возможность зачета периодов предпринимательской деятельности в страховой стаж ставят в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов в период осуществления этой деятельности.
В судебном заседании установлено, что 07.03.2018 Богданова С.В. 09.03.1986 года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2, 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Коряжме Архангельской области от 12.04.2018 Богдановой С.В. отказано в досрочном назначении пенсии на основании п.2, 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ ввиду отсутствия необходимого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно представленным материалам из пенсионного дела ответчиком установлено, что на 07.03.2018 страховой стаж истца составляет 25 лет 10 месяцев 25 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 13 лет 04 месяца.
При этом пенсионным органом не включены в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы истца, помимо прочих, в качестве индивидуального предпринимателя с 27.10.2006 по 04.03.2008, с 06.03.2009 по 30.11.2012, с 01.01.2013 по 21.05.2013, с 11.10.2013 по 30.12.2013, с 01.01.2015 по 11.01.2015 в ввиду отсутствия доказательств осуществления предпринимательской деятельности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Истцом заявлены требования о включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, вышеуказанных периодов осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Стороной ответчика не оспаривается и подтверждается материалами дела, что Богданова С.В. 09.03.1968 г.р. является женщиной, достигшей 50-летнего возраста, родившей двух детей, которой начислены и уплачены все необходимые страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за спорные периоды времени, данные обстоятельства сомнений у суда также не вызывают.
Согласно ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу ч. 3 ст. 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее Правила № 1015). К уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
В соответствии с п. 20 Правил № 1015 периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными органами в установленном порядке.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии. Согласно п. 6 указанного Перечня, для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015.
Кроме того, приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, пунктом 4 которого предусмотрена необходимость документального подтверждения данных о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Таким образом, по смыслу указанных требований закона для назначения индивидуальному предпринимателю досрочной пенсии по ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ необходимо подтвердить одновременно обстоятельства осуществления индивидуальной трудовой деятельности непосредственно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и уплату страховых взносов.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, в которых производится выплата процентной надбавки за стаж работы, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, согласно которому с 01.07.1993 Вилегодский район Архангельской области относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Как следует из материалов дела, Богданова С.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 26.10.2006 по настоящее время в межрайонной инспекции налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и поставлена на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Вилегодского района Архангельской области Российской Федерации.
Богданова С.В. зарегистрирована в системе Пенсионного фонда г. Коряжмы Архангельской области (ранее в отделе ПФР в Вилегодском районе) в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого является «Лесозаготовка», уплачивающим страховые взносы, место жительства в спорные периоды истцом не изменялось, что не оспаривается стороной ответчика.
По сведениям МИФНС России по Архангельской области Богданова С.В. в периоды с 26.10.2006 по настоящее время применяет упрощенную систему налогообложения, а с 02.01.2008 по настоящее время по отдельным видам деятельности – единый налог на вмененный доход.
Согласно представленным сведениям об уплате налогов и взносов и налоговым декларациям, в оспариваемые периоды Богданова С.В. осуществляла предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров, лесозаготовку, местом осуществления деятельности указано: Архангельская область, Вилегодский район, с. Ильинско-Подомское.
Из представленных документов следует, что уплата налога по упрощенной системе налогообложения и единого налога на вмененный доход производилась истцом по коду ОКАТО муниципального образования «Вилегодский район». Факт уплаты страховых взносов в ПФ РФ в полном объеме и в установленные сроки ответчиком не оспаривается.
Кроме того, факт ведения истцом предпринимательской деятельности в районах приравненных к районам Крайнего Севера подтверждается представленными суду копиями договоров аренды недвижимости от 27.10.2006, купли-продажи лесных насаждений, предусматривающих заготовку древесины для ее переработки от 05.03.2008, 24.12.2013, 31.12.2013, 12.01.2015, 27.03.2015, аренды помещения от 01.01.2010, аренды нежилого помещения от 01.11.2010, купли-продажи фанерного кряжа от 15.01.2013, а также трудовых договоров от 10.11.2006, 10.11.2006, 10.11.2006, 10.11.2006, 01.01.2007, 15.05.2007, 01.12.2007, 01.12.2007, 01.03.2008, 01.01.2009, 01.03.2009, 15.06.2009, 11.11.2009, 08.02.2010, 01.02.2010, 04.10.2010, 11.01.2011, 10.07.2011, 01.07.2011, 28.05.2012, 20.01.2012, 05.10.2012, 09.01.2013, 08.07.2013, 23.12.2013, 01.01.2014, 01.01.2014, 10.01.2014, 06.10.2014, 01.01.2015, 28.02.2015, по которым истец выступала в качестве работодателя иных лиц, представленной копией пенсионного дела Богдановой С.В. Факт уплаты истцом страховых взносов и единого налога стороной ответчика не оспаривается, подтверждается исследованными письменными материалами дела.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод об обоснованности заявленных истцом исковых требований и необходимости включения спорных периодов осуществления предпринимательской деятельности Богдановой С.В. в страховой стаж истца как периодов, в которые Богданова С.В. осуществляла предпринимательскую деятельность в Вилегодском районе Архангельской области, то есть в районе, приравненном к району Крайнего Севера.
Учитывая, что истец осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в спорные периоды в Вилегодском районе Архангельской области, относящемся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, а также с учетом того, что страховые взносы за спорные периоды истцом уплачены в полном объеме, суд приходит к выводу, что требования истца о включении периодов осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 27.10.2006 по 04.03.2008, с 06.03.2009 по 30.11.2012, с 01.01.2013 по 21.05.2013, с 11.10.2013 по 30.12.2013, с 01.01.2015 по 11.01.2015 в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, являются законными и обоснованными.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом включения спорных периодов в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Богданова С.В. на 09.03.2018 являлась женщиной, родившей двух детей, достигшей возраста 50 лет, имеющей страховой стаж не менее 20 лет и проработавшей не менее 17 календарных лет в местности, приравненной к району Крайнего Севера, что, согласно положениям п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, является достаточным для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости с даты возникновения права, то есть с 09.03.2018.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Богдановой С.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы, понесенные истцом в связи с рассмотрением гражданского дела, которые состоят из государственной пошлины в размере 300 рублей, оплаченной при подаче искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Богдановой С. В. к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <...> (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и назначить страховую пенсию удовлетворить.
Признать за Богдановой С. В. право на досрочное назначение страховой пенсии и обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <...> (межрайонное) включить периоды осуществления Богдановой С.В. 09.03.1968 года рождения, деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: с 27.10.2006 по 04.03.2008, с 06.03.2009 по 30.11.2012, с 01.01.2013 по 21.05.2013, с 11.10.2013 по 30.12.2013, с 01.01.2015 по 11.01.2015.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <...> (межрайонное) назначить Богдановой С. В. досрочную страховую пенсию по старости с ....
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <...> (межрайонное) в пользу Богдановой С. В. уплаченную государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий А.П. Спиридонов