Дело № 2-1075/2023
61RS0013-01-2023-001882-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июля 2023 года г. Красный Сулин,
Ростовской области
Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.В.,
при секретаре Орловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области к Володиной Елене Владимировне, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ о признании недействительной <данные изъяты> и выписки из акта медицинского освидетельствования
у с т а н о в и л:
истец обратился в Красносулинский районный суд с настоящим иском к Володиной Е.В. и ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РО" Министерства труда и социальной защиты РФ по тем основаниям, что 11.09.2014 Володина Е.В. обратилась в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), затем 30.10.2014 Володина Е.В. обратилась в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении <данные изъяты> предоставив справку <данные изъяты> и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2013 № от 05.09.2014, выданные Бюро № филиалом ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РО", согласно которым Володина Е.В. с 05.09.2014 <данные изъяты> В рамках проведения проверки законности получения гражданами справок <данные изъяты> и обоснованности получения социальных выплат, установлено, что в Единой автоматизированной вертикально интегрированной информационной системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ с 2014 года, данные о прохождении медико-социальной экспертизы Володиной Е.В. отсутствуют, также, как и медико-экспертная документация на бумажном носителе, в связи с чем, Главное бюро МСЭ не имеет возможности подтвердить <данные изъяты> Таким образом, отсутствуют объективные данные, подтверждающие прохождение Володиной Е.В. медико-социальной экспертизы. Выплата пенсии и ЕДВ Володиной Е.В. прекращены с 01.11.2020. Просит суд признать недействительной с момента выдачи справку об <данные изъяты> МСЭ-2013 № от 05.09.2014 и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2013 № от 05.09.2014, выданные Бюро № филиалом ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РО", согласно которым Володиной Е.В. <данные изъяты>
В судебное заседание стороны не явились, о слушании дела были извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без их участия, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Правила признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года N 95 (действовавшими до 30.06.2022 г.).
В соответствии с п. 2, п. 3 указанных Правил, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно п. п. 5 и 6 указанных Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию. Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Классификация и критерии, используемые при осуществлении МСЭ граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы утверждены приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 г. N 1024н (действовавшим до 31 декабря 2019 г.).
Согласно п. 7 Правил признания лица инвалидом в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Пунктом 15 указанных Правил предусмотрено, что гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно (пункт 19 Правил).
В соответствии с пунктом 28 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н (действовавшим до 13.06.2021 г.), для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы необходимо предоставление документа, удостоверяющего личность гражданина (возможна копия) и заявления о предоставлении государственной услуги.
Кроме того, пунктом 31 Административного регламента установлено, что для проведения медико-социальной экспертизы также необходимо предоставить направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, либо справку об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.
Необходимым и обязательным для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы условием, является выдача направления на медико-социальную экспертизу либо справки об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.
Пунктом 13 Правил признания лица инвалидом предусмотрено, что гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Гражданам, обратившимся в бюро самостоятельно в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть установлена при первичном признании гражданина инвалидом в случае отсутствия положительных результатов назначенных ему в соответствии с указанным пунктом реабилитационных или абилитационных мероприятий.
В силу пункта 1 части 3 статьи 8 Закона N 181-ФЗ на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона N 181-ФЗ Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 11.09.2014 Володина Е.В. обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда России с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.
30.10.2014 Володина Е.В. обратился с заявлением о назначении трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В числе документов, представленных для назначения <данные изъяты> Володиной Е.В. представлена Справка <данные изъяты> и Выписка из акта освидетельствования гражданина, <данные изъяты> серии МСЭ-2013 № от 05.09.2014, выданные Бюро № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, согласно которым Володиной Е.В. с <данные изъяты>
С 05.09.2014 Володиной Е.В. назначена <данные изъяты> 11.09.2014 - ежемесячная денежная выплата.
В рамках проведения проверки законности получения социальных выплат, территориальным органом Пенсионного фонда России получен ответ на из ФКУ «Главное бюро МСЭ по Ростовской области» Минтруда РФ от 07.09.2020 №, согласно которому в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системе (ЕАВИИАС), используемой с января 2014 года при проведении МСЭ, и в бумажном архиве бюро № – филиала Учреждения сведения о проведении медико-социальной экспертизы, в том числе Володиной Е.В. – отсутствуют (л.д.33,34-35).
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования <адрес> сообщил, что информация об оказании медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на территории <адрес> Володиной Е.В. за период с 05.09.2013 по 05.09.2014 отсутствует (л.д.94).
11.05.2021 ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» проведена медико-социальная экспертиза Володиной Е.В. в порядке контроля заочно, по итогам которой, решение бюро № от 04.05.2021 – об отсутствии оснований для <данные изъяты> - оставлено без изменения (л.д. 48-58, 59-65).
Как следует из отзыва на исковое заявление, ФКУ "ГБ МСЭ по <адрес>" Минтруда России сведениями о возможном направлении Володиной Е.В. на проведение медико-социальной экспертизы в 2014 году, учреждение не располагает. 04.05.2021 ответчику впервые проведена заочная МСЭ в бюро №-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России, по результатам которой вынесено экспертное решение: <данные изъяты> 11.05.2021 ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» проведена медико-социальная экспертиза Володиной Е.В. в порядке контроля заочно, по итогам которой, решение бюро № от 04.05.2021 об отсутствии <данные изъяты> - оставлено без изменения (л.д. 45-65).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что правила прохождения медико-социальной экспертизы Володиной Е.В. нарушены.
Согласно ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Каких-либо относимых и допустимых доказательств в опровержение указанных обстоятельств в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчиком Володиной Е.В. суду представлено не было.
В ходе судебного разбирательства ходатайство о назначении по делу судебно-медицинской экспертизы для подтверждения наличия критериев <данные изъяты> Володиной Е.В. не заявлялось.
Медицинские документы ответчика и индивидуальная программа реабилитации (ИПРА), которые могли бы подтвердить наличие у неё заболевания, являющегося основанием для <данные изъяты> - суду не представлены, в связи с чем суд полагает, что отсутствие указанных документов, иных документов, подтверждающих прохождение МСЭ (акты и протоколы проведения МСЭ), а также проведенная 04.05.2021 и 11.05.2021 в порядке контроля заочная медико-социальная экспертиза, не установившая Володиной Е.В. <данные изъяты>, подтверждают выводы о незаконном получении Володиной Е.В. справки МСЭ.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области обоснованы и подлежат удовлетворению.
Поскольку истец и ответчик ФКУ «Главное бюро МСЭ по РО» освобождены от уплаты госпошлины, суд в соответствии со ст.103 ГПК РФ, взыскивает с ответчика Володиной Е.В. в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> удовлетворить.
Признать недействительными с момента выдачи справку серии МСЭ-2013 № от 05.09.2014, выписку из <данные изъяты> серии МСЭ-2013 № от 05.09.2014, выданные Бюро № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ (ОГРН 1046163025710) об установлении Володиной Елене Владимировне (СНИЛС 038-322-316-32) <данные изъяты>
Взыскать с Володиной Елены Владимировны в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский райсуд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В. Мищенко