Решение по делу № 33-1161/2024 (33-15002/2023;) от 21.12.2023

УИД 59RS0004-01-2023-002529-55

Дело №33-1161/2024 (№33-15002/2023)

№ 2 - 2905/2023 (номер дела, присвоенный судом первой инстанции)

Судья Милашевич О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 08 февраля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Высочанской О.Ю.

судей Цыбиной И.Н., Журавлевой В.М.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайцевой К.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тронина Андрея Леонидовича к администрации г. Перми, Управлению жилищных отношений администрации города Перми, администрации Большесосновского сельского поселения Пермского края, Комитету инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края о признании договора социального найма недействительным в части, признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, по апелляционной жалобе администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г.Перми от 18.10.2023.

Заслушав доклад судьи Высочанской О.Ю., пояснения истца Тронина А.Л., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Тронин А.Л. обратился в суд с иском к администрации г. Перми, Управлению жилищных отношений администрации города Перми, администрации Большесосновского сельского поселения Пермского края, Комитету инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края, с учетом уточненного искового заявления (т.2 л.д.49-56) просит: признать договор социального найма жилого помещения от 14.09.2022, заключенный между Администрацией Большесосновского сельского поселения и гражданином В1. не действительным, в части внесения истца как члена семьи нанимателя жилого помещения; признать незаконным распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми от 06.12.2022 № 1686 об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; возложить обязанность на ответчика в лице Администрации города Перми предоставить благоустроенное жилое помещение.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что является сиротой. На основании решения Большесосновского районного суда Пермской области по делу № **/2006 его мать Т1. лишена родительских прав. До окончания ФГБОУ ВО «***» над ним установлена опека приемной семьи П1. и П2. На момент обучения он проживал в общежитии, предоставляемом академией по адресу: ****, где и был временно зарегистрирован по месту пребывания. После окончания академии временная опека прекращена, из общежития он был выписан. Ввиду прохождения службы в *** непосредственно в городе Перми оформил временную прописку по адресу: г. Пермь, ул. ****. На основании распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми от 27.11.2020 № 1727 он включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории г. Перми. 06.12.2022 на основании распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми он исключен из списка детей-сирот ввиду утраты оснований для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений. Ему было отказано в предоставлении жилого помещения как члену семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения. Указывает, что он не является членом семьи В1., в связи с чем не мог быть включен в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя. До настоящего времени он жилым помещением не обеспечен, считает нарушенными права и законные интересы.

Решением Ленинского районного суда г.Перми от 18.10.2023 договор социального найма жилого помещения от 14.09.2022 № ** признан недействительным в части включения в него в качестве члена семьи нанимателя Тронина Андрея Леонидовича; признано незаконным распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми от 06.12.2022 № ** об исключении Тронина Андрея Леонидовича из списка детей-сирот; на администрацию города Перми возложена обязанность предоставить Тронину Андрею Леонидовичу на территории города Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.

В апелляционной жалобе администрация г. Перми просит решение суда первой инстанции отменить. Истец исключен из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, в связи с утратой оснований для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда. На момент принятия решения об исключении истца из списка договор найма от 14.09.2022 недействительным признан не был. Ссылаясь на то, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций, ответчик полагает, что отсутствие соответствующих субвенций является основанием для отказа в удовлетворении иска. Выделение требуемых субвенций осуществляет Правительство Пермского края.

В суде апелляционной инстанции истец с решением суда первой инстанции согласился.

Представители Администрации города Перми, Администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края, Управления жилищных отношений администрации города Перми, Комитета инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края, В1. о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

Администрацией г. Перми, Управлением жилищных отношений администрации г. Перми поданы заявления о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, поддерживают доводы апелляционной жалобы.

При указанных обстоятельствах в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене решения.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).

Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:

1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 N 322-п, от 01.06.2022 N 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 N 464-п).

Судом установлено, что решением Большесосновского районного суда Пермской области от 30.05.2006 по делу № **/2006 мать истца - Т1. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: Тронина Андрея Леонидовича, ** года рождения и Б., ** года рождения (т.1 л.д.12-13). Отец Тронина А.Л., указанный в свидетельстве о рождении, записан со слов матери.

Тронин А.Л. с 29.09.1997 зарегистрирован по адресу: **** (т.1 л.д.10-11), жилых помещений на праве собственности не имеет (т.1 л.д.53).

Жилое помещение по адресу: ****, общей площадью 28,2 кв.м. находится в собственности муниципального образования «Большесосновский муниципальный округ Пермского края» (т.1 л.д.189-190).

31.12.2003 Главой Большесосновского муниципального района Пермской области вынесено распоряжение о закреплении за Трониным А.Л. и Б. общей площади 24 кв.м., жилой 18 кв.м. в квартире по адресу: **** (т.1 л.д.98).

30.06.2006 Главой администрации Большесосновского муниципального района Пермского края вынесено постановление о создании приемной семьи П1. и П2. и передаче для дальнейшего воспитания и содержания несовершеннолетнего Тронина А.Л. с ** (т.1 л.д.14).

01.07.2011 между администрацией Большесосновского сельского поселения (наймодатель) и Т1. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: **** общей площадью 28,2 кв.м. Совместно с нанимателем вселяются следующие члены семьи: Тронин Андрей Леонидович (сын), Б. (сын), Т2. (брат) (т.1 л.д.51-52).

Согласно справке администрации Тойкинского сельского поселения Большесосновского района Пермского края от 13.12.2012, Тронин А.Л. проживает (без регистрации) по адресу: **** (т.1, л.д.114).

Из справки администрации Большесосновского сельского поселения от 10.04.2013, выданной Тронину А.Л., следует, что он зарегистрирован по адресу: **** с составом семьи: брат Б. Фактически по указанному адресу зарегистрированы, в том числе Т1. и Т2. (т.1 л.д.109).

11.04.2013 МТУ №1 Министерством социального развития Пермского края (отдел по Большесосновскому муниципальному району) в адрес Главы администрации Большесосновского сельского поселения направлено ходатайство, из которого следует, что на основании акта проверки сохранности закрепленного жилья за несовершеннолетними по адресу: **** установлено, что в данном жилом объекте никто не проживает, квартира не отапливается, водопровод, канализация отсутствуют, общая площадь составляет 25,7 кв.м., зарегистрирован в данном жилье также дядя несовершеннолетних детей Т2., который состоит на учете у врача-фтизиатра, поэтому считают, что после совершеннолетия Б. и Тронина А.Л. проживать в данном жилом помещении им не представляется возможным (т.1 л.д.16).

17.04.2013 Главой администрации Большесосновского сельского поселения Пермского края вынесено распоряжение о признании утратившим силу и отмене распоряжения о закреплении за Трониным А.Л. и Б. жилой площади по адресу: ****, поскольку последние поставлены в очередь для получения муниципального жилья для детей-сирот (т.1 л.д.17-18, 97).

24.05.2013 установлен факт невозможности проживания Тронина А.Л. по адресу: ****, поскольку площадь жилого помещения на одно зарегистрированное лицо менее учетной нормы (т.1 л.д.70-71).

24.05.2013 Тронин А.Л. включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору социального найма специализированного жилого помещения (т.1 л.д.20).

По состоянию на 05.12.2016 по адресу: **** были зарегистрированы: Т1., Тронин А.Л., Б., Т2., (т.1 л.д.101).

Т2. умер 02.04.2019, Т1. умерла 06.12.2019 (т.1 л.д.240-242).

24.03.2020 между администрацией Большесосновского сельского поселения (наймодатель) и Б. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения в отношении квартиры по адресу: **** общей площадью 28,2 кв.м. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселен член семьи Тронин А.Л. (брат) (т.1 л.д.21-24).

15.06.2020 к договору социального найма жилого помещения от 24.03.2020 заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в договор: совместно с нанимателем в жилое помещение вселен В1. с 15.06.2020 (т.1 л.д.25).

Из свидетельства о смерти следует, что 08.08.2020 умер Б. (т.1 л.д.48), который с 04.02.2002 был зарегистрирован по адресу: **** (т.1 л.д.39).

16.10.2020 Тронин А.Л. обратился с заявлением к начальнику Управления жилищных отношений администрации города Перми об исключении его из списка по Большесосновскому муниципальному району и включении в Список по г. Перми, указав, что жилых помещений в собственности и по договору социального найма не имеет (т.1 л.д.26).

27.11.2020 Тронин А.Л. на основании распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Перми (т.1 л.д.29). По состоянию на 07.02.2022 порядковый номер в списке – 153 (т.1 л.д.66).

30.06.2022 на заседании Комиссии по решению некоторых вопросов в части обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот принято решение об отказе Тронину А.Л. в признании имеющим право на получение социальной выплаты и выдаче жилищного сертификата на основании абз.4 п.2.7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 07.04.2020 № 178-п «О реализации мероприятия «Дополнительные меры по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет и старше (предоставление выплат на приобретение жилых помещений)» (далее – Порядок) (т.1 л.д.32).

14.09.2022 в администрацию Большесосновского муниципального округа Пермского края обратился В1. с заявлением о заключении с ним договора социального найма в отношении жилого помещения по адресу: **** общей площадью 28,2 кв.м для постоянного проживания. В графе «совместно со мной в данном квартире будут проживать:» В1. поставил прочерк (т.1 л.д.187).

14.09.2022 между Комитетом инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края (наймодатель) и В1. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения № ** в отношении квартиры по адресу: **** общей площадью 28,2 кв.м. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселен член семьи нанимателя Тронин А.Л. (брат) (т.1 л.д.45-47).

В1. с 25.06.2020 зарегистрирован по адресу: **** (т.1 л.д.40).

Из справки о лицах, состоящих на регистрационном учете по состоянию на 25.10.2022 следует, что в квартире по адресу: **** на регистрационном учете состоят Тронин А.Л. и его двоюродный брат В1. (т.1 л.д.64).

06.12.2022 начальником Управления жилищных отношений администрации города Перми вынесено распоряжение об исключении Тронина А.Л. из списка детей-сирот ввиду утраты оснований для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, ввиду отсутствия у Тронина А.Л. права, установленного законодательством, на предоставление жилого помещения (т.1 л.д.142).

Согласно справке администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края от 29.08.2023 Тронин А.Л. проживал по временной регистрации по адресу: **** с марта 2006 года по август 2015 года (т.1 л.д.58).

Из справки ГУ МЧС России по Пермскому краю следует, что Тронин А.Л. с 26.08.2015 по 15.11.2019 являлся курсантом ***. С 15.11.2019 по 01.01.2020 являлся курсантом ***; с 01.01.2020 по 21.07.2020 являлся курсантом *** (т.1 л.д.34).

В период обучения в Воронежском институте ГПС МЧС России с 01.09.2015 по 31.12.2019 Тронин А.Л. имел временную регистрацию по адресу: **** (т.1 л.д.31).

В период с 24.01.2020 по 01.07.2020 Тронин А.Л. был временно зарегистрирован на территории Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России по адресу: **** (т.1 л.д.30).

В период с 15.09.2020 по 01.12.2022 Тронин А.Л. был зарегистрирован по адресу: г.Пермь, ул. **** (т.1 л.д.80), которая принадлежат на праве собственности И1. и И2. (т.1 л.д.81-84).

Тронин А.Л. нанимателем по договору социального найма на территории города Перми не является (т.1 л.д.162).

Из ответа Комитета инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края от 07.09.2023 следует, что плату за найм жилого помещения по адресу: **** никто не вносит, задолженности за найм нет, лицевой счет по внесению платежей за найм не открывался (т.2 л.д.32).

Согласно акту осмотра жилого помещения по адресу: **** на момент осмотра в квартире присутствовала В2. (мать В1.), жилое помещение состоит из двух комнат. В жилом помещении на момент осмотра никто не проживает (т.2 л.д.82).

В суде первой инстанции свидетель И2. пояснила, что Тронин А.Л. с 2006 года проживал в семье П1. и П2. по адресу: ****, которые приходятся ей родителями, права пользования жилым помещением по адресу: ****2 не осуществлял и не осуществляет, родственные связи с проживающими в ней лицами не поддерживал (т.2 л.д.61-62).

Верно установив, что, обращаясь в администрацию Большесосновского муниципального округа Пермского края с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: ****2, В1. в качестве члена своей семьи Тронина А.Л. не указывал и не просил его включать в договор, в графе совместно проживающих с ним граждан поставил прочерк, сам Тронин А.Л. также с таким заявлением не обращался, соглашения о вселении Тронина А.Л. в качестве члена семьи нанимателя В1., приходящихся друг другу двоюродными братьями, не достигнуто, Тронин А.Л. с момента передачи его в приемную семью (с 2006 года) не проживал по адресу: ****2, никаких юридически значимых действий в отношении данного жилого помещения не совершал, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании договора социального найма жилого помещения от 14.09.2022 №** недействительным в части включения в него в качестве члена семьи нанимателя Тронина А.Л.

Дополнительно надлежит обратить внимание на то обстоятельство, что Тронин А.Л. был включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории г.Перми (распоряжение от 27.11.2020 № 1727), тогда как истец вселен в жилое помещение, находящееся в Большесосновском районе Пермского края.

Поскольку договор социального найма от 14.09.2022 в части включения Тронина А.Л. в качестве члена семьи нанимателя обоснованно признан судом первой инстанции недействительным, а распоряжение о закреплении за Трониным А.Л. жилой площади по адресу: ****2 утратило силу и отменено распоряжением Главы администрации Большесосновского сельского поселения Пермского края от 17.04.2013, после чего данное жилое помещение, начиная с 2006 года Трониным А.Л. для проживания фактически не использовалось и не используется, соответственно, распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми от 06.12.2022 №1686 об исключении Тронина А.Л. из списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не соответствует положениям Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подлежит признанию незаконным.

Тот факт, что на момент принятия решения об исключении истца из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, договор найма от 14.09.2022 недействительным признан не был, не влияет на правильность выводов суда первой инстанции о незаконности распоряжения об исключении Тронина А.Л. из такого списка. Договор социального найма от 14.09.2022 признан недействительным в соответствующей части оспариваемым судебным решением, совокупность материалов дела свидетельствует об обоснованности заявленных исковых требований. Один лишь факт регистрации Тронина А.Л. по адресу: ****2 не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи нанимателя жилого помещения, сам по себе не свидетельствует о возникшем у истца самостоятельном праве пользования спорным жилым помещением. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами (п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14). Включение истца в договор социального найма жилого помещения без намерения с его стороны использовать его по назначению не порождает права пользования этим жилым помещением.

Возлагая обязанность по предоставлению жилого помещения на администрацию г.Перми, суд первой инстанции верно руководствовался положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;

2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления – в данном случае на администрацию г.Перми.

При этом, данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений.

Истец, относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения, нуждается в нем, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при её наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания. Местом постоянного жительства Тронина А.Л. в силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации фактически является город Пермь. Доказательств согласия истца на предоставление жилого помещения в другом муниципальном образовании не имеется.

Факт недостаточности денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), также не влечет отмену решения суда, поскольку не имеет правового значения для разрешения спора. Это обстоятельство не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы ответчика о неисполнении Правительством Пермского края финансовых обязательств, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам, является фактически попыткой переложить на иных лиц ответственность за ненадлежащее исполнение собственных полномочий.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 18.10.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми - без удовлетворения.

Председательствующий: /подпись/

Судьи: /подписи/

Мотивированное апелляционное определение составлено 14.02.2024.

УИД 59RS0004-01-2023-002529-55

Дело №33-1161/2024 (№33-15002/2023)

№ 2 - 2905/2023 (номер дела, присвоенный судом первой инстанции)

Судья Милашевич О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 08 февраля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Высочанской О.Ю.

судей Цыбиной И.Н., Журавлевой В.М.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайцевой К.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тронина Андрея Леонидовича к администрации г. Перми, Управлению жилищных отношений администрации города Перми, администрации Большесосновского сельского поселения Пермского края, Комитету инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края о признании договора социального найма недействительным в части, признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, по апелляционной жалобе администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г.Перми от 18.10.2023.

Заслушав доклад судьи Высочанской О.Ю., пояснения истца Тронина А.Л., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Тронин А.Л. обратился в суд с иском к администрации г. Перми, Управлению жилищных отношений администрации города Перми, администрации Большесосновского сельского поселения Пермского края, Комитету инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края, с учетом уточненного искового заявления (т.2 л.д.49-56) просит: признать договор социального найма жилого помещения от 14.09.2022, заключенный между Администрацией Большесосновского сельского поселения и гражданином В1. не действительным, в части внесения истца как члена семьи нанимателя жилого помещения; признать незаконным распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми от 06.12.2022 № 1686 об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; возложить обязанность на ответчика в лице Администрации города Перми предоставить благоустроенное жилое помещение.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что является сиротой. На основании решения Большесосновского районного суда Пермской области по делу № **/2006 его мать Т1. лишена родительских прав. До окончания ФГБОУ ВО «***» над ним установлена опека приемной семьи П1. и П2. На момент обучения он проживал в общежитии, предоставляемом академией по адресу: ****, где и был временно зарегистрирован по месту пребывания. После окончания академии временная опека прекращена, из общежития он был выписан. Ввиду прохождения службы в *** непосредственно в городе Перми оформил временную прописку по адресу: г. Пермь, ул. ****. На основании распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми от 27.11.2020 № 1727 он включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории г. Перми. 06.12.2022 на основании распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми он исключен из списка детей-сирот ввиду утраты оснований для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений. Ему было отказано в предоставлении жилого помещения как члену семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения. Указывает, что он не является членом семьи В1., в связи с чем не мог быть включен в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя. До настоящего времени он жилым помещением не обеспечен, считает нарушенными права и законные интересы.

Решением Ленинского районного суда г.Перми от 18.10.2023 договор социального найма жилого помещения от 14.09.2022 № ** признан недействительным в части включения в него в качестве члена семьи нанимателя Тронина Андрея Леонидовича; признано незаконным распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми от 06.12.2022 № ** об исключении Тронина Андрея Леонидовича из списка детей-сирот; на администрацию города Перми возложена обязанность предоставить Тронину Андрею Леонидовичу на территории города Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.

В апелляционной жалобе администрация г. Перми просит решение суда первой инстанции отменить. Истец исключен из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, в связи с утратой оснований для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда. На момент принятия решения об исключении истца из списка договор найма от 14.09.2022 недействительным признан не был. Ссылаясь на то, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций, ответчик полагает, что отсутствие соответствующих субвенций является основанием для отказа в удовлетворении иска. Выделение требуемых субвенций осуществляет Правительство Пермского края.

В суде апелляционной инстанции истец с решением суда первой инстанции согласился.

Представители Администрации города Перми, Администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края, Управления жилищных отношений администрации города Перми, Комитета инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края, В1. о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

Администрацией г. Перми, Управлением жилищных отношений администрации г. Перми поданы заявления о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, поддерживают доводы апелляционной жалобы.

При указанных обстоятельствах в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене решения.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).

Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:

1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 N 322-п, от 01.06.2022 N 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 N 464-п).

Судом установлено, что решением Большесосновского районного суда Пермской области от 30.05.2006 по делу № **/2006 мать истца - Т1. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: Тронина Андрея Леонидовича, ** года рождения и Б., ** года рождения (т.1 л.д.12-13). Отец Тронина А.Л., указанный в свидетельстве о рождении, записан со слов матери.

Тронин А.Л. с 29.09.1997 зарегистрирован по адресу: **** (т.1 л.д.10-11), жилых помещений на праве собственности не имеет (т.1 л.д.53).

Жилое помещение по адресу: ****, общей площадью 28,2 кв.м. находится в собственности муниципального образования «Большесосновский муниципальный округ Пермского края» (т.1 л.д.189-190).

31.12.2003 Главой Большесосновского муниципального района Пермской области вынесено распоряжение о закреплении за Трониным А.Л. и Б. общей площади 24 кв.м., жилой 18 кв.м. в квартире по адресу: **** (т.1 л.д.98).

30.06.2006 Главой администрации Большесосновского муниципального района Пермского края вынесено постановление о создании приемной семьи П1. и П2. и передаче для дальнейшего воспитания и содержания несовершеннолетнего Тронина А.Л. с ** (т.1 л.д.14).

01.07.2011 между администрацией Большесосновского сельского поселения (наймодатель) и Т1. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: **** общей площадью 28,2 кв.м. Совместно с нанимателем вселяются следующие члены семьи: Тронин Андрей Леонидович (сын), Б. (сын), Т2. (брат) (т.1 л.д.51-52).

Согласно справке администрации Тойкинского сельского поселения Большесосновского района Пермского края от 13.12.2012, Тронин А.Л. проживает (без регистрации) по адресу: **** (т.1, л.д.114).

Из справки администрации Большесосновского сельского поселения от 10.04.2013, выданной Тронину А.Л., следует, что он зарегистрирован по адресу: **** с составом семьи: брат Б. Фактически по указанному адресу зарегистрированы, в том числе Т1. и Т2. (т.1 л.д.109).

11.04.2013 МТУ №1 Министерством социального развития Пермского края (отдел по Большесосновскому муниципальному району) в адрес Главы администрации Большесосновского сельского поселения направлено ходатайство, из которого следует, что на основании акта проверки сохранности закрепленного жилья за несовершеннолетними по адресу: **** установлено, что в данном жилом объекте никто не проживает, квартира не отапливается, водопровод, канализация отсутствуют, общая площадь составляет 25,7 кв.м., зарегистрирован в данном жилье также дядя несовершеннолетних детей Т2., который состоит на учете у врача-фтизиатра, поэтому считают, что после совершеннолетия Б. и Тронина А.Л. проживать в данном жилом помещении им не представляется возможным (т.1 л.д.16).

17.04.2013 Главой администрации Большесосновского сельского поселения Пермского края вынесено распоряжение о признании утратившим силу и отмене распоряжения о закреплении за Трониным А.Л. и Б. жилой площади по адресу: ****, поскольку последние поставлены в очередь для получения муниципального жилья для детей-сирот (т.1 л.д.17-18, 97).

24.05.2013 установлен факт невозможности проживания Тронина А.Л. по адресу: ****, поскольку площадь жилого помещения на одно зарегистрированное лицо менее учетной нормы (т.1 л.д.70-71).

24.05.2013 Тронин А.Л. включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору социального найма специализированного жилого помещения (т.1 л.д.20).

По состоянию на 05.12.2016 по адресу: **** были зарегистрированы: Т1., Тронин А.Л., Б., Т2., (т.1 л.д.101).

Т2. умер 02.04.2019, Т1. умерла 06.12.2019 (т.1 л.д.240-242).

24.03.2020 между администрацией Большесосновского сельского поселения (наймодатель) и Б. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения в отношении квартиры по адресу: **** общей площадью 28,2 кв.м. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселен член семьи Тронин А.Л. (брат) (т.1 л.д.21-24).

15.06.2020 к договору социального найма жилого помещения от 24.03.2020 заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в договор: совместно с нанимателем в жилое помещение вселен В1. с 15.06.2020 (т.1 л.д.25).

Из свидетельства о смерти следует, что 08.08.2020 умер Б. (т.1 л.д.48), который с 04.02.2002 был зарегистрирован по адресу: **** (т.1 л.д.39).

16.10.2020 Тронин А.Л. обратился с заявлением к начальнику Управления жилищных отношений администрации города Перми об исключении его из списка по Большесосновскому муниципальному району и включении в Список по г. Перми, указав, что жилых помещений в собственности и по договору социального найма не имеет (т.1 л.д.26).

27.11.2020 Тронин А.Л. на основании распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Перми (т.1 л.д.29). По состоянию на 07.02.2022 порядковый номер в списке – 153 (т.1 л.д.66).

30.06.2022 на заседании Комиссии по решению некоторых вопросов в части обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот принято решение об отказе Тронину А.Л. в признании имеющим право на получение социальной выплаты и выдаче жилищного сертификата на основании абз.4 п.2.7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 07.04.2020 № 178-п «О реализации мероприятия «Дополнительные меры по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет и старше (предоставление выплат на приобретение жилых помещений)» (далее – Порядок) (т.1 л.д.32).

14.09.2022 в администрацию Большесосновского муниципального округа Пермского края обратился В1. с заявлением о заключении с ним договора социального найма в отношении жилого помещения по адресу: **** общей площадью 28,2 кв.м для постоянного проживания. В графе «совместно со мной в данном квартире будут проживать:» В1. поставил прочерк (т.1 л.д.187).

14.09.2022 между Комитетом инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края (наймодатель) и В1. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения № ** в отношении квартиры по адресу: **** общей площадью 28,2 кв.м. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселен член семьи нанимателя Тронин А.Л. (брат) (т.1 л.д.45-47).

В1. с 25.06.2020 зарегистрирован по адресу: **** (т.1 л.д.40).

Из справки о лицах, состоящих на регистрационном учете по состоянию на 25.10.2022 следует, что в квартире по адресу: **** на регистрационном учете состоят Тронин А.Л. и его двоюродный брат В1. (т.1 л.д.64).

06.12.2022 начальником Управления жилищных отношений администрации города Перми вынесено распоряжение об исключении Тронина А.Л. из списка детей-сирот ввиду утраты оснований для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, ввиду отсутствия у Тронина А.Л. права, установленного законодательством, на предоставление жилого помещения (т.1 л.д.142).

Согласно справке администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края от 29.08.2023 Тронин А.Л. проживал по временной регистрации по адресу: **** с марта 2006 года по август 2015 года (т.1 л.д.58).

Из справки ГУ МЧС России по Пермскому краю следует, что Тронин А.Л. с 26.08.2015 по 15.11.2019 являлся курсантом ***. С 15.11.2019 по 01.01.2020 являлся курсантом ***; с 01.01.2020 по 21.07.2020 являлся курсантом *** (т.1 л.д.34).

В период обучения в Воронежском институте ГПС МЧС России с 01.09.2015 по 31.12.2019 Тронин А.Л. имел временную регистрацию по адресу: **** (т.1 л.д.31).

В период с 24.01.2020 по 01.07.2020 Тронин А.Л. был временно зарегистрирован на территории Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России по адресу: **** (т.1 л.д.30).

В период с 15.09.2020 по 01.12.2022 Тронин А.Л. был зарегистрирован по адресу: г.Пермь, ул. **** (т.1 л.д.80), которая принадлежат на праве собственности И1. и И2. (т.1 л.д.81-84).

Тронин А.Л. нанимателем по договору социального найма на территории города Перми не является (т.1 л.д.162).

Из ответа Комитета инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края от 07.09.2023 следует, что плату за найм жилого помещения по адресу: **** никто не вносит, задолженности за найм нет, лицевой счет по внесению платежей за найм не открывался (т.2 л.д.32).

Согласно акту осмотра жилого помещения по адресу: **** на момент осмотра в квартире присутствовала В2. (мать В1.), жилое помещение состоит из двух комнат. В жилом помещении на момент осмотра никто не проживает (т.2 л.д.82).

В суде первой инстанции свидетель И2. пояснила, что Тронин А.Л. с 2006 года проживал в семье П1. и П2. по адресу: ****, которые приходятся ей родителями, права пользования жилым помещением по адресу: ****2 не осуществлял и не осуществляет, родственные связи с проживающими в ней лицами не поддерживал (т.2 л.д.61-62).

Верно установив, что, обращаясь в администрацию Большесосновского муниципального округа Пермского края с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: ****2, В1. в качестве члена своей семьи Тронина А.Л. не указывал и не просил его включать в договор, в графе совместно проживающих с ним граждан поставил прочерк, сам Тронин А.Л. также с таким заявлением не обращался, соглашения о вселении Тронина А.Л. в качестве члена семьи нанимателя В1., приходящихся друг другу двоюродными братьями, не достигнуто, Тронин А.Л. с момента передачи его в приемную семью (с 2006 года) не проживал по адресу: ****2, никаких юридически значимых действий в отношении данного жилого помещения не совершал, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании договора социального найма жилого помещения от 14.09.2022 №** недействительным в части включения в него в качестве члена семьи нанимателя Тронина А.Л.

Дополнительно надлежит обратить внимание на то обстоятельство, что Тронин А.Л. был включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории г.Перми (распоряжение от 27.11.2020 № 1727), тогда как истец вселен в жилое помещение, находящееся в Большесосновском районе Пермского края.

Поскольку договор социального найма от 14.09.2022 в части включения Тронина А.Л. в качестве члена семьи нанимателя обоснованно признан судом первой инстанции недействительным, а распоряжение о закреплении за Трониным А.Л. жилой площади по адресу: ****2 утратило силу и отменено распоряжением Главы администрации Большесосновского сельского поселения Пермского края от 17.04.2013, после чего данное жилое помещение, начиная с 2006 года Трониным А.Л. для проживания фактически не использовалось и не используется, соответственно, распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми от 06.12.2022 №1686 об исключении Тронина А.Л. из списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не соответствует положениям Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подлежит признанию незаконным.

Тот факт, что на момент принятия решения об исключении истца из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, договор найма от 14.09.2022 недействительным признан не был, не влияет на правильность выводов суда первой инстанции о незаконности распоряжения об исключении Тронина А.Л. из такого списка. Договор социального найма от 14.09.2022 признан недействительным в соответствующей части оспариваемым судебным решением, совокупность материалов дела свидетельствует об обоснованности заявленных исковых требований. Один лишь факт регистрации Тронина А.Л. по адресу: ****2 не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи нанимателя жилого помещения, сам по себе не свидетельствует о возникшем у истца самостоятельном праве пользования спорным жилым помещением. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами (п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14). Включение истца в договор социального найма жилого помещения без намерения с его стороны использовать его по назначению не порождает права пользования этим жилым помещением.

Возлагая обязанность по предоставлению жилого помещения на администрацию г.Перми, суд первой инстанции верно руководствовался положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;

2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления – в данном случае на администрацию г.Перми.

При этом, данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений.

Истец, относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения, нуждается в нем, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при её наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания. Местом постоянного жительства Тронина А.Л. в силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации фактически является город Пермь. Доказательств согласия истца на предоставление жилого помещения в другом муниципальном образовании не имеется.

Факт недостаточности денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), также не влечет отмену решения суда, поскольку не имеет правового значения для разрешения спора. Это обстоятельство не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы ответчика о неисполнении Правительством Пермского края финансовых обязательств, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам, является фактически попыткой переложить на иных лиц ответственность за ненадлежащее исполнение собственных полномочий.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 18.10.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми - без удовлетворения.

Председательствующий: /подпись/

Судьи: /подписи/

Мотивированное апелляционное определение составлено 14.02.2024.

33-1161/2024 (33-15002/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Высочанская Ольга Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
21.12.2023Передача дела судье
08.02.2024Судебное заседание
15.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2024Передано в экспедицию
08.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее