Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 декабря 2023 г. |
|
судья Алексеева А.А. |
№33-4506-2023 УИД 51RS0007-01-2023-001339-77 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
6 декабря 2023 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Захарова А.В. |
судей |
Свиридовой Ж.А. |
Муравьевой Е.А. |
|
при секретаре |
Баюрове Р.Л. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1180/2023 по иску прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к товариществу собственников жилья «Бредова 42» о возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе товарищества собственников жилья «Бредова 42» на заочное решение Апатитского городского суда Мурманской области от 10 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Свиридовой Ж.А., выслушав возражения старшего помощника прокурора прокуратуры Мурманской области Мунтян Р.В., относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Прокурор г. Апатиты обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья «Бредова 42» (далее - ТСЖ «Бредова 42») об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Апатиты во исполнение приказов Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г. №195, от 3 марта 2017 г. №140 проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности ТСЖ «Бредова 42» осуществляющего управление и предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном ..., расположенном по ... в ....
В рамках проведения проверки установлено, что ТСЖ «Бредова 42» не разработана и не представлена на согласование в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировск и Ковдорском районе программа производственного контроля качествами безопасности питьевой и горячей воды, что нарушает права и законные интересы граждан в части отсутствия надлежащего контроля качества поставляемых коммунальных ресурсов, а также создания благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме.
Просил обязать ТСЖ «Бредова 42» в срок до 26 октября 2023 г. разработать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой и горячей воды в многоквартирном ..., расположенном по ... и согласовать её в Территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировск и Ковдорском районе.
Судом постановлено заочное решение, которым исковые требования прокурора ..., удовлетворены.
На ТСЖ «Бредова 42» (***), возложена обязанность в срок до _ _ разработать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме, расположенном по адресу: 184209, ..., и согласовать ее в Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в городе Апатиты, городе Кировске и Ковдорском районе.
Кроме того, с ТСЖ «Бредова 42» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ТСЖ «Бредова 42» - председатель правления Душина О.М., ссылаясь на основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, установленные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить заочное решение суда, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указывает, что принятым решением на собственников жилья возложена обязанность за свой счет разработать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме, согласование с Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в городе Апатиты, городе Кировске и Ковдорском районе, что в свою очередь приведет к резкому повышению стоимости затрат на содержание общего имущества и социальную напряженность среди жителей многоквартирного дома.
Обращает внимание, что ТСЖ осуществляет управление многоквартирным домом, подключенного к центральной системе холодного и горячего водоснабжения, и несет обязанность по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома согласно Минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г №290 и не может быть признано лицом, осуществляющим водоснабжение и эксплуатацию централизованной системы водоснабжения.
Указывает, что обязанность обеспечивать соответствие качества горячей и питьевой воды централизованных систем водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям в силу положений пункта 2 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возложена на организации, осуществляющие горячее и холодное водоснабжение с использованием центральных систем горячего и холодного водоснабжения.
В этой связи обязанность по организации производственного контроля за качеством питьевой и горячей воды централизованной системы холодного и горячего водоснабжения возложена на лиц, осуществляющих водоснабжение и эксплуатацию системы (сетей) водоснабжения, к которым ТСЖ не относиться, а является лицом, отвечающим за техническое состояние внутридомовых инженерных сетей.
В обоснование своей позиции также ссылаются на судебную практику.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г. Апатиты Лапухов А.М. не соглашаясь с изложенными в жалобе доводами, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика ТСЖ «Бредова 42», представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировск и Ковдорском районе, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон №416-ФЗ) требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ).
Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ).
Организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы водоснабжения или водоотведения, отдельных объектов такой системы (пункты 15, 16 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ).
Частью 2 статьи 25 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 5 статьи 25 Закона №416-ФЗ).
В силу части 6 статьи 25 Закона №416-ФЗ программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов; указание частоты отбора проб воды.
Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон №52-ФЗ):
среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;
санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами;
Несоблюдение требований санитарных правил влечет угрозу жизни и здоровья человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В силу статьи 11 Закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц в силу части 3 статьи 39 Закон №52-ФЗ.
Организация, осуществляющая управление многоквартирным домом обязана представить документы, свидетельствующие о том, что поставляет конечным потребителям горячую, питьевую холодную воду надлежащего качества, отвечающего санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).
При этом, согласно части 1.1 указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 исполнителем коммунальных услуг может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
На основании пп. "д" пунктв 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, а также пунктов 2 и 6 Приложения N 1 к Правилам N 354 качество предоставляемых коммунальных услуг, в частности состав и свойства холодной и горячей воды должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 6 апреля 2015 г. * по делу * организация, управляя многоквартирными домами и являясь исполнителем коммунальных услуг, обязана обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуги горячего водоснабжения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, а также осуществлять контроль, в том числе путем организации производственного контроля качества горячей воды в соответствии с санитарными требованиями и нормативами.
Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения установлены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», введенных в действие с 1 марта 2021 г.
В соответствии с пунктом 77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. № 10 и приложениями №2 - №4 к Санитарным правилам.
Согласно пункту 1 приложения №4 к СанПиН 2.1.3684-21, хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в местах водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей (далее - места водопользования).
Как следует из пункта 1 СанПиН 2.1.3684-21, настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Согласно пунктам 2.3.1, 2.3.2, 2.3.4 Методических рекомендаций МР 2.1.4.0176-20 «Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2020 г., производственный контроль обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающим население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, по согласованной и утвержденной в установленном порядке программе производственного контроля качества и безопасности воды. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей (далее - места водопользования).
Таким образом, требования СанПиН 2.1.3684-21 распространяются на деятельность ТСЖ, как осуществляющего эксплуатацию систем водоснабжения МКД.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ТСЖ «Бредова 42» осуществляет управление многоквартирным домом № 42, расположенным по ..., таким образом ответчик осуществляет деятельность, связанную с управлением домом, оказанием услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлением коммунальных услуг.
ТСЖ «Бредова 42» являясь исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме, в процессе осуществления своей деятельности должно точно и неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации, в том числе, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Пунктами 2.1 и 2.2, 3.1, 3.2, 3.3 Устава ТСЖ «Бредова 42» предусмотрено, что указанное товарищество создано, в том числе, с целью совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, в том числе обеспечения надлежащего технического, противопожарного экологического и санитарного состояния общего имущества в многоквартирном доме, обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений, а также пользователей жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Товарищество осуществляет деятельность, в том числе, по управлению многоквартирным домом и заключению договоров энергоснабжения, с целью обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений, а также пользователей жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно договору теплоснабжения № 737 от 29 декабря 2008 г., заключённого между ОАО «ТГК № 1» и ТСЖ «Бредова 42», энергоснабжающая организация обязуется поставить теплоноситель (горячую воду) и (или) тепловую энергию до границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей с абонентом, а абонент обязуется принять и оплатить объем теплоносителя (горячую воду) и (или) тепловой энергии, потребляемой на содержание общего имущества дома, а также соблюдать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя.
Граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей устанавливается в Акте разграничения балансовой принадлежности (тепловых сетей) и эксплуатационной ответственности (раздел 2 Договора).
Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности, границами балансовой принадлежности являются первые фланцы задвижек № 1,2 в т/узлах № 1, 2, 3, 4, 5, 6 многоквартирного ... (ТСЖ «Бредова 42») находятся задвижки № 1,2 в т/узлы № 1, 2, 3, 4, 5, 6 с запорной арматурой и внутренней разводкой отопления и ГВС многоквартирного ....
Согласно договору холодного водоснабжения и водоотведения № 209 от 1 июня 2008 г. (с учётом соглашения от 31 октября 2022 г. о замене стороны в договоре), заключённого между ГОУП «Мурманскводоканал» и ТСЖ «Бредова 42», границей раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям ресурсоснабжающей организацией и исполнителя определяются в соответствии с Актом разграничения эксплуатационной ответственности, согласно которого водопроводная сеть от ВК 225-1 до наружной стены здания ТСЖ «Бредова 42» и от стены здания ТСЖ «Бредова 42»до ВК-232-1 и далее, находится в эксплуатационной ответственности Водоканала; внутридомовые сети от наружной стены дома по дому с задвижками находятся в эксплуатационной ответственности абонента ТСЖ «Бредова 42»; граница раздела - наружные стены здания, ответственность за присоединение несет Абонент (ТСЖ «Бредова 42»).
ТСЖ «Бредова 42», как лицо, ответственное за надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в состав которого включены, в том числе внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, обязано разработать программу производственного контроля и на основании данной программы проводить лабораторные исследования качества холодной и горячей воды в распределительной сети обслуживающего жилого многоквартирного дома на границе балансовой (эксплуатационной) принадлежности в соответствии с требованиями статей 11, 19 Федерального закона N 52-ФЗ, СанПиН 2.1.3684-21.
По результатам проведенной прокуратурой г. Апатиты проверки установлено, что ответчиком не разработана и не представлена на согласование в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировск и Ковдорском районе программа производственного контроля качества и безопасности питьевой и горячей воды.
Наличие указанного нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства представителем ответчика не оспаривается и подтверждается представленным в материалы дела ответом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировск и Ковдорском районе от 5 апреля 2023 г.
Из ответа Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировск и Ковдорском районе от 5 апреля 2023 г. №51-00-09/36-539-2023, следует, что программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды и горячей воды с субъектами, осуществляющими управление многоквартирным жилым домом не согласовывались. По информации экспертной организации – филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области в г. Кировске, г. Апатиты и Ковдорском районе», договорные отношения с экспертной организацией на проведение лабораторных исследований воды в рамках производственного контроля отсутствуют.
14 апреля 2023 г. в адрес ТСЖ «Бредова 42» внесено представление *, которое оставлено без исполнения.
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что в настоящее время выявленные нарушения действующего законодательства не устранены, при этом непринятие ответчиком мер по устранению указанных нарушений существенным образом нарушает права и законные интересы жителей жилого ... в г. Апатиты Мурманской области, в части обеспечения надлежащего контроля качества поставляемых коммунальных ресурсов, а также создания благоприятных и безопасных условий проживания в многоквартирном доме.
Проанализировав вышеприведенные правовые нормы применительно к установленным обстоятельствам, возлагая обязанность по разработке и представлению на согласование в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировск и Ковдорском районе программа производственного контроля качества и безопасности питьевой и горячей воды, суд правомерно исходил из того, что ТСЖ «Бредова 42» является лицом ответственным за надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в состав которого включены, в том числе внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, и во взаимоотношениях с жильцами многоквартирного дома является исполнителем коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, а также лицом, эксплуатирующим внутридомовые системы холодного водоснабжения, в связи с чем ТСЖ обязано осуществлять производственный контроль качества воды и безопасности питьевой воды, горячей воды в пределах границ своей эксплуатационной ответственности и соответственно разработать соответствующую производственную программу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они подробно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются представленными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ТСЖ не обязано осуществлять производственный контроль за качеством питьевой или горячей воды, поскольку не является организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение, а осуществляет управление многоквартирным домом, подключенного к центральной системе холодного и горячего водоснабжения, и несет обязанность по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, отклоняются судебной коллегией, поскольку ТСЖ эксплуатируются инженерные сооружения (внутренние водопроводные сети - от места подключения к сетям поставщика до запорных устройств). Названный факт наделяет ответчика статусом организации, осуществляющей водоснабжение и, следовательно, несущей обязанность по осуществлению производственного контроля качества питьевой воды для систем внутренней разводящей сети и по разработке программы производственного контроля. Ответчик является лицом, ответственным за качество предоставляемых жильцам многоквартирного дома коммунальных услуг с использованием общедомовой системы водоснабжения.
Поскольку ответчик, как исполнитель коммунальных услуг, обязан обслуживать внутридомовую систему водоснабжения, с использованием которой предоставляются коммунальные услуги, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора, ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг возложена на исполнителя, который освобождается от ответственности за нарушение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельства непреодолимой силы.
Таким образом, ответчик, управляя многоквартирным домом, в силу положений статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» обязан разрабатывать и согласовывать с Роспотребнадзор производственную программу контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, а также осуществлять производственный контроль за качеством воды. При этом программа производственного контроля включает в себя перечень показателей, по которым осуществляется контроль, указание мест отбора проб воды, указание частоты отбора проб воды.
Кроме того, исходя из п. 78 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим и радиологическим показателям, а по санитарно-химическим - превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках "перед подачей в распределительную сеть" и "в распределительной сети". В случае возникновения аварийной ситуации, технических нарушений на внутридомовых сетях водоснабжения, выполнение требований п. 78 СанПиН 2.1.3684-21 относится к исключительной компетенции организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, и не может быть отнесено к ресурсоснабжающей организации в силу требований статьи 161 ЖК РФ, в связи с чем исковые требования были правомерно удовлетворены в полном объеме.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда указан срок исполнения решения суда – до 26 октября 2023 г.
Названный срок был установлен судом с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд первой инстанции, на момент принятия решения, стороной ответчика не представлено.
Судебная коллегия считает, что установленный судом срок для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности отвечал требованиям разумности и справедливости.
Доводов о несогласии с установленным судом сроком исполнения решения суда апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем в силу положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в указанной части законность и обоснованность решения не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
В случае невозможности выполнить возложенные судом обязанности в установленный решением суда срок, ответчик имеет право обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на основании статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы о том, что разработка программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме приведет к резкому повышению стоимости затрат на содержание общего имущества и социальную напряженность среди жителей, не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда.
Указание на напряженность среди жителей многоквартирного дома в связи с резким повышением стоимости затрат на содержание общего имущества, является предположительным и не может быть положено в основу решения суда об отказе в установлении обязанности исполнять законы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, доказательств в обоснование указанных обстоятельств не представлено.
Ссылка в жалобе на судебную практику по рассмотрению аналогичных дел не может быть принята судебной коллегией во внимание, поскольку обстоятельства дела по каждому спору устанавливаются судом самостоятельно, а судебные постановления, приведенные истцом в обоснование своей позиции, преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.
В целом доводы апелляционной жалобы не ставят под сомнение законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части и по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.
Вопрос о распределении судебных расходов разрешен судом в соответствии с главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда в части выводов суда о взыскании судебных расходов и их размер не обжалуется, оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы, предусмотренных частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем в указанной части решение суда не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Все представленные доказательства исследованы судом и им дана надлежащая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Ущемления прав какой- либо из сторон в ходе рассмотрения дела допущено не было.
С учетом изложенного апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы являлись основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного постановления.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств, оснований для переоценки которых у суда апелляционной инстанции не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют процессуальную позицию стороны ТСЖ «Бредова 42», выраженную в суде первой инстанции, достаточно исследованную судом и нашедшую верное отражение, и правовую оценку в обжалуемом судебном решении, с которой судебная коллегия соглашается.
Правовых доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, ссылок на обстоятельства, требующие дополнительной проверки, апелляционная жалоба не содержит.
Иная оценка ответчиком фактических обстоятельств дела и иное толкование положений законодательства не дает оснований суду апелляционной инстанции считать решение неправильным.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено, оспариваемое судебное постановление является законным и обоснованным, отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 327.1, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
заочное решение Апатитского городского суда Мурманской области от 10 августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «Бредова 42» – без удовлетворения.
Председательствующий |
Судьи |