Решение по делу № 2-926/2024 от 11.03.2024

Решение в окончательной форме принято 27 апреля 2024 года.

УИД 04RS0021-01-2024-001417-98

Гр. дело № 2-926/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 апреля 2024 года гор.Улан-Удэ

Советский районный суд гор.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Наумовой А.В. при секретаре судебного заседания Цырендоржиевой О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Будаева ФИО10 к МВД по Республике Бурятия о признании незаконным решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел МВД по Республике Бурятия, распоряжения Министра МВД Республики Бурятия об утверждении решения комиссии о снятии с учета, возложении обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Будаев Р.О. обратился в суд с иском, требуя признать незаконным решение комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел МВД по Республике Бурятия, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ ..., распоряжение министра МВД Республики Бурятия ... от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении указанного решения комиссии и снятии с учета истца и членов его семьи, обязать ответчика восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Будаева Р.О. с составом семьи 2 человека, дата принятия заявления 04 февраля 2013 года с текущей очередностью, которая была бы при отсутствии снятия с учета.

В обоснование требований в иске указано, что в 2013 году истец был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты по заявлению от 04 февраля 2013 года.

ДД.ММ.ГГГГ года ответчиком вынесено распоряжение об утверждении решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел МВД по Республике Бурятия ...-.... Указанным распоряжением истец снят с учета с составом семьи 2 человека на основании пп. «б» и «г» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223. Решение комиссии содержит ссылки на взаимоисключающие нормы права и в нем не указаны какие-либо фактические обстоятельства. Ответчик незаконно снял истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Истец состоял на учете для получения субсидии, право на которую у него возникло, поскольку жилым помещением по установленным нормам он не был обеспечен, на момент принятия оспариваемого решения его жилищные условия не изменились.

В качестве дополнительных оснований указано, что истец был незаконно снят с учета по п.п. «г» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223. Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 08 февраля 2019 года установлен лишь факт пользования Будаевой Л.Д. жилым домом на не принадлежащем ей земельном участке до 2010 года в целях приобретения прав на указанный земельный участок. При этом, решением установлено, что жилой дом является самовольным строением, законность предоставления земельного участка судом не исследовалась. Суд установил факт пользования Будаевой Л.Д. спорным земельным участком и создание на нем жилого дома до 31 декабря 2010 года. Иные факты, на которые ссылается ответчик, как –то владение жилым домом, судом установлено не было. Согласно ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, оно не вправе ею распоряжаться. Использование самовольной постройки не допускается. Возможность бесплатного предоставления земельного участка при наличии самовольного строения построенного с 2001 года по 2010 год появилась в связи с принятием Закона Республики Бурятия от 27 ноября 2015 года N 1520-V "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Бурятия в области земельных отношений", такая возможность до 2013 года отсутствовала.

Истец не обязан был сообщать Комиссии о наличии самовольного строения в виде незарегистрированного жилого дома, это не могло расцениваться Комиссией как основание для снятия истца и его семьи с учета. Самовольное строение не является жильем для целей Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Правил. К информации, которую должен был сообщить истец не относится информация о представлении ему или членам его семьи земельных участков. В п. 23 Правил не предусмотрены положения относительно земельных участков. Супруга истца не дарила и не могла подарить дочери жилой дом на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, дочери был отчужден земельный участок. Жилой дом был оформлен дочерью впоследствии ДД.ММ.ГГГГ, в эту же дату был присвоен кадастровый номер жилому дому. Истец состоял на учете при наличии к тому оснований, никакого жилья не имел, не допускал нарушение Правил при постановке на учет. К истцу незаконно применен пп. «б» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223, вопрос об обеспеченности истца и члена его семьи жильем рассмотрен формально, не учтены требования п.3 ч.2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247 –ФЗ. Комиссия не исследовала технический паспорт и не обследовала дом, в котором зарегистрирован истец и его супруга на предмет его соответствия требованиям, установленным для жилых помещений. Комиссия не учла, что жилой дом зарегистрирован в упрощенном порядке и изначально является самовольным строением.

Согласно п.22 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ 28.01.2006 N 47 (ред. от 28.09.2022), высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой) в климатических районах IA, 1Б, 1Г, 1Д и IV a должна быть не менее 2,7 м, а в других климатических районах - не менее 2,5 м. Высота внутриквартирных коридоров, холлов, передних, антресолей должна составлять не менее 2,1 м.

Аналогичные требования предусмотрены в п.6.2. "СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 20.10.2016 N 725/пр) (ред. от 17.05.2023) - высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой) в климатических районах строительства IA, IБ, IГ, IД, определяемых по СП 131.13330, должна быть не менее 2,7 м, а в других климатических районах строительства - не менее 2,5 м. Высота внутридомовых коридоров, холлов, передних, антресолей должна составлять не менее 2,1 м, а высота пути эвакуации - не менее 2,2 м. Согласно "СП 131.13330.2020. Свод правил. Строительная климатология. СНиП 23-01- 99* (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.12.2020 N 859/пр) (ред. от 30.06.2023) город Улан-Удэ относится к климатическому району строительства IД. Согласно техническому паспорту БТИ от 22.01.2018г. высота полотков в доме по ... составляет 2,5 метра. Фактическая высота при этом до нижней части потолка (балок из бруса) еще ниже (около 2,35м). На момент рассмотрения комиссией вопроса о снятии с учета помещение, принятое для расчета площади, не отвечало требованиям, установленным для жилых помещений Правительством Российской Федерации, поскольку высота комнат в нем составляла менее 2,7 м., согласно техпаспорту, а фактическая менее 2,5 м.

Стаж службы истца в органах внутренних дел более 20 лет. С 17.09.2013г. истец не обладает статусом сотрудника и в силу ст.ст.1, 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию.Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247 –ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты. Каких-либо оснований для лишения граждан указанного права, кроме совершения преступления в период прохождения службы ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247 –ФЗ не предусматривает. Вопросы, связанные с постановкой гражданина на учет и снятием его с учета касаются только действующих сотрудников. На момент постановки Будаева Р.О. на учет Правительством РФ определялись только порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, не предусматривалась возможность снятия лица, не являющегося сотрудником с учета в связи с изменением его жилищных условий после увольнения из органов внутренних дел. Само по себе длительное неисполнение государством своих социальных функций в связи с отсутствием необходимого финансирования в бюджете и изменение после увольнения сотрудника его жилищных условий на протяжении этого длительного неисполнения не дает основания для лишения гражданина его прав, которые у него уже имеются на протяжении многих лет. Гражданин, уволенный со службы, уже не сможет восстановиться на учете как сотрудник, для которого предусмотрен «период охлаждения» - 5 лет (п.9 Правил), т.к. право на получение выплаты за ним было сохранено после увольнения. Пункт 3 Правил (в редакции от 03.11.2023), согласно которого предоставление единовременной выплаты осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятым в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты, действует лишь с 13.08.2016г. (п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.08.2016 N 751). Этот пункт также не предусматривает, что на граждан, уволенных со службы, распространяется Порядок и условия принятия на учет для получения единовременной выплаты (раздел II Правил) и что Комиссия вправе лишать их сохраненного в силу закона права на получение выплаты по обстоятельствам, возникшим после увольнения со службы в период многолетнего ожидания выплаты (распространили только «предоставление единовременной выплаты» - разделы III, IV Правил).

Правоприменение комиссии по существу ставит в неравное положение уволенных граждан, ожидавших много лет выплаты с теми, кто ее уже получил при выходе на пенсию, накладывая на первых обязанности по бесконечному соблюдению требований Правил под угрозой лишения заслуженного (сохраненного при увольнении) права. Ущемляются конституционные права граждан на жилье и на получение заслуженных социальных гарантий.

Комиссия не обладала правом на снятие истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, так как это право сохраняется за истцом в силу п. 6 ст. 4 Закона и его прекращение по обстоятельствам, возникшим после увольнения на пенсию (то есть после утраты статуса сотрудника) законом не предусмотрено.

Определением суда от 14 марта 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МВД России.

В судебное заседание истец Будаев Р.О. не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, обеспечена явка представителя.

В судебном заседании представитель истца Будаева Р.О. Николаев Э.И., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по доводам, указанным в иске и дополнении к нему, пояснил, что истец проживал совместно со своей супругой, решение о признании жилого дома непригодным для проживания отсутствует.

В судебном заседании представитель ответчика МВД по Республике Бурятия Шалаев В.В., действующий на основании доверенности, и одновременно представляющий интересы третьего лица МВД России возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на их необоснованность, представил суду письменный отзыв, поддержав изложенные в нем доводы, пояснил, что комиссия по предоставлению единовременной социальной выплаты не наделена полномочиями по оценке пригодности жилого дома и установлению его несоответствия, комиссия принимает решение по представленным документам, в установленном законом порядке жилой дом не признавался непригодным для жилья.

Дело рассмотрено судом в отсутствие истца по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, Будаев Р.О. проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стаж службы в органах внутренних дел на 16 сентября 2013 года составил 23 года 05 месяцев 18 дней.

23 января 2013 года Будаев Р.О. обратился с заявлением в МВД по Республике Бурятия, для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ. В качестве членов семьи указал супругу Будаеву Л.Д., ребенка Будаеву Э.Р. Местом регистрации в заявлении указан адрес: ....

С 18 марта 2013 года Будаев Р.О. состоит на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Частью 1 ст. 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ. К таким основаниям относятся следующие:

1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

6) проживает в общежитии;

7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты.

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).

Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.

На момент постановки Будаева Р.О. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения действовали Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223.

Согласно пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, порядка расчета ее размера и порядка исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1223 (далее - Правила), принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти.

В этом же пункте перечислены документы, необходимые для постановки сотрудника на учет.

Пунктом 19 Правил (действующих на момент принятия на учет) были определены основания для снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты, в том числе: а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа; б) в случае изменения (улучшения) жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты; в) в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты; г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет); д) в случае увольнения сотрудника со службы (за исключением увольнения со службы по основаниям, дающим право на получение пенсии).

В пункте 24 названных Правил указано, что если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета.

На момент постановки на учет Будаев Р.О. и его супруга Будаева Л.Д. не имели в собственности жилых помещений, были зарегистрированы по адресу: ....

С 31 января 2020 года истец Будаев Р.О. и его супруга Будаева Л.Д. зарегистрированы по адресу: ....

По исковому заявлению Будаевой Л.Д. Советским районным судом г. Улан-Удэ рассматривалось гражданское дело об установлении факта владения и пользования земельным участком, расположенным по адресу: ... возведения в его границах жилого дома до 31 декабря 2010 года. В исковом заявлении было указано, что Будаева Л.Д. в 1997 году за счет собственных средств приобрела земельный участок без правоустанавливающих документов, в 2004 году возвела одноэтажный жилой дом, который являлся самовольной постройкой. Заявитель проживала по указанному адресу, пользовалась домом и земельным участком открыто, непрерывно. Установление факта необходимо было для приобретения в собственность земельного участка в соответствии с Законом Республики Бурятия от 16 октября 2022 года № 115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности».

При рассмотрении гражданского дела судом было установлено, что Будаева Л.Д. с 2004 года пользуется жилым домом, построенным на земельном участке, расположенном по адресу: ....

Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 08 февраля 2019 года удовлетворены исковые требования Будаевой Л.Д., установлен факт пользования Будаевой Л.Д. земельным участком с кадастровым номером 03:24:010907:ЗУ1 и возведения на нем жилого дома, расположенного по адресу: ... до 31 декабря 2010 года.

Законом Республики Бурятия от 27 ноября 2015 года N 1520-V "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Бурятия в области земельных отношений" были внесены изменения в Закон Республики Бурятия от 16.10.2002 N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности".

Часть 1 ст. 1 Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 N 115-III была дополнена пунктом "ж" следующего содержания:

"ж) гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и до 31 декабря 2010 года, права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, находящиеся вне зон ограничения жилищного строительства в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации, свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных частью 4.1 статьи 1.2.1 настоящего Закона, а также в случае отсутствия у гражданина зарегистрированных прав на жилые помещения и доли в них.".

Указанная категория граждан получила право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

В последующем Законом Республики Бурятия Закон Республики Бурятия от 20.12.2016 N 2183-V "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" изменена редакция п. «д» ч. 1 ст. 1, согласно новой редакции право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности получили граждане, имеющиев фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными до 31 декабря 2010 года, права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, находящиеся вне зон ограничения жилищного строительства в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных статьей 1.2.1 настоящего Закона. При этом, если жилые дома созданы после вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-I "О собственности в СССР" и до 31 декабря 2010 года, земельные участки бесплатно предоставляются в случае отсутствия у гражданина зарегистрированных прав на жилые помещения и доли в них.

Будаева Л.Д. воспользовалась правом, предусмотренным Закон Республики Бурятия от 16.10.2002 N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", ею было оформлено право на земельный участок, на котором располагался самовольно возведенный жилой дом, в последующем земельный участок подарен дочери.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости 29 октября 2019 года зарегистрировано право собственности Будаевой Э.Р. (дочери истца) на здание, назначение: жилое, с кадастровым номером ..., год завершения строительства 2004, по адресу: ..., ... «...», ..., площадь объекта 68, 3 кв.м.

Также согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости с ДД.ММ.ГГГГ Будаева Э.Р. (дочь истца) является собственником земельного участка, с кадастровым номером ..., площадью 456 кв.м., расположенного по адресу: .... Право собственности Будаевой Э.Р. на земельный участок возникло на основании договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из лицевого счета по адресу: ..., собственником является Рабданова Э.Р., в жилом помещении зарегистрированы Будаев Р.О., Будаева Л.Д., Будаева Э.Р., площадь помещения составляет 68,3 кв.м.

То есть, жилое помещение, в котором проживает истец, принадлежит на праве собственности его дочери, он проживает в жилом помещении как член ее семьи в силу ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан, регулируются нормами жилищного законодательства.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел МВД по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом ... Будаев Р.О. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Будаева Р.О. с составом семьи 2 человека на основании подпунктов «б» и «г» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223, в связи с утратой оснований для получения единовременной выплаты, а также в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Комиссией установлено, что Будаев Р.О. проживает в жилом помещении, принадлежащем его дочери, обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет 22,77 кв.м. С учетом обстоятельств, изложенных в решении Советского районного суда г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ года, сделан вывод, что на момент постановки на учет заявитель и члены его семьи имели в пользовании жилой дом, информацию о котором не предоставили в жилищно – бытовую комиссию МВД по Республике Бурятия.

При этом, из обстоятельств дела следует, что жилой дом являлся самовольно возведенным, то есть площадь самовольно-возведенного строения не подлежала учету при определении уровня обеспеченности истца жилой площадью при решении вопроса о признании его нуждающимся в жилье.

Протокол заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел МВД по Республике Бурятия ... от ДД.ММ.ГГГГ утвержден распоряжением министра внутренних дел Республики Бурятия Кудинова О.Ф. ... р от ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером ..., по адресу: ... принадлежал супруге истца Будаевой Л.Д. В последующем земельный участок был подарен дочери Будаевой Э.Р.

В случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения (п. 23 Правил).

Однако Будаев Р.О. в нарушение указанного требования, а также обязательства, указанного в заявлении (об обязании в месячный срок предоставить документы в случае изменения состава семьи, жилищных условий и других оснований) документы не предоставил.

Подпункт «б» пункта 19 Правил в редакции, действующей на дату принятия решения о снятии истца с учета, предусматривает, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты, подпункт «г», предусматривает снятие с учета в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если указанные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет), а также неправомерных действий должностных лиц комиссии при решении вопроса о принятии на учет для получения единовременной выплаты.

Указанные пункты взаимоисключающими не являются.

Суд находит, что подпункт «г» п. 19 Правил применен излишне, поскольку на момент постановки истца на учет, не могла учитываться площадь самовольно возведенного дома при определении уровня обеспеченности истца жилой площадью при решении вопроса о признании его нуждающимся в жилье, однако это не свидетельствует о незаконности решения по существу принятого правильно.

При этом,Будаев Р.О. не представил документы, подтверждающие изменение его жилищных условий (после оформления права собственности на дом), в результате которых он утратил право на получение единовременной выплаты, поскольку Будаев Р.О. обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.

При изменении жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, последний обязан представить в комиссию документы, подтверждающие такие изменения, тогда как комиссия оценивает названные изменения с точки зрения наличия либо отсутствия у сотрудника оснований состоять на учете для получения единовременной выплаты и в случае утраты сотрудником оснований для получения единовременной выплаты принимает решение о снятиис учета.

Излишнее указание подпункт «г» п. 19 Правил о незаконности решения о снятии с учета не свидетельствует, поскольку имелись основания для снятия истца с учета на основании подпункта «б» пункта 19 Правил, который также указан в решении, то есть фактически решение вынесено обоснованно.

Доводы представителя истца о том, что Будаев Р.О. проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям ввиду несоответствия высоты потолков по данным технического паспорта 2018 года, а потому за ним подлежит сохранению право на получение единовременной социальной выплаты, подлежит отклонению.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Разделами II и III Положения установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение, и, соответственно, требования, которые характеризуют жилое помещение как непригодное для проживания.

Доказательств тому, что жилой дом, в котором проживает истец, был признан непригодным для проживания в соответствии с указанным выше положением, суду не представлено.

Суд находит необоснованным суждение стороны истца о том, что Будаев Р.О. как лицо, уволенное из органов внутренних дел, не мог быть снят с учета, он был поставлен на учет как сотрудник и на него распространялись положения Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации ... от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 3 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 предусмотрено, что предоставление единовременной выплаты осуществляется в порядке ина условиях, которые установлены для сотрудников гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии с правом на пенсию и принятым в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что Будаев Р.О. на момент рассмотрения комиссией вопроса о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения являлся членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров, оснований для признания незаконными решения комиссии по предоставлению единовременной социальнойвыплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел МВД по Республике Бурятия, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ ..., распоряжения министра внутренних дел Республики Бурятия ... от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении указанного решения комиссии и снятии с учета истца и членов его семьи суд не усматривает. В указанной части суд оставляет требование без удовлетворения.

Также отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Будаева Р.О. с составом семьи 2 человека, с датой принятия заявления 04 февраля 2013 года с текущей очередностью, которая была при отсутствии снятия с учета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Будаева ФИО12 (паспорт ) оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Улан-Удэ.

Судья А.В. Наумова

Решение в окончательной форме принято 27 апреля 2024 года.

УИД 04RS0021-01-2024-001417-98

Гр. дело № 2-926/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 апреля 2024 года гор.Улан-Удэ

Советский районный суд гор.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Наумовой А.В. при секретаре судебного заседания Цырендоржиевой О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Будаева ФИО10 к МВД по Республике Бурятия о признании незаконным решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел МВД по Республике Бурятия, распоряжения Министра МВД Республики Бурятия об утверждении решения комиссии о снятии с учета, возложении обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Будаев Р.О. обратился в суд с иском, требуя признать незаконным решение комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел МВД по Республике Бурятия, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ ..., распоряжение министра МВД Республики Бурятия ... от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении указанного решения комиссии и снятии с учета истца и членов его семьи, обязать ответчика восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Будаева Р.О. с составом семьи 2 человека, дата принятия заявления 04 февраля 2013 года с текущей очередностью, которая была бы при отсутствии снятия с учета.

В обоснование требований в иске указано, что в 2013 году истец был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты по заявлению от 04 февраля 2013 года.

ДД.ММ.ГГГГ года ответчиком вынесено распоряжение об утверждении решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел МВД по Республике Бурятия ...-.... Указанным распоряжением истец снят с учета с составом семьи 2 человека на основании пп. «б» и «г» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223. Решение комиссии содержит ссылки на взаимоисключающие нормы права и в нем не указаны какие-либо фактические обстоятельства. Ответчик незаконно снял истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Истец состоял на учете для получения субсидии, право на которую у него возникло, поскольку жилым помещением по установленным нормам он не был обеспечен, на момент принятия оспариваемого решения его жилищные условия не изменились.

В качестве дополнительных оснований указано, что истец был незаконно снят с учета по п.п. «г» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223. Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 08 февраля 2019 года установлен лишь факт пользования Будаевой Л.Д. жилым домом на не принадлежащем ей земельном участке до 2010 года в целях приобретения прав на указанный земельный участок. При этом, решением установлено, что жилой дом является самовольным строением, законность предоставления земельного участка судом не исследовалась. Суд установил факт пользования Будаевой Л.Д. спорным земельным участком и создание на нем жилого дома до 31 декабря 2010 года. Иные факты, на которые ссылается ответчик, как –то владение жилым домом, судом установлено не было. Согласно ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, оно не вправе ею распоряжаться. Использование самовольной постройки не допускается. Возможность бесплатного предоставления земельного участка при наличии самовольного строения построенного с 2001 года по 2010 год появилась в связи с принятием Закона Республики Бурятия от 27 ноября 2015 года N 1520-V "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Бурятия в области земельных отношений", такая возможность до 2013 года отсутствовала.

Истец не обязан был сообщать Комиссии о наличии самовольного строения в виде незарегистрированного жилого дома, это не могло расцениваться Комиссией как основание для снятия истца и его семьи с учета. Самовольное строение не является жильем для целей Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Правил. К информации, которую должен был сообщить истец не относится информация о представлении ему или членам его семьи земельных участков. В п. 23 Правил не предусмотрены положения относительно земельных участков. Супруга истца не дарила и не могла подарить дочери жилой дом на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, дочери был отчужден земельный участок. Жилой дом был оформлен дочерью впоследствии ДД.ММ.ГГГГ, в эту же дату был присвоен кадастровый номер жилому дому. Истец состоял на учете при наличии к тому оснований, никакого жилья не имел, не допускал нарушение Правил при постановке на учет. К истцу незаконно применен пп. «б» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223, вопрос об обеспеченности истца и члена его семьи жильем рассмотрен формально, не учтены требования п.3 ч.2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247 –ФЗ. Комиссия не исследовала технический паспорт и не обследовала дом, в котором зарегистрирован истец и его супруга на предмет его соответствия требованиям, установленным для жилых помещений. Комиссия не учла, что жилой дом зарегистрирован в упрощенном порядке и изначально является самовольным строением.

Согласно п.22 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ 28.01.2006 N 47 (ред. от 28.09.2022), высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой) в климатических районах IA, 1Б, 1Г, 1Д и IV a должна быть не менее 2,7 м, а в других климатических районах - не менее 2,5 м. Высота внутриквартирных коридоров, холлов, передних, антресолей должна составлять не менее 2,1 м.

Аналогичные требования предусмотрены в п.6.2. "СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 20.10.2016 N 725/пр) (ред. от 17.05.2023) - высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой) в климатических районах строительства IA, IБ, IГ, IД, определяемых по СП 131.13330, должна быть не менее 2,7 м, а в других климатических районах строительства - не менее 2,5 м. Высота внутридомовых коридоров, холлов, передних, антресолей должна составлять не менее 2,1 м, а высота пути эвакуации - не менее 2,2 м. Согласно "СП 131.13330.2020. Свод правил. Строительная климатология. СНиП 23-01- 99* (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.12.2020 N 859/пр) (ред. от 30.06.2023) город Улан-Удэ относится к климатическому району строительства IД. Согласно техническому паспорту БТИ от 22.01.2018г. высота полотков в доме по ... составляет 2,5 метра. Фактическая высота при этом до нижней части потолка (балок из бруса) еще ниже (около 2,35м). На момент рассмотрения комиссией вопроса о снятии с учета помещение, принятое для расчета площади, не отвечало требованиям, установленным для жилых помещений Правительством Российской Федерации, поскольку высота комнат в нем составляла менее 2,7 м., согласно техпаспорту, а фактическая менее 2,5 м.

Стаж службы истца в органах внутренних дел более 20 лет. С 17.09.2013г. истец не обладает статусом сотрудника и в силу ст.ст.1, 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию.Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247 –ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты. Каких-либо оснований для лишения граждан указанного права, кроме совершения преступления в период прохождения службы ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247 –ФЗ не предусматривает. Вопросы, связанные с постановкой гражданина на учет и снятием его с учета касаются только действующих сотрудников. На момент постановки Будаева Р.О. на учет Правительством РФ определялись только порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, не предусматривалась возможность снятия лица, не являющегося сотрудником с учета в связи с изменением его жилищных условий после увольнения из органов внутренних дел. Само по себе длительное неисполнение государством своих социальных функций в связи с отсутствием необходимого финансирования в бюджете и изменение после увольнения сотрудника его жилищных условий на протяжении этого длительного неисполнения не дает основания для лишения гражданина его прав, которые у него уже имеются на протяжении многих лет. Гражданин, уволенный со службы, уже не сможет восстановиться на учете как сотрудник, для которого предусмотрен «период охлаждения» - 5 лет (п.9 Правил), т.к. право на получение выплаты за ним было сохранено после увольнения. Пункт 3 Правил (в редакции от 03.11.2023), согласно которого предоставление единовременной выплаты осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятым в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты, действует лишь с 13.08.2016г. (п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.08.2016 N 751). Этот пункт также не предусматривает, что на граждан, уволенных со службы, распространяется Порядок и условия принятия на учет для получения единовременной выплаты (раздел II Правил) и что Комиссия вправе лишать их сохраненного в силу закона права на получение выплаты по обстоятельствам, возникшим после увольнения со службы в период многолетнего ожидания выплаты (распространили только «предоставление единовременной выплаты» - разделы III, IV Правил).

Правоприменение комиссии по существу ставит в неравное положение уволенных граждан, ожидавших много лет выплаты с теми, кто ее уже получил при выходе на пенсию, накладывая на первых обязанности по бесконечному соблюдению требований Правил под угрозой лишения заслуженного (сохраненного при увольнении) права. Ущемляются конституционные права граждан на жилье и на получение заслуженных социальных гарантий.

Комиссия не обладала правом на снятие истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, так как это право сохраняется за истцом в силу п. 6 ст. 4 Закона и его прекращение по обстоятельствам, возникшим после увольнения на пенсию (то есть после утраты статуса сотрудника) законом не предусмотрено.

Определением суда от 14 марта 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МВД России.

В судебное заседание истец Будаев Р.О. не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, обеспечена явка представителя.

В судебном заседании представитель истца Будаева Р.О. Николаев Э.И., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по доводам, указанным в иске и дополнении к нему, пояснил, что истец проживал совместно со своей супругой, решение о признании жилого дома непригодным для проживания отсутствует.

В судебном заседании представитель ответчика МВД по Республике Бурятия Шалаев В.В., действующий на основании доверенности, и одновременно представляющий интересы третьего лица МВД России возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на их необоснованность, представил суду письменный отзыв, поддержав изложенные в нем доводы, пояснил, что комиссия по предоставлению единовременной социальной выплаты не наделена полномочиями по оценке пригодности жилого дома и установлению его несоответствия, комиссия принимает решение по представленным документам, в установленном законом порядке жилой дом не признавался непригодным для жилья.

Дело рассмотрено судом в отсутствие истца по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, Будаев Р.О. проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стаж службы в органах внутренних дел на 16 сентября 2013 года составил 23 года 05 месяцев 18 дней.

23 января 2013 года Будаев Р.О. обратился с заявлением в МВД по Республике Бурятия, для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ. В качестве членов семьи указал супругу Будаеву Л.Д., ребенка Будаеву Э.Р. Местом регистрации в заявлении указан адрес: ....

С 18 марта 2013 года Будаев Р.О. состоит на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Частью 1 ст. 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ. К таким основаниям относятся следующие:

1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

6) проживает в общежитии;

7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты.

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).

Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.

На момент постановки Будаева Р.О. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения действовали Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223.

Согласно пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, порядка расчета ее размера и порядка исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1223 (далее - Правила), принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти.

В этом же пункте перечислены документы, необходимые для постановки сотрудника на учет.

Пунктом 19 Правил (действующих на момент принятия на учет) были определены основания для снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты, в том числе: а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа; б) в случае изменения (улучшения) жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты; в) в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты; г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет); д) в случае увольнения сотрудника со службы (за исключением увольнения со службы по основаниям, дающим право на получение пенсии).

В пункте 24 названных Правил указано, что если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета.

На момент постановки на учет Будаев Р.О. и его супруга Будаева Л.Д. не имели в собственности жилых помещений, были зарегистрированы по адресу: ....

С 31 января 2020 года истец Будаев Р.О. и его супруга Будаева Л.Д. зарегистрированы по адресу: ....

По исковому заявлению Будаевой Л.Д. Советским районным судом г. Улан-Удэ рассматривалось гражданское дело об установлении факта владения и пользования земельным участком, расположенным по адресу: ... возведения в его границах жилого дома до 31 декабря 2010 года. В исковом заявлении было указано, что Будаева Л.Д. в 1997 году за счет собственных средств приобрела земельный участок без правоустанавливающих документов, в 2004 году возвела одноэтажный жилой дом, который являлся самовольной постройкой. Заявитель проживала по указанному адресу, пользовалась домом и земельным участком открыто, непрерывно. Установление факта необходимо было для приобретения в собственность земельного участка в соответствии с Законом Республики Бурятия от 16 октября 2022 года № 115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности».

При рассмотрении гражданского дела судом было установлено, что Будаева Л.Д. с 2004 года пользуется жилым домом, построенным на земельном участке, расположенном по адресу: ....

Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 08 февраля 2019 года удовлетворены исковые требования Будаевой Л.Д., установлен факт пользования Будаевой Л.Д. земельным участком с кадастровым номером 03:24:010907:ЗУ1 и возведения на нем жилого дома, расположенного по адресу: ... до 31 декабря 2010 года.

Законом Республики Бурятия от 27 ноября 2015 года N 1520-V "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Бурятия в области земельных отношений" были внесены изменения в Закон Республики Бурятия от 16.10.2002 N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности".

Часть 1 ст. 1 Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 N 115-III была дополнена пунктом "ж" следующего содержания:

"ж) гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и до 31 декабря 2010 года, права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, находящиеся вне зон ограничения жилищного строительства в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации, свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных частью 4.1 статьи 1.2.1 настоящего Закона, а также в случае отсутствия у гражданина зарегистрированных прав на жилые помещения и доли в них.".

Указанная категория граждан получила право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

В последующем Законом Республики Бурятия Закон Республики Бурятия от 20.12.2016 N 2183-V "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" изменена редакция п. «д» ч. 1 ст. 1, согласно новой редакции право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности получили граждане, имеющиев фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными до 31 декабря 2010 года, права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, находящиеся вне зон ограничения жилищного строительства в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных статьей 1.2.1 настоящего Закона. При этом, если жилые дома созданы после вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-I "О собственности в СССР" и до 31 декабря 2010 года, земельные участки бесплатно предоставляются в случае отсутствия у гражданина зарегистрированных прав на жилые помещения и доли в них.

Будаева Л.Д. воспользовалась правом, предусмотренным Закон Республики Бурятия от 16.10.2002 N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", ею было оформлено право на земельный участок, на котором располагался самовольно возведенный жилой дом, в последующем земельный участок подарен дочери.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости 29 октября 2019 года зарегистрировано право собственности Будаевой Э.Р. (дочери истца) на здание, назначение: жилое, с кадастровым номером ..., год завершения строительства 2004, по адресу: ..., ... «...», ..., площадь объекта 68, 3 кв.м.

Также согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости с ДД.ММ.ГГГГ Будаева Э.Р. (дочь истца) является собственником земельного участка, с кадастровым номером ..., площадью 456 кв.м., расположенного по адресу: .... Право собственности Будаевой Э.Р. на земельный участок возникло на основании договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из лицевого счета по адресу: ..., собственником является Рабданова Э.Р., в жилом помещении зарегистрированы Будаев Р.О., Будаева Л.Д., Будаева Э.Р., площадь помещения составляет 68,3 кв.м.

То есть, жилое помещение, в котором проживает истец, принадлежит на праве собственности его дочери, он проживает в жилом помещении как член ее семьи в силу ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан, регулируются нормами жилищного законодательства.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел МВД по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом ... Будаев Р.О. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Будаева Р.О. с составом семьи 2 человека на основании подпунктов «б» и «г» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223, в связи с утратой оснований для получения единовременной выплаты, а также в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Комиссией установлено, что Будаев Р.О. проживает в жилом помещении, принадлежащем его дочери, обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет 22,77 кв.м. С учетом обстоятельств, изложенных в решении Советского районного суда г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ года, сделан вывод, что на момент постановки на учет заявитель и члены его семьи имели в пользовании жилой дом, информацию о котором не предоставили в жилищно – бытовую комиссию МВД по Республике Бурятия.

При этом, из обстоятельств дела следует, что жилой дом являлся самовольно возведенным, то есть площадь самовольно-возведенного строения не подлежала учету при определении уровня обеспеченности истца жилой площадью при решении вопроса о признании его нуждающимся в жилье.

Протокол заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел МВД по Республике Бурятия ... от ДД.ММ.ГГГГ утвержден распоряжением министра внутренних дел Республики Бурятия Кудинова О.Ф. ... р от ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером ..., по адресу: ... принадлежал супруге истца Будаевой Л.Д. В последующем земельный участок был подарен дочери Будаевой Э.Р.

В случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения (п. 23 Правил).

Однако Будаев Р.О. в нарушение указанного требования, а также обязательства, указанного в заявлении (об обязании в месячный срок предоставить документы в случае изменения состава семьи, жилищных условий и других оснований) документы не предоставил.

Подпункт «б» пункта 19 Правил в редакции, действующей на дату принятия решения о снятии истца с учета, предусматривает, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты, подпункт «г», предусматривает снятие с учета в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если указанные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет), а также неправомерных действий должностных лиц комиссии при решении вопроса о принятии на учет для получения единовременной выплаты.

Указанные пункты взаимоисключающими не являются.

Суд находит, что подпункт «г» п. 19 Правил применен излишне, поскольку на момент постановки истца на учет, не могла учитываться площадь самовольно возведенного дома при определении уровня обеспеченности истца жилой площадью при решении вопроса о признании его нуждающимся в жилье, однако это не свидетельствует о незаконности решения по существу принятого правильно.

При этом,Будаев Р.О. не представил документы, подтверждающие изменение его жилищных условий (после оформления права собственности на дом), в результате которых он утратил право на получение единовременной выплаты, поскольку Будаев Р.О. обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.

При изменении жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, последний обязан представить в комиссию документы, подтверждающие такие изменения, тогда как комиссия оценивает названные изменения с точки зрения наличия либо отсутствия у сотрудника оснований состоять на учете для получения единовременной выплаты и в случае утраты сотрудником оснований для получения единовременной выплаты принимает решение о снятиис учета.

Излишнее указание подпункт «г» п. 19 Правил о незаконности решения о снятии с учета не свидетельствует, поскольку имелись основания для снятия истца с учета на основании подпункта «б» пункта 19 Правил, который также указан в решении, то есть фактически решение вынесено обоснованно.

Доводы представителя истца о том, что Будаев Р.О. проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям ввиду несоответствия высоты потолков по данным технического паспорта 2018 года, а потому за ним подлежит сохранению право на получение единовременной социальной выплаты, подлежит отклонению.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Разделами II и III Положения установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение, и, соответственно, требования, которые характеризуют жилое помещение как непригодное для проживания.

Доказательств тому, что жилой дом, в котором проживает истец, был признан непригодным для проживания в соответствии с указанным выше положением, суду не представлено.

Суд находит необоснованным суждение стороны истца о том, что Будаев Р.О. как лицо, уволенное из органов внутренних дел, не мог быть снят с учета, он был поставлен на учет как сотрудник и на него распространялись положения Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации ... от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 3 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 предусмотрено, что предоставление единовременной выплаты осуществляется в порядке ина условиях, которые установлены для сотрудников гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии с правом на пенсию и принятым в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что Будаев Р.О. на момент рассмотрения комиссией вопроса о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения являлся членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров, оснований для признания незаконными решения комиссии по предоставлению единовременной социальнойвыплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел МВД по Республике Бурятия, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ ..., распоряжения министра внутренних дел Республики Бурятия ... от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении указанного решения комиссии и снятии с учета истца и членов его семьи суд не усматривает. В указанной части суд оставляет требование без удовлетворения.

Также отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Будаева Р.О. с составом семьи 2 человека, с датой принятия заявления 04 февраля 2013 года с текущей очередностью, которая была при отсутствии снятия с учета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Будаева ФИО12 (паспорт ) оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Улан-Удэ.

Судья А.В. Наумова

2-926/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Будаев Рабдан Ойдопович
Ответчики
МВД по РБ
Другие
Николаев Эдуард Игоревич
МВД России
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Наумова Анна Викторовна
Дело на странице суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
11.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.03.2024Передача материалов судье
14.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2024Подготовка дела (собеседование)
03.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2024Судебное заседание
27.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее