Дело № 2а-94/2021
45RS0008-01-2020-002204-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Кетово 10 февраля 2021 года
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Суханова И.Н.,
при секретаре Михалевой М.А.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к Администрации Новосидоровского сельского совета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Кетовский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области обратился в Кетовский районный суд Курганской области с административным иском к Администрации Новосидоровского сельского совета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности в срок до 15.12.2020 организовать работы по очистке от твердых коммунальных отходов территории, прилегающей к контейнерной площадке, расположенной по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указано, что в адрес Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области поступило коллективное обращение граждан, проживающих в с.Новая Сидоровка Кетовского района Курганской области, в том числе с жалобой о загрязнении твердыми коммунальными отходами территории, прилегающей к контейнерной площадке, расположенной по адресу: <адрес>. Согласно экспертному заключению объекта № 45-20-12/4-395-2020 от 04.09.2020, проведенной специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской», на момент обследования 03.09.2020 установлено, что площадка по адресу: <адрес>, и прилегающая к ней территория не убраны (наличие сухих веток, пластиковой тары и т.д.). Согласно п. 1.2. СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» соблюдение санитарных правил является обязательным для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением отходов на территориях муниципальных образований (далее - хозяйствующие субъекты). В рамках ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Допущенные Администрацией Новосидоровского сельсовета Кетовского района Курганской области нарушения санитарных правил, не принятие мер по очистке территории населенных мест от мусора и бытовых отходов, несвоевременная уборка территории населенных мест может способствовать организации несанкционированных свалок, что приведет к росту численности грызунов (мыши, крысы), являющихся переносчиками особо опасных инфекционных заболеваний людей. Просит признать незаконным бездействие Администрации Новосидоровского сельсовета, выразившееся в непринятии мер к организации работ по очистке от твердых коммунальных отходов территории, прилегающей к контейнерной площадке, расположенной по адресу: <адрес>; обязать Администрацию Новосидоровского сельсовета в срок до 15.12.2020 организовать работы по очистке от твердых коммунальных отходов указанной территории.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика – Глава Администрации Новосидоровского сельского совета Кетовского района Курганской области Чернышов А.А., действующий на основании Устава, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать, пояснил, что с целью недопущения ухудшения санитарно-эпидемиологической ситуации на территории муниципального образования 05.09.2020 Администрацией Новосидоровского сельсовета в с.Новая Сидоровка был организован и проведен сельский субботник по уборке территории муниципального образования от сухой растительности, мусора и твердых коммунальных отходов, в том числе были организованы работы по очистке от твердых коммунальных отходов территории, прилегающей к контейнерам, расположенным у <адрес> в <адрес>. В настоящее время вышеуказанная территория очищена от твердых коммунальных отходов и приведена в соответствие с экологическими, санитарными и иными требованиями. Также имеется контейнерная площадка для размещения контейнеров с целью сбора, хранения и вывоза твердых коммунальных отходов, оборудованная в соответствии с нормами действующего законодательства по адресу: <адрес>. В подтверждение позиции административного ответчика представлен фотоматериал.
Представитель заинтересованного лица, - ООО «Чистый город» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Суд, с учетом мнения представителя ответчика, определил провести судебное разбирательство в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что в связи с жалобами граждан, проживающих в с.Новая Сидоровка Кетовского района Курганской области, Кетовским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской выдано предписание ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской» провести обследование контейнерной площадки для сбора ТКО по адресу: <адрес>.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской» № 45-20-12/4-395-2020 от 04.09.2020 на момент обследования 03.09.2020 установлено, что на расстоянии 18 метров от жилого многоквартирного дома на остановочном комплексе, представляющем собой: бетонное основание, ограждение с двух сторон, навес, скамьи для ожидания транспорта, установлено 6 контейнеров для сбора ТКО, площадка и прилегающая территория, по адресу: <адрес>, не убраны (наличие сухих веток, пластиковой тары и т.д.), что не соответствует требованиям п. 2.2, 2.4, 2.6, 2.7, 2.8, 2.10 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований».
Представитель ответчика не отрицал, что по состоянию на 03.09.2020 указанные нарушения имелись. С целью недопущения ухудшения санитарно-эпидемиологической ситуации на территории муниципального образования, 05.09.2020 Администрацией Новосидоровского сельсовета в с.Новая Сидоровка был организован и проведен сельский субботник по уборке территории муниципального образования от сухой растительности, мусора и твердых коммунальных отходов, в том числе были организованы работы по очистке от твердых коммунальных отходов территории, прилегающей к контейнерам, расположенным у <адрес> в <адрес>. В настоящее время вышеуказанная территория очищена от твердых коммунальных отходов и приведена в соответствие с экологическими, санитарными и иными требованиями. Также имеется контейнерная площадка, для размещения контейнеров с целью сбора, хранения и вывоза твердых коммунальных отходов, оборудованная в соответствии с нормами действующего законодательства по адресу: <адрес>.В материалы дела представлены фотоматериалы, подтверждающие устранение нарушений, установленных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской» № 45-20-12/4-395-2020 от 04.09.2020.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Согласно п. 1.2. СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» соблюдение санитарных правил является обязательным для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением отходов на территориях муниципальных образований (далее - хозяйствующие субъекты).
В рамках ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ к вопросам местного значения относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 N 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Курганской области закреплены следующие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городских поселений: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18).
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при обращении с отходами, являются результатом бездействия ответчика, на которого возложена обязанность по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Поскольку в настоящее время ответчиком все нарушения устранены, то суд полагает исковые требования удовлетворить в части.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к Администрации Новосидоровского сельского совета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Новосидоровского сельского совета Кетовского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер к организации работ по очистке от твердых коммунальных отходов территории, прилегающей к контейнерной площадке, расположенной по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Решение в окончательной форме принято 25 февраля 2021 года.
Судья И.Н. Суханов