11RS 0007-01-2021-000369-75 Дело № 2а- 220/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Вуктыл 16 августа 2021 года
Вуктыльский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сурганова О.В.,
при секретаре Смагиной К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Вуктыльская центральная районная больница» к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по городу Вуктылу Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми Эслауэр В. Ю. об уменьшении исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
в Вуктыльский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением об уменьшении исполнительного сбора к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по городу Вуктылу (ОСП по г.Вуктылу) Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми Эслауэр В.Ю. об уменьшении исполнительского сбора, обратилось Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Вуктыльская центральная районная больница» (далее ГБУЗ РК «ВЦРБ»).
В обосновании заявленных требований административным истцом указано, что на основании вступившего в законную силу решения Вуктыльского городского суда Республики Коми от 13 сентября 2018 года по делу № 2-352/2018 удовлетворены требования прокурора г.Вуктыл к ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ», согласно которого должник обязан был устранить нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму и обеспечения комплексной безопасности путем выполнения следующих мероприятий: -организовать и обеспечить пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте (территории), контроль их функционирования; -обеспечить охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащения объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны; - организовать санкционированный доступ лиц и автотранспортных средств на объект (территорию). 10 сентября 2019 года на основании исполнительного листа по указанному делу возбуждено исполнительное производство №. 15 июля 2021 года судебным приставом –исполнителем ОСП по г.Вуктылу вынесено постановление о взыскании с ГБУЗ РК «ВЦРБ» исполнительского сбора в размере 50000 рублей, за неисполнение требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.
Административный истец полагает, что размер исполнительского сбора следует уменьшить на одну четверть, поскольку ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» принимались все возможные меры по исполнению судебного решения, однако его исполнение связано с обстоятельствами, не зависящими исключительно от действий административного истца и обусловлено наличием объективных причин, поскольку должник финансируется за счет средств республиканского бюджета РК, а также иных, предусмотренных законодательством источников, а сумма исполнительского сбора является значительной для организации.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на административном иске настаивал.
Административный ответчик Эслауэр В.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания судом извещена надлежащим образом, не просила отложить рассмотрение дела.
Представитель административных ответчиков ОСП по г.Вуктыл и УФССП России по Республике Коми в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, пояснив, что возражений по поводу заявленных административных исковых требований, не имеет.
Суд, исследовав материалы административного дела, обозрев материала исполнительного производства №, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на основании Приказа № 327 от 02 октября 2013 года Федеральной службы судебных приставов и приложению к данному приказу УФССП по Республике Коми является территориальным органом Федеральной службы судебных приставов, действующим на территории Республики Коми.
В соответствии с п.1.5 приложения к вышеуказанному приказу территориальный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои структурные подразделения.
На основании вышеизложенного, в судебном заседании установлено, что ОСП по г.Вуктыл является структурным подразделением УФССП России по Республике Коми.
Из п.1.1 должностного регламента судебного пристава исполнителя отдела судебных приставов по г.Вуктылу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, утвержденного 24 апреля 2017 года, следует, что настоящий должностной регламент регулирует порядок осуществления федеральным гражданским служащим ФССП профессиональной служебной деятельности.
Согласно п.3.1 вышеуказанного должностного регламента основные обязанности судебного пристава – исполнителя предусмотрены ст.ст.15,18 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах».
В соответствии с п.3.4.12,п.3.4.13, п.3.4.15 должностного регламента, утвержденного 24 апреля 2017 года, судебный пристав-исполнитель обязан: принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать копии, рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъяснять сроки и порядок их обжалования.
В судебном заседании установлено, что по решению Вуктыльского городского от 13 сентября 2018 года по делу № 2-352/2018 удовлетворены исковые требования прокурора по г.Вуктылу об обязании ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму и обеспечения комплексной безопасности путем выполнения следующих мероприятий: -организовать и обеспечить пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте (территории), контроль их функционирования; -обеспечить охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащения объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны; - организовать санкционированный доступ лиц и автотранспортных средств на объект (территорию).
10 сентября 2019 года по вышеуказанному делу был выдан исполнительный лист ФС №, который направлен прокурор г.Вуктыл.
10 сентября 2019 года по исполнительному листу ФС № от 10 сентября 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Вуктыл в отношении должника ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» возбуждено исполнительное производство №-ИП на предмет исполнения: обязать ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» в срок до 01 сентября 2019 года устранить нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму и обеспечения комплексной безопасности путем выполнения следующих мероприятий: -организовать и обеспечить пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте (территории), контроль их функционирования; -обеспечить охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащения объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны; - организовать санкционированный доступ лиц и автотранспортных средств на объект (территорию).
Согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена руководителем ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» лично под роспись 13 сентября 2019 года.
23 июля 2020 года в адрес ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» судебным приставом – исполнителем вынесено требование о предоставлении в 7-дневный срок информации об исполнении решения суда от 13 сентября 2018 года.
08 июля 2021 года в адрес ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» судебным приставом – исполнителем вынесено требование о предоставлении в срок до 16 июля 2021 года документов, подтверждающих исполнение решения суда.
Частичное исполнение должником вышеуказанного судебного решения подтверждается договором поставки № от 15 октября 2019 года; договором № установки конструкций из ПВХ-профиля от 16 ноября 2020 года; договором № от 08 ноября 2018 года
15 июля 2021 года по исполнительному производству №-ИП судебным приставом – исполнителем ОСП по г.Вуктыл Эслауэр В.Ю. вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора, согласно которого в отношении ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» установлен исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Основанием для установления исполнительского сбора в данном постановлении указано то, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительского документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не представлено.
На основании ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статья 218 и статья 360 КАС РФ, ч.1 ст.121 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативно правовым актам – на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В совокупности требований ч.9 ст.226,ст.227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности следующих условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) должностных лиц нормативным правовым актам; нарушение прав свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) судебного пристава – исполнителя не могут быть признаны незаконными.
В силу ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об исполнительном производстве» (далее Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ст.4 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В соответствии со ст.5 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» и ст.1 Федерального закона «О судебных приставах» принудительное исполнение судебных актов, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, возлагается на судебных приставов – исполнителей.
Статьей 14 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что решения по вопросам исполнительного производства, принимаемым судебным приставом – исполнителем оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
В силу ч.11 ст.30 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав – исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием в него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст.112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Закона).
Исходя из положений ч.1 ст.12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав - исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
На основании ч.1 ст.105 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава – исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч.2 и ч.3 ст.112 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом – исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. При этом бремя доказывания наличия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа возлагается на должника.
На основании изложенного, суд считает, что решение о вынесении постановления о взыскании исполнительного сбора, согласно которого в отношении ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ» установлен исполнительский сбор в размере 50000 рублей, принято должностным лицом службы судебных приставов – исполнителей, наделенным соответствующими должностными полномочиями и при исполнении своих служебных обязанностей, предусмотренных Федеральным законом № 229 «Об исполнительном производстве».
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П исполнительский сбор является возложением на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительского производства.
Кроме того, для применения меры ответственности в виде исполнительского сбора, должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно лил вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности необходимые действия не совершил.
Суд считает, что юридически значимым и достаточным обстоятельством для взыскания исполнительского сбора является факт неисполнения требований исполнительного производства в срок для их добровольного исполнения.
Частью 7 ст.112 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что суд вправе, с учетом степени вины должника в не исполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 настоящей статьи. Таким образом, в случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительный сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст.112 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве».
Согласно п.74 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в суде в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Таким образом, суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Судом установлено, что в материалах дела имеются доказательства того, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок должником предпринимались исчерпывающие меры для исполнения судебного акта, в связи с чем, с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», а также при отсутствии возражения по сути заявленных требований от административных ответчиков, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований административного истца.
Руководствуясь ст.ст.46,175-180,244,298 ч.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
уменьшить на 1/4 размер исполнительского сбора, взысканного с должника Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Вуктыльская центральная районная больница» по постановлению судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по городу Вуктылу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Эслаур В.Ю. о взыскании исполнительского сбора от 15 июля 2021 года по исполнительному производству №-ИП возбужденному 10 сентября 2019 года, до 37500 рублей (тридцать семь тысяч пятьсот) рублей.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба или представление в Судебную Коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца через Вуктыльский городской суд.
Судья: О.В. Сурганов