Судья: Трифаненкова А.В. дело № 33-31739/2024
50RS0049-01-2023-004470-26
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Красногорск Московская область 28 октября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Ситниковой М.И.,
судей Асташкиной О.В., Рыбачук Е.Ю.,
при помощнике судьи Новик К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-167/2024 иску ФГКУ «Войсковая часть 52583» к ФИО, ФИО, действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО, о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении,
по апелляционной жалобе ФИО, ФИО, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО на решение Чеховского городского суда Московской области от 31 января 2024 года,
заслушав доклад судьи Ситниковой М.И.,
объяснения явившихся лиц,
заключение прокурора Шумской А.П.,
у с т а н о в и л а:
Истец ФКУ «Войсковая часть 52583» обратился в суд с иском о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении.
В обоснование исковых требований указано, что спорное жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, было предоставлено ФИО в соответствии с решением жилищной комиссии от <данные изъяты> для его семьи из 3-х человек (он сам, жена и сын) на период службы в ФГКУ «Специальное управление ФПС <данные изъяты> МЧС России». <данные изъяты> ФИО был уволен, а <данные изъяты> снят с регистрационного учета в квартире в связи со смертью. В настоящее время в жилом помещении зарегистрированы ФИО (супруга), ФИО (сын) и несовершеннолетняя ФИО (дочь). Поскольку обеспечение жильем было осуществлено на время службы ФИО, ответчики утратили право на пользование помещением, расположенном в закрытом военном городке. Трудовых отношений между истцом и ответчиками не имеется, и истец вынужден обратиться в суд с иском об освобождении жилого помещения.
Ответчики ФИО, ФИО в судебном заседании исковые требования не признали, в случае удовлетворения исковых требований просили сохранить право пользования на полгода.
Решением Чеховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчики просят отменить решение суда первой инстанции и принять новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене или изменению обжалуемого решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено и следует из материалов дела, что собственником жилого помещения – квартиры (кадастровый <данные изъяты>), расположенной по адресу: <данные изъяты>-2, <данные изъяты>, является Российская Федерация, оперативное управление - ФКУ «Войсковая часть 52583».
Спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, предоставлялось ФИО на период прохождения службы в войсковой части 5117 (ФГКУ «Специальное управление ФПС <данные изъяты> МЧС России»), что подтверждается выпиской из протокола <данные изъяты>.
<данные изъяты> выдан ордер на служебное жилое помещение <данные изъяты> и заключен договор найма служебного жилого помещения <данные изъяты>.
Спорное жилое помещение отнесено к специализированному (служебному) жилищному фонду постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>.
Спорная квартира расположена на территории закрытого военного городка - Чехов-2.
В настоящее время в указанном жилом помещении, согласно выписке из домовой книги зарегистрированы ФИО, несовершеннолетняя ФИО, ФИО
<данные изъяты> ФИО был уволен со службы.
Из ответа ФГКУ «Специализированное управление ФПС <данные изъяты> МЧС России» следует, что ФИО при увольнении со службы не получил жилые помещения для постоянного проживания или компенсационные выплаты (сертификаты) от МЧС России. Также он не состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Отсутствуют сведения о постановке ФИО и членов его семьи на учет как нуждающихся в жилых помещениях, а также об их участии в государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>.
Разрешая возникший спор по существу, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, оценив их в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст.ст. 215, 217, 288 ГК РФ, ст.ст. 19, 30, 31, 102 ЖК РФ, ст. ст. 101, 105 – 107 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент вселения ответчиков в спорное жилищное помещение), Федерального закона от <данные изъяты> № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», учитывая, что ответчики в трудовых отношениях с истцом не состоят, в собственности ответчика ФИО имеется иное благоустроенное жилое помещение, доказательств, подтверждающих постановку ответчиков на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до <данные изъяты> в материалы дела не представлено, пришел к обоснованному выводу о том, что проживание ответчиков в спорной квартире нарушает права истца как собственника жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) на основании норм материального права, подлежащих применению.
В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых - обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Статьей 13 Федерального закона от <данные изъяты> № 189-ФЗ установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Таким образом, юридически значимым по делу обстоятельством является выяснение вопроса о том, состоят ли ответчики на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеют ли они право состоять на данном учете.
Судом в обжалуемом судебном акте указано, что доказательств, подтверждающих постановку ответчиков на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после <данные изъяты>, в материалы дела не представлено и судом не установлено.
В пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021г. <данные изъяты> «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснено, что в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции принимает дополнительные (новые) доказательства, если признает причины невозможности представления таких доказательств в суд первой инстанции уважительными.
К таким причинам относятся, в частности, необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании, о приобщении к делу, об исследовании дополнительных (новых) письменных доказательств либо ходатайств о вызове свидетелей, о назначении экспертизы, о направлении поручения; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) по причине пропуска срока исковой давности или пропуска установленного федеральным законом срока обращения в суд без исследования иных фактических обстоятельств дела.
Обязанность доказать наличие обстоятельств, препятствовавших лицу, ссылающемуся на дополнительные (новые) доказательства, представить их в суд первой инстанции возлагается на это лицо (статья 12, часть 1 статьи 56 ГПК РФ).
В пункте 43 постановления разъяснено, что, если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).
Поскольку в апелляционной жалобе содержались возражения в части права ответчиков состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, как малоимущих, судебная коллегия, признав их юридически значимыми обстоятельствами, распределила бремя доказывания, в результате чего приходит к выводу о приобщении к материалам дела новых доказательств относительно материального положения ответчиков.
Анализируя материалы дела в совокупности с представленными новыми доказательствами, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно справке о доходах и суммах налога физического лица, общая сумма дохода ФИО за 2024 год составила 879 807, 85 руб.
Согласно справкам о доходах и суммах налога физического лица, общая сумма дохода ФИО за 2023 год составила 634 752,18 руб., за 2024 год – 470 536, 40 руб.
У ФИО в собственности имеются нежилые помещения площадью 60,1 и 21.7 кв.м.
В материалы дела представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которым в общей совместной собственности ФИО и ФИО находится жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, кадастровый <данные изъяты>, площадью 46,3 кв.м.
Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 14, ч. ч. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ).
Категории граждан, место жительства которых находится на территории <данные изъяты>, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда <данные изъяты>, и порядок предоставления им таких помещений установлены <данные изъяты> от <данные изъяты> N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" и <данные изъяты> от <данные изъяты> N 231/2017-ОЗ "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда".
Частью второй ст. <данные изъяты> от <данные изъяты> N 231/2017-ОЗ "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" установлено, что в целях настоящего Закона размером дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимостью имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признается: для семьи, состоящей из двух и более человек, - размер дохода, приходящегося на гражданина и каждого члена его семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи и подлежащего налогообложению (далее - размер среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества семьи). При определении размера среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества семьи учитываются доходы и имущество супругов и детей независимо от места их жительства, а также проживающих совместно с гражданином родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных граждан, признанных членами семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в силу ч. 1 ст. 4 данного Закона малоимущими признаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории <данные изъяты>, если размер доходов и стоимости имущества гражданина либо размер среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества семьи ниже или равен величине порогового значения доходов и стоимости имущества.
Решением Совета депутатов городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> установлена величина порогового значения доходов и стоимости имущества, приходящихся на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в городском округе Чехов на 2024 год в размере 7038 рублей 50 копеек в месяц (пункт 1).
Анализируя приведенные нормы закона и представленные доказательства относительно материального положения ответчиков, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у ответчиков права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях как малоимущих граждан.
Таким образом, в данном случае отсутствует совокупность предусмотренных ст. 13 Вводного закона от <данные изъяты> № 184-ФЗ условий, при которых ответчики не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и находит, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношениям, в соответствии со статьей 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Решение суда законно и обоснованно, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Чеховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО, ФИО, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <данные изъяты>