Гр.дело №
УИД: 05RS0№-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2024 года <адрес>
Кизилюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Омаровой З.К.,
при секретаре Магомедовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Малачиевой Маржанат Малачиевны к администрации МР «<адрес>» об уточнении местоположении границ земельного участка и признании земельного участка землей промышленности,
УСТАНОВИЛ:
В Кизилюртовский районный суд обратилась Малачиева М.М. с исковым заявлением к администрации МР «<адрес>» об уточнении местоположении границ земельного участка и признании земельного участка землей промышленности.
В обоснование своих доводов истец указывает, что распоряжением главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №З-АР ей был предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 05:06:00036:121 площадью 0,3 га из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: РД, <адрес>, к югу от ФАД « Кавказ», в 225 м. по направлению на северо-запад от ориентира поворот на <адрес>, расположенный за пределами участка. Договор аренды был заключен ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Она намеревалась в соответствии с распоряжением главы МО «<адрес>» и Договором аренды заниматься разведением перепелок для производства диетического мяса и яиц. Работала на этом поприще 2 года, но бизнес оказался убыточным, так как земельный участок представлял из себя сплошной солончак, который практически не покрывался растительностью, не было воды. Все ее средства уходили на корма, уход и содержание животных. Поэтому истец обратилась на имя главы МО «<адрес>» с заявлением об изменении категории земельного участка и вида его разрешенного использования.
<адрес> издала распоряжение №-АР от ДД.ММ.ГГГГ, которым было внесено изменение в распоряжение главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-АР, после чего разрешили построить на земельном участке небольшое кафе и магазин по продаже товаров повседневного спроса, так как на участке автодороги Р-217 «Кавказ» от Махачкалы до Кизилюрта в то время практически не было ни одной торговой точки, кроме АЗС и кафе «Заря». С января 2006 г. по настоящее время занимается предпринимательской деятельностью с разными результатами.
К сожалению, администрация района не довела работы по изменению категории земли до конца. До сих пор земля считается землей сельскохозяйственного назначения, но при этом 18 лет на участке стоят магазин и кафе, спроектированные в администрации района и введенные в эксплуатацию актом, подписанным соответствующими службами, и утвержденный подписью и печатью главы МО «<адрес>» ФИО5
Несоответствие категории земли виду ее использования с 2005 г. стало причиной многочисленных претензий контрольных и надзорных органов, таких как прокуратура, Роспотребнадзор, земельный надзор. Поэтому нужно хотя бы через суд решить судьбу земельного участка, тем более, когда не возражают против этого и администрация района, и администрация села.
Кроме того, при проведении кадастровых работ была обнаружена реестровая ошибка, в результате которой допущены неточности, и произошло наложение границ с земельным участком ФИО6 и несоответствие границ участка в ЕГРН их фактическому местоположению. Поэтому разногласий с соседом нет, так как на местности все соответствует документальным параметрам. Но ошибку необходимо исправить.
На основании выше изложенного, с учетом превращения автодороги Р-217 «Кавказ» в транспортный коридор «Север-Юг» и магистрали в дорогу с 6-8 полосами, достижения суточного количества движения автотранспорта в обе стороны 60-70 тысяч единиц, невозможности и вредности употреблять в пищу сельхозпродукцию, выращенную на прилегающих к автодороге землях, наличием у всех соседних земельных участков категории земель промышленности и факта непрерывного, добросовестного и открытого использования земельного участка на протяжении 18 лет, как земельного участка и земель промышленности просит признать земельный участок с кадастровым номером 05:06:00036:121 площадью 0,3 га из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: РД, <адрес>, к югу от ФАД «Кавказ», в 225 м. по направлению на северо-запад от ориентира поворот на <адрес>, расположенный за пределами участка, землей промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Также просит исправить допущенную при проведении кадастровых работ реестровую ошибку и исключить наложение границ с земельным участком ФИО6 и несоответствие границ участка в ЕГРН их фактическому местоположению.
Стороны по делу и третье лицо – Управление Росреестра по <адрес>, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились.
Истец Малачиева М.М. направила в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель третьего лица – глава администрации МО СП «<адрес>» <адрес> РД ФИО7 направил в суд заявление о рассмотрении дела без участия администрации МО СП «<адрес>», решение вопроса оставляет на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – Управления Росреестра по <адрес> направил в суд возражение на исковое заявление, в котором просит в части исправления допущенной при проведении кадастровых работ реестровой ошибки и исключении наложения границ с земельным участком ФИО6 и несоответствия границ участка в ЕГРН их фактическому местоположению отказать, так как согласно сведениям ЕГРН не выявлена реестровая ошибка и отсутствует наложение границ на какой-либо земельный участок.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив исковое заявление и исследовав представленные письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ч. 1 ст. 261 ГК РФ территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству. Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 ЗК РФ; ч. 8 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 4.2 ст. 1 Закона N 221-ФЗ, ч. 2 ст. 8 Закона N 218-ФЗ).
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимо.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу статей 7, 8 Закона N 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), состоящий, в числе прочего, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости), включающий характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», ч. 8 ст. 22 Закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Частями 1, 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ установлено, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 218-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе - вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Согласно п. 7 ст. 22 Закона N 218-ФЗ в текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также в установленном частью 3 настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
В соответствии с частью 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории; при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Частью 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ установлено, что воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Целью исправления реестровой (кадастровой) ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН, в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является в числе прочих документов вступивший в законную силу судебный акт (пункт 5 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ), а также в отношении земельного участка межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Требования 5 установлении границ земельного участка вытекает из смысла статьи 12 ГК РФ, толкование которой позволяет сформулировать исковые требования об установлении границ их земельных участков на соответствии с правоустанавливающими документами и описанием границ земельных участков.
Как указано в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество. Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Таким образом, иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Согласно ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом.
Согласно, ст.ст. 209, 288 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст. 11 ГК РФ предусматривает, что в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Доказательств, отсутствия наложения границ земельных участков, третьими лицами суду не представлено и судом не установлено.
Таким образом, суд считает требования истца об уточнении границ земельного участка обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (пункт 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 ГК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.
К землям сельскохозяйственного назначения относятся в первую очередь сельскохозяйственные угодья, а также земли, занятые рядом объектов, например внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 77 ЗК РФ).
Как установлено судом, распоряжением главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-АР Малачиевой М.М. в аренду на 49 лет передан земельный участок из земель МУП «Какаюртовский» площадью 0,3 га, расположенный по адресу: РД, <адрес>, к югу от ФАД « Кавказ», в 225 м. по направлению на северо-запад от ориентира поворот на <адрес>, расположенный за пределами участка, что подтверждается договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 1.1. указанного договора аренды Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду с правом последующего выкупа в соответствии с законодательством РФ земельный участок площадью 0,3 га для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: РД, <адрес>, примерно в 225 м. по направлению на северо-запад от ориентира поворот на <адрес> на ФАД «Кавказ».
Согласно пункту 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 названной статьи.
Признание земельного участка землей промышленности не нарушает законные права и интересы других лиц, не противоречит принципу правовой определенности, а напротив, способствует установлению оптимального баланса между данным принципом и принципом законности, соблюдение которого является одной из основных задач гражданского судопроизводства, названных в ст. 2 ГПК РФ (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 41-КГ19-17).
Таким образом требования истца суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доказательств, ставящих под сомнение либо опровергающих данный вывод, суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194–198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Малачиевой Маржанат Малачиевны удовлетворить.
Признать земельный участок с кадастровым номером 05:06:00036:121 площадью 0,3 га из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: РД, <адрес>, к югу от ФАД «Кавказ», в 225 м. по направлению на северо-запад от ориентира поворот на <адрес>, за пределами участка, землей промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Исправить допущенную при проведении кадастровых работ реестровую ошибку и исключить наложение границ земельного участка с кадастровым номером 05:06:00036:121 с земельным участком ФИО6 и несоответствие границ участка в ЕГРН их фактическому местоположению.
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 05:06:00036:121.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан через Кизилюртовский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий З.К. Омарова