К делу № 2а-520/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Станица Полтавская 25 февраля 2020 года
Красноармейский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Никитиной С.В.,
при секретаре судебного заседания Блюм И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Марьянского сельского поселения Красноармейского района к Красноармейскому районному отделу УФССП России по Краснодарскому краю, Управлению федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация Марьянского сельского поселения Красноармейского района в лице представителя по доверенности Бруснигиной В.П. обратилась в суд с административным иском к Красноармейскому районному отделу УФССП России по Краснодарскому краю, УФССП России по Краснодарскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обосновании иска ссылается на то обстоятельство, что 04 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем вынесено Постановление о взыскании с администрации Марьянского сельского поселения Красноармейского района исполнительского сбора в размере 50000 рублей в рамках исполнительного производства № от 24.11.2016 года.
Решением Красноармейского районного суда от 18 апреля 2016 года (дело № 2а-1350/2016) признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Марьянское сельское поселение ввиду непринятии мер по оснащению территории сельского поселения средствами оповещения.
Суд обязал администрацию Марьянского сельского поселения Красноармейского района обеспечить установку систем оповещения, обеспечивающих 100% покрытие территории ст. Марьянской, Красноармейского района Краснодарского края.
Определением Красноармейского районного суда от 18 января 2017 года администрации Марьянского сельского поселения Красноармейского района предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения Красноармейского районного суда до 01 июля 2017 года.
15 мая 2017 года администрация Марьянского сельского поселения Красноармейского района письменно информировала Красноармейский РО УФССП по Краснодарскому краю об исполнении вышеуказанного решения Красноармейского районного суда в полном объеме.
Однако, судебным приставом - исполнителем 04 июня 2018 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
Администрация Марьянского сельского поселения Красноармейского района, со своей стороны, неоднократно с приложением подтверждающих документов информировала Красноармейский РО УФССП по Краснодарскому краю о том, что вышеуказанный судебный акт исполнен полностью, таким образом у должника отсутствует вина в нарушении установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Просит суд освободить администрацию Марьянского сельского поселения Красноармейского района от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению о взыскании исполнительского сбора от 04.06.2018 года №, вынесенное при рассмотрении материалов исполнительного производства № от 24.11.2016 года.
Представитель административного истца Бруснигина В.П. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена должным образом, представлено ходатайство о рассмотрение дела в их отсутствие, заявленные исковые требования поддерживают в полном объёме.
Представитель административного ответчика Красноармейского районного отдела УФССП России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, начальник Красноармейского районного отдела УФССП России по Краснодарскому краю Зыков А.П. представлено письменное заявление о рассмотрение дела в их отсутствие, просит принять решение на усмотрение суда.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц с учётом положений статьи 150 КАС РФ.
Изучив материалы дела, оценив все представленные письменные доказательства в их совокупности, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет и в случае неисполнения должником - организацией исполнительного документа неимущественного характера составляет 50 000 рублей - пункты 1, 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора - пункт 6 статьи 112 указанного выше Федерального закона.
Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (пункт 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ).
Исполнительский сбор имеет свойства административной штрафной санкции и является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 года № 13-П, пункт 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).
В пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» судам разъяснено, что суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве», либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Как установлено в судебном заседании, 04 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем вынесено Постановление о взыскании с администрации Марьянского сельского поселения Красноармейского района исполнительского сбора в размере 50000 рублей в рамках исполнительного производства № от 24.11.2016 года.
Решением Красноармейского районного суда от 18 апреля 2016 года (дело № 2а-1350/2016) признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Марьянское сельское поселение ввиду непринятии мер по оснащению территории сельского поселения средствами оповещения.
Суд обязал администрацию Марьянского сельского поселения Красноармейского района обеспечить установку систем оповещения, обеспечивающих 100% покрытие территории ст. Марьянской, Красноармейского района Краснодарского края.
Определением Красноармейского районного суда от 18 января 2017 года администрации Марьянского сельского поселения Красноармейского района предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения Красноармейского районного суда до 01 июля 2017 года.
15 мая 2017 года администрация Марьянского сельского поселения Красноармейского района письменно информировала Красноармейский РО УФССП по Краснодарскому краю об исполнении вышеуказанного решения Красноармейского районного суда в полном объеме.
Однако, судебным приставом - исполнителем 04 июня 2018 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
Из представленных суду материалов следует, что Администрация Марьянского сельского поселения Красноармейского района неоднократно с приложением подтверждающих документов информировала Красноармейский РО УФССП по КК о том, что вышеуказанный судебный акт исполнен полностью, таким образом у должника отсутствует вина в нарушении установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины, как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49,50,52-54,55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В силу статьи 84 Кодекса административного производства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу статьи 60 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Исходя из обстоятельств дела, с учётом характера правоотношений, требований исполнительного документа, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ имеющиеся в деле доказательства, в том числе в их совокупности, суд приходит к выводу о том, об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Администрации Марьянского сельского поселения Красноармейского района к Красноармейскому районному отделу УФССП России по Краснодарскому краю, Управлению федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить администрацию Марьянского сельского поселения Красноармейского района от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению о взыскании исполнительского сбора от 04.06.2018 года №, вынесенное при рассмотрении материалов исполнительного производства № от 24.11.2016 года.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке путём подачи жалобы в Красноармейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Красноармейского районного суда Никитина С.В.