Судья: Лыкова Т.В. Дело № 2-2697/2023 Докладчик: Поротикова Л.В. Дело № 33-2536/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Пилипенко Е.А.,
судей Поротиковой Л.В., Васильевой Н.В.,
при секретаре Дубинине Д.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 14 марта 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе АО ФПК» на решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 04 декабря 2023 года по иску Новокузнецкого транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «ФПК» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Поротиковой Л.В., объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Новокузнецкий транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит с учетом уточнений признать незаконным бездействие АО «ФПК» по несоблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившиеся в неоснащении транспортных средств - вагонов пассажирских с плановым годом списания 2026 <данные изъяты> техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации и доступа к данным; обязать АО «ФПК» в срок не позднее шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности путем оснащения транспортных средств – вагонов пассажирских с плановым годом списания – <данные изъяты> техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации и доступа к данным.
В обоснование исковых требований указано, что Новокузнецкой транспортной прокуратурой проведен анализ исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности АО «ФПК». В соответствии с данными, опубликованными на сайте Федерального агентства Железнодорожного транспорта, вагоны №№<данные изъяты> с плановым годом списания – 2026 включены в «Раздел 3 Транспортные средства, внесенные в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», с указанием станции приписки - Новокузнецк, а также субъекта транспортной инфраструктуры - АО «ФПК», в связи с чем на вышеуказанную единицу подвижного состава распространяются Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 №1653.
Исходя из требований пп. 1 п. 7 указанных Требований, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров в дальнем следовании, обязаны оснастить транспортные средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Требования вступили в законную силу 23.10.2020, окончание годичного срока реализации паспортов вагонов - 23.10.2021, однако в нарушение вышеуказанных требований закона вагоны не оснащены техническими средствами видеонаблюдения.
Новокузнецким транспортным прокурором в связи с выявленными нарушениями закона 30.05.2023 в адрес начальника Западно-Сибирского филиала АО «ФПК» внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого меры по их устранению не приняты. При этом паспортами обеспечения транспортной безопасности транспортных средств железнодорожного транспорта, а именно пассажирских вагонов, предусмотрено их оснащение средствами видеонаблюдения. Неисполнение требований федерального законодательства в части обеспечения транспортной безопасности может привести к актам незаконного вмешательства в деятельность транспортной инфраструктуры, создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью имуществу не только граждан, пользующихся услугами субъектов транспортной инфраструктуры, но и обществу, государству в целом.
Решением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 04 декабря 2023 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд постановил: признать незаконным бездействие АО «ФПК» по несоблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившиеся в неоснащении транспортных средств - вагонов пассажирских с плановым годом списания – 2026 <данные изъяты> техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Возложить на АО «ФПК» в срок не позднее одного года с даты вступления решения суда в законную силу обязанность устранить выявленные нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности путем оснащения транспортных средств – вагонов пассажирских с плановым годом списания – <данные изъяты> техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в тамбуре котлового конца вагона в количестве 2 шт., коридоре котлового конца вагона в количестве 1 шт., большом коридоре в количестве 2 шт. (по 1 шт. с каждой стороны), тамбуре некотлового конца вагона в количестве 1 шт., всего в количестве 6 шт. в каждом вагоне; № 08663270 техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в тамбуре котлового конца вагона, салоне 1,2, коридоре, тамбуре некотлового конца вагона видеокамерами в количестве 7 шт.; <данные изъяты> техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в количестве не менее 6 шт. в каждом вагоне; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Взыскать с АО «ФПК» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей.
С указанным решением не согласился представитель АО ФПК», просит отменить решение суда, вынести новое об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы указано, что постановленное решение является неисполнимым, поскольку Требования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 №1653, на которых истец основывает свой иск, не содержат указания на количество видеокамер, подлежащих установке, а также не предусматривают их размещение в иных местах, кроме как указанных в Требованиях.
Количество видеокамер и места их размещения, указанные в уточненном иске не основаны на каком-либо нормативном документе.
Судом не приняты во внимание доводы ответчика о планируемых изменениях в законодательстве, поскольку в настоящее время проводится работа по изменению положений Требований, по результатам которой изменится порядок оснащения вагонов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в части сроков оснащения вагонов такими средствами и мест их размещения.
Отмечает, что ответчиком принимаются все возможные меры по исполнению требований законодательства, однако исполнение решения суда в установленные сроки невозможно по объективным причинам, поскольку оснастить единовременно все транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, не представляется возможным, в виду отсутствия технологической возможности и непрерывности перевозочного процесса.
Считает, что решение суда приведет к возложению на ответчика избыточных обязанностей и безосновательному расходованию значительных сумм денежных средств на цели, которые после внесения изменений в Требования не будут предусмотрены законодательством.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что по результатам анализа исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности в Западно-Сибирском филиале АО «ФПК» Новокузнецкой транспортной прокуратурой выявлено, что пассажирские вагоны <данные изъяты> <данные изъяты> с плановым годом списания – 2026 включены в «Раздел 3 Транспортные средства, внесенные в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», с указанием станции приписки – Новокузнецк, а также субъекта транспортной инфраструктуры - АО «ФПК».
Вышеуказанные требования вступили в законную силу 23.10.2020, окончание срока реализации паспортов вагонов - 23.10.2021, однако, в нарушение вышеуказанных требований закона ответчиком, как субъектом транспортной инфраструктуры вагоны не оснащены техническими средствами - средствами видеонаблюдения.
В связи с выявленными нарушениями закона 30.05.2022 начальнику Западно-Сибирского филиала АО «ФПК» внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого, меры по их устранению не приняты, направлен ответ.
Таким образом, установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства пассажирские вагоны не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения, средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Неисполнение требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности создает угрозу безопасной деятельности пассажирских вагонов, влечет повышение вероятности совершения актов незаконного вмешательства, что в свою очередь может повлечь причинение имущественным интересам иных лиц и повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пунктов 9, 10, 11 статьи 1, частью 1 статьи 4, частью 1.1 статьи 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 года № 1653, установив, что неисполнение требований законодательства создает угрозу безопасности пассажирских перевозок, в том числе, угрозу причинения имуществу, жизни и здоровья неопределенного круга лиц, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь положениями ст. 206 ГПК РФ, с учетом обстоятельств дела, характера нарушенных прав, важности защищаемых отношений, объема необходимых к выполнению работ, суд определил разумным и достаточным сроком для устранения ответчиком выявленных нарушений – в течение восьми месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда соглашается с выводами суда первой инстанции соответствующих обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Закона о транспортной безопасности транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 11 статьи 1 названного Закона под транспортными средствами понимается железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров.
В силу части 1.1 статьи 8 Закона о транспортной безопасности требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для транспортных средств по видам транспорта устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 N 1653 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, в соответствии с подпунктом 4 пункта 6 которых субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с положениями частей 1.3 - 1.5 статьи 9 Федерального закона "О транспортной безопасности" по типовой форме согласно приложению (далее - паспорт транспортного средства).
На основании подпункта 8 пункта 6 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан реализовывать мероприятия, предусмотренные паспортом транспортного средства, не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего документа для эксплуатируемых транспортных, а для вводимых в эксплуатацию (приобретенных) после вступления в силу настоящих требований - со дня введения их в эксплуатацию;
Подпунктом 1 пункта 7 Требований установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров в дальнем следовании, обязаны, в частности, оснастить транспортные средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно: средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Пунктом 3.2.1 Устава АО "ФПК" предусмотрено, что одним из основных видов деятельности общества является перевозка пассажиров, багажа, и грузобагажа железнодорожным транспортом в поездах общего пользования в поездах дальнего следования по территории РФ и в международном сообщении.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм и исходя из целей деятельности АО "ФПК" признается лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности.
Судом установлено, что спорные вагоны документированы паспортами обеспечения транспортной безопасности, в соответствии с которым все они в настоящий момент эксплуатируются, при этом эксплуатация производится в отсутствие систем видеонаблюдения.
Установив данное обстоятельство, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции обоснованно указал, что неисполнение требований законодательства создает угрозу безопасности пассажирских перевозок, в том числе, угрозу причинения имуществу, жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в связи с чем, правомерно удовлетворил заявленный иск.
Доводы жалобы о том, что Требованиями № 1653 не предусмотрено указание на количество видеокамер, подлежащих установке, и их размещение в местах, указанных истцом, а также о том, что указанная в обжалуемом решении суда обязанность ответчика не предусмотрена действующим законодательством, являются необоснованными.
Так, п.п. 1 п. 7 Требований установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров в дальнем следовании, обязаны оснастить транспортные средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях.
Именно в данных местах суд и обязал ответчика разместить средства видеонаблюдения.
Необходимо также отметить, что места размещения видеокамер и, как следствие, их количество, указанные прокурором, соответствуют разработанным самим же ответчиком паспортам безопасности транспортных средств.
Доводы ответчика о проводимой в настоящее время уполномоченным государственным органом работе по изменению положений Требований, по результатам которой изменится порядок оснащения вагонов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, указанных выше выводов суда первой инстанции не опровергает и на законность принятого решения не влияет, так как на момент рассмотрения дела судом первой инстанции соответствующие изменения в законодательство не внесены.
При нормативном регламентировании мест установки технических средств, т.е. ином порядке, отличном от разработанного ответчиком, последний не лишен возможности пересмотреть судебное постановление или поставить соответствующий вопрос об изменении способа исполнения решения суда.
Оснащение вагонов камерами видеонаблюдения необходимо в целях обеспечения транспортной безопасности и необходимо реализовать в ближайшее время. Эксплуатация вагонов с нарушением требований транспортной безопасности ведет к недопустимому риску для жизни или здоровья людей при возможных актах незаконного вмешательства. Приведение вагонов в соответствие с актуальными требованиями транспортной безопасности обусловлено уровнем текущих и современных рисков возникновения актов незаконного вмешательства.
Ссылка заявителя на невозможность исполнения решения суда в указанный срок по объективным причинам также подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку суд первой инстанции, приняв во внимание обстоятельства настоящего дела, с учетом характера нарушений, объема и характера выполняемых мероприятий, обоснованно установил значительный срок, в течение которого ответчик должен исполнить решение суда. В то время как, каких-либо достоверных доказательств, подтверждающих, что обжалуемое решение не будет исполнено в указанный срок, АО «ФПК» как суду первой инстанции, так и в суд апелляционной инстанции не представлено.
В этой связи судебная коллегия полагает необходимым отметить, что п.п. 8 п. 6 Требований предусмотрена обязанность по реализации мероприятий, предусмотренных паспортом транспортного средства, для эксплуатируемых транспортных средств не позднее одного года со дня вступления в силу данного документа. Соответственно, судом предоставлен ответчику для исполнения решения суда в части оснащения транспортных средств техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, в частности: средствами видеонаблюдения и средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации срок, признанный достаточным для выполнения всех требований по обеспечению транспортной безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта нормативно-правовым актом, регулирующим спорные правоотношения.
В случае, если в ходе реального исполнения решения суда, установленного судебным актом срока будет не достаточно, ответчик не лишен возможности обратиться в установленном законом порядке в суд с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда.
Таким образом, при рассмотрении дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда постановлены в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права по делу также не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 04 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АО ФПК» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи