Судья ФИО2 |
24RS0№-26 Дело № 2.211 |
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 декабря 2023 года |
г. Красноярск |
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего Макаровой Ю.М.,
судей Тихоновой Ю.Б., Потехиной О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куницыной М.Г.,
рассматривая в открытом судебном заседании по докладу судьи Тихоновой Ю.Б.,
гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Красноярья» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя ФКП «Аэропорты Красноярья»-ФИО4,
на заочное решение Емельяновского районного суда <адрес> от <дата>, которым постановлено:
«Исковое заявление Красноярского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Федерального казенного предприятия «Аэропорты Красноярья» в части неисполнения требований законодательства, выразившееся в не осуществлении регистрации в качестве опасного производственного объекта приемный склад ГСМ аэропорт «Туруханск», в составе которого осуществляется эксплуатация технический устройств: трубопроводы приемного склада, РВС-1000 №, 2 РГС-69 б/н на территории приемного склада; не обеспечении в установленном порядке помещений насосной станции склада ГСМ аэропорта «Туруханск» приточно- вытяжной и аварийной вентиляцией; не оборудовании в установленном законом порядке помещений насосной станции склада ГСМ аэропорт «Туруханск» средствами автоматического контроля загазованности по НКПРП с подачей сигнала у входа в помещение насосной и операторную при достижении концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 20 % объемных от НКПРП; не оборудовании в установленном порядке резервуаров для хранения авиационного топлива, расположенных на складе ГСМ аэропорта «Туруханск» плавающими устройствами для верхнего забора топлива; не оснащении резервуаров расходного и приемного складов ГСМ аэропорт «Туруханск» предохранительными устройствами, автоматически прекращающими подачу нефтепродуктов по достижении заданного уровня в резервуарах или случае аварийной разгерметизации коммуникаций; не оснащении здания насосной станции склада ГСМ аэропорта «Туруханск» грузоподъемным устройством для ремонта технологического оборудования; не оснащении в установленном порядке склада ГСМ аэропорта «Подкаменная Тунгуска» прибором, определяющий направление и скорость ветра; не оснащении в установленном порядке РВС-2000 № и 7, РВС 3000 №, расположенных на складе ГСМ аэропорта «Подкаменная Тунгуска» системой автоматического пожаротушения; не оснащении в установленном порядке общим освещением резервуарного склада ГСП аэропорта «Подкаменная тунгуска»; не оснащении в установленном порядке здания операторной склада ГСМ аэропорта «Подкаменная Тунгуска» дистанционным отключением насосного оборудования насосной станции; не оснащении в установленном порядке операторную склада ГСМ аэропорта «Подкаменная тунгуска» средствами управления и контроля за процессами перекачки и слива-налива; не оснащении в установленном порядке помещения насосной станции склада ГСМ аэропорта «Подкаменная тунгуска» дренажными лотками.
Обязать Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Красноярья» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения промышленной безопасности на опасных производственных объектах слада ГСМ аэропорта «Туруханск», склада ГСМ аэропорта «Подкаменная Тунгуска»: осуществить регистрацию в качестве опасного производственного объекта приемный склад ГСМ аэропорт «Туруханск», в составе которого осуществляется эксплуатация технический устройств: трубопроводы приемного склада, РВС-1000 №, 2 РГС-69 б/н на территории приемного склада; обеспечить в установленном порядке помещений насосной станции склада ГСМ аэропорта «Туруханск» приточно- вытяжной и аварийной вентиляцией; оборудовать в установленном законом порядке помещений насосной станции склада ГСМ аэропорт «Туруханск» средствами автоматического контроля загазованности по НКПРП с подачей сигнала у входа в помещение насосной и операторную при достижении концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 20 % объемных от НКПРП; оборудовать в установленном порядке резервуары для хранения авиационного топлива, расположенных на складе ГСМ аэропорта «Туруханск» плавающими устройствами для верхнего забора топлива; оснастить резервуары расходного и приемного складов ГСМ аэропорт «Туруханск» предохранительными устройствами, автоматически прекращающими подачу нефтепродуктов по достижении заданного уровня в резервуарах или случае аварийной разгерметизации коммуникаций; оснастить здание насосной станции склада ГСМ аэропорта «Туруханск» грузоподъемным устройством для ремонта технологического оборудования; оснастить в установленном порядке склад ГСМ аэропорта «Подкаменная Тунгуска» прибором, определяющим направление и скорость ветра; оснастить в установленном порядке РВС-2000 № и 7, РВС 3000 №, расположенные на складе ГСМ аэропорта «Подкаменная Тунгуска» системой автоматического пожаротушения; оснастить в установленном порядке общим освещением резервуарный парк склада ГСП аэропорта «Подкаменная тунгуска»; оснастить в установленном порядке здание операторной склада ГСМ аэропорта «Подкаменная Тунгуска» дистанционным отключением насосного оборудования насосной станции; оснастить в установленном порядке операторную склада ГСМ аэропорта «Подкаменная тунгуска» средствами управления и контроля за процессами перекачки и слива-налива; оснастить в установленном порядке помещение насосной станции склада ГСМ аэропорта «Подкаменная тунгуска» дренажными лотками».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Красноярский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц к обратился в суд с иском ФКП «Аэропорты Красноярья», в котором просит признать незаконным бездействие ответчика по неисполнению требований законодательства о транспортной безопасности, выразившееся в не осуществлении регистрации в качестве опасного производственного объекта приемный склад ГСМ аэропорт «Туруханск», в составе которого осуществляется эксплуатация технический устройств: трубопроводы приемного склада, РВС-1000 №, 2 РГС-69 б/н на территории приемного склада; не обеспечении в установленном порядке помещений насосной станции склада ГСМ аэропорта «Туруханск» приточно- вытяжной и аварийной вентиляцией; не оборудовании в установленном законом порядке помещений насосной станции склада ГСМ аэропорт «Туруханск» средствами автоматического контроля загазованности по НКПРП с подачей сигнала у входа в помещение насосной и операторную при достижении концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 20 % объемных от НКПРП; не оборудовании в установленном порядке резервуаров для хранения авиационного топлива, расположенных на складе ГСМ аэропорта «Туруханск» плавающими устройствами для верхнего забора топлива; не оснащении резервуаров расходного и приемного складов ГСМ аэропорт «Туруханск» предохранительными устройствами, автоматически прекращающими подачу нефтепродуктов по достижении заданного уровня в резервуарах или случае аварийной разгерметизации коммуникаций; не оснащении здания насосной станции склада ГСМ аэропорта «Туруханск» грузоподъемным устройством для ремонта технологического оборудования; не оснащении в установленном порядке склада ГСМ аэропорта «Подкаменная Тунгуска» прибором, определяющий направление и скорость ветра; не оснащении в установленном порядке РВС-2000 № и 7, РВС 3000 №, расположенных на складе ГСМ аэропорта «Подкаменная Тунгуска» системой автоматического пожаротушения; не оснащении в установленном порядке общим освещением резервуарного склада ГСП аэропорта «Подкаменная тунгуска»; не оснащении в установленном порядке здания операторной склада ГСМ аэропорта «Подкаменная Тунгуска» дистанционным отключением насосного оборудования насосной станции; не оснащении в установленном порядке операторную склада ГСМ аэропорта «Подкаменная тунгуска» средствами управления и контроля за процессами перекачки и слива-налива; не оснащении в установленном порядке помещения насосной станции склада ГСМ аэропорта «Подкаменная тунгуска» дренажными лотками; обязать ответчика в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения промышленной безопасности на опасных производственных объектах слада ГСМ аэропорта «Туруханск», склада ГСМ аэропорта «Подкаменная Тунгуска». Заявленные требования мотивированы тем, что Красноярской транспортной прокуратурой по результатам проведенной проверки и анализа состояния законности в сфере промышленной безопасности выявлены вышеуказанные нарушения требований законодательства о промышленной безопасности в деятельности ФКП «Аэропорты Красноярья». Учитывая, что несоблюдение требований транспортной безопасности создает угрозу жизни, здоровью пассажиров, пользующихся услугами воздушного транспорта, безопасности государства, а принятие указанных мер безопасности направлено на предотвращение появления угрозы безопасности, меры по обеспечению безопасности должны приниматься в строгом соответствии с действующими нормами законодательства независимо от факта наличия или отсутствия угрозы безопасности. На основании изложенного, Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с данным иском
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФКП «Аэропорты Красноярья» -ФИО4 просит отменить заочное решение Емельяновского районного суда <адрес> в части срока устранения нарушений, установив его до <дата><адрес>, что установленный судом первой инстанции срок 12 месяцев для проведения мероприятий является недостаточным, с учетом географической отдаленности объектов на которых необходимо произвести работы, убыточности самого предприятия, принятия эквивалентных мер направленных на обеспечение мер безопасности.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского ФИО1 суда, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела.
Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ФКП «Аэропорты Красноярья» - ФИО4, помощника прокурора Красноярской Транспортной прокуратуры ФИО5, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно п. 1 и 5 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ) опасными производственными
объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные
производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону
от 21.07.1997 № 116-ФЗ.
Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные
объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3, организация эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения указанного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасно зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на
опасном производственном объекте, в установленные законом сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, Красноярской транспортной прокуратурой в ходе проведенной проверки и анализе исполнения ФКП «Аэропорты Красноярья» требований законодательства о промышленной безопасности установлено, что в нарушение п. 1 и 2 ст. 9, п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3, п. 5 «Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371, п. 7 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 ФКП «Аэропорты Красноярья» не зарегистрирован в качестве опасного производственного объекта приемный склад ГСМ аэропорта «Туруханск», в составе которого осуществляется эксплуатация технических устройств: трубопроводы приемного склада, PBC-1000 №, 2 РГС-60 б/н на территории приемного склада.
В нарушение п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3, п. 169 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» (далее приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529) помещение насосной станции склада ГСМ аэропорта «Туруханск» не обеспечено в установленном порядке приточно-вытяжной вентиляцией.
В нарушение п. 1 и 2 ст. 9 федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п. 214 и 169 приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529 помещения насосной станции склада ГСМ аэропорта «Туруханск» не обеспечено в установленном порядке аварийной вентиляцией.
В нарушение п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3, п. 168 приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529 помещение насосной станции склада ГСМ аэропорта «Туруханск» не оборудовано в установленном порядке средствами автоматического контроля загазованности по НКПРП с подачей сигнала у входа в помещение насосной и в операторную при достижении концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 20% объемных от НКПРП.
В нарушение п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3, п. 82 приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529 резервуары для хранения авиационного топлива, расположенные на складе ГСМ аэропорта «Туруханск» не оборудованы в установленном порядке плавающими устройствами для верхнего забора топлива.
В нарушение п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п. 83 приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529 резервуары расходного и приемного складов ГСМ аэропорта «Туруханск» не оснащены предохранительными устройствами, автоматически прекращающими подачу нефтепродукта по достижении заданного уровня в резервуарах или в случае аварийной разгерметизации коммуникаций.
В нарушение п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3, п. 170 приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529 здание насосной станции склада ГСМ аэропорта «Туруханск» не оснащено грузоподъемным устройством для ремонта технологического оборудования.
В нарушение п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3, п. 271 приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529 ФКП «Аэропорты Красноярья» территория опасного производственного объекта - склада ГСМ аэропорта «Подкаменная Тунгуска» в установленном порядке не оснащена прибором, определяющим направление и скорость ветра.
В нарушение п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п. 98 приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529, п. 3 ст. 5, п. 4 и 7 ст. 83, п. 2 ст. 93.1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» склад ГСМ аэропорта «Подкаменная Тунгуска», а именно РВС-2000 № 6 и 7, PBC-3000 № 8 не оснащены системой автоматического пожаротушения.
В нарушение п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3, п. 108 приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529, резервуарный парк склада ГСМ аэропорта «Подкаменная Тунгуска» не оснащен в установленном порядке общим освещением.
В нарушение п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3, п. 160 приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529, здание операторной склада ГСМ аэропорта «Подкаменная Тунгуска» не оснащено дистанционным отключением насосного оборудования насосной станции.
В нарушение п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3, п. 177 приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529, операторная склада ГСМ аэропорта «Подкаменная Тунгуска» не оснащена средствами управления и контроля за процессами перекачки и слива-налива.
В нарушение п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3, п. 163 приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529, помещение насосной станции склада ГСМ аэропорта «Подкаменная Тунгуска» не оснащено дренажными лотками.
В связи с выявленными нарушениями 03.06.2022 Красноярской транспортной прокуратурой в адрес генерального директора ФКП «Аэропорты Красноярья» внесено представление об устранении нарушений закона.
19.10.2021 по результатам проведения внеплановой выездной проверки Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФКП «Аэропорты Красноярья» выдано предписание № 07/108-НХ, содержащее указание на аналогичные нарушения норм промышленной безопасности.
По результатам рассмотрения представления, ФКП «Аэропорты Красноярья» разработаны проекты технического перевооружения опасных производственных объектов, в частности склада ГСМ «Аэропорта «Туруханск» и склада ГСМ Аэропорта «Подкаменная Тунгуска», которыми предусмотрено поэтапное выполнение технического перевооружения в течение неопределенного периода времени.
Дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам по правилам ст.67 ГПК РФ, верно установив фактические обстоятельства дела и правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, учитывая, что несоблюдение требований промышленной безопасности в деятельности субъекта транспортной инфраструктуры создает угрозу бесперебойного функционирования ФКП «Аэропорты Красноярья», угрозу жизни и здоровью людей, осуществляющих эксплуатацию опасных промышленных объектов, а также пассажиров, пользующихся услугами воздушного транспорта, суд первой инстанции, верно пришел к выводу об удовлетворении требований Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФКП «Аэропорты Красноярья» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности. Установив срок в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
Заочное решение суда первой инстанции в части возложении обязанностей сторонами не оспаривается и в соответствии с положениями ст.327.1 ГПК РФ предметом проверки судебной коллегии не является.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, надлежащая оценка которым дана судом в решении.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии возможности исполнить решение суда в определенный судом срок и необходимости в связи с этим увеличения срока выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений промышленной безопасности на опасных производственных объектах до <дата>, судебная коллегия находит несостоятельными и оснований для увеличения установленного судом срока не усматривает, по следующим основаниям.
Как следует из положений ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из ст.210 ГПК РФ исполнение решения суда связано с моментом вступления его в законную силу.
По смыслу закона срок исполнения решения подлежит установлению относительно момента его вступления в законную силу (за исключением случаев, когда срок исполнения обязанности законодательно установлен конкретной датой).
Определенный судом годичный срок с момента вступления решения в законную силу) судебная коллегия находит разумным и достаточным, при том обстоятельстве, что об имеющихся нарушениях и необходимости устранения таковых ответчику стало известно еще <дата> согласно предписания Енисейского управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору.
Ссылки представителя ответчика в жалобе на наличие объективных, не зависящих от него причин невозможности осуществления необходимых мероприятий, судебной коллегией отклоняются, поскольку длительное неисполнение решения суда представляет угрозу жизни и здоровью людей, осуществляющих эксплуатацию опасных промышленных объектов, каких-либо достаточных и убедительных действий по устранению выявленных нарушений ответчиком не предпринимается.
Каких-либо иных доводов, влекущих отмену или изменение решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 11 января 2023 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФКП «Аэропорты Красноярья» - ФИО4- без удовлетворения.
Председательствующий: Макарова Ю.М.
Судьи: Тихонова Ю.Б.
Потехина О.Б.