Дело №33-1592/2023 Докладчик Денисова Е.В.
(I инстанция №2-130/2023) Судья Ивлиева О.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Денисовой Е.В.
судей Бондаренко Е.И., Удальцова А.В.
при секретаре Павловой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 11 апреля 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г.Коврова Владимирской области на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 10 января 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования Ковровского городского прокурора удовлетворить частично.
Обязать администрацию г.Коврова Владимирской области обеспечить финансирование Управления образования администрации г.Коврова Владимирской области для организации круглосуточной охраны МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова» по адресу: Владимирская область, г.Ковров, ул.Зои Космодемьянской, д.2/1 сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать Управление образования администрации г.Коврова Владимирской области не позднее 1 месяца с момента поступления бюджетных средств распределить их целевым назначением МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова» для организации круглосуточной охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова» в течение 1 месяца с момента поступления бюджетных средств организовать круглосуточную охрану образовательного учреждения (школы) по адресу: Владимирская область, г.Ковров, ул.Зои Космодемьянской, д.2/1 сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Денисовой Е.В., объяснения представителя администрации г.Коврова Владимирской области – Симоновой А.А., объяснения представителя Управления образования администрации г.Коврова Владимирской области и МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова» - Акинфиева И.О., поддержавших доводы апелляционной жалобы и просивших отменить решение суда, объяснения прокурора Медведевой А.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы и полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ковровский городской прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к администрации г.Коврова Владимирской области, Управлению образования администрации г.Коврова Владимирской области, МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова», в котором просит:
- обязать администрацию г.Коврова Владимирской области незамедлительно после вступления решения в законную силу обеспечить необходимым дополнительным целевым финансированием Управление образования администрации г.Коврова для осуществления мероприятий по круглосуточной охране общеобразовательного учреждения (школы) по адресу: г.Ковров, ул.Зои Космодемьянской, д.2/1 сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- обязать Управление образования администрации г.Коврова не позднее 1 месяца с момента поступления бюджетных средств распределить их целевым назначением МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова»;
- обязать МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова» в течение 1 месяца с момента поступления бюджетных средств от Управления образования администрации г.Коврова организовать круглосуточную охрану общеобразовательного учреждения (школы) по адресу: г.Ковров, ул.Зои Космодемьянской, д.2/1 сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (т.2 л.д.213-219).
Старший помощник Ковровского городского прокурора Завьялова Т.Е. в судебном заседании просила удовлетворить уточненный иск по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика администрации г.Коврова Владимирской области - Зимина И.В. в удовлетворении иска просила отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях (т.1 л.д.61-62). Указала, что решением Ковровского городского суда Владимирской области от 23.12.2019 по делу №2а-3186/2019 на МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова» была возложена обязанность в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения федерального законодательства путем обеспечения охраны здания образовательного учреждения с привлечением сотрудников частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Решение суда исполнено, охрана образовательного учреждения осуществляется на основании муниципальных контрактов сотрудниками частной охранной организации с 7-00 час. до 19-00 час. с понедельника по субботу включительно, т.е. во время пребывания в учреждении обучающихся, а в остальные дни и ночное время, праздничные дни охрана осуществляется работниками школы, принятыми на должность сторожа. Таким образом, круглосуточная охрана образовательного учреждения обеспечена. Действующим законодательством не предусмотрена круглосуточная охрана образовательного учреждения специализированными организациями.
Представитель ответчиков МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова» и Управления образования администрации г.Корова Владимирской области - Борисова А.В. в удовлетворении иска просила отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях (т.1 л.д.67-69, т.2 л..11-15). Указала, что МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова» установлена 2 категория опасности, а также разработан и утвержден паспорт безопасности объекта. Образовательным учреждением приняты необходимые меры по антитеррористической защищенности здания и территории школы, в т.ч. основной вход в здание оборудован автоматизированной системой контроля управления доступом с применением электронных пропусков и постом охраны; основной и запасной ходы в здание оборудованы домофонами; въезд на территорию школы оснащен воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; здание школы оснащено системами видеонаблюдения, охранной сигнализации, средствами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и т.д. В нормативных актах об антитеррористической защищенности объектов в сфере образования отсутствуют положения о том, что обеспечение охраны объектов специализированными организациями должно быть круглосуточным.
Представитель ответчика Управления образования администрации г.Коврова Владимирской области - Акинфиев И.О. в удовлетворении иска просил отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях (т.2 л.д.6-10). Указал, что школа обязана обеспечить охрану обучающихся только во время их пребывания в образовательном учреждении. Во время пребывания учащихся в образовательном учреждении, с 7-40 час. до 19-00 час. с понедельника по субботу, школой обеспечена охрана здания и территории школы сотрудниками частной охранной организации. У школы отсутствует обязанность по обеспечению безопасности обучающихся во время их отсутствия в образовательном учреждении, т.е. в вечернее и ночное время, в связи с чем требования прокурора об обеспечении круглосуточной охраны специализированными организациями не основаны на законе. Также пояснил, что школе для заключения муниципального контракта с частной охранной организацией на охрану при 12-часовом режиме охраны сотрудниками частной охранной организации требуется 644160 руб., при 24-часовом режиме охраны – 2152040 руб. Понуждение органа исполнительной власти к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, вмешательством в административно-хозяйственную деятельность учреждения и нарушает принцип разделения властей. Требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций. Выбранный прокурором способ защиты не соответствует закону и характеру нарушенного права.
Представитель третьего лица СНД г.Коврова Владимирской области -Ванюшина Е.В. в удовлетворении иска просила отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях (т.3 л.д.226-230). Указала, что образовательное учреждение обеспечивает физическую охрану частной охранной организацией в период пребывания учащихся в школе. Действующим законодательством требований о круглосуточной физической охране школы специализированными организациями не предусмотрено. Кроме того, выделение денежных средств на осуществление мероприятий по круглосуточной охране предполагает принятие нормативного правового акта о бюджете г.Коврова. Суд не вправе обязать органы местного самоуправления принять какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления, в связи с чем требования прокурора об обеспечении необходимым дополнительным целевым финансированием Управления образования администрации г.Коврова Владимирской области для осуществления мероприятий по круглосуточной охране образовательного учреждения удовлетворению не подлежат.
Судом постановлено указанное выше решение (т.3 л.д.105-110).
В апелляционной жалобе ответчик администрация г.Коврова Владимирской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылается на то, что решение Ковровского городского суда Владимирской области от 23.12.2019 по делу №2а-3186/2019, которым на МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова» была возложена обязанность обеспечить охрану здания образовательного учреждения с привлечением сотрудников специализированных организаций, исполнено в полном объеме, о чем уведомлен прокурор. Охрана образовательного учреждения осуществляется на основании муниципальных контрактов сотрудниками частной охранной организации с 7-00 час. до 19-00 час. с понедельника по субботу включительно, т.е. во время пребывания в учреждении обучающихся, а в остальные дни и ночное время, праздничные дни охрана осуществляется работниками школы, принятыми на должность сторожа. Образовательным учреждением приняты необходимые меры по антитеррористической защищенности здания и территории школы. Действующим законодательством не предусмотрена круглосуточная охрана образовательного учреждения специализированными организациями. На обеспечение охраны школы в круглосуточном режиме требуется 2152040 руб. Понуждение органа местного самоуправления к выделению финансирования не основано на законе (т.3 л.д.115-117).
Ответчиками МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова» и Управления образования администрации г.Корова Владимирской области, третьим лицом СНД г.Коврова Владимирской области принесены возражения на апелляционную жалобу, которую полагают подлежащей удовлетворению. Ссылаются на то, что охрана образовательного учреждения осуществляется круглосуточно с привлечением специализированной организации и сторожей школы. Действующим законодательством не предусмотрена круглосуточная охрана образовательного учреждения специализированными организациями. Образовательным учреждением приняты необходимые меры по антитеррористической защищенности здания и территории школы. Прокурором избран ненадлежащий способ защиты права (т.3 л.д.126-128,131-134,137-140).
В заседание суда апелляционной инстанции третье лицо СНД г.Коврова Владимирской области (извещено направлением судебного извещения по факсу, т.3 л.д.150,155) представителя не направило, сведений об уважительности причин неявки не представило, об отложении рассмотрения дела не просило, в связи с чем на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу без участия указанного лица.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, и возражениях относительно жалоб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в РФ являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с п."д" ст.11 Концепции противодействия терроризму в РФ, утв. Президентом РФ 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в РФ" образовательное учреждение создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
В пп.8 п.1 ст.41 названного Закона предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности - объектов (территорий).
Согласно Требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 (далее – также Требования №1006), ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п. 5).
В силу ч.3.1 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ "О противодействии терроризму" юридические лица выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления своей деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова» является некоммерческой организацией, осуществляющей в качестве основного вида своей деятельности образовательную деятельность по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Учредителем школы является МО г.Ковров, от имени которого функции и полномочия учредителя осуществляет администрация г.Коврова Владимирской области; функции и полномочия учредителя в части управления муниципальными финансами муниципальных учреждений системы образования, отдыха и оздоровления детей осуществляет Управление образования администрации г.Коврова Владимирской области. В отношении недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за школой, права собственника осуществляет СНД г.Коврова Владимирской области (т.2 л.д.16-61).
В соответствии с актом обследования и категорирования от 16.10.2019 МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова», расположенному по адресу: Владимирская область, г.Ковров, ул.З.Космодемьянской, д.2/1, присвоена 2 категория опасности (т.1 л.д.42-51); 30.12.2019 утвержден паспорт безопасности образовательного учреждения (т.1 л.д.28-41).
19.09.2022 между МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова» и ООО «ЧОП «Кондор+» заключен контракт на оказание охранных услуг, по условиям которого режим работы охранного поста с 7-00 час. до 19-00 час., в течение 12 час, с понедельника по субботу включительно, за исключением воскресенья и праздничных дней (т.1 л.д.19-27).
По результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, вышеуказанное образовательное учреждение круглосуточно частной охранной организацией не охраняется, в связи с чем, антитеррористическая защищенность объекта (территории) образовательного учреждения обеспечена ненадлежащим образом, что подвергает угрозе жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения.
В силу пп."б" п.25, п.26 Требований №1006 в отношении объектов (территорий) 2 категории опасности осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
На основании пп."е" п.20 Требований №1006 пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями.
С учетом приведенных выше правовых норм, суд пришел к выводу, что охрана МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова», как объекта с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, должна осуществляться круглосуточно именно путем привлечения сотрудников охранных организаций, а не лицами, не обладающими специальными навыками, не проходившими специальную подготовку, не имеющими спецсредств для охраны и защиты от возможных преступных посягательств.
Доводы ответчиков о том, что принятые в образовательном учреждении меры антитеррористической безопасности являются достаточными для исполнения Требований №1006, которыми, по мнению ответчиков, не предусмотрено круглосуточного присутствия сотрудников охранных организаций в образовательном учреждении, отклонены судом как несостоятельные, поскольку из системного толкования содержания норм Требований №1006 следует, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах достигается, в том числе, организацией круглосуточной охраны, а мероприятия, указанные в п.26, являются дополнительными, предусмотренными в отношении объектов (территорий) 2 категории опасности (в том числе образовательных учреждений); необходимость их осуществления обусловлена требованиями к большей антитеррористической защищенности. Следовательно, применительно к МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова» указанные цели не могут быть достигнуты без физического круглосуточного присутствия сотрудников охранных организаций на территории данного учреждения, чем и обусловлено включение в Требования №1006 пп."е" п.20, признающего такое присутствие обязательным.
Отклонена судом и ссылка ответчиков на вступившее в законную силу решение Ковровского городского суда Владимирской области от 23.12.2019 по делу №2а-3186/2019 как на основание для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.
Решением Ковровского городского суда Владимирской области от 23.12.2019 по делу №2а-3186/2019 удовлетворено административное исковое заявление Ковровского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц; на МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова» возложена обязанность в срок до 31.12.2021 обеспечить охрану здания учреждения с привлечением сотрудников частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (т.1 л.д.75-80).
Применительно к положениям ст.220 ГПК РФ, суд пришел к выводу о том, что рассматриваемые в рамках настоящего гражданского спора исковые требования не тождественны требованиям, рассмотренным в 2019 г. в порядке административного судопроизводства, предметом которого было именно устранение нарушений федерального законодательства в части отсутствия охраны здания образовательного учреждения с привлечением сотрудников частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а предметом настоящего иска является обеспечение данной охраны в круглосуточном режиме, а также возложение обязанности по обеспечению дополнительного целевого финансирования и распределения бюджетных средств, которые ранее не являлись предметом судебного рассмотрения.
Оценив доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, и, установив, что здание образовательного учреждения до настоящего времени не обеспечено круглосуточной охраной силами специализированной охранной организации, что ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся, сотрудников образовательного учреждения и иных лиц, посещающих школу, а принятые МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова» меры не в полной мере соответствуют установленным в п.п.20,25,26 Требований №1006, суд удовлетворил исковые требования прокурора и возложил на МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова» обязанность в течение 1 месяца с момента поступления бюджетных средств организовать круглосуточную охрану школы сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны.
На основании п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п.п.4,6 ч.1 ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Финансирование мероприятий в области противодействия терроризму, как следует из Концепции противодействия терроризму в РФ, может осуществляться и за счет привлечения средств из внебюджетных источников (п.43). Между тем, указанное не освобождает органы местного самоуправления, исходя из приведенных выше правовых норм, от обязанности принятия мер по антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений, и орган местного самоуправления не вправе уклоняться от исполнения обязанности по обеспечению финансирования указанных мероприятий.
Согласно п.5.6 Положения об Управлении образования администрации г.Коврова Владимирской области, утв. решением СНД г.Коврова Владимирской области от 25.03.2015 №62, Управление образования администрации г.Коврова Владимирской области осуществляет в установленном порядке за счет средств местного бюджета финансирование деятельности подведомственных образовательных учреждений.
Удовлетворяя требования прокурора о возложении на администрацию г.Коврова Владимирской области обязанности по обеспечению финансирования круглосуточной охраны образовательного учреждения, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами права, с учетом из п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" и ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в РФ", исходил из того, что обязанность по обеспечению охраны МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова» сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны, возлагается на учредителя, функции и полномочия которого осуществляются администрацией г.Коврова Владимирской области.
Также суд указал, что недостаточность бюджетного финансирования, на что указывают ответчики, основанием для освобождения администрации г.Коврова Владимирской области от выполнения антитеррористических мероприятий в образовательном учреждении не является. Отсутствие финансирования для обеспечения круглосуточной охраны образовательного учреждения силами специализированной охраны ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, сотрудников образовательного учреждения и иных лиц, посещающих данное учреждение, и свидетельствует о непринятии мер к антитеррористической защищенности объекта.
Закрепление администрацией г.Коврова Владимирской области здания и помещений образовательного учреждения на праве оперативного управления за МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова» при недостаточности у него правовых и финансовых инструментов для принятия надлежащих и в полном объеме мер антитеррористической защищенности нельзя признать надлежащим исполнением предусмотренных законом обязанностей со стороны учредителя, что влечет нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного, суд возложил на администрацию г.Ковров Владимирской области обязанность обеспечить финансирование Управления образования администрации г.Коврова Владимирской области для организации круглосуточной охраны объекта (территории) МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова» сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а на Управление образования администрации г. Коврова Владимирской области- не позднее 1 месяца с момента поступления бюджетных средств распределить их целевым назначением образовательному учреждению на вышеназванные цели.
При этом, суд не нашел правовых оснований для возложения на администрацию г.Коврова Владимирской области обязанности по незамедлительному обеспечению дополнительного финансирования, поскольку порядок исполнении судебного акта регламентирован нормами Федерального закона 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Кроме того, как указано в преамбуле, БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, порядок применения бюджетных мер принуждения. Прокурором в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено каких-либо относимых и допустимых доказательств необходимости незамедлительного выделения финансирования, без учета положений бюджетного законодательства РФ.
Выводы суда основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст.67 ГПК РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ответчиков обязанности обеспечить охрану образовательного учреждения соответствующими сотрудниками организаций в круглосуточном режиме ввиду того, что такая обязанность не предусмотрена законом, безопасность образовательного учреждения во время учебных занятий осуществляется сотрудниками частной охранной организации, безопасность образовательного учреждения в ночное время обеспечивается сторожем, отклоняются судебной коллегией, как основанные на ошибочном толковании правовых норм, регламентирующих спорные правоотношения, и неверной оценке установленных судом по делу обстоятельств.
В силу пп."б" п.25, п.26 Требований №1066 в отношении объектов (территорий) 2 категории опасности осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками специализированных организаций, а на основании пп."е" п.20 Требований №1066 пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается в том числе посредством организации круглосуточных охранных мероприятий.
С учетом приведенных выше правовых норм, установленного судом факта отсутствия круглосуточной профессиональной физической охраны в образовательном учреждении, суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к верному выводу о том, что охрана образовательного учреждения должна осуществляться круглосуточно путем привлечения сотрудников частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
При этом орган местного самоуправления не вправе уклоняться от исполнения обязанности по обеспечению финансирования указанных мероприятий.
Принятым МБОУ г.Коврова «СОШ №21 им. В.Г.Федорова» меры по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), в том числе во исполнение решения Ковровского городского суда Владимирской области от 23.12.2019 по делу №2а-3186/2019, включая заключение контракта на оказание охранных услуг с частным охранным предприятием, и иные меры (т.1 л.д.19-27,111-216, т.2 л.д.62-94,220-225,231-246, т.3 л.д.1-98) были оценены судом, пришедшим к обоснованному выводу о том, что данные меры не в полной мере соответствуют установленным в п.п.20,25,26 Требований №1006 в виду не обеспечения круглосуточной охраны образовательного учреждения силами специализированной организации.
Отсутствие финансирования, на которое ссылаются ответчики, не может служить основанием для несоблюдения органом местного самоуправления своей непосредственной обязанности по выделению средств на организацию образовательным учреждением охраны объекта в целях его террористической защищенности и исполнений требований действующего законодательства в указанной части. Образовательное учреждение самостоятельно несет обязанность по принятию мер антитеррористической защищенности объекта образования, вместе с тем реализовать такую обязанность может только за счет выделяемых средств бюджета, которые учредителем в необходимом размере обеспечены не были, несмотря на то, что Требованиями №1066 прямо предусмотрена обязанность по обеспечению круглосуточной охраной объектов такой категории путем привлечения сотрудников охранных организаций и за счет средств местного бюджета. Отсутствие должного финансирования повлекло несоответствие имеющейся охраны образовательного учреждения Требованиям №1066
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность и обоснованность решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда. Доводы апелляционной жалобы не подтверждают допущенные судом нарушения при оценке доказательств по делу, выражают несогласие с произведенной судом оценкой доказательств по делу, с которой судебная коллегия соглашается.
Основания для отмены решения суда, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, исходя из доводов апелляционной жалобы, отсутствуют. Нарушений или неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч.3 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены судебного постановления, судебной коллегией не установлено. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч.4 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ковровского городского суда Владимирской области от 10 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Коврова Владимирской области - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В.Денисова
Судьи Е.И.Бондаренко
А.В. Удальцов
****