Дело № 5-21/2024
25RS0018-01-2024-000402-61
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
п. Кировский Приморского края 11 июля 2024 г.
Судья Кировского районного суда Приморского края Ханьянова Е.Н., по адресу: Приморский край Кировский район пгт. Кировский ул. Колхозная, 57,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Сюй Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки Российской Федерации, <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей в <адрес>, инвалидности не имеющей, ранее не привлекалась к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, - привлекаемой к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 18.15 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установила:
ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, в кафе китайской кухни «Лес» Сюй Е.В. привлекла к незаконной трудовой деятельности (допустила к выполнению работ) гражданку Китая ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, без документов (разрешения на работу иностранного гражданина или лица без гражданства) дающих право на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации, в качестве официанта в кафе китайской кухни «Лес», чем нарушила требования ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», совершив правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
В судебное заседание Сюй Е.В. не явилась, о рассмотрении дела уведомлена надлежащим образом, обратилась с заявлением в котором просит рассмотреть дело без ее участия в связи с отдаленностью проживания и нахождением на иждивении ребенка возрастом до 3-х лет.
Изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях данной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан).
В силу пункта 4 статьи 13 названного Федерального закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Частью 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ установлено, что работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В статье 2 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан определено, что разрешением на работу признается документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; патент - это документ, подтверждающий в соответствии с названным Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 55 минут в ходе проверки законности пребывания иностранных граждан и осуществления ими трудовой деятельности по адресу: <адрес> сотрудниками миграционного пункта ОП № 17 МО МВД России «Лесозаводский» выявлен факт нарушения индивидуальным предпринимателем Сюй Е.В. требований статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ», выразившегося в незаконном привлечении к трудовой деятельности в качестве официантки гражданки КНР ФИО1, не имеющей разрешения на работу или патента (л.д. 21).
Приведенные обстоятельства подтверждаются: распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №р (л.д. 19-20) протоколом об административном правонарушении ПК-25 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4); рапортом сотрудника миграционного пункта ОП № 17 МО МВД России «Лесозаводский» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3); выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-8); свидетельством о постановке на учет физического лица в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9); договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11); постановлением начальника МП ОП № 17 МО МВД России «Лесозаводский» от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 26); объяснением Сюй Е.В. (л.д. 27) и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Примечанием к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные статьями главы 18 названного Кодекса, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях этой главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
При рассмотрении дела установлено, что Сюй Е.В. является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершение административного правонарушения связано с осуществлением ею указанной деятельности, в связи с чем, на основании вышеуказанных положений закона она подлежит ответственности как юридическое лицо, поскольку статьей 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях не установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
ИП Сюй Е.В., как самостоятельный субъект трудовых правоотношений и работодатель, вступая в соответствующие правоотношения, должна не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
На момент совершения административного правонарушения Сюй Е.В. обладала всеми организационно-распорядительными функциями и административно-хозяйственными полномочиями, имела необходимые полномочия и возможности для соблюдения действующего миграционного законодательства, была обязана принять все возможные меры, направленные на недопущение нарушения. Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению возложенных обязанностей по соблюдению действующего миграционного законодательства, при рассмотрении дела не установлено, следовательно, ИП Сюй Е.В. имела правовую и реальную возможность выполнить обязанности по его соблюдению, но не предприняла к этому соответствующих всех зависящих от неё мер, что привело к привлечению к трудовой деятельности гражданки КНР ФИО1, у которой отсутствовало разрешение для осуществления трудовой деятельности.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в совокупности доказательства, добытые при рассмотрении дела, суд считает доказанной вину ИП Сюй Е.В. в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях - привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено, на момент рассмотрения настоящего дела срок давности привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек.
Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.
При этом суд не усматривает оснований, предусмотренных ст. 2.7 и ст. 2.9 КоАП РФ, которые позволили бы освободить индивидуального предпринимателя Сюй Е.В. от административной ответственности.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания в соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прихожу к следующему.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в размере от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Сюй Е.В. в соответствии со ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд признает признание вины, раскаяние в содеянном, имущественное и семейное положение, наличие малолетнего ребенка, совершения правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Сюй Е.В. согласно ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
При решении вопроса о виде и размере административного наказания, в соответствии со ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, личность виновной, её имущественное положение, наличие на иждивении малолетнего ребенка, суд считает необходимым в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений назначить ИП Сюй Е.В. административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решая вопрос о размере назначаемого административного наказания в виде административного штрафа в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.
С учетом изложенного, принимая во внимание конкретный характер и последствия совершенного административного правонарушения, принципы справедливости и соразмерности наказания, недопущения избыточного использования административного принуждения, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица, учитывая значительный минимальный размер, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях административного штрафа за совершенное административное правонарушение, признавая наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица, полагаю возможным назначить ИП Сюй Е.В. административное наказание в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной выше нормы.
Учитывая, что по характеру правоограничительного воздействия на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц административное приостановление деятельности является мерой исключительной, считаю, что достаточных оснований для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности по настоящему делу не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 3.10, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать индивидуального предпринимателя Сюй Е.В. (ИНН/ОГРНИП №) виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 125000 (сто двадцать пять тысяч) рублей в доход государства.
Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Кировский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Реквизиты для перечисления штрафа: получатель платежа: ОП № 17 «Кировский» Приморского края, ИНН 2507011405, КПП 250701001, ОКТМО 05612000, расчетный счет: 03100643000000012000 в Дальневосточном ГУ Банка России //УФК по Приморскому краю в г. Владивосток, КБК 18811601181019000140, БИК 010507002, вид платежа: штраф, УИН: 18890225241605517146.
В платежном документе лицу, оплачивающему штраф, необходимо указать статью КоАП Российской Федерации, по которой наложен штраф.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным в административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, судья, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа.
Судья Е.Н. Ханьянова