Гражданское дело №
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2021 года <адрес>
Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Ласкиной М.М., при помощнике судьи Свиридовой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Прокурора Баргузинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Баргузинский район» о понуждении внести данные в Российский регистр гидротехнических сооружений, обязать заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, провести капитальный ремонт,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Баргузинского района Республики Бурятия обратился в судс исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Баргузинский район» о понуждении внести данные в Российский регистр гидротехнических сооружений, обязать заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, провести капитальный ремонт, ссылаясь на то, что прокуратурой Баргузинского района проведенапроверка соблюдения федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой установлено, что в нарушение положений Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» администрацией МО «Баргузинский район» не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. А также не внесены сведения о гидротехническом сооружении «Карасунская дамба» в Российский регистр гидротехнических сооружений. Кроме того, не обеспечено надлежащее техническое состояние дамбы, не обеспечивается контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, не разрабатываются и не реализуются меры по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности. Просит обязать Администрацию МО «Баргузинский район» направить сведения о гидротехническом сооружении «Карасунская дамба» в Российский регистр гидротехнических сооружений в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию МО «Баргузинский район» заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию МО «Баргузинский район» провести капитальный ремонт гидротехнического сооружения «Карасунская дамба» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Макшанцев Д.А., действующий на основании доверенности исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям и просил их удовлетворить.
В судебное заседание представитель Администрации МО «Баргузинский район» Стасив М.А., действующей на основании доверенности не явилась, просила рассмотреть данное исковое заявление в её отсутствие, в связи большой загруженностью на работе, а также поступило возражение на исковое заявление, из которого следует, что с исковым заявлением не согласны по следующим основаниям, так как на сегодняшний день право собственности на бесхозяйное гидротехническое сооружение «Карасунская дамба» не оформлено. Для оформления необходимо подготовить подтверждающие документы о том, что объект недвижимого имущества (ГТС) не имеет собственника или его собственник не известен или от права собственности на него собственник отказался, заказать технический паспорт в ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (в случае его отсутствия), предоставить необходимые документы в УФРС и получить расписку о приеме документов, по истечению месяца обратиться в УФРС и получитьвыписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о том, что ГТС поставлено на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества, по истечение года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет в орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, на основании решения суда обратиться в УФРС и получить свидетельство о государственной регистрации права. Таким образом, по всем трем пунктам просит перенести исполнение данных требований в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.п. 7, 21 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее №68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Также, ст. 1 №68-ФЗ установлено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под гидротехническими сооружениями понимаются, в том числе, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций.
Согласно статье 7 Закона № 117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 9 Закона № 117-ФЗ закреплено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством ис эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее ФЗ-225) к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права относятся гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно п. 1 ст.10 ФЗ-225 договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта, если иное не предусмотрено договором в отношении опасных объектов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца, который вручается страховщиком страхователю после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 23.05.1998 № 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений» (далее - Порядок ведения регистра) Регистр формируется и ведется в целях государственной регистрации и учета гидротехнических сооружений; сбора, обработки, хранения и распространения информации о количественных и качественных показателях состояния гидротехнических сооружений, условиях их эксплуатации, соответствии этих показателей и условий критериям безопасности гидротехнических сооружений; создания информационной основы для разработки и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций; информационного обеспечения государственного управления и надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Частью 3 статьи 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Пунктом 6.1 СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003 (далее – СП 58.13330.2012) установлено, что на каждом гидротехническом сооружении должен быть организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния сооружения, а также определены уполномоченные лица, ответственные за их состояние и безопасную эксплуатацию, назначен персонал по техническому и технологическому надзору и утверждены его должностные функции.
Судом установлено, что Администрация МО «Баргузинский район» является организацией, эксплуатирующей гидротехническое сооружение «Карасунская дамба». При проведении прокуратурой Баргузинского района Республики Бурятия проверки установлено, что в нарушение положений Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» Администрацией МО «Баргузинский район» не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Не внесены сведения о гидротехническом сооружении «Карасунская дамба» в Российский регистр гидротехнических сооружений. Кроме того, Администрацией МО «Баргузинский район» не обеспечено надлежащее техническое состояние дамбы, не обеспечивается контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, не разрабатываются и не реализуются меры по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности.
Таким образом, судом установлено, несоблюдение Администрацией МО «Баргузинский район» вышеназванных требований законодательства влечет за собой неполноту сведений, содержащихся в Российском регистре гидротехнических сооружений, снижение уровня безопасности таких сооружений.
Обязанность по выявлению, принятию на учет и дальнейшему юридическому оформлению, в том числе путем подачи заявления в Росреестр в силу законодательства возложена на органы местного самоуправления. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, и как следствие, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий, не совершение Администрацией МО «Баргузинский район» распорядительных функций относительно бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения «Карасунская дамба» нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду всоответствии со статьей 42 Конституцией Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что Законом обязанность органа местного самоуправления принимать меры к надлежащему обслуживанию бесхозяйного имущества, учету таких объектов и их обращению в муниципальную собственность, следует, что бездействие противоречит нормам Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи, с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
При этом суд учитывает, что доказательств неисполнимости установленных сроков, ответчиком в ходе рассмотрения дело представлено не было, а также ненадлежащее состояние гидротехнических сооружений может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с паводками.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Прокурора Баргузинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Баргузинский район» о понуждении внести данные в Российский регистр гидротехнических сооружений, обязать заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, провести капитальный ремонт, удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Баргузинский район» направить сведения о гидротехническом сооружении «Карасунская дамба» в Российский регистр гидротехнических сооружений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию МО «Баргузинский район» заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию МО «Баргузинский район» провести капитальный ремонт гидротехнического сооружения «Карасунская дамба» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня вынесения через Баргузинский районный суд Республики Бурятия.
Судья: М.М. Ласкина