Судья Лычкова Н.Г. материал № 22к-435/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский 30 апреля 2019 года
Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего судьи МасловойО.Б.
при секретареСтрокине С.Л.,
с участием прокурора Киракосян Ж.И.,
защитника-адвоката по соглашению Длужевского Е.Г., представившего удостоверение № 39 и ордер №005909 от 1 июня 2018 года,
рассмотрев в судебном заседании материал по апелляционному представлению и.о. помощника прокурора Камчатского края Морозовой Т.Г., поданному на постановление Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 24апреля 2019 года, которым
ФИО1, <данные изъяты>, несудимого,
мера пресечения в виде заключения под стражу изменена на домашний арест сроком на 23 суток, то есть до 21 мая 2019 года, с установлением определённых запретов.
Изучив представленные материалы, выслушав пояснения прокурора Киракосян Ж.И., поддержавшей доводы апелляционного представления об отмене судебного решения, мнение защитника – адвоката Длужевского Е.Г., полагавшего необходимым постановление оставить без изменения, суд
у с т а н о в и л:
22 апреля 2019 года следователь по особо важным делам шестого следственного управления (с дислокацией в городе Хабаровске) Главного СУ СК РФ <данные изъяты> обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд с ходатайством о продлении срока содержания под стражей ФИО1, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.160 УК РФ.
Рассмотрев которое, суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении и.о. помощника прокурора Камчатского края Морозова не соглашается с решением суда, просит его отменить и продлить обвиняемому срок содержания под стражей. В обоснование доводов указывает, что обвиняемый при изменении меры пресечения может воспрепятствовать производству по делу путём оказания давления на свидетелей, поскольку ему известны места их жительств, а также работы и образ жизни. Более того, часть свидетелей являются его бывшими подчиненными, на которых ФИО1, использовав свои связи, может оказать давление. Считает, что обстоятельства, при которых обвиняемому избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу, не изменились, а выводы суда носят предположительный характер. Кроме того, предварительное следствие по делу не окончено, в связи с чем имеются основания полагать, что, находясь на свободе, ФИО1 может оказать воздействие на лиц, обладающих сведениями, изобличающими его в совершении преступления.
Проверив материалы, изучив доводы апелляционного представления, суд второй инстанции приходит к следующему.
В соответствии со ст.110 УПК РФ мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более мягкую, когда изменяются основания для избрания данной меры пресечения, предусмотренные ст.ст.97 и 99 УПК РФ.
Согласно ч.1 ст.97 УПК РФ суд в пределах предоставленных ему полномочий вправе избирать обвиняемому одну из мер пресечения, предусмотренных УПК РФ, при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый: скроется от органов дознания, предварительного следствия или суда; может продолжать заниматься преступной деятельностью; может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путём воспрепятствовать производству по делу.
В соответствии с ч.1 ст.107 УПК РФ домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля.
В силу ст.99 УПК РФ при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения и определения её вида, должны учитываться тяжесть преступления, а также сведения о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.
Из представленных материалов следует, что 21 мая 2019 года в порядке ст.91, 92 УПК РФ ФИО1 был задержан по подозрению в совершении преступления, просмотренного ч.4 ст.160 УК РФ.
23 мая 2018 года в отношении ФИО1 избрана мера пресечения в виде заключения под стажу, срок которой продлён судом до 11 месяцев, то есть до 28апреля 2019 года.
29 мая 2018 года ФИО1 предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.160 УК РФ.
8 апреля 2019 года срок предварительного следствия продлён в установленном законом порядке уполномоченным должностным лицом до 15 месяцев, то есть до 28 июля 2019 года.
На основании представленных материалов, учитывая доводы участников судебного разбирательства, суд первой инстанции правильно принял решение о наличии оснований для изменения меры пресечения с заключения под стражи на домашний арест, приняв во внимание обстоятельства инкриминируемого преступления, и сведения, характеризующие личность обвиняемого, наличие постоянного места жительства, работы, несовершеннолетних детей, отсутствие судимостей, а также об изменении обстоятельств, на основании которых ФИО1 заключался под стражу, поскольку с момента заключения последнего под стражу прошло 11 месяцев.
ФИО1 обвиняется в совершении умышленного преступления, относящегося к категории тяжких, в составе группы лиц по предварительному сговору, направленного против собственности, за совершение которого предусмотрено наказание, в том числе и в виде лишения свободы на срок до 10 лет с возможностью дополнительного наказания в виде штрафа.
Судом оценены доводы, приведенные в обоснование ходатайства, в том числе о необходимости истребовать сложных по исполнению судебных экспертиз, провести осмотр значительного объёма документов, а также о выполнении иных следственных и процессуальных действий, и обоснованно признано, что указанные обстоятельства не могут служить основанием для дальнейшего содержания обвиняемого под стражей, поскольку данных, свидетельствующих о том, что, находясь на свободе, обвиняемый сможет помешать выполнению запланированных действий, в представленных материалах не имеется, а сведения, подтверждающие невозможность их производства в случае избрания ФИО1 иной, более мягкой меры пресечения, органами предварительного следствия не представлено.
С учётом личности обвиняемого, характера и обстоятельств инкриминируемого ему деяния, а также в качестве гарантии того, что он не воспрепятствует каким-либо образом производству по делу и не скроется от следствия, ФИО1 избрана мера пресечения в виде домашнего ареста с установлением ряда запретов и ограничений в соответствии со ст. 107 УПК РФ.
Доводы представления о том, что, находясь на свободе, ФИО1 имеет возможность противодействовать следствию путём оказания давления на свидетелей, являются несостоятельными, поскольку обвиняемый будет находиться под домашним арестом с установленными ограничениями, таким образом, ФИО1 лишён возможности совершить данные действия.
Вместе с тем, постановление суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 109 УПК РФ время нахождения подозреваемого, обвиняемого под домашнем арестом включается в совокупный срок содержания под стражей как его составная часть.
Из представленных материалов следует, что 21 мая 2018 года ФИО1 задержан, 23 мая 2018 года судом ему избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, которая продлевалась в установленном законом порядке и 24 апреля 2019 года изменена на домашний арест.
При таких обстоятельствах совокупный срок меры пресечения в виде домашнего ареста избранной ФИО1 на 23 суток, то есть до 21 мая 2019 года, составляет 12 месяцев.
Нарушений уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на постановление законного, обоснованного решения, при проверке материалов не выявлено.
Руководствуясь ст. 38913, 38920 , 38926 и 38928 УПК РФ, суд
п о с т а н о в и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 23 ░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ 21 ░░░ 2019 ░░░░, ░ ░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░