Судья Пшеничная Т.С.
Дело № 2-280/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-13528/2021
20 декабря 2021 г. г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Н.А.,
судей Челюк Д.Ю., Мокроусовой Л.Н.,
при секретаре ФИО17
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Фудельмана Данилы Александровича к Муниципальному автономному учреждению здравоохранения «Детская городская поликлиника №4» (после реорганизации - Государственному автономному учреждению здравоохранения «Детская городская поликлиника №4» г. Челябинска), Управлению здравоохранения Администрации г. Челябинска, Министерству здравоохранения Челябинской области о признании незаконным бездействия, признании незаконным и отмене решения врачебной комиссии, обязании проведения заседания врачебной комиссии, обязании предоставления копии документа, составленного по итогам заседания врачебной комиссии, взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе Государственного автономного учреждения здравоохранения «Детская городская поликлиника №4» на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 14 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Челюк Д.Ю. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика Государственного автономного учреждения здравоохранения «Детская городская поликлиника №4» ФИО18., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Фудельмана Д.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Фудельман Д.А. обратился в суд с иском к Муниципальному автономному учреждению здравоохранения «Детская городская поликлиника №4» (далее - МАУЗ ДГП №4), Управлению здравоохранения Администрации г. Челябинска, Министерству здравоохранения Челябинской области, с учетом уточнений, о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в своевременной выписки рецептов на медицинские изделия: <данные изъяты> признании незаконным и отмене решения врачебной комиссии МАУЗ ДГП №4, зафиксированного в протоколе врачебной комиссии № 114/377 от 15 июля 2020 года в части отказа в льготном обеспечении ФИО20 <данные изъяты>; возложении обязанности провести заседание врачебной комиссии для решения вопроса о льготном обеспечении Фудельмана К.Д. иглами для <данные изъяты> в необходимых для лечениях заболевания количестве; выдать копию документа, составленного по итогам заседания врачебной комиссии для решения вопроса о льготном обеспечении ФИО21.; о взыскании стоимости медицинских изделий в размере 26165 рублей, судебных расходов.
В обоснование требований указал, что он является отцом ФИО23., ДД.ММ.ГГГГ рождения, которому установлена инвалидность категории «<данные изъяты>». ФИО22. наблюдается в МАУЗ ДГП №4, состоит на диспансерном учете у врача <данные изъяты>: <данные изъяты>), ввиду чего является федеральным льготником. Однако, несмотря на рекомендации лечащего врача, указанные в истории болезни ребенка, он не обеспечивается в нужном количестве медицинскими изделиями. Врачебной комиссией отказано в обеспечении ФИО24. одноразовыми <данные изъяты>. В связи с чем, истец вынужден был понести расходы на приобретение вышеуказанных медицинских изделий в размере 26165 рублей.
Протокольными определениями от 15 октября 2020 года суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований на предмет спора, в порядке ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - Министерство здравоохранения Челябинской области, Управление здравоохранения Администрации г. Челябинска, от 15 января 2021 года в качестве соответчика в порядке ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Министерство здравоохранения Челябинской области, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования, Фудельман В.В., от 06 апреля 2021 года в качестве третьих лиц: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Челябинской области, Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Истец Фудельман Д.А. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему.
Представитель ответчика ГАУЗ ДГП №4 - ФИО25., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований на основании доводов, изложенных в возражениях на исковое заявление.
Представители ответчика Министерства здравоохранения Челябинской области ФИО26., действующие на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения требований на основании доводов, изложенных в возражениях на исковое заявление.
Представители третьих лиц Управления здравоохранения Администрации г. Челябинска, Управления Федерального казначейства по Челябинской области, Министерства финансов Российской Федерации, Министерство финансов Челябинской области, третье лицо Фудельман В.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 14 мая 2021 года исковые требования Фудельмана Д.А. удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие МАУЗ ДГП №4, выразившееся в отказе своевременной выписки рецептов на медицинские изделия, лекарственный препарат – спирт, в необходимом ребенку количестве. Признано незаконным и отменено решение врачебной комиссии МАУЗ ДГП №4, зафиксированное в протоколе врачебной комиссии №114/377 от 15 июля 2020 года в части отказа в льготном обеспечении ланцетами для <данные изъяты> в количестве из расчета 10 измерений уровня глюкозы в крови в сутки. На МАУЗ ДГП №4 возложена обязанность провести заседание врачебной комиссии для решения вопроса о льготном обеспечении ФИО27. <данные изъяты>. С Министерства здравоохранения Челябинской области в пользу Фудельмана Д.А. взысканы денежные средства в размере 26165 рублей. С МАУЗ ДГП №4 в пользу Фудельмана Д.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по 150 рублей с каждого. В удовлетворении остальных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика МАУЗ ДГП №4 просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда первой инстанции является незаконным, поскольку выводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам дела, также ссылается на нарушение судом норм материального права. Указывает, что судом не обоснован и не мотивирован вывод о незаконности «бездействия» МАУЗ ДГП №4 по отказу в выписке рецептов на спирт медицинский при наличии в материалах дела доказательств отсутствия у пациента медицинских показаний для применения спирта. Вывод суда противоречит, в том числе Распоряжению Правительства Российской Федерации 31 декабря 2018 года № 3053-р. Федеральным Клиническим рекомендациям «Обеспечения эпидемиологической безопасности при оказании помощи пациентам с сахарных диабетом». Из решения суда в части признания незаконным бездействия ГАУЗ ДГП №4, выразившегося в отказе своевременной выписки рецептов на медицинские изделия, не следует какие именно медицинские изделия имеются в (наименование), количество таких изделий, дата отказа. Это влечет неопределенность не только при исполнении решения суда, но и в дальнейших правоотношениях между лечебным учреждением и пациентом. Вывод суда о незаконности и отмене «решения врачебной комиссии ГАУЗ ДГП № 4, зафиксированного в протоколе врачебной комиссии № 114/377 от 15 июля 2020г. в части отказа в льготном обеспечении ланцетами, этиловым спиртом, тест-полосками Акку-Чек Перформа в количестве из расчета 10 измерений уровня глюкозы в сутки» противоречит части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным клиническим рекомендациям «<данные изъяты>» 2019 года, Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Приказу Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан». Вывод суда об «обязании ГАУЗ ДГП № 4 провести заседание врачебной комиссии для решения вопроса о льготном обеспечении ФИО28 <данные изъяты>» противоречит нормативно-правовым актам, указанным выше, и не соответствует принципам определенности и исполнимости решения суда.
Протокольным определением от 20 декабря 2021 года суд апелляционной инстанции в связи переименованием произвел замену ответчика Муниципальное автономное учреждение здравоохранения «Детская городская поликлиника №4» на Государственное автономное учреждение здравоохранения «Детская городская поликлиника №4».
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Челябинской области, представители третьих лиц Управления здравоохранения Администрации г. Челябинска, Управления Федерального казначейства по Челябинской области, Министерства финансов Российской Федерации, Министерство финансов Челябинской области, третье лицо Фудельман В.В. не приняли участия в суде апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив законность и обоснованность решения суда относительно доводов апелляционной жалобы, оценив представленные материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Фудельман Д.А. является отцом несовершеннолетнего ФИО29., ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д. 16 т. 1).
Согласно справки серии МСЭ-2018 №1729147 от 05 марта 20220 года несовершеннолетнему ФИО30 установлена категория «<данные изъяты>» до 08 ноября 2034 года (л.д. 16 оборот т. 1).
Несовершеннолетний Фудельман К.Д. состоит на учете в МАУЗ ДГП №4 г.Челябинска с диагнозом: «Сахарный диабет 1 типа, субкомпенсация. Каратиноз. Синдром Жильбера-гетерозитотная форма №47 Фимоз» (л.д. 76-164 том 2).
ФИО31. поставлен диагноз «<данные изъяты>» с ноября 2017 года. По назначению лечащего врача - эндокринолога ребенок обеспечен по федеральной льготе из основной заявки инсулинами короткого и продленного действия в соответствии с потребностью.
28 февраля 2020 года Фудельман В.В. (мать ФИО32.) обратилась с заявлением в МАУЗ ДГП №4, в котором указала, что ее ребенок состоит на диспансерном учете с диагнозом: <данные изъяты>. С сентября 2019 года ей отказывали в выписке рецептов для получения игл для <данные изъяты>) в необходимом для лечения количестве, в связи с чем она вынуждена покупать указанные медицинские изделия из своих средств. Полагала, что в 2020 году для производства инъекций ее ребенку и самоконтроля будет необходимо: <данные изъяты>. Однако, ей выдано <данные изъяты>. В остальном было отказано. В связи с чем, она просила поручить выписать необходимое количество изделий медицинского назначения и этиловый спирт, также организовать и обеспечить проведение заседание врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения для решения вопроса о назначении ребенку, льготного обеспечения указанными выше медицинскими изделиями и этиловым спиртом в необходимых количествах в определенные законодательством сроки (л.д. 20 том 1).
На данное заявление МАУЗ ДГП №4 предоставлен ответ № 190 от 25 марта 2020 года, из которого следует, что согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года №3053-р в «Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», одноразовые скарификаторы не входят. Согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 ноября 2012 года №750н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинзависимом сахарном диабете» в амбулаторных условиях рекомендуется проводить исследование уровня глюкозы в крови с помощью анализатора 1460 раз в год (121 измерений в месяц или 4 измерения в день), что соответствует 2,4 уп. в месяц, 28,8 упаковок в год. В 2019 году ребенку по федеральной льготе выписано 28 упаковок тест-полосок (по 50 штук в 1 упаковке). Выписка рецептов на тест-полоски к глюкометру Акку-чек Перформа была заблокирована Министерством здравоохранения Челябинской области с конца ноября 2019 года до 10 февраля 2020 года. В феврале 2020 года ребенку выписано 4 упаковки тест-полосок из основной заявки на 2020 год. 06 марта 2020 года на ребенка оформлена дополнительная персонифицированная заявка на 24 упаковки тест-полосок и на 6 упаковок инсулиновых игл. 13 марта 2020 года заявка подтверждена Министерством здравоохранения Челябинской области на 12 упаковок тест-полосок и на 3 упаковки инсулиновых игл и в настоящее время возможна выписка тест-полосок и инсулиновых игл. Рецепт оформлен 25 марта 2020 года. Таким образом, с учетом дополнительной заявки, ребенок будет обеспечен на 6,5 месяцев текущего года. Далее дополнительная персонифицированная заявка будет составлена повторно (л.д. 21 том 1).
02 июня 2020 года Фудельман В.В. обратилась в Министерство здравоохранения Челябинской области с заявлением поручить должностным лицам организовать и обеспечить проведение заседания врачебной комиссии для разрешения вопроса о назначении ребенку льготного обеспечения, а именно <данные изъяты> на курс лечения, выписать рецепт для получения <данные изъяты>, предоставить протокол заседания комиссии, поручить обеспечить ежеквартальную выписку и выдачу рецептов на получение оставшейся части медицинских изделий в 4 квартале 2020 года и 2021 года (л.д. 22-23 том 1).
В своем ответе №04/8468 от 03 июля 2020 года заместитель Министра здравоохранения Челябинской области сообщил, что ФИО33 является федеральным льготником. Федеральные льготники обеспечиваются лекарственными препаратами в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» за счет средств федерального бюджета. В соответствии с врачебными назначениями ФИО34. в 2020 году обеспечен лекарственными препаратами <данные изъяты>) 100 МЕ/мл 3 мл № 5, <данные изъяты> 100 МЕ/мл 3 мл № 5 в шприц - ручках, тест - полосками № 50 в количестве 12 уп., иглами инсулиновыми № 100 в количестве 4 уп. Одноразовые скарификаторы не входят в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р. Для обеспечения ФИО35 по федеральной льготной программе во втором полугодии 2020 года приглашены 03 июля 2020 года к врачу <данные изъяты> МАУЗ «Детская городская поликлиника № 4» г.Челябинска для выписывания рецептов на инсулины, тест - полоски, иглы инсулиновые.03 июля 2020 года приглашены на врачебную комиссию (л.д. 25 том 1).
Кроме того, на данное заявление Управление здравоохранения Администрации г. Челябинска в своем ответе №2328-2 от 09 июля 2020 года разъяснило, что ребенок по назначению врача в полном объёме обеспечивается инсулиновыми препаратами короткого действия и длительного. По информации администрации МАУЗ ДГП №4 ребенок обеспечен тест полосками, инсулиновыми иглами в полном объеме (л.д. 27-28 том 1).
Согласно протоколу заседания врачебной комиссии МАУЗ ДГП №4 № 114-377 от 15 июля 2020 выявлено, что контроль сахара крови родители проводят 18-20 измерений согласно дневникам самоконтроля (самый высокий уровень глюкозы крови 3,7 ммоль/л, самый низкий 3,2- ммоль/л, в среднем показатели на уровне 4,2 - 10,5 ммоль/л). Врачебная комиссия обращает внимание родителей на неоправданное частое определение уровня глюкозы в крови при средних показателях, что соответствует целевым показателям. В 1 полугодии 2020 года ребенку ФИО36 по назначению лечащего врача <данные изъяты> ФИО37 было выписано 4 упаковки тест-полосок по федеральной льготе из основной заявки и 12 упаковок - тест-полосок по федеральной льготе по дополнительной персонифицированной заявки, Таким образом, в первом полугодии 2020 года ребенку выписано 16 упаковок тест-полосок, что составляет 55% от рекомендуемого числа упаковок согласно стандарта первичной медицинской санитарной помощи. 14 июля 2020 года по основной заявки выписана 1 упаковка тест-полосок. 03 июля 2020 года повторно оформлена, дополнительная персонифицированная заявка на 24 упаковки тест полосок в настоящее время Министерством здравоохранения Челябинской области заявка не подтверждена.
В 1 полугодии 2020 года были выписаны одна упаковка игл по федеральной льготе из заявки и 3 упаковки игл из дополнительной персонифицированной заявки. 03 июля 2020 года повторно оформлена дополнительная персонифицированная заявка на 12 паковок инсулиновых игл 4 мм. В настоящее время Министерством здравоохранения Челябинской области заявка не подтверждена.
Решение ВК: учитывая возраст ребенка, проведение инъекции инсулина каждый раз новой иглой с целью профилактики осложнений согласно инструкции необходимо обеспечить ФИО38 <данные изъяты> 4мм. В количестве 2 упаковок в месяц, то есть 12 упаковок на полугодие 2020 года; учитывая рекомендации, лечащего врача для. определения <данные изъяты> ребенок нуждается в дополнительном количестве <данные изъяты> на 2 полугодие 2020 года в количестве 24 упаковки по 50 штук; рекомендуется проводить измерение уровня <данные изъяты> 6-8-10 раз в сутки; кожный антисептик не относится к перечню жизненно необходимых лекарственных препаратов, поэтому не может быть выписан по федеральной льготе; предложена консультация внештатного специалиста; а также указано, что для обеспечения ребенка <данные изъяты> 4 мм. Будут составляться персонифицированные заявки в Министерство Здравоохранений по мере необходимости (л.д. 31-32 том 1).
Кроме того, Министерство здравоохранения Челябинской области 18 декабря 2020 года закупило спирт этиловый 70% 100 мл №1 для ФИО39., при этом представителем детской поликлиники было указано, что законный представители ребенка не смогут его получить, поскольку на заседании врачебной комиссии было отказано в выписке рецепта на спирт.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Фудельмана Д.А., действующего в интересах малолетнего ребенка ФИО40, ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении положенными в необходимом ребенку количестве медицинскими изделиями, в том числе <данные изъяты>, согласно решения врачебной комиссии, суд первой инстанции исходил из того, что иной подход необоснованно ограничит права малолетнего ФИО41. на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, являющимися одними из социальных гарантий, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
В соответствии с ч.2 ст. 19 указанного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а так же специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В соответствии с приложением №1 к этому постановлению, граждане, которым установлен диагноз «Диабет», относятся к группам населения, при амбулаторном лечении которых, все лекарственные средства, а так же этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В силу ст. 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной государственной помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года №715 утвержден перечень социально значимых заболеваний, в который включено заболевание – сахарный диабет (код заболевания по МКБ-10 Е-10 – Е14).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года №3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» утвержден перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, которыми предусмотрены: иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка.
В силу пункта 14 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесено установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно подпункту 19 пункта 7 Положения о Министерстве здравоохранения Челябинской области, утвержденного Постановление Губернатора Челябинской области от 27 июля 2004 года №383, Министерство здравоохранения Челябинской области организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в установленном законодательством порядке, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:
осуществляет закупки (в том числе организует определение поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
организует обеспечение населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о предоставлении в достаточном количестве лекарственных препаратов и медицинских изделий (<данные изъяты>) доказательствами не подтверждены, сам факт направления заявок в Министерство здравоохранения Челябинской области не свидетельствует о своевременном обеспечении малолетнего ребенка необходимыми медицинскими изделиями. Кроме того, Министерством здравоохранения Челябинской области выдано всего: 1650 тест – полосок, из которых, 550 шт. выдано в 1 квартале 2020 г., 550 шт. во 2 квартале 2020 г., 550 шт. в 3 квартале 2020 г., 600 шт. в декабре 2020 г. (то есть на 2210 шт. меньше рекомендованных),в предоставлении скарификаторов в протоколе врачебной комиссии отказано, кроме того, выделено игл (4 мм) 600 шт., при рекомендованных 2 400 шт., в то время как обеспечение указанными медицинскими изделиями необходимо малолетнем ребенку непрерывно из расчета 10 измерений в сутки.
Доводы апелляционной жалобы ответчика в той части, что <данные изъяты> не включены в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 г. № 3053-р «Об утверждении перечней медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и отпускаемые по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» отклоняются судебной коллегией, так как <данные изъяты> являются расходными материалами, использование <данные изъяты> не возможно. Кроме того, отсутствие ланцетов в утвержденном постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 г. № 3053-р перечне не могло являться основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо, страдающее <данные изъяты>, в силу указанного постановления вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты и средства медицинского назначения, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания.
Удовлетворяя требования истца о взыскании денежных средств, потраченных на приобретение медицинских изделий, суд первой инстанции руководствуясь пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом приложенных документов, подтверждающих данные расходы, пришел к выводу о взыскании с Министерства здравоохранения Челябинской области в пользу Фудельмана Д.А. денежных средств в размере 26 165 рублей. Указанные расходы понесены истцом в связи с несвоевременным обеспечением малолетнего ребенка необходимыми средствами медицинского назначения в соответствии с заключением врачебной комиссии. Так, учитывая, что протоколом заседания врачебной комиссии МАУЗ ДГП № 4 № 114/377 от 15.07.2020 г. рекомендовано малолетнему ФИО42., ДД.ММ.ГГГГ года рождения максимально до 10 измерений в сутки, итого 3 660 тест–полосок в год, приобретено самостоятельно родителями 900 тест – полосок, а также 900 скарификаторов и 600 игл (4мм) на общую сумму 26 165 руб., указанные расходы обоснованно взысканы с ответчика Министерства здравоохранения Челябинской области.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о необоснованном удовлетворении требований истца о предоставлении спирта для приготовления антисептиков отклоняются судебной коллегией, поскольку постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 (ред. от 14.02.2002) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» при наличии заболевания «диабет» предусмотрено предоставление всех лекарственных средств, в том числе этилового спирта (100 г в месяц), а также инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что выводы суда об «обязании ГАУЗ ДГП № 4 провести заседание врачебной комиссии для решения вопроса о льготном обеспечении ФИО43 иглами для <данные изъяты>» противоречит нормативно-правовым актам, указанным выше, и не соответствует принципам определенности и исполнимости решения суда отклоняются судебной коллегией.
На запрос судебной коллегии предоставлен Порядок деятельности врачебной комиссии и подкомиссий в МАУЗ ДГП № 4, от 09.01.2020 г., в соответствии с которым к функциям врачебной комиссии относятся в том числе принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно – курортного лечения граждан в наиболее сложных конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения.
Кроме того, пунктами 10,14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан лекарственных изделий медицинского назначения является государственной гарантией Российской Федерации и должно осуществляться своевременно в соответствии с медицинским назначением.
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных социальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.
Министерство здравоохранения Челябинской области в соответствии с возложенным на него полномочиями организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в установленном законодательством порядке, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, организует закупки указанных лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Меры социальной поддержки, представляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.
Иные доводы апелляционной жалобы на правильность решения суда не влияют и не могут повлечь его отмену, поскольку направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и сводятся, по сути, к несогласию с выводом суда об их достаточности, к иной, нежели у суда оценке доказательств, фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм, для чего оснований судебная коллегия не находит. Само по себе несогласие с оценкой и сделанными на ее основании выводами суда не свидетельствует о неправильности решения суда.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда г. Челябинска от 14 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения «Детская городская поликлиника №4» г. Челябинска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 24.12.2021 года.