Судья Зарипова Е.В. № 33-685/2020
№ 2-8306/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 марта 2020 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Степановой Т.Г.
судей Никитиной А.В., Ивановой Н.Е.
при секретаре Тупиной Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05.12.2019 по иску ХХХ к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о возложении обязанности восстановить в очереди на получение социальных услуг, обеспечить санаторно-курортным лечением.
Заслушав доклад судьи Никитиной А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ХХХ обратился в суд с иском по тем основаниям, что являясь ветераном боевых действий, в соответствии с Федеральным законом от ХХ.ХХ.ХХ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ХХ.ХХ.ХХ №, имеет право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, путевки и бесплатного проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно. ХХ.ХХ.ХХ истец обратился в Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - ГУ – РО ФСС РФ по РК) с документами на предоставление санаторно-курортного лечения, был поставлен в очередь за №. В течение 2016 г. путевкой обеспечен не был. ХХ.ХХ.ХХ истец вновь обратился к ответчику с необходимыми документами для получения путевки и проезда в санаторий. Документы ответчиком были приняты, и истец был поставлен в очередь за №. В течение 2017 г. путевками за 2016 и 2017 г.г. ответчиком не обеспечивался. В 2018 г. истец вновь обратился к ответчику с необходимыми медицинскими документами для обеспечения санаторно-курортным лечением и проездом в санаторий. Документы ответчиком были приняты, и истец поставлен в очередь за №. За 2018 г. ответчик не обеспечил истца за 2016, 2017, 2018 г.г. набором социальных услуг, предусмотренных действующим законодательством. В октябре 2018 г. ответчик обеспечил истца санаторно-курортным лечением и проездом в санаторий за 2015 г. В 2019 г. истец был вынужден отказаться от набора социальных услуг. В связи с этим обстоятельством ГУ – РО ФСС РФ по РК истец был снят с очереди, о чем он был уведомлен письмом от ХХ.ХХ.ХХ, с которым не согласен истец. Полагает, что ответчиком не соблюдены возложенные на него действующим законодательством обязательства в части предоставления государственной социальной помощи истцу в 2016, 2017, 2018 гг. Истец просил обязать ГУ – РО ФСС РФ по РК восстановить его в очереди за 2016, 2017, 2018 гг. на получение социальной помощи в соответствии с поданными истцом заявлениями и представленными справками; обязать ответчика в 2019 г. обеспечить санаторно-курортным лечением за 2016 г., признать действия ответчика нарушением прав на своевременное получение социальной помощи от государства как ветерана боевых действий, нуждающегося по медицинским показаниям в данной помощи, возложить на ответчика понесенные судебные расходы.
Впоследствии истец уточнил исковые требования, просил признать нарушение его прав и законных интересов, предусмотренных Конституцией РФ, Федеральным законом «О ветеранах», Федеральным законом «О государственной социальной помощи», обязать ответчика восстановить его в очереди на получение санаторно-курортного лечения и проезда в санаторий за 2016, 2017, 2018 гг. с даты подачи заявления и медицинских документов; обязать ответчика обеспечить его путевками в санаторий для лечения (восстановительного лечения) за 2016, 2017, 2018 гг., судебные расходы возложить на ответчика.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что заявления и необходимые документы о получении набора социальных услуг были им поданы своевременно, он был поставлен в очередь на получение путевки в санаторий, однако до настоящего времени путевками не обеспечен. Доводы ответчика об утрате им права на получение путевок в санаторий за 2016 - 2018 гг., по мнению подателя жалобы, противоречат положениям Федерального закона «О государственной социальной помощи». В 2019 г. истцу не была выдана справка, подтверждающая необходимость прохождения санаторно-курортного лечения, что привело к отказу в постановке в очередь на получение путевки в 2019 г. Полагает, что указанные обстоятельства не освобождают ответчика от обеспечения его путевками за 2016 - 2018 гг. Считает, что судом при рассмотрении дела нарушены нормы процессуального права, поскольку ответчиком не представлены, а судом не исследованы списки очередников, поставленных в очередь на получение путевок в 2016 - 2018 гг. Обращает внимание на то, что судом не учтен факт восстановления его в очереди на получение путевки в 2020 г. Кроме того, указывает, что сумма расходов, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг и определяемая в соответствии с ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», удерживалась из состава начисленной ежемесячной денежной выплаты (далее – ЕДВ) в 2016 - 2018 гг. Полагает, что при рассмотрении дела судом допущены грубые нарушения норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ – РО ФСС РФ по РК просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика ХХХ, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, указав, что в силу п. 22 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного приказом ФСС РФ от 21.08.2019 № 428 (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2019 № 56309), наличие ранее зарегистрированного заявления о предоставлении государственной услуги в территориальном органе Фонда, по которому путевка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена, является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Заслушав истца, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе ветераны боевых действий.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч.1 ст. 6.2 указанного закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона №178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 названного закона порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3.3 Порядка).
В соответствии с п. 3.8 Порядка территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа), о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.03.2012 № 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не предоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п.п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ХХХ, являясь ветераном боевых действий, ХХ.ХХ.ХХ (регистрационный номер в очереди 4989), ХХ.ХХ.ХХ (регистрационный номер в очереди 5380), ХХ.ХХ.ХХ (регистрационный номер в очереди 5877) обращался в государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Карелия с заявлениями о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
В течение 2016 - 2018 гг. и в настоящее время путевками за 2016, 2017, 2018 гг. истец обеспечен не был.
Приказом ГУ – РО ФСС РФ по РК от ХХ.ХХ.ХХ №-ЛП ХХХ по его заявлению от ХХ.ХХ.ХХ была предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение в ООО «Клинический санаторно-курортный комплекс «Аквалоо» ((.....)) с заездом ХХ.ХХ.ХХ на 18 дней.
В 2019 году ХХХ отказался от получения набора социальных услуг в части обеспечения путевкой на санаторно-курортное обеспечение. Письмом ответчика от ХХ.ХХ.ХХ ХХХ сообщено, что в связи с отказом от получения набора социальных услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 6.2 Закона № 178-ФЗ, он снят с очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения, указав, что истец реализовал свое право на отказ от получения санаторно-курортного лечения в натуральной форме, заменив его государственной социальной помощью в виде ежемесячной денежной выплаты, в случае предоставления ХХХ путевки после ХХ.ХХ.ХХ одновременно с ежемесячной денежной выплатой в части оплаты социальной услуги, истец получил бы двойное обеспечение, что противоречит ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ, в связи с чем оснований для предоставления ему набора социальных услуг в натуральной форме не имеется.
Кроме того, суд установил, что ХХХ был снят с очереди на получение санаторно-курортной путевки, но ему не было отказано в выделении путевки и за ним сохранялось право на получение государственной социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения в порядке сложившейся очередности, однако истец таким правом не воспользовался, отказавшись от набора услуг.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может, полагая их основанными на неверном толковании и применении норм материального права.
ХХХ, в силу своего правового статуса, имеет право на получение мер социального обеспечения в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение за2016, 2017, 2018 гг.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Такая правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от ХХ.ХХ.ХХ №-О «По жалобе гражданина ХХХ на нарушение его конституционных прав статьями 6.1, 6.2 и 6.7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и статьями 15, 16, 151, 1064, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации» и определении Верховного Суда РФ от ХХ.ХХ.ХХ №-КГ16-14.
Заявления ХХХ о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение были рассмотрены ответчиком в установленном законом порядке, он был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением. Непредоставление истцу путевки на санаторно-курортное лечение за2016, 2017, 2018 гг. не свидетельствует о лишении его права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение или об отказе в предоставлении ему государственной социальной помощи. Наличие нескольких заявлений за разные календарные периоды от одного получателя социальной услуги не препятствует реализации принципа очередности предоставления путевок.
Отказ ХХХ от получения набора социальных услуг с2019г. также не означает утрату права на предоставление социальных услуг, в том числе право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение за2016, 2017, 2018 гг., соответственно, он подлежит восстановлению в очереди на предоставление путевки за указанные годы.
По указанным основаниям судебная коллегия приходит к выводу о незаконности решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований ХХХ о возложении на ГУ – РО ФСС РФ по РК обязанности восстановить истца в очереди на получение социальных услуг в виде санаторно-курортного лечения за 2016, 2017, 2018 гг. В указанной части решение суда на основании п. 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 330 подлежит отмене с принятием нового решения о восстановлении истца в очереди на получение социальных услуг в виде санаторно-курортного лечения за 2016, 2017, 2018 гг.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Ссылка стороны ответчика на подп. «в» п. 22 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного приказом ФСС РФ от 21.08.2019 № 428 (зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2019 № 56309), согласно которому наличие ранее зарегистрированного заявления о предоставлении государственной услуги в территориальном органе Фонда, по которому путевка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена, является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги, судебной коллегией отклоняется, поскольку право истца на предоставление санаторно-курортного лечение в спорные периоды возникло до введения в действие указанного Административного регламента.
Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда к месту лечения и обратно, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.03.2012 № 271н, действовавший на момент возникновения у истца права на получение санаторно-курортного лечения, предусматривал исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении гражданину путевки на санаторно-курортное лечение (п. 10.1 и 19), к числу которых наличие ранее зарегистрированного заявления о предоставлении государственной услуги в территориальном органе Фонда, по которому путевка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена, не относилось.
По общему правилу, нормативные правовые акты распространяются на правоотношения, возникающие после их принятия и вступления в силу, и обратной силы не имеют. Действие нормативного акта распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено им.
Так, в п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ указано, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 22.04.2014 № 12-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 - 6 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в связи с жалобой граждан ХХХ и ХХХ» указал, что только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
При этом осуществляемое законодателем правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда РФ от 27.11.2008 № 11-П, от 27.06.2013 № 15-П, от 23.12. 2013 № 29-П и др.).
По смыслу приведенных нормативных положений и постановлений Конституционного суда РФ, наличие ранее зарегистрированного заявления о предоставлении государственной услуги в территориальном органе Фонда социального страхования РФ, по которому путевка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена, может являться основанием для отказа в предоставлении государственной услуги только в том случае, если обращение за ней последовало после введения в действие Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного приказом ФСС РФ от 21.08.2019 № 428, т.е. после 05.11.2019; к спорным правоотношениям абз. 3 подп. «в» п. 22 указанного Административного регламента применению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05.12.2019 по настоящему делу отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований ХХХ к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о возложении обязанности восстановить в очереди на получение социальных услуг в виде санаторно-курортного лечения, принять по делу в этой части новое решение:
Восстановить ХХХ в очереди на получение социальных услуг в виде санаторно-курортного лечения за 2016, 2017, 2018 гг.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи