Судья Сомова И.В. дело № 2-4570/2022 г.
(первая инстанция)
дело № 33-1229/2023 г.
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 апреля 2023 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего – судьи Григоровой Ж.В.,
судей – Анашкиной И.А., Донсковой М.А.,
при участии секретаря – Бойко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Севастополе апелляционную жалобу Микишкиной Н.В. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 07 декабря 2022 года по гражданскому делу по иску Микишкиной Н.В. к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о возмещении материального вреда и компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В.,
УСТАНОВИЛА:
Истица Микишкина Н.В. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя и просила о возмещении ей материального ущерба в размере 172 739,38 руб. и морального вреда в размере 200 000 руб. В обоснование заявленных требований истица указала, что ответчик в нарушение требований постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 1994 «Об утверждении правил информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможности получения мер социальной защиты», не информировал ее о возможности назначения и выплаты социального пособия, как малоимущей одиноко проживающей гражданке, чем лишил ее права получения пособия с апреля 2022 года, несмотря на то, что в качестве безработной истица зарегистрирована с января 2020 года, из которых в период ее трудоустройства составил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Указанное повлекло обращение Микишкиной Н.В. с данным иском в суд.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 07.12.2022 г. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением, Микишкина Н.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования ее иска удовлетворить. В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что суд неправильно применил нормы материального права и не применил закон, подлежащий применению.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции апеллянт Микишкина Н.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом (л.д. 74).
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Поскольку Микишкиной Н.В. не сообщено суду о причинах неявки в судебное заседание, с заявлением об отложении слушания дела последняя не обращалась, то судебная коллегия, полагая Микишкину Н.В. надлежаще извещенной о времени и месте слушания дела, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что приказом ГКУ «Центр занятости населения Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ Микишкина Н.В. была признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ и ей было назначено пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 500 руб. Продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивалась на 20 недель с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истице предоставлялась государственная социальная помощь малоимущему одиноко проживающему гражданину в размере 13 793 руб.
Обращаясь в суд с данным иском, истица ссылалась на нарушение ответчиком ее прав по информированию о возможности назначения и выплаты социального пособия как малоимущему одиноко проживающему гражданину и основывалась на положениях ст. ст. 1064, 1099, 1100 ГК РФ и Правил информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления и о внесении изменений в Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 г. № 1994.
Положениями п. 1 вышеуказанных Правил определено, что ими устанавливается порядок информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления.
Согласно п. 2 Правил, информирование гражданина осуществляется в автоматизированном режиме на основании возникновения жизненного события, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты и информация о котором сформирована в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее - система социального обеспечения), а также на основании обращения гражданина в соответствии с пп. «г» п. 4 настоящих Правил.
В соответствии с п. п. 3, 4 Правил, участниками информирования являются граждане; Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на назначение и предоставление мер социальной защиты, организации, предоставляющие меры социальной защиты; Федеральная служба по труду и занятости; многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры); Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Гражданин в целях обеспечения возможности его информирования дает согласие на получение персонифицированной информации о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также информации об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты; представляет сведения, необходимые для получения персонифицированной информации о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, путем заполнения анкеты в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), в случае их отсутствия в системе социального обеспечения; определяет предпочтительный способ информирования; обращается к участникам информирования, указанным в пп. «в»-«д» п. 3 настоящих Правил; получает информацию предпочтительным способом информирования; выполняет действия, позволяющие его идентифицировать, в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами.
В силу п. 10 Правил, информирование гражданина осуществляется с использованием личного кабинета гражданина на едином портале путем автоматического предоставления персонифицированной информации о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также информации об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты, сформированной в системе социального обеспечения; с использованием единого телефонного номера для информирования о возникновении прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты участниками информирования, указанными в пп. «в» и «г» п. 3 настоящих Правил; с использованием текстовых сообщений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», поступающих посредством единого портала (далее соответственно - текстовые сообщения, сеть «Интернет»), для информирования о возникновении прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты участниками информирования, указанными в пп. «в» и «г» п. 3 настоящих Правил; при личном посещении гражданином органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты, а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональных центров.
Информирование гражданина осуществляется в автоматизированном режиме на основании возникновения жизненного события, информация о котором сформирована в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, либо на основании обращения гражданина при личном посещении органов государственной власти, организаций, предоставляющих меры социальной защиты.
Информирование гражданина в автоматизированном режиме осуществляется с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг посредством направления ему уведомлений (с его согласия); с использованием выделенного телефонного номера (бесплатно) при обязательной идентификации гражданина в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями в случае предоставления персонифицированной информации.
При этом гражданин в целях обеспечения возможности его информирования предварительно должен выполнить ряд условий: дать согласие на получение персонифицированной информации; предоставить сведения, необходимые для получения персонифицированной информации путем заполнения анкеты в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»; определить предпочтительный способ информирования; выполнить действия, позволяющие его идентифицировать.
Согласно п. 6 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя № 706 от 31.12.2014 г. пособие назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (для малоимущей семьи), заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в орган социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию и в иных случаях, предусмотренных законом.
Разрешая заявленные истицей требования, суд первой инстанции правильно руководствовался вышеприведенными нормами закона и указал, что предоставление государственной социальной помощи в виде социального пособия носит заявительный характер, т.е. осуществляется только на основании обращения гражданина, как информирование гражданина на основании возникновения жизненного события. При этом, гражданин в целях обеспечения возможности его информирования предварительно должен выполнить ряд условий, предусмотренных законом.
В связи с чем, суд пришел к выводу, что обязанность ответчика (по собственной инициативе без личного обращения Микишкиной Н.В. и без ее согласия) информирования при постановке ее на учет в качестве безработной о наличии у истицы права на получение государственной социальной помощи персонального отсутствовала, законом на Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя, нормативно-правовыми актами такая обязанность прямо не возложена.
В виду чего, суд первой инстанции отказал истице в удовлетворении ее требований, признав их необоснованными.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции основанными на требованиях действующего законодательства и соответствующими им. Нарушений норм действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы Микишкиной Н.В. о неправильном применении норм материального права и неприменении закона, подлежащего применению не нашли своего подтверждения в ходе их проверки в апелляционном порядке, основаны на субъективной оценке обстоятельств дела и основанием к отмене постановленного по делу решения не являются.
Ссылок на нормы права, которым обжалуемое решение противоречит, и обоснование к данным доводам апеллянтом в жалобе не приведено. Таким образом, доводы апелляционной жалобы лишены правовых оснований, свидетельствующих о незаконности обжалуемого решения.
В силу изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отклонении апелляционной жалобы и оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 07 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Микишкиной Н.В. – без удовлетворения.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 11.04.2023 г.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: И.А. Анашкина
М.А. Донскова