УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2022 года г.Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Богатыревой Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Родионовой А.С.,
с участием прокурора Зарайкиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора к акционерному обществу «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Комсомольский-на-Амуре транспортный прокурор, действуя в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения требований законодательства о безопасности полётов в АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» выявлены существенные нарушения соблюдения прав пассажиров, предусмотренные требованиями ст.102 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) и п.п.92, 99 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования по обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее - Правила и требования воздушных перевозок). За предоставление аэровокзального комплекса АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» осуществляется сбор в соответствии с Перечнем тарифов и сборов. В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных норм в здании аэропорта не оборудована комната матери и ребёнка; отсутствуют специальные приспособления, в частности лестница, ведущая в зал ожидания аэропорта, где находятся туалеты, не приспособлена для использования инвалидами-колясочниками; санузел не соответствует требованиям для использования лицами с нарушенным зрением и (или) слухом, не в полной мере обеспечена доступность уборных общего пользования для лиц с ограниченными возможностями; отсутствуют информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля; в доступной кабине общественной уборной отсутствуют крючки для одежды, костылей и других принадлежностей маломобильных групп населения, затруднено пользование сушилкой по причине её нахождения на высоте более 1,1 м от пола. Представления от 16 апреля 2021 года и 5 мая 2021 года, внесённые Комсомольской-на-Амуре транспортной прокуратурой, до настоящего времени не исполнены. Несоблюдение ответчиком требований законодательства нарушает права пассажиров, круг которых не представляется возможным определить. Просит возложить на АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» обязанность в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
1. Оборудовать комнату матери и ребёнка в здании аэровокзального комплекса Комсомольский-на-Амуре аэропорт (Хурба) в соответствии со сводом правил «СП 478.1325800.2019. Свод правил. Здания и комплексы аэровокзальные. Правила проектирования», а именно:
- оборудовать блок помещений для обслуживания пассажиров с детьми общей площадью не менее 57 м2, в которое включены: приёмная, игровая, спальня, санузел для детей, санузел для взрослых, кладовая;
- в спальне необходимо установить детские кровати, столики для кормления, пеленальные столики, оборудования для подогрева пищи;
- в санузле для детей необходимо установить душевой поддон, детский унитаз и умывальник.
2. Оборудовать здание Комсомольского-на-Амуре аэропорта (Хурба) в соответствии со сводом правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001 СП 59.13330.2020 специальными приспособлениями и устройствами, позволяющими маломобильной группе населения беспрепятственно пользоваться услугами аэропорта, а именно:
- оборудовать лестницу, ведущую в зал ожидания, где находятся туалеты специальным приспособлением (пандусом) для использования инвалидами-колясочниками;
- оборудовать санузел информирующими тактильными табличками для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля;
- оборудовать кабину общественной уборной системой тревожной сигнализации или системой двухсторонней связи;
- оборудовать кабину общественной уборной крючками для одежды, костылей и других принадлежностей маломобильных групп населения, разместить сушилку для рук на уровне не более 1,1 м от пола.
В судебном заседании прокурор Зарайкина В.В. настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объёме, основываясь на доводах, изложенных в иске.
Представитель АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», в установленном законом порядке извещённый о дате, времени и месте рассмотрения дела. В судебное заседание не явился. Об уважительности причин своей неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Конституцией Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.45).
Частью 1 ст.102 ВК РФ предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.7.1 ВК РФ аэровокзалы (терминалы) и иные объекты, в том числе объекты капитального строительства, необходимые для посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров, погрузки, разгрузки и хранения грузов, перевозимых воздушным судном, обслуживания и обеспечения безопасности пассажиров и грузов относятся к объектам инфраструктуры воздушного транспорта.
Согласно п.3.4.1 Перечня и правил формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утверждённым приказом Минтранса России от 7 июля 2012 года № 241, за предоставление аэровокзального комплекса установлен сбор за обслуживание в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих пассажиров (с момента прибытия в аэропорт до начала регистрации) и прибывающих пассажиров (с момента прибытия из воздушного судна в аэровокзал до убытия из зоны аэропорта) в соответствии с установленной технологией, включая, в том числе, предоставление помещений обязательного дополнительного обслуживания пассажиров (комнаты матери и ребенка, медпункта, туалета и других, за пользование которыми отдельная плата не взимается); обслуживание пассажиров с ограниченной подвижностью, в том числе предоставление кресел-колясок, специальных подъемных устройств (амбулифтов).
Пунктом 7.3 Свода правил СП 478.1325800.2019 «Здания и комплекса аэровокзальные», утверждённого приказом Минстроя России от 10 декабря 2019 года № 794/пр (далее - СП 478.1325800.2019), установлены требования к помещениям дополнительного обслуживания пассажиров согласно которым:
- помещения (зоны) дополнительного обслуживания пассажиров в зданиях аэровокзалов должны быть предусмотрены в соответствии с таблицей 7.3. СП 478.1325800.2019, в которую входит комната матери и ребёнка;
- блок помещений для обслуживания пассажиров с детьми должен включать комнату отдыха со спальными местами, пеленальную и игровую.
В залах ожидания вылета после прохождения всех контрольных процедур следует предусматривать пеленальную и семейный санузел.
Необходимо наличие в аэровокзалах вспомогательного помещения комнаты матери и ребёнка.
Состав и площади помещения при пропускной способности аэровокзала до 450 пассажиров в час должна быть не менее 57 м2. В помещение указанной комнаты входят: приёмная, игровая, спальня, санузел для детей, санузел для взрослых, кладовая.
В спальне необходимо предусматривать установку детских кроватей, столиков для кормления и пеленальных, оборудования для подогрева пищи; по заданию на проектирование возможно разделение спальни указанной площади на несколько спален.
В санузле для детей необходимо предусматривать душевой поддон, детский унитаз и умывальник.
Также Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о государственной защите инвалидов) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьёй 2 Закона о государственной защите инвалидов установлено, что социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
По смыслу положений ст.15 Закона о государственной защите инвалидов организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Пунктом 6.2.8 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» утверждённого приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр (далее - СП 59.13330.2020) установлено, что при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН.
В соответствии с п.п.6.3.1, 6.5.9 СНиП 35-01-2001 во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных, места в раздевальных ванных и душевых. При этом должна быть обеспечена доступность уборных общего пользования для людей с нарушениями зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата; информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проёма:
- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;
- перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных;
- рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Согласно п.п.6.3.6., 6.5.8. СНиП 35-01-2001 у дверей блоков санитарно-бытовых помещений, включающих в себя доступные кабины (уборных, душевых, ванн и т.п.), и универсальной кабины уборной следует предусматривать со стороны ручки информационные таблички помещений (выполненные рельефно-графическим и рельефно-точечным способом), расположенные на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1-0,5 м от края двери.
Доступные и универсальные кабины должны быть оборудованы системой тревожной сигнализации или системой двухсторонней громкоговорящей связи. Тип системы, подлежащей применению, определяется в задании на проектирование.
Замкнутые пространства зданий (доступные помещения различного функционального назначения: кабины доступной и универсальной уборной, душевой, лифт, кабина примерочной и т.п.), где инвалид может оказаться один, а также лифтовые холлы, приспособленные для пожаробезопасных зон, и пожаробезопасные зоны должны быть оборудованы системой двусторонней связи. Система двусторонней связи должна быть снабжена звуковыми и визуальными аварийными сигнальными устройствами и соответствовать требованиям п.6.5.10. Снаружи такого помещения над дверью следует предусмотреть комбинированное устройство звуковой и визуальной (прерывистой световой) аварийной сигнализации. Помещение, в которое выводится сигнал от устройства вызова помощи, определяется заданием на проектирование.
АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» является оператором аэродрома гражданской авиации - <данные изъяты>
В АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» для обслуживания пассажиров используется здание аэровокзального комплекса, <адрес>
В судебном заседании установлено, что в ходе проведения Комсомольской-на-Амуре транспортной прокуратурой проверок исполнения вышеперечисленных требований законодательства о безопасности полётов и о социальной защите прав инвалидов выявлены нарушения:
- не оборудована комната матери и ребёнка;
- в здании аэропорта отсутствуют специальные приспособления, в частности лестница, ведущая в зал ожидания аэропорта, где находятся туалеты, не приспособлена для использования инвалидами-колясочниками;
- санузел не соответствует требованиям для использования лицами с нарушенным зрением и (или) слухом, не в полной мере обеспечена доступность уборных общего пользования для лиц с ограниченными возможностями, отсутствуют информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля;
- специально оборудованная кабина общественной уборной не оснащена системой тревожной сигнализации или системой двухсторонней связи;
- в доступной кабине общественной уборной отсутствуют крючки для одежды, костылей и других принадлежностей маломобильных групп населения, затруднено пользование сушилкой по причине её нахождения на высоте более 1,1 м от пола (л.д.13, 35, 36-37, 19, 20-21,26-31).
По факту выявленных нарушений 16 апреля 2021 года и 5 мая 2021 года генеральному директору АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» внесены представления об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности и об устранении нарушений требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов (л.д.14-16).
В январе 2022 года в связи с отсутствием информации об устранении ранее выявленных нарушений, отражённых в представлениях от 16 апреля 2021 года и 5 мая 2021 года, Комсомольской-на-Амуре транспортной прокуратурой проведены повторные проверки исполнения законодательства о соблюдении прав пассажиров на воздушном транспорте, результатами которых, установлено, что указанные нарушения не устранены.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» в здании аэропорта не соблюдаются требования законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов, в части обеспечения беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры, а также прав пассажиров с малолетними детьми.
Несоблюдение ответчиком требований законодательства нарушает права пассажиров, круг которых не представляется возможным определить.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком доказательства устранения допущенных нарушений законодательства суду не представлено, материалы дела этого не содержат.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Комсомольского муниципального района Хабаровского края в размере 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора к акционерному обществу «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать акционерное общество «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» <данные изъяты> в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать комнату матери и ребёнка в здании аэровокзального комплекса Комсомольский-на-Амуре аэропорт (Хурба) в соответствии со сводом правил «СП 478.1325800.2019. Свод правил. Здания и комплексы аэровокзальные. Правила проектирования», а именно:
- оборудовать блок помещений для обслуживания пассажиров с детьми общей площадью не менее 57 м2, в которое включены: приёмная, игровая, спальня, санузел для детей, санузел для взрослых, кладовая;
- в спальне установить детские кровати, столики для кормления, пеленальные столики, оборудования для подогрева пищи;
- в санузле для детей установить душевой поддон, детский унитаз и умывальник.
Обязать акционерное общество «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» <данные изъяты> в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать здание Комсомольского-на-Амуре аэропорта (Хурба) в соответствии со Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СНиП 35-01-2001 СП 59.13330.2020 специальными приспособлениями и устройствами, позволяющими маломобильной группе населения беспрепятственно пользоваться услугами аэропорта, а именно:
- оборудовать лестницу, ведущую в зал ожидания, где расположены туалеты, специальным приспособлением (пандусом) для использования инвалидами-колясочниками;
- оборудовать санузел информирующими тактильными табличками для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля;
- оборудовать кабину общественной уборной системой тревожной сигнализации или системой двухсторонней связи;
- оборудовать кабину общественной уборной крючками для одежды, костылей и других принадлежностей маломобильных групп населения, разместить сушилку для рук на уровне не более 1,1 м от пола.
Взыскать с акционерного общества «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» <данные изъяты> в доход бюджета Комсомольского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере 6000 рублей с зачислением на реквизиты <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме 20 мая 2022 года.
Судья Н.Ю. Богатырева