Дело № 2-4961/2022
УИД: 11RS0001-01-2022-005731-37
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сыктывкар 24 мая 2022 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Коданевой Я.В.
при секретаре Стеблиной Е.П.
с участием представителя истца – Омелиной Нины Юрьевны, действующей на основании доверенности,
представителя ответчика – Фроловой Натальи Валерьевны, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Омелина Владимира Александровича к ОПФР по РК о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды, произвести перерасчет пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Омелин В.А. обратился в Сыктывкарский городской суд с иском к ОПФР по Республике Коми о признании решения об отказе в перерасчете пенсии от 16.02.2002 незаконным, возложении обязанности включить периоды срочной службы с 09.11.1982 по 11.05.1984 в стаж работы в районах Крайнего Севера, произвести перерасчет пенсии по старости по ч.4 ст.17 ФЗ № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», указав в обоснование требований, что непосредственно после прохождения службы был трудоустроен в г. Сыктывкаре, в связи с чем полагает, что заявленные требования обоснованы.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ходатайств не заявлено.
Представитель истца в судебном заседании на доводах иска настаивала.
Представитель ответчика с иском не согласилась, по доводам представленных суду возражений.
Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что истец является получателем пенсии.
Омелин В.А. с 09.11.1982 по 11.05.1984 срочную военную службу на полуострове Камчатка.
После прохождения службы 11.06.1984 истец был трудоустроен столяром в Производственное мебельное объединение «Серер» г. Сыктывкар.
15.11.2021 Омелин В.А. обратился в ОПФР по РК за перерасчетом размера пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты в связи с прохождением военной службы на полуострове Камчатка с 09.11.1982 по 11.05.1984.
Решением ответчика №... от 16.02.20022 истцу в удовлетворении заявления о перерасчете в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона Федеральный закон №400-ФЗ отказано, в связи отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера.
Согласно ч. 8 ст. 13 Закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частью 4, 5, 6 статьи 17 Федерального закона №400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайней Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Одним из условий для установления и соответственно перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном ч. 4 ст. 17 Закона (за работу в районах Крайнего Севера) и ч. 6 ст. 17 Закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
Положения ст. 17 Закона являются элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Установленное указанной нормой правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
По смыслу названных нормативных актов вышеуказанным лицам, при соблюдении ряда условий, периоды прохождения срочной военной службы могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) для целей определения права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Право на включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости перечисленными нормативными актами не предусмотрено.
Вместе с тем, установлено, что истец является получателем пенсии по старости, его обращение 15.11.2021 в пенсионный орган было направлено исключительно на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Кроме того, при вынесении судебного решения суд учитывает, что Камчатская область была включена в Перечень районов Крайнего Севера согласно Постановления Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029; постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 №12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029», в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, г. Сыктывкар включен, начиная с 01.04.1992.
С учетом изложенного, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд оснований для включения периода прохождения истцом военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера, в данной правовой ситуации, не усматривает. Следовательно, и требования Омелина В.А. о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом работы в РКС, ровно, как и признание незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии от 16.02.2002 являются необоснованными.
В иске следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Омелину Владимиру Александровичу в удовлетворении требований к ОПФР по РК о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды, произвести перерасчет пенсии – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Мотивированное решение изготовлено 25.05.2022.
Судья Коданева Я.В.