29RS0018-01-2021-003846-57
Дело № 2-2947/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2021 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Белякова В.Б.
при помощнике судьи Смирновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пискарева М. В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда,
установил:
Пискарев М.В.обратился в суд с настоящим иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску /далее УМВД РФ по г. Архангельску/ о взыскании 500000 рублей денежной компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указывает, чтов ходе предварительного следствия по уголовному делу № 11901110001001956, по которому он был привлечен в качестве обвиняемого, следователи УМВД РФ по г. Архангельску Омарова М.Р. и Морозов И.П. допустили ряд серьезных нарушений его процессуальных прав (несвоевременное ознакомление с постановлениями о назначении фоноскопических экспертиз, неразъяснение при этом процессуальных прав, отсутствие какой-либо реакции на заявленные по делу ходатайства, неознакомление с постановлениями о продлении сроков предварительного следствия, неизвещение о дне предъявления обвинения, невручение постановления о привлечении в качестве обвиняемого), что повлекло за собой нарушение его права на защиту, допустили волокиту в расследовании уголовного дела.
По определению суда, к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика было привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации/далее МВД РФ/, а в качестве третьих лиц к участию в рассмотрении дела были привлечены УМВД России по Архангельской области, Прокуратура Архангельской области, Омарова М.Р., Морозов И.П.
В судебном заседании, проведенном с использованием средств видеоконференцсвязи, истец поддержал заявленные исковые требования. При этом пояснил, что указание в просительной части искового заявления на необходимость признания действий (бездействия) органа, осуществляющего предварительное следствие, незаконными, нарушающими его права и свободы, самостоятельным исковым требованием не является и изложено в обоснование требования о взыскании денежной компенсации морального вреда. Пояснил также, что в основание иска положены лишь следующие допущенные в отношении него нарушения хода предварительного следствия: бездействие следователей, выразившееся в непринятии мер по проведению фоноскопических экспертиз, его неознакомление с постановлениями о назначении указанных экспертиз, его неуведомление о продлении срока предварительного следствия, его неуведомление о дне предъявления обвинения.
Представитель ответчиков – МВД РФ, УМВД РФ по г. Архангельску и третьего лица - УМВД России по Архангельской области Назарук А.И. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, полагает, что они не основаны на законе, представил по делу письменные возражения.
Представитель третьего лица – Прокуратуры Архангельской области Иванова Н.В. в судебном заседании пояснила, что заявленные истцом требования о взыскании денежной компенсации морального вреда подлежат удовлетворению, но со снижением заявленной истцом суммы.
Остальные участвующие в деле лица о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в суд не явились.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции Российской Федерации).
Из содержания названных конституционных норм следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.
В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании п. 2 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса.
Исходя из содержания указанных статей в их взаимосвязи, следует, что ответственность субъектов, перечисленных в ст. 1069 ГК РФ, наступает при наличии следующих факторов: наступлении вреда, противоправности поведения причинителя вреда, причинно-следственной связи между наступлением вреда и противоправными действиями.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (п. 1).
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо (пункт 2).
Согласно п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 настоящего Кодекса.
Как указано в абзаце втором ст. 151 ГК РФ, при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1). Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»,под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейнаятайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
По смыслу указанных выше правовых норм для возмещения истцу морального вреда достаточно установления факта причинения такого вреда в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц, при этом на причинителе вреда лежит бремя доказывания правомерности его поведения, а также отсутствия его вины.
Установлено, что на основании постановления старшего следователя отдела по обслуживанию Октябрьского округа СУ УМВД России по городу Архангельску Омаровой М.Р. от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159 УК РФ /№ 11901110001001956/, в последующем Пискарев М.В. был привлечен по делу в качестве обвиняемого. Производство по данному уголовному делу неоднократно продлевалось, всего до 12 месяцев, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу постановлением судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 04.12.2020 по делу № 3/12-161/2020 постановлено признать незаконным и необоснованным бездействие следователей отдела по обслуживанию Октябрьского округа СУ УМВД России по городу Архангельску по уголовному делу № 11901110001001959 (судом допущена опечатка в номере уголовного дела, его №11901110001001956), выразившееся в непринятии мер по проведениюфоноскопических экспертиз, неознакомлении подозреваемого с постановлениями о назначении указанных экспертиз, неуведомлении о продлении срока предварительного следствия. В данном постановлении судом также указывается, что по делу допущена волокита в ходе проведения предварительного следствия.
Помимо этого, из материалов дела следует (письмо Прокуратуры города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ, исх. № что прокуратурой проведена проверка хода предварительного следствия по данному уголовному делу, где, в том числе, указывается, что нашло свое подтверждение нарушение в части неуведомления истца о дне предъявления обвинения.
При оценкепредставленных в материалы дела сведений о выявленных Прокуратурой г. Архангельска нарушениях уголовно-процессуального закона,допущенных в отношении истца,суд учитывает, что в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (с изменениями) «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен, в том числе, требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия; истребовать и проверять законность и обоснованность решений следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, нарушения уголовно-процессуального закона,допущенные в ходе предварительного следствия,выявлены уполномоченным на то должностным лицом.
На основании изложенного выше суд считает, что в отношении истца в ходе производства предварительного следствия по уголовному делу допущен ряд серьезных нарушений уголовно-процессуального закона, которые повлекли за собой волокиту в расследовании уголовного дела и нарушение права Пискарева М.В. на защиту.
Следовательно, по мнению суда, заявленные Пискаревым М.В. требования о взыскании денежной компенсации морального вреда являются обоснованными.
По правилам ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с ч. 1 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В силу пп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Указанной нормой Бюджетного кодекса Российской Федерации обязанность по представлению интересов Российской Федерации и казны Российской Федерации возложена на главных распорядителей средств бюджета по ведомственной принадлежности.
Согласно пп. 100 п. 2 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 года № 699, Министерство внутренних дел Российской Федерации является субъектом бюджетного планирования и осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.
Пискаревым М.В. предъявлен иск, в обоснование которого истец ссылается на неправомерные действия (бездействие) должностных лиц УМВД России по г. Архангельску.
По смыслу приведенных выше нормативных положений по искам о возмещении причиненного в результате незаконных действий (бездействия) должностных лицМинистерства внутренних дел Российской Федерации,от лица Российской Федерации выступает Министерство внутренних дел Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в пользу истца с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
В иске к ответчикуУМВД РФ по г. Архангельскунадлежит отказать.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства, касающиеся допущенных в ходе предварительного следствия нарушений закона, повлекших нарушение личных неимущественных прав истца, их последствия, индивидуальные особенности истца, степень его нравственных страданий, степень вины должностных лиц, отсутствие для истца наступления тяжких последствий, а также, учитывая принципы разумности и справедливости, суд полагает возможным определить размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу Пискарева М.В., в сумме 5000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Пискарева М. В. к Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Пискарева М. В. денежную компенсацию морального вреда в размере5000 рублей.
В удовлетворении исковых требований к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску о взыскании денежной компенсации морального вреда Пискареву М. В..
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
В окончательной форме решение изготовлено 18 октября 2021 года.
Председательствующий В.Б. Беляков