Судья Третьякова Д.К. Дело № 33-10059/2024 (2-387/2024)
УИД 25RS0001-01-2023-003572-69
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
5 ноября 2024 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Веригиной И.Н.
судей Симоновой Н.П., Рябенко Е.М.
при секретаре Киселевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приморского транспортного прокурора к ОАО «РЖД», администрации города Владивостока, Управлению дорог администрации города Владивостока, Управлению городской среды администрации города Владивостока о признании незаконным бездействия и возложении обязанности
по апелляционной жалобе администрации города Владивостока на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 28.05.2024, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Веригиной И.Н., пояснения представителя ОАО «РЖД» Зайцевой Н.В., представителя администрации г. Владивостока и Управления дорог администрации г. Владивостока Воробьевой В.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Приморский транспортный прокурор обратился в суд с названным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в обоснование заявленных требований указав, что Приморской транспортной прокуратурой с участием МТУ Ространснадзора по ДФО проведена проверка исполнения Владивостокской дистанцией пути Дальневосточной инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиал ОАО «РЖД» (далее - Владивостокская дистанция пути) законодательства при обеспечении безопасности прохода и проезда через железнодорожные пути граждан, в том числе, из маломобильных, по результатам которой выявлены нарушения закона. Автомобильная дорога, пересекающая железнодорожный переезд на станции Гайдамак через путь 3А (ул. Калинина) Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (далее - переезд) является внутригородской дорогой. По результатам проверки переезда установлено, что отсутствует плавное сопряжение с асфальтом автодороги в пределах переезда, не обеспечено наличие на направляющих столбиках с обоих сторон переезда световозвращателей навстречу движению автомобильного транспорта; не выполнено устройство пешеходных дорожек с обоих сторон переезда, не обеспечено нанесение дорожных разметок 1.1 (сплошная) и 1.12 (стоп-линия); отсутствуют знаки 1.4.1-1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду»; не выполнено обустройство пешеходного перехода через железнодорожный путь 3А с устройством настила в один уровень с верхом головок рельсов; отсутствует устройство автоматической сигнализации о приближении поезда; ближайшие оборудованные пешеходные переходы через железнодорожный путь; в границах полосы отвода железной дороги расположена часть лестничного схода площадью 19 кв.м. с протяженностью 9 м., цементная площадка площадью 7 кв.м. находится в состоянии, не обеспечивающем безопасный проход граждан. Ранее по данному факту прокурором неоднократно вносились представления, однако действенных мер по устранению выявленных нарушений не принято.
Просил, с учетом отказа от требований в части, уточнения требований, обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на железнодорожном переезде, расположенном на 0 км 9 пк станции Гайдамак через путь 3А (ул. Калинина, г.Владивосток):
- обеспечить наличие на направляющих столбиков с обеих сторон переезда световозвращателей навстречу движению автомобильного транспорта в соответствии с п. 5.2.1 ГОСТ Р 50970-2011, п. 5 ГОСТ 32843-2014 и п. 24 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Минтранса России от 05.10.2022 №402;
- выполнить устройство пешеходной дорожки через железнодорожный переезд со стороны автомобильной дороги, имеющей тротуары, отрегулировав высоту настилов и обеспечив плавное сопряжение настилов с тротуаром вблизи железнодорожного переезда в соответствии с требованиями п. 6.17 «СП 227.1326000.2014. Свод правил. Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями», утвержденными приказом Минтранса России от 02.12.2014 №333, п. 29 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Минтранса России от 05.10.2022 №402, п. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
признать незаконным бездействие администрации г.Владивостока, выразившееся в непринятии мер по нанесению дорожной разметки 1.1 (сплошная) со стороны литера «Б» переезда и 1.12 (стоп-линия) с обеих сторон переезда, а также установки дорожных знаков 1.4.1-1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду» с обеих сторон переезда, расположенного на 0 км 9 пк станции Гайдамак через путь 3А (ул. Калинина, г. Владивосток);
обязать администрацию города Владивостока в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на железнодорожном переезде, расположенном на 0 км 9 пк станции Гайдамак через путь 3 А (ул. Калинина, г. Владивосток):
- нанести дорожную разметку 1.1 (сплошная) на протяжении 100 м от ближнего рельса со стороны литера «Б» переезда в соответствии с п. 6.2.3 ГОСТ Р 52289-2019, п. 27 и 72 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Минтранса России от 05.10.2022 №402; - нанести дорожную разметку 1.12 (стоп-линия) с обеих сторон переезда в соответствии с п.6.2.14 ГОСТ Р 52289-2019, п. 27 и 72 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Минтранса России от 05.10.2022 №402;
- установить знаки 1.4.1-1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду» в соответствии с п.5.2.7 ГОСТ Р 52289-2019, п. 72 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Минтранса России от 05.10.2022 №402;
обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести пешеходный переход через железнодорожный путь в районе <адрес> в <адрес> в соответствие с требованиями п. 6.3, 6.5 и 6.17 СП 227.1326000.2014 «СП 227.1326000.2014. Свод правил. Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями», утвержденным приказом Минтранса России от 02.12.2014 №333, п. 10 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса России от 27.01.2022 №20, п. 9 Правил благоустройства территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г.Владивостока от 15.08.2018 № 45-МПА путем регулировки высоты настила пешеходного перехода в соответствии с требованиями п. 6.17 СП 227.1326000.2014 и устройства системы автоматической сигнализации о приближении поезда согласно п. 6.5 СП 227.1326000.2014, восстановления целостности лестничного схода в пределах границ полосы отвода железной дороги.
Определениями суда от 30.10.2023 и 18.01.2024 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление дорог администрации г. Владивостока, Управление городской среды администрации города Владивостока.
Определением суда от 29.11.2023 принят отказ от иска в части требований к ОАО «РЖД» о возложении обязанности устранить повреждения асфальтового покрытия в междупутье на железнодорожном переезде, расположенном на 0 км 9 пк станции Гайдамак через путь 3А (ул.Калинина); к администрации г. Владивостока устранить повреждения дорожного покрытия со стороны литера «б» железнодорожного переезда, расположенного на 0 км 9 пк станции Гайдамак через путь 3А (ул.Калинина); в указанной части производство по иску прекращено.
В судебном заседании представитель истца на уточненных исковых требованиях настаивал, представители ответчиков с иском не согласились.
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены. С учетом определения Ленинского районного суда г. Владивостока от 03.09.2024 об устранении описки, на ОАО «Российские железные дороги» возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на железнодорожном переезде, расположенном на 0 км 9 пк станции Гайдамак через путь 3А (ул. Калинина, г.Владивосток): обеспечить наличие на направляющих (сигнальных) столбиков с обеих сторон переезда световозвращателей навстречу движению автомобильного транспорта в соответствии с п. 5.2.1 ГОСТ Р 50970-2011, п. 5 ГОСТ 32843-2014 и п. 24 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Минтранса России от 05.10.2022 № 402; выполнить устройство пешеходной дорожки через железнодорожный переезд со стороны автомобильной дороги, имеющей тротуары, отрегулировав высоту настилов и обеспечив плавное сопряжение настилов с тротуаром вблизи железнодорожного переезда в соответствии с требованиями п. 6.17 «СП 227.1326000.2014. Свод правил. Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями», утвержденными приказом Минтранса России от 02.12.2014 № 333, п. 29 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Минтранса России от 05.10.2022 № 402, п. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; на ОАО «Российские железные дороги» возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести пешеходный переход через железнодорожный путь в районе <адрес> в г. Владивостоке в соответствие с требованиями п. 6.3, 6.5 и 6.17 СП 227.1326000.2014 «СП 227.1326000.2014. Свод правил. Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями», утвержденным приказом Минтранса России от 02.12.2014 №333, п. 10 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса России от 27.01.2022 № 20, п. 9 Правил благоустройства территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г.Владивостока от 15.08.2018 45-МПА путем регулировки высоты настила пешеходного перехода в соответствии с требованиями п. 6.17 СП 227.1326000.2014 и устройства системы автоматической сигнализации о приближении поезда согласно п. 6.5 СП 227.1326000.2014, восстановления целостности лестничного схода в пределах границ полосы отвода железной дороги; признано незаконным бездействие администрации г.Владивостока, Управления дорог администрации города Владивостока, выразившееся в непринятии мер по нанесению дорожной разметки 1.1 (сплошная) со стороны литера «Б» переезда и 1.12 (стоп-линия) с обеих сторон переезда, а также установки дорожных знаков 1.4.1-1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду» с обеих сторон переезда, расположенного на 0 км 9 пк станции Гайдамак через путь 3А (ул. Калинина, г. Владивосток); на администрацию города Владивостока, Управление дорог администрации города Владивостока возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на железнодорожном переезде, расположенном на 0 км 9 пк станции Гайдамак через путь 3А (ул. Калинина, г. Владивосток): нанести дорожную разметку 1.1 (сплошная) на протяжении 100 м от ближнего рельса со стороны литера «Б» переезда в соответствии с п. 6.2.3 ГОСТ Р 52289-2019, п. 27 и 72 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Минтранса России от 05.10.2022 № 402; - нанести дорожную разметку 1.12 (стоп-линия) с обеих сторон переезда в соответствии с п.6.2.14 ГОСТ Р 52289-2019, п. 27 и 72 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Минтранса России от 05.10.2022 № 402; установить знаки 1.4.1-1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду» в соответствии с п.5.2.7 ГОСТ Р 52289-2019, п. 72 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Минтранса России от 05.10.2022 № 402.
С решением не согласился ответчик – администрация города Владивостока, подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения как постановленного с нарушением норм материального права. Указывается, что вопросы дорожного хозяйства на территории г. Владивостока курирует Управление дорог администрации г. Владивостока как отраслевой орган администрации г. Владивостока, который является юридическим лицом, созданным в форме муниципального казенного учреждения, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, ведет бюджетный учет, в связи с чем Управление должно самостоятельно отвечать по заявленным требованиям. По вопросу отсутствия дорожных знаков указывает, что организация дорожного движения на рассматриваемых участках дорог осуществляется в соответствии с проектом организации дорожного движения, изменения в проектной документации не предусмотрены.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В заседании судебной коллегии представитель администрации г.Владивостока и Управления дорог администрации города Владивостока поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ОАО «РЖД» возражал против их удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте Приморского краевого суда.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Во взаимодействии с организациями других видов транспорта, призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования определена Федеральным законом Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", как транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование; железнодорожный переезд определен, как пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений, в том числе железнодорожных переездов, осуществляется за счет собственных средств владельцев инфраструктур, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иных не запрещенных законом источников.
На основании части 2 статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предписано, что устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне (далее - железнодорожные переезды) и на разных уровнях осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно вышеуказанному Закону владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцы железнодорожных путей необщего пользования обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, а также транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования транспортного средства), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
Абзацем 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", частью 1 статьи 15 Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" обязательства по содержанию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам, а также их ремонту возложены на ответчика ОАО "РЖД".
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 N 384-ФЗ Правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов и сводов травил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона
Согласно пункту 10 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, утвержденных Приказом Минтранса России от 27 января 2022 "ода N 20 (далее - Правила) проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах.
Пункт 11 данных Правил устанавливает, что при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, предусмотренными для перехода и обозначенными информационными знаками (при этом следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта).
В соответствии с пунктами 12,13 Правил проезд гражданина в инвалидной коляске через железнодорожные пути допускается по пешеходным переходами в одном уровне с железнодорожными путями с сопровождающим, а также по мостам и тоннелям, оборудованным специальными устройствами беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения. При пересечении гражданами железнодорожных путей на транспортных средствах должны соблюдаться нормы, установленные разделом 15 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090.
Пункт 11 данных Правил устанавливает, что при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, предусмотренными для перехода и обозначенными информационными знаками (при этом следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта).
С наружной стороны колеи настил железнодорожного пешеходного перехода должен быть в одном уровне с верхом головок рельсов. Допускается понижение верха настила относительно верха головки рельсов не более 20 мм. Внутри колеи настил должен быть выше головок рельсов в пределах от 10 до 30 мм. Ширина желоба, образованного элементами настила наземного пешеходного перехода и головкой рельса, устанавливается в пределах от 75 до 100 мм, а глубина - не менее 45 мм. (пункт 6.17 "СП 227.1326000.2014. Свод правил. Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями").
Приказом Минтранса России от 05.10.2022 N 402 утверждены Условия эксплуатации железнодорожных переездов (далее - Условия).
Согласно пункту 29 Приказа Минтранса России от 05.10.2022 N 402 "Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожных переездов" железнодорожные переезды, расположенные в населенных пунктах, при подходах к ним автомобильной дороги, имеющей тротуары, обустраиваются владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельцем железнодорожных путей необщего пользования пешеходными дорожками.
Согласно пункту 24 Условий эксплуатации железнодорожных переездов" направляющие (сигнальные) столбики устанавливают на расстоянии не менее 0,75 м от края проезжей части автомобильной дороги. Направляющие (сигнальные) столбики устанавливаются с обеих сторон железнодорожного переезда на расстоянии от 2,5 до 5 м от крайних рельсов через каждые 1,5 м.
Направляющие (сигнальные) столбики должны соответствовать требованиям пунктов 5-7 ГОСТ Р 50970-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения" <34> и пункта 5 ГОСТ 32843-2014 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Столбики сигнальные дорожные. Технические требования" <35> и устанавливаться в соответствии с ГОСТ 33151-2014 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения"
В соответствии с пунктом 4.4 "ГОСТ Р 50970-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения" (утв. и введен в действие Приказом Госстандарта от 22.04.2011 N 54-ст) столбики сигнальные дорожные оборудуются световозвращателями.
Пунктом 5.2.1 ГОСТ Р 50970-2011 предусмотрено, что на поверхность столбиков, обращенную в сторону приближающихся транспортных средств, наносят вертикальную разметку по ГОСТ Р 51256 в виде полосы черного цвета и крепят световозвращатели типа КД1 или КД2 по ГОСТ Р 50971.
Приказом Минтранса России от 02 декабря 2014 г. N 333 утвержден Свод правил СП 227.1326000.2014 "Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями" (далее Свод Правил). Настоящий свод правил устанавливает правила проектирования, строительства и реконструкции пересечений железнодорожных линий общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования с автомобильными дорогами, пешеходными дорожками, газопроводами, нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, трубопроводами водопроводных канализационных сетей, тепловыми сетями, линиями электропередачи и линиями связи.
Пунктом 5.23 Свода Правил определено, что на всех железнодорожных переездах, оборудованных устройствами заграждения железнодорожного переезда, должны обустраиваться железнодорожные пешеходные переходы.
Обустройство пешеходных дорожек на указанной категории железнодорожных переездов предусмотрено Условиями эксплуатации железнодорожных переездов N 137, как требование к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту железнодорожных переездов.
В силу указанного Свода Правил, железнодорожные пешеходные переходы в зависимости от потока и интенсивности движения поездов подразделяются на 3 категории.
В силу п. 6.3 указанного Свода Правил пешеходные переходы 2 и 3 категории подлежат оборудованию автоматической светофорной сигнализаций.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В силу п. 6.2.3. ГОСТ Р 52289-2004 разметка 1.1 применяется перед железнодорожными переездами - на протяжении 100 м от ближнего рельса для разделения потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях (осевая линия) на дорогах, имеющих две или три полосы движения в обоих направлениях.
Поскольку в силу п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации понятие "Полоса движения" обозначает любую из продольных полос проезжей части, обозначенную или не обозначенную разметкой и имеющую ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд, из буквального прочтения указанной нормы следует, что обозначенное в ней количество полос движения имеет отношение не только к полосам движения в одном направлении, но и ко всем полосам движения, •имеющимся на автомобильной дороге.
Таким образом, при наличии двух или трех полос движения на автомобильной пороге, разметка 1.1 применяется согласно п. 6.2.3. ГОСТ Р 52289-2004.
Согласно пункту 6.2.14 ГОСТ-Р разметку 1.12 применяют перед перекрестком при наличии знака 2.5 "Движение без остановки запрещено", в местах, где движение регулируется светофором, а также перед железнодорожными переездами и пунктами взимания платы за проезд по платным дорогам.
В соответствии с п. 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток.
В соответствии с пунктом 5.2.7 знаки 1.4.1 - 1.4.6 "Приближение к железнодорожному переезду" устанавливают перед каждым железнодорожным переездом. Знаки 1.4.1 - 1.4.3 устанавливают с правой стороны дороги, а знаки 1.4.4 -. 4.6 - с левой. Знаки 1.4.1 и 1.4.4 устанавливают с первым (основным и дублирующим | по ходу движения знаком 1.1 или 1.2, знаки 1.4.3 и 1.4.6 - с повторным знаком 1.1 или 1.2, а знаки 1.4.2 и 1.4.5 - самостоятельно, на равном расстоянии между первым и повторным знаком 1.1 или 1.2. Знаки 1.4.1, 1.4.3, 1.4.4 и 1.4.6 размещают под знаком 1.1 или 1.2, знаки 1.4.2 и 1.4.5 - на высоте, равной высоте установки знаков 1.4.1, 1.4.3, 1.4.4 и 1.4.6.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Приморской транспортной прокуратурой проведены надзорные мероприятия в деятельности Владивостокской дистанции пути на железнодорожном переезде, расположенном на станции Гайдамак через путь ЗА (ул. Калинина) Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО РЖД.
28.02.2023 заместителем транспортного прокурора в адрес начальника Владивостокской дистанции пути – структурного подразделения Дальневосточной дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "Российские железные дороги" внесено представление с требованиями безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять меры по устранению выявленных нарушений федерального законодательства по предупреждению и пресечению таких нарушений в дальнейшем. По фактам выявленных нарушений провести проверку, по результатам которой рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности.
Аналогичное представление внесено главе города Владивостока об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта при эксплуатации железнодорожных переездов и пешеходных переходов, в представлении указано также на ранее направленное представление от 19.08.2022 №02-04/110/прдп459-22, которое было проигнорировано ответчиками, надлежащих мер к приведению подходов к переездам в надлежащее состояние не принято.
По результатам представления у начальника Владивостокской дистанции пути проведено совещание, по результатам которого принято решение о принятии мер по недопущению выявленных замечаний в срок до 24.05.2023, за повторное выявление замечаний принять меры по недопущению нарушений.
08.04.2024 в ходе осмотра железнодорожного переезда, расположенного на 0 км 9 пк станции Гайдамак через путь 3А (ул. Калинина) Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО РЖД установлено, что в границах полосы отвода железной дороги, то есть в зоне ответственности ОАО «РЖД» установлено, что пешеходная дорожка имеет повреждения, высота не соответствует 6.17 СП 227.1326000.2014; на железнодорожном переезде не обеспечено полное наличие световозвращателей на направляющих столбиках навстречу движению транспорта со стороны ул. Вилкова; высота пешеходного настила не отрегулирована согласно п. 6А СП 227.1326000.2014, лестничный сход в границах полосы отвода не остановлен, имеются повреждения дорожного покрытия со стороны литера «А2 переезда, глубина ям до 7 см. Кроме этого, на железнодорожном переезде отсутствует дорожная разметка 1.1 и 1.12 с обоих сторон переезда; дорожные знаки 1.4.1-1.4.6 отсутствуют с обоих сторон переезда; знак 1.3.1 «Однопутная ж/д на одной опоре со светофором со стороны лит. «А» и лит. «Г» отсутствует.
Согласно представленным в материалы дела документам (карточка №139) переезд, расположенный на станции Гайдамак Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО РЖД, указанный переезд 4 категории, введен в эксплуатации в 1969 году, с двумя шлагбаумами, с установленной Стоматической сигнализацией, переезд пересекает автомобильная дорога, имеется дорожное покрытие на подходах к железнодорожному переезду, в 2023 имеются пешеходные дорожки, материал настила железнодорожного переезда – типовой настил асфальтированный.
Разрешая спор суд, руководствуясь приведенными нормами права, пришел к выводу о том, что ОАО «РЖД» как субъект естественных монополий на транспорте, являясь единственным владельцем пути, обязан принимать меры, направленные на предотвращение происшествий на транспорте и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан. В данном случае такой мерой является возложение обязанности привести пешеходный переход через железнодорожный путь в районе <адрес> в г. Владивостоке в соответствие с требованиями п. 6.3, 6.5 и 6.17 СП 227.1326000.2014 «СП 127.1326000.2014. Свод правил. Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями», утвержденным приказом Минтранса России от 02.12.2014 №333, п. 10 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса России от 27.01.2022 № 20, п. 9 Правил благоустройства территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г.Владивостока от 15.08.2018 45-МПА путем регулировки высоты настила пешеходного перехода в соответствии с требованиями п. 6.17 СП 227.1326000.2014 и устройства системы автоматической сигнализации о приближении поезда согласно п. 6.5 СП 227.1326000.2014, а также восстановить целостность лестничного схода в пределах границ полосы отвода железной дороги.
Также судом сделан вывод о доказанности факта бездействия администрации города Владивостока, Управления дорог Администрации г.Владивостока в непринятии соответствующих мер по нанесению дорожной разметки, установки дорожных знаков на пути следования к железнодорожному переезду.
Установив факт неправомерно бездействия со стороны ОАО "РЖД", как владельца железнодорожных путей, и со стороны Администрации г.Владивостока, Управления дорог администрации г.Владивостока в зоне ответственности органа местного самоуправления за пределами 10 метров от переезда, которое может привести к аварийной ситуации, в результате чего может пострадать неограниченный круг граждан, судом сделан вывод о наличии оснований для возложения обязанности на ответчиков привести в соответствие с требованиями действующего законодательства железнодорожный переезд, расположенный на 0 км 9 пк станции Гайдамак через путь ЗА (ул. Калинина) Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», установив срок для исполнения обязанностей, заявленный в иске, полагая его разумным и достаточным.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вопросы дорожного хозяйства на территории г. Владивостока курирует Управление дорог администрации г. Владивостока как отраслевой орган администрации г. Владивостока, который является юридическим лицом, созданным в форме муниципального казенного учреждения, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, ведет бюджетный учет, в связи с чем Управление должно самостоятельно отвечать по заявленным требованиям, судебная коллегия находит несостоятельными.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, а органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ, ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 и п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В силу Федерального закона N 257-ФЗ владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7 ст. 3).
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п. 9 ст. 6).
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ст. 34).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию и осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа в границах муниципального образования возлагается на администрацию города.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, представленным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела, а апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных процессуальным законом к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 28.05.2024 с учетом определения Ленинского районного суда г. Владивостока от 03.09.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Владивостока без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.11.2024.
Председательствующий
Судьи