Дело2-1753/2024
26RS00l 7-01-2024-001623-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(заочное)
05 августа 2024 года город-курорт Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Коротыча А.В., при секретаре судебного заседания Швецовой Д.В., с участием помощника прокурора Фёдоровой Д.Д., представителя третьего лица администрации города-курорта Кисловодска по доверенности Клюковой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц к ИП Папикяну В.Г. об обязании создать комиссию по обследованию и категорированию гостиницы в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения,
установил:
прокурор города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ИП Папикяну В.Г. об обязании создать комиссию по обследованию и категорированию гостиницы «Шахматный домик», расположенной на территории Национального парка «Кисловодский», в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 № 447, провести обследование, по результатам, которого составить акт обследования и категорирования объекта в течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В обоснование иска указал, что прокуратурой города Кисловодска во исполнение Приказа Генпрокуратуры России от 17.05.2018 № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму» на основании поступившей из Отдела вневедомственной охраны по <адрес> - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» информации, проведена проверка исполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № З5-ФЗ «О противодействии терроризму», об антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, в ходе, которой установлено следующее.
Индивидуальный предприниматель Папикян В.Г. осуществляет деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному проживанию в гостинице «Шахматный домик», расположенной на территории Национального парка «Кисловодский». Согласно реестру операторов курортного сбора министерства туризма и оздоровительных курортов <адрес> фактическая вместимость гостиницы «Шахматный домик» составляет 6 номеров/20 койко-мест.Осуществление индивидуальным предпринимателем Папикяном В.Г. данного вида деятельности подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, где в качестве сведений о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности указана деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (код ОКВЭД 55.10).
Факт осуществления деятельности по предоставлению гостиничных услуг, осуществлению размещения людей в гостинице «Шахматный домик» по вышеуказанному адресу подтверждается скриншотами интернет-страниц официального сайта гостиницы, где предусмотрена возможность бронирования с целью проживания граждан, в том числе несовершеннолетних, на июнь 2024 года и последующие периоды. Согласно информации начальника Отдела вневедомственной охраны по <адрес> – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» индивидуальный предприниматель Папикян В.Г. в органы Росгвардии для проведения обследования и присвоения категории безопасности объекту не обращался, категорирование объекта не проводилось.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Фёдорова Д.Д. заявленные требования поддержала на основании доводов изложенных в иске, просила суд его удовлетворить.
Представитель третьего лица администрации города-курорта Кисловодска по доверенности Клюкова И.А. в судебном заседании считала исковые требования прокурора законными и обоснованными.
Представитель Отдела вневедомственной охраны по <адрес> — филиала ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии по <адрес>» в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте слушания извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в его отсутствие.
Ответчик Папикян В.Г. о времени и месте слушания извещен надлежащим образом заказными письмами с уведомлением о вручении, направленными по адресу ответчика, сведения о котором имеется в материалах гражданского дела. Судебная корреспонденция возвращена в суд за истечением срока хранения.
В соответствии с ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
С учетом положений ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Выслушав помощника прокурора <адрес>, представителя администрации города-курорта Кисловодска, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).
Данное исковое заявление предъявлено прокурором в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В силу требований ст.ст.8, 12 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из отношений, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности и т.д.
Согласно ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и форма паспорта безопасности этих объектов.
Понятие «гостиница и иное средство размещения» используется в значении, указанном в Правилах предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации».
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», п. 2 «Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», гостиница – это средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации. К гостиницам не относятся средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и (или) религиозных организаций, входящих в их структуру, деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности.
В соответствии с Положением о классификации гостиниц, утверждённом Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, к видам гостиниц относятся отель, курортный отель, дом отдыха, центр отдыха, пансионат, апартотель, загородный отель, туристская база, база отдыха, гостиничные номера при визит-центре.
Согласно п. 2 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения возлагается на руководителя юридического лица, являющегося собственником гостиницы или использующего ее на ином законном основании, или физическое лицо, являющееся собственником гостиницы или использующее ее на ином законном основании (далее - ответственное лицо), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Разделом II Требований определён порядок категорирования гостиниц. В частности, согласно пунктам 5, 6, 8 Требований в целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов на территории гостиниц, а также масштабов возможных последствий совершения таких террористических актов осуществляется их категорирование. Для проведения категорирования гостиницы по решению ответственного лица создается комиссия по обследованию и категорированию гостиницы (далее - комиссия), к работе которой могут привлекаться по согласованию представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы.
Пунктами 9-11 Требования установлено, что комиссия создается: в отношении функционирующих (эксплуатируемых) гостиниц - не позднее 2 месяцев со дня утверждения Требований; при вводе в эксплуатацию новой гостиницы в течение одного месяца со дня окончания необходимых мероприятий по ее вводу в эксплуатацию; при актуализации паспорта безопасности гостиницы - в течение одного месяца со дня принятия решения об актуализации паспорта безопасности гостиницы. Срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования гостиницы, который составляется в одном экземпляре, подписывается всеми члениш комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности гостиницы.
Согласно п. 15 Требований в отношении каждой гостиницы в соответствии с актом ее обследования и категорирования по решению ответственного лица разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористического акта, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования. Сроки завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должны превышать один год со дня подписания акта обследования и категорирования гостиницы.
Пунктами 37, 40 Требований определено, что на каждую гостиницу, за исключением гостиниц, отнесенных к четвертой категории опасности, в течение 3 месяцев после проведения их обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности гостиницы. Паспорт безопасности гостиницы составляется в 3 экземплярах, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы и утверждается ответственным лицом.
Таким образом, федеральным законодательством закреплена обязанность и определён порядок обеспечения антитеррористической защищённости гостиниц и иных средств размещения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками гостиниц и иных средств размещения или использующими их на ином законном основании.
Постановление №, которым утверждены Требования, ДД.ММ.ГГГГ опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, исходя из положений п. 9 Требований, обязанность по созданию комиссии в отношении функционирующих (эксплуатируемых) гостиниц должна была быть исполнена не позднее ДД.ММ.ГГГГ, а при вводе в эксплуатацию новой гостиницы - в течение одного месяца со дня окончания необходимых мероприятий по её вводу в эксплуатацию.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что индивидуальный предприниматель Папикян В.Г. осуществляет деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному проживанию и размещению граждан в гостинице «Шахматный домик», расположенной на территории Национального парка «Кисловодский».
Согласно реестру операторов курортного сбора министерства туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края фактическая вместимость гостиницы «Шахматный домик» составляет 6 номеров/20 койко-мест.
Осуществление индивидуальным предпринимателем Папикяном В.Г. данного вида деятельности подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, где в качестве сведений о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности указана деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (код ОКВЭД 55.10).
Факт осуществления деятельности по предоставлению гостиничных услуг, осуществлению размещения людей в гостинице «Шахматный домик» по вышеуказанному адресу подтверждается скриншотами интернет-страниц официального сайта гостиницы, где предусмотрена возможность бронирования с целью проживания граждан, в том числе несовершеннолетних, на июнь 2024 года и последующие периоды.
Согласно информации начальника Отдела вневедомственной охраны по <адрес> – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» индивидуальный предприниматель Папикян В.Г. в органы Росгвардии для проведения обследования и присвоения категории безопасности объекту не обращался, категорирование объекта не проводилось.
Принимая во внимание вышеизложенное, по мнению суда, бездействие Папикяна В.Г., выразившееся в непринятии достаточных мер по антитеррористической защищённости гостиницы, может повлечь за собой неготовность к предупреждению и выявлению террористических угроз, нарушение прав неопределённого круга лиц на обеспечение безопасного пребывания в гостинице.
Вышеперечисленные нарушения федерального законодательства о противодействии терроризму недопустимы, противоречат закреплённым в ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ принципам обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма и минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и влекут нарушение права граждан, прежде всего посетителей гостиницы, на безопасность.
С учетом изложенного, руководствуясь вышеприведенными нормами, при указанных обстоятельствах суд полагает, что исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ИП Папикян В.Г. об обязании создать комиссию по обследованию и категорированию гостиницы «Шахматный домик» в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, провести обследование, по результатам которого составить акт обследования и категорирования объекта в течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда являются обоснованными и потому подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к ИП Папикяну В.Г. - удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Папикяна В.Г. (ИНН №, ОГРНИП №) создать комиссию по обследованию и категорированию гостиницы «Шахматный домик», расположенной на территории Национального парка «Кисловодский», в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищённости гостиниц и иных средств размещения, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; провести обследование, по результатам которого составить акт обследования и категорирования объекта.
Установить индивидуальному предпринимателю Папикяну В.Г. срок для исполнения мероприятий, указанных в вышеуказанных исковых требованиях – 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 12.08.2024.
Судья А.В. Которыч