Дело №33а - 10300/2018
Судья Королева Т.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 октября 2018 года город Пермь
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Судневой В.Н.
Судей Никитиной Т.А., Копылова - Прилипко Д.А.
При секретаре Рогатневой А.Н.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мамонтовой Елены Константиновны на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 12 июля 2018 года, которым постановлено: «Отказать Мамонтовой Елене Константиновне в удовлетворении административного искового заявления к Администрации муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края о признании незаконным решения от 30 мая 2018 года № 05-03/197 об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, возложении обязанности выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилого дома на основании заявления от 24 мая 2018 года».
Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., изучив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Мамонтова Е.К. обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края о признании незаконным решения от 30 мая 2018 года № 05-03/197 об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, возложении обязанности выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилого дома на основании заявления от 24 мая 2018 года.
В обоснование исковых требований административный истец указала, что 24 мая 2018 года подала заявление о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке общей площадью 1510 кв.м. с кадастровым номером ** из земель поселения, с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, расположенном по адресу: ****. К заявлению приложила необходимые документы. 30 мая 2018 года административным ответчиком было принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, поскольку при рассмотрении представленных документов выявлено, что согласно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки Верещагинского городского поселения, земельный участок полностью расположен в санитарно-защитной зоне от производственно-коммунальных объектов 2 класса вредности, в которой объекты для проживания людей запрещены к размещению. Административный истец считает решение об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома незаконным, так как оно противоречит п.6.8 «СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Согласно выписке из Правил землепользования и застройки Верещагинского городского поселения, земельный участок, расположенный по адресу: **** находится в территориальной зоне Ж-З с основным видом разрешенного использования-индивидуальные жилые дома, в санитарно-защитной зоне. В соответствии с чертежом градостроительного плана земельного участка, земельный участок находится в санитарно-защитной зоне производственно-коммунальных объектов 2 класса вредности и располагается в санитарной зоне железной дороги. В своем отказе административный ответчик не приводит нормы СНиПа и ГОСТа на которые он ссылается. Просит признать незаконным решение от 30 мая 2018 года № 05-03/197 об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, возложить на административного ответчика обязанность выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилого дома на основании заявления от 24 мая 2018 года.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Мамонтова Е.К., считает его незаконным, поскольку оно не основано на положениях действующего законодательства. Судом первой инстанции не принято во внимание, что принадлежащий административному истцу земельный участок находится в зоне Ж-3 с основным видом разрешенного использования – индивидуальные жилые дома. По мнению автора жалобы, поскольку земельный участок находится в санитарно – защитной зоне от производственно - коммунальных объектов 2 класса вредности, в которой объекты для проживания людей запрещены к размещению, должен стоять вопрос не только об отказе в выдаче разрешения на строительство, но и фактическом переселении людей из данной санитарно – защитной зоны.
Судом не принято во внимание, что на данный момент, согласно открытым источникам, пункта налива «Пермоблнефть» не существует, асфальтобетонного завода по открытым источникам также нет.
Судом не установлена обоснованность установления размеров санитарно – защитной зоны, а также не учтены исключительные права, предоставленные собственнику, в отношении принадлежащего ему имущества.
В судебное заседание Мамонтова Е.К. не явилась, извещалась СМС извещением 31 августа 2018 года, ее представитель - Петрова Н.Н. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение отменить.
Администрация Верещагинского района о дате и времени судебного заседания извещалась, своего представителя не направила.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что не явившиеся лица, участвующие в деле, извещены заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, доказательств наличия уважительных причин неявки в суд названные участники процесса не представили, административный истец, представление своих интересов доверил представителю, имеющему надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем судебная коллегия, в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также принимая во внимание положения частей 8, 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.
Изучив материалы дела в соответствии с положением статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, предусмотренное пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Положениями п. 2, 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В силу п. п. 1 - 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе
выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Пунктами 4, 5, 7, 8, 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлено:
4) зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;
7) территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
8) правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;
9) градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На основании ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
До 04 августа 2018 года порядок получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома был регламентирован статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (п. 7 ч. 8 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Кроме того, характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана, в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (п. 1 ч. 4 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (п. п. 4, 5 ч. 7 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (ч. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Законодательство о градостроительной деятельности корреспондирует и действующему законодательству в сфере санитарного благополучия населения.
В ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ****, категории земель – земли поселений, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства/л.д.9/.
Как следует из Правил землепользования и застройки Верещагинского городского поселения, утвержденных Решением Думы Муниципального образования «Верещагинское городское поселение» от 24 декабря 2013 года №4/25 (далее - Правила) были утверждены санитарно-защитные зоны, составляющие для предприятий 2 класса опасности - 500 м, с запретом размещения в санитарно-защитных зонах объектов для проживания людей.
Решением Думы Муниципального образования «Верещагинское городское поселение» от 26 марта 2013 года N 60/351 утвержден Генеральный план Верещагинского городского поселения, согласно которому, размер санитарно-защитной зоны от производственно-коммунальных объектов 2 класса опасности составляет 500 м.
В графических материалах генерального плана Верещагинского городского поселения отображена санитарно-защитная зона предприятий, зданий и сооружений, отнесенных к 2 классу опасности - асфальтобетонные установки, нефтебаза, пункт налива «Пермоблнефть», составляющая 500 метров, нормативный размер которой определен согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Согласно градостроительному плану земельного участка, расположенного по адресу: **** выданного 08 мая 2018 года, градостроительный регламент данного земельного участка установлен в соответствии с Правилами землепользования и застройки Верещагинского городского поселения, утвержденными решением Думы муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края от 24.12.2013 года №4/25.
В пункте 2.2 указано, что одним из видов разрешенного использования земельного участка является размещение индивидуальных жилых домов.
В пункте 5 Градостроительного плана земельного участка (информация об ограничениях использования земельного участка) указано, что земельный участок расположен в санитарно защитной зоне с запрещением размещения объектов, в том числе предназначенных для размещения людей.
Согласно чертежу градостроительного плана земельного участка место допустимого размещения зданий, сооружений, строений для жилой застройки отсутствует /л.д.10 – 17/.
Административный истец 24 мая 2018 года обратилась с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, на земельном участке, расположенном по адресу: ****.
30 мая 2018 года администрацией муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края № 05-03/197 административному истцу было отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: **** в связи с тем, что земельный участок полностью расположен в границах санитарно – защитной зоны от производственно – коммунальных объектов 2 класса вредности, в которой объекты для проживания людей запрещены к размещению.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок административного истца находится в границах санитарно-защитной зоны, что не соответствует требованиям градостроительного законодательства, в связи с чем отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома административному истцу является законным, поскольку строительство жилого дома в санитарно-защитной зоне прямо запрещено вышеуказанными санитарными правилами.
Оснований не соглашаться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении закона, регулирующего спорные правоотношения.
В апелляционной жалобе административный истец указал, что отказом административного ответчика в выдаче разрешения на строительство жилого дома административный истец лишен своего права распоряжения принадлежащим ему на праве собственности земельным участком,
Судебная коллегия данные доводы апелляционной жалобы административного истца отклоняет в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил. Аналогичная норма предусмотрена пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому собственник земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, сооружения не только в соответствии с его целевым назначением и его разрешенным использованием, но и с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, не соответствующие установленному градостроительному регламенту территориальных зон, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, когда ранее возникшее использование объектов недвижимости сохраняется в неизменном виде. В случае же необходимости изменения параметров объектов капитального строительства (реконструкция) либо строительства новых объектов соблюдение требований градостроительных регламентов обязательно, строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
С учетом приведенных норм права использование земельного участка его правообладателем предопределяется не только видом разрешенного использования земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, но и теми требованиями, которые предъявляются градостроительными регламентами к территориальным зонам, в пределах которой находится земельный участок, а также строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными правилами, нормативами.
В этой связи не допускается строительство жилых домов на земельном участке, расположенном в территориальной зоне, не предусматривающей подобный вид использования земельного участка, а также на земельном участке, находящемся в санитарно-защитной зоне, независимо от вида разрешенного использования земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.
При этом какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что земельный участок административного истца находится за пределами границ санитарно-защитной зоны, в материалы дела не представлены.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что административным ответчиком не представлены доказательства правомерности установления санитарно-защитной зоны, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку Правила землепользования и застройки Верещагинского городского поселения утвержденных решением Думы муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края от 24 декабря 2013 года № 4/25 содержащие данные о наличии санитарно - защитной зоны, в пределах границ которой, как следует из градостроительного плана и других доказательств, имеющихся в деле, находится земельный участок, принадлежащий административному истцу, являются действующими, не отменены, не признаны не соответствующим законодательству, при этом проверка их законности не входит в предмет рассмотрения по настоящему делу.
Вместе с тем положениями ч. 15, ч. 16 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке. Заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
В силу ч. 4 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ административного ответчика в выдаче административному истцу разрешения на строительство жилого дома, по мотиву нахождения земельного участка в санитарно-защитной зоне, является правомерным.
Другие доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом норм права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верещагинского районного суда Пермского края от 12 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мамонтовой Елены Константиновны без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи