Решение по делу № 3а-8/2018 от 19.12.2016

дело ....а-246/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РіРѕСЂРѕРґ Казань                             19 декабря 2017 РіРѕРґР°

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. при секретаре судебного заседания Нуреевой Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО11 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО12 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости:

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственным зданием) <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером .... расположенного по адресу: <адрес>

нежилого здания площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>

В судебном заседании административный истец и его представитель ФИО13 административный иск поддержали.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ФИО14 административный иск не признал.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования «город Бугульма» Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

В соответствии со статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года № 82-ЗРТ «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.

Решением Бугульминского городского совета от 20 октября 2015 года № 3 «О налоге на имущество физических лиц» установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, определены налоговые ставки, исчисляемые от кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером ...., нежилое здание с кадастровым номером .... принадлежат на праве собственности ФИО15. (т. 1, л.д. 15-16, 208-212).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)» по состоянию на 1 января 2015 года в размере <данные изъяты> (т. 1, л.д. 206, 219-221).

Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером .... определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года № 2572-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан» по состоянию на 1 января 2014 года в размере <данные изъяты> (т.1, л.д. 207, 222-224).

При разрешении спора о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости суд исходит из положений части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающих на стороны обязанность доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.

В подтверждение своих доводов административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от <дата>, составленный по его инициативе оценщиком общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> (т.1 л.д. 17-160). Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... составляет <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером .... – <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2014 года (без учета налога на добавленную стоимость).

В отношении отчета экспертом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» ФИО16 проведена экспертиза на подтверждение стоимости, о чем составлено положительное экспертное заключение от <данные изъяты> (т. 1, л.д. 162-186).

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан указало на недостоверность представленных административным истцом сведений о величине рыночной стоимости, в связи с чем по делу проведена судебная экспертиза на предмет соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения в нем рыночной стоимости и установления ее действительной величины. Проведение экспертизы поручено федеральному бюджетному учреждению «Чувашская лаборатория судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации.

Как следует из заключения эксперта от <данные изъяты> (т. 2, л.д. 1-120), представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, рыночная стоимость объектов оценки в данном отчете определена неверно.

Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперты определили рыночную стоимость объектов недвижимости в ином размере, который в отношении земельного участка с кадастровым номером .... составил <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года; в отношении нежилого здания с кадастровым номером .... – <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2014 года (без учета налога на добавленную стоимость).

Оценивая доказательства установления рыночной стоимости земельного участка и нежилого здания по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что величина рыночной стоимости объектов недвижимости, заявленная административным истцом, в ходе судебного разбирательства не подтверждена.

Вопреки выводам положительного экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков представленный административным истцом отчет об оценке признан судебными экспертами не соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В частности, экспертами выявлено нарушение требований пункта 8 федерального стандарта оценки № 1, пунктов 5, 11, 13 федерального стандарта оценки № 3, пунктов 15, 22б, 22в федерального стандарта оценки № 7, статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При этом выявленные несоответствия, по мнению экспертов, затрагивают не только формальные требования, но и влияют на результат оценки.

В заключении эксперты указывают на несоответствия в описании объекта оценки, неправильный выбор объектов-аналогов, использование некорректных данных и неактуальных сведений без применения соответствующих поправок, ошибки методологического характера, в связи с чем сделан вывод о неправильном определении рыночной стоимости объектов недвижимости.

Таким образом, представленные административным истцом сведения о рыночной стоимости земельного участка и нежилого здания не могут быть положены в основу решения суда, действительная величина рыночной стоимости должна быть установлена исходя из иных имеющихся в деле доказательств, не опровергнутых в ходе судебного разбирательства, то есть из заключения эксперта.

При оценке заключения суд отмечает, что эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исследования проведены экспертами всесторонне и в полном объеме в пределах имеющейся у них специальности, оснований сомневаться в компетенции экспертов у суда не имеется.

Заключение эксперта соответствует требованиям, установленным частью 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов, обоснование сделанных в его результате выводов и ответы на поставленные судом вопросы.

Административный истец и его представитель не согласились с определенной экспертами величиной рыночной стоимости земельного участка, настаивали на правильности ее определения в отчете об оценке.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в свою очередь, указало на недостоверность определения экспертами рыночной стоимости нежилого здания.

Вместе с тем, мотивированных замечаний к содержанию заключения эксперта, а также допустимых доказательств, опровергающих выводы экспертов, сторонами не представлено. Несогласие сторон с определенной экспертами величиной рыночной стоимости само по себе не дает оснований сомневаться в ее достоверности.

Как разъяснено в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах суд считает возможным разрешить требования административного истца, приняв за основу выводы о величине рыночной стоимости объектов недвижимости, содержащиеся в заключении экспертов, и определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером .... равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года; кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером .... – в размере <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2014 года (без учета налога на добавленную стоимость).

Частью пятой статьи 24.20 Федерального закона 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

С учетом даты подачи административного искового заявления (т.1, л.д. 3), датой подачи ФИО17 заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 19 декабря 2016 года и применять указанные сведения о кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление ФИО18 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.

Определить кадастровую стоимость объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>

- в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственным зданием) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере <данные изъяты>

- в отношении нежилого здания площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером ...., указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере <данные изъяты>

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 19 декабря 2016 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Судья Сафина М.М.

Справка: решение принято в окончательной форме 29 декабря 2017 года.

Судья Сафина М.М.

3а-8/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Другие
МЗИО РТ
Управление Росреестра
Крюков С.В.
ФГБУ ФКП Росреестра
ИК МО "город Бугульма"
Гуменюк А.С.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Сафина М. М.
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
19.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее