Решение по делу № 3а-435/2021 от 29.12.2020

УИД: 59OS0000-01-2020-002022-19

№ 3а-435/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 апреля 2021 г. г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А.,

при секретаре Бобиной Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смирновой Ирины Борисовны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

Смирнова И.Б. обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:

- нежилого помещения с кадастровым номером **6447, пло­щадью 49,1 кв.м, назначение: нежилое, адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 1115167 рублей по состоянию на 01.01.2018;

- нежилого помещения с кадастровым номером **6837, пло­щадью 131,5 кв.м, назначение: нежилое, адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 2784665 рублей по состоянию на 01.01.2018;

- нежилого помещения с кадастровым номером **6448, пло­щадью 60 кв.м, назначение: нежилое, адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 1362730 рублей по состоянию на 01.01.2018.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником нежилых помещений, кадастровая стоимость которых утверждена приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 25.10.2018 № СЭД-31-02-2-2-1323 в размерах: помещения с кадастровым номером **6447– 1791929,05 руб.; помещения с кадастровым номером **6837- 4573789,6 руб., помещения с кадастровым номером **6448– 2172347,4 руб. Согласно отчёту об оценке от 24.12.2020 № 20/1214-10 оценщика ООО «Авангард» рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1.01.2018 составила соответственно 1115 167 руб., 2784665 руб. и 1362 730 руб.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города Перми.

Административный истец Смирнова И.Б. и представитель административного истца З. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель административных ответчиков Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края и ГБУ«Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» Е. просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменном отзыве на иск возражает против установления рыночной стоимости объекта недвижимости в заявленном размере. Иных доказательств иной рыночной стоимости не представляет.

Заинтересованные лица администрация города Перми, Управление Росреестра по Пермскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили.

Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства административного дела.

Согласно частям 1, 7 статьи 22 Федерального закона 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объектов недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Законом Пермского края от 10.11.2017 № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1.01.2018.

Смирнова И.Б. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами **6447, **6837 и **6448, расположенных по адресу: ****, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Правовой интерес Смирновой И.Б. к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости основан на положениях статьи 402, пунктов 1, 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Пермского края от 10.11.2017 № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Как собственник нежилых помещений, Смирнова И.Б. является плательщиком налога на имущество физических лиц, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости определена приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 25.10.2018 № СЭД-31-02-2-2-1323 по состоянию на 1.01.2018: помещения с кадастровым номером **6447 в размере 1791929,05 руб.; помещения с кадастровым номером **6837 в размере 4573789,6 руб., помещения с кадастровым номером **6448 в размере 2172347,4 руб.

Согласно отчёту об оценке от 24.12.2020 № 20/1214-10 оценщика ООО «Авангард» рыночная стоимость нежилых помещений по состоянию на 1.01.2018 составила:

- помещения с кадастровым номером **6447- 1115 167 руб.;

- помещения с кадастровым номером **6837- 2784665 руб.;

- помещения с кадастровым номером **6448- 1362 730 руб.

Отчёт об оценке составлен с соблюдением требований Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО № 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611, содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода к оценке. Суждение специалиста относительно рыночной стоимости объектов оценки подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.

Оценщик соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам: является членом саморегулируемой организации оценщиков, имеет соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховал гражданскую ответственность.

Выводы сделаны оценщиком в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого, а также отказ от применения доходного и затратного подходов и определение итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки суд находит обоснованным.

Оценщиком проведен анализ рынка нежилых помещений, используемых как коммерческая недвижимость. По результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости оцениваемого объектов недвижимости: назначение, вид имущественных прав, условия финансирования, условия продажи, условия рынка, скидка на торг, местоположение, этажность, площадь.

Применяя сравнительный подход с применением метода сравнения продаж, из предложенного рынка купли-продажи нежилых помещений на территории города Перми оценщик выбрал подходящие по элементам сравнения: передаваемые права, наличие обременений, дата предложения, местоположение, назначение и вид фактического использования, этаж, площадь, наличие отдельного входа, коммуникаций. Из представленной выборки оценщик выбрал по 3 объекта-аналога для объектов оценки. При этом оценщик ориентировался на то, чтобы аналоги были наиболее близки по основным элементам сравнения к объектам оценки. С учетом внесения корректировок на дату предложения, на торг, на местоположение, на площадь, сведения о стоимости объектов достаточно полно отражают среднерыночный уровень цен продаж на рынке объектов типичных для объектов оценки. Обоснование применения корректировок, как и отказа от применения корректировок, оценщиком приведено в отчете со ссылкой на источники, которыми он руководствовался.

Выбор объектов-аналогов оценщиком в отчете надлежащим образом обоснован с учетом анализа рынка объектов оценки. Вся информация об объектах-аналогах является проверяемой, приложенные к отчету скриншоты страниц сайта являются читаемыми. С учетом изложенного, проведенная оценщиком идентификация объектов-аналогов позволяет установить, что отобранные аналоги относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по основным ценообразующим факторам.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанных в отчетах, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценив отчет об оценке в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о достоверности размера рыночной стоимости объектов оценки согласно отчету об оценке от 24.12.2020 № 20/1214-10 оценщика ООО «Авангард» и о возможности принять указанный документ в качестве надлежащего доказательства.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Согласно части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации резолютивная часть решения суда по делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должна содержать указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости объектов недвижимости. Следовательно, результатом рассмотрения судебного дела данной категории является определение достоверной величины рыночной стоимости объектов капитального строительства. При этом в отсутствие доказательств иной рыночной стоимости объектов недвижимости истцу не может быть отказано в реализации права на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости.

Административный ответчик высказал несогласие с отчетом от 24.12.2020 выполненными оценщиком ООО «Авангард». Доказательств иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости, чем в отчете об оценке, административным ответчиком и заинтересованными лицами суду не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению, кадастровую стоимость объектов недвижимости следует установить в размере рыночной стоимости по состоянию на 1.01.2018:

- помещения с кадастровым номером **6447 – 1115 167 руб.;

- помещения с кадастровым номером **6837– 2784 665 руб.;

- помещения с кадастровым номером **6448- 1362 730 руб.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», положений Закона об оценочной деятельности, датой подачи заявления считается дата обращения в Комиссию или в суд.

Законом о кадастровой оценке не предусмотрен обязательный досудебный порядок, заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в суд 27.12.2020, соответствующую дату суд указывает в резолютивной части решения суда.

Согласно разъяснению, данному в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости», административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Поскольку оспариваемая кадастровая оценка установлена приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, Министерство является надлежащим ответчиком по рассматриваемому административному исковому заявлению. В удовлетворении требования Смирновой И.Б. к ГБУ«Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости суд отказывает.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Смирновой Ирины Борисовны к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

- нежилого помещения с кадастровым номером **6447, пло­щадью 49,1 кв.м, назначение: нежилое, адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 1115167 рублей по состоянию на 01.01.2018;

- нежилого помещения с кадастровым номером **6837, пло­щадью 131,5 кв.м, назначение: нежилое, адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 2784665 рублей по состоянию на 01.01.2018;

- нежилого помещения с кадастровым номером **6448, пло­щадью 60 кв.м, назначение: нежилое, адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 1362730 рублей по состоянию на 01.01.2018.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 27.12.2020.

В удовлетворении требований Смирновой Ирины Борисовны к ГБУ«Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изго­товления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий - подпись

Подлинник решения суда находится в материалах административного дела № 3а-435/2021 Пермского краевого суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 6.04.2021.

3а-435/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Смирнова Ирина Борисовна
Ответчики
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края"
Другие
Администрация г.Перми
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Алексеев Александр Александрович
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.12.2020Регистрация административного искового заявления
29.12.2020Передача материалов судье
30.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.02.2021Предварительное судебное заседание
01.04.2021Судебное заседание
06.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее