УИД: 88RS0003-01-2020-000109-96
Дело № 2-2/2021 (2-100/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2021 г. Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,
с участием представителя истца прокурора Эвенкийского района - заместителя прокурора Эвенкийского района Белявской Т.В.,
при секретаре судебного заседания Мациюк А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Ванавара Эвенкийского района Красноярского края гражданское дело № 2-2/2021 (ранее - 2-100/2020) по исковому заявлению прокурора Эвенкийского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Федорову ФИО14 об обязании устранить нарушение лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Эвенкийского района Красноярского края Юрин В.В., в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Федорову ФИО15 об обязании устранить нарушение лесного законодательства, указав в обоснование исковых требований следующее.
Прокуратурой Эвенкийского района проведена проверка соблюдения требований законодательства по поступившей жалобе, предметом которой является проверка законности установления шлагбаума и ограничения проезда на основании его платности на участке лесной дороги, расположенной в квартале <данные изъяты>
В рамках проведенной проверки установлено, что между министерством лесного хозяйства Красноярского края и ИП Федоровым С.В. 17.12.2019 заключен договор № 452 аренды лесного участка из состава земель лесного фонда сроком на 49 лет, находящегося в государственной собственности.
В соответствии с положениями договора арендатору передается лесной участок для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов общей площадью <данные изъяты>
Месторасположение лесного участка указано в пункте 1.2 договора аренды и определено: Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, квартал <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, квартал <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, квартал <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, <данные изъяты>
Вид разрешенного использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Пункт 1.3., предусматривает, что арендатору передается лесной участок с целью строительства лесовозной дороги.
В соответствии с пп. «б» п. 3.4 договора арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором.
По договору аренды разработан проект освоения лесов, предоставленного в аренду для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (с целью строительства лесовозной дороги), на территории Тунгусско-Чунского лесничества, Чемдальского участкового лесничества урочище Катанга, Эвенкийского муниципального района Красноярского края
19.08.2020 ИП Федоровым С.В. в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей направлено коммерческое предложение об установлении платности проезда на арендованной территории.
Вместе с тем, установление шлагбаума на участке лесной дороги, расположенной в квартале <данные изъяты> ограничение проезда на основании его платности по арендованной территории противоречит требованиям законодательства и нарушает права неопределенного круга лиц на беспрепятственный проезд по территории общедоступных лесных участков в силу нижеследующих положений закона.
В силу п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность арендатора пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Лесные участки, на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты (часть 3 статьи 45 Лесного кодекса). Таким образом, при предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков для реконструкции или эксплуатации линейных объектов необходимо подтверждать соответствующие права на такие линейные объекты в установленном порядке.
Вместе с тем линейный объект - лесовозная дорога в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении ИП Федорова С.В. не находится. На дату передачи лесного участка на правах аренды ИП Федорову С.В. лесовозная дорога уже была обустроена и использовалась.
В пункте 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса предусмотрено, что строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов признаются самостоятельными видами лесопользования, характеризующимися общей целью - обеспечить функционирование данного объекта.
В соответствии со статьей 24 Лесного кодекса использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Частью 2 статьи 45 Лесного кодекса лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
На основании чч. 1, 4, 5, 8 ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; а также безопасности граждан при выполнении работ.
Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 13 Лесного кодекса РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации. Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов. Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 г. № 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, в котором указан и шлагбаум как объект лесной инфраструктуры в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях.
Из положений ст. 26 Лесного кодекса РФ, приказа Минприроды России от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" следует, что создание и снос объектов лесной инфраструктуры должно быть задекларировано.
В ходе проверки с выездом на лесной участок, расположенный на лесной дороге в квартале <данные изъяты> зафиксирован факт установки шлагбаума и балка для проживания лиц, осуществляющих учет проезжающего транспорта. Вместе с тем, линейный объект - участок автомобильной дороги ИП Федорову С.В. не принадлежит, индивидуальному предпринимателю предоставлен в аренду только лесной участок для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта, право на установку шлагбаума и взимание платы за проезд на лесной участок не предоставлено.
Указанные нарушения препятствуют свободному проезду граждан в лес, нарушают права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, которые заключаются в праве свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
В связи с указанными обстоятельствами прокурор Эвенкийского района просил суд:
1. Признать незаконными действия индивидуального предпринимателя Федорова ФИО28 по установлению ограничения для свободного, беспрепятственного и бесплатного проезда в лес в виде установки шлагбаума на участке лесовозной дороги расположенной в квартале 831 выдел 25 Чемдальского участкового лесничества в месте с географическими координатами <данные изъяты>
2. Признать незаконными действия индивидуального предпринимателя Федорова ФИО29 по взиманию платы за проезд на арендованный лесной участок общей площадью 130,1000 га с номером учетной записи в государственном лесном реестре <данные изъяты> расположение:
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга квартала <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, квартал <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, квартал <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, квартал <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, квартал <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, квартал <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, квартал <данные изъяты>
3. Обязать индивидуального предпринимателя Федорова ФИО16 не чинить препятствий для свободного и бесплатного проезда в лес путем демонтажа шлагбаума на участке лесовозной дороги расположенной в квартале <данные изъяты>
3. Обязать индивидуального предпринимателя Федорова ФИО17 не взимать плату за доступ на лесной участок общей площадью 130,1000 га с номером учетной записи в государственном лесном реестре <данные изъяты> место расположение:
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга квартала <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, квартал <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, квартал <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, квартал <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, квартал <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, квартал <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, квартал <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунскоелесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, квартал <данные изъяты>
В ходе судебного разбирательства истец, воспользовался правом, предоставленным статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), исковые требования уточнил, указав следующее.
В ходе рассмотрении гражданского дела было установлено, что шлагбаум в квартале <данные изъяты> Чемдальского участкового лесничества был демонтирован, в связи с чем, прокурор просил суд:
1. Признать незаконными действия индивидуального предпринимателя Федорова ФИО30 по установлению ограничения для свободного, беспрепятственного и бесплатного проезда в лес в виде установки шлагбаума на участке лесовозной дороги расположенной в квартале <данные изъяты>
2. Признать незаконными действия индивидуального предпринимателя Федорова ФИО18 по взиманию платы за проезд и обязать не взимать плату за проезд на арендованный лесной участок общей площадью <данные изъяты>
3. Обязать индивидуального предпринимателя Федорова ФИО19 не чинить препятствий для свободного и бесплатного проезда на лесной участок общей площадью 130,1000 га с номером учетной записи в государственном лесном реестре <данные изъяты> место расположение:
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга квартала <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, квартал <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, квартал <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, квартал <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, квартал <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, квартал <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунское лесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, квартал <данные изъяты>
Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Тунгусско-Чунскоелесничество, Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, квартал <данные изъяты>
В судебном заседании заместитель прокурора Эвенкийского района Белявская Т.В. исковые требования прокурора с учетом уточнения поддержала в полном объеме и просила иск удовлетворить.
Ответчик - ИП Федоров С.В. уведомлен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Представители ответчика - Гарина Т.Н. уведомлена надлежащим образом, что подтверждается распиской суда от 18.03.2021г. Кроме того, по ходатайству представителя была организована видеоконференц-связь с Железнодорожным районным судом г. Красноярска, но как следует из справки судьи Железнодорожного районного суда ФИО20 видеоконференцсвязь не состоялась в связи с неявкой представителя ответчика Гариной Т.Н. Представитель ИП Федоров С.В. адвокат Скубей Е.В. также была уведомлена о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, что подтверждается распиской суда от 22.03.2021г.
Несмотря на отсутствие ответчика и его представителей ко дню судебного заседания были представлены возражение на исковое заявление прокурора и доказательства, подтверждающие доводы ответчика.
Так согласно позиции ответчика, высказанной в возражении на уточненное исковое заявление по гражданскому делу № 2-2/2021 (№2-100/2020) следует, что с уточненными исковыми требованиями ответчик не согласен, считает их необоснованными по следующим основаниям.
1. В деле отсутствуют доказательства, что гражданам воспрепятствовали для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. В ст. 11 Лесного кодекса РФ имеет значение цель пребывания в лесах, и эта цель не является предпринимательской. Граждане не воздействуют негативно на окружающую среду большегрузным транспортом, и в том числе, поэтому законодатель установил такой подход к регулированию этих правоотношений.
Истцом не представлены доказательства нарушения прав неопределенного круга лиц по установлению ограничений для свободного, беспрепятственного и бесплатного проезда в лес в виде установки шлагбаума на участке лесовозной дороги, а также наличие препятствий доступа граждан на арендованный участок, в целях осуществления заготовки и сбора находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
По мнению ответчика, не подлежит применению при рассмотрении настоящего дела ссылка истца на перечень объектов лесной инфраструктуры, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 № 1283-р, в связи с тем, что вышеуказанный перечень объектов лесной инфраструктуры утвержден для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заготовку древесины, а также в случае аренды лесных участков с расположенными на них объектами лесной инфраструктуры - лесных дорог, расположенных на нелесных землях. Доказательства, подтверждающие перевод лесных земель в нелесные земли в материалы дела не предоставлены. Истцом доказательства наличия лесной инфраструктуры в месте расположения ранее шлагбаума, не представлены. Наличие прав на использование участка лесного фонда, непереведенного в нелесные земли, в целях использования лесных дорог, у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без оформления в установленном законом порядке документов, согласно требованиям действующего законодательства и без возмещения вреда государству, ничем не обоснована прокуратурой. Также как и дополнительные ограничения прав арендатора, связанные с использованием арендованного им участка неопределенным кругом лиц: юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими проезд и провоз тяжеловесных грузов, но не указанных в качестве третьих лиц, имеющих права на использование участка лесного фонда. Обязанность предоставлять возможность пользования неопределенному кругу лиц объектами, создаваемыми арендатором при аренде участка лесного фонда, договором аренды на ответчика не возлагается.
Доводы истца и Министерства лесного хозяйства Красноярского края о том, что ответчиком не задекларирован шлагбаум в качестве объектов лесной инфраструктуры, либо объектов нелесной инфраструктуры не соответствует Проекту освоения лесов. Таблице 3.1 (8) Характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке, Таблице 4.1 (10) Характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, утвержденного Распоряжением Правительства РФ № 849-р от 27.05.2013, в связи с тем, что установка шлагбаума при проведении строительных работ относится к проектируемым мероприятиям в качестве обеспечения выполнения требований безопасности строительства, обеспечения безопасности граждан и иных лиц, при проезде в месте проведения строительных работ, и не подлежит дополнительному указанию в столбце 7 «Характеристика объекта».
Ответчиком в качестве опровержения позиции истца в материалы дела представлены доказательства того, что шлагбаум установлен в качестве обеспечения выполнения требований безопасности, что подтверждается положениями Градостроительного кодекса РФ, установленными СНиПАМИ, а также Схемой выполнения этапов работ на участках при строительстве лесовозной дороги на территории Тунгусско-Чунского лесничества, Чемдальского участкового лесничества, урочище Катанга, Эвенкийского муниципального района Красноярского края (Технологическая карта) от июля 2020 г.. пояснениями специалиста Николаевой И.Н.
2. По требованию о признании незаконными действий ИП Федорова С.В. по взиманию платы за проезд. По мнению ответчика, в материалы дела истцом не представлены доказательства взимания платы за проезд. Позиция прокуратуры непоследовательна. В связи с наличием общеизвестной информации о взимании платы за проезд АО «Группа Илим» в лице филиала, истцу, так и компетентным органам: Министерству лесного хозяйства Красноярского края, КГБУ «Тунгусско-Чунское лесничество», КГКУ «Лесная охрана», требования предъявляются к ИП Федорову С.В.-ответчику.
3. По требованию прокуратуры обязать ИП Федорова С.В. не чинить препятствия для свободного и бесплатного проезда на лесной участок общей площадью 230,1 га. По мнению ответчика, заявленные истцом требования не обоснованы, не подтверждаются материалами дела, со стороны ответчика не чинились и не чинятся препятствия для свободного и беспрепятственного пользования в использовании участков лесного фонда, в связи с чем, заявленные исковые требования также не подлежат удовлетворению. По мнению ответчика вопрос о компенсации проезда тяжеловозных транспортных средств на арендованным ответчиком лесным участкам затрагивает экономические интересы юридических лиц, следовательно подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Учитывая указанные выше доводы, представитель ответчика Гарина Т.Н. просила суд в удовлетворении уточненных исковых требований истцу отказать в полном объеме.
Третье лицо - Министерство лесного хозяйства Красноярского края извещено о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило. Но представило отзыв на исковое заявление прокурора (т.1 л.д. 104-106), из которого следует, что министерство считает исковые требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Принимая во внимание положение ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Согласно пунктам 1, 3, 5 ст.167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Учитывая указанные выше нормы международного права, положения ст. 167 ГПК РФ, принимая во внимание, что лица, участвующие в деле были заблаговременно и надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте судебного разбирательства, выразили свою позицию в споре и представили свои доказательства суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела по существу при имеющейся явке и в отсутствие не явившихся ответчика, его представителей, представителя Министерства лесного хозяйства Красноярского края по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с положениями ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (п.1). Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (п.2). Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле (п.3).
Выслушав доводы заместителя прокурора Эвенкийского района Белявской Т.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокурор в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Неопределенный круг лиц – это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Предъявление данного заявления обусловлено защитой прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку определить точное количество людей, пользующихся лесной дорогой, расположенной в квартале <данные изъяты> где установлен шлагбаум и имеется ограничение проезда на основании его платности, объективно не представляется возможным.
Требованиями ч. 4 ст. 27 ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
В силу ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ч. 1, ч. 4 ст. 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в том числе на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Лесной кодекс РФ также устанавливает, что в лесах Российской Федерации допускается строительство как лесной инфраструктуры, создаваемой в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе лесных дорог (ч.1 ст.13 ЛК РФ), так и строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (ч.1 ст.21 ЛК РФ).
Частью 2 ст. 45 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов, что является одним из самостоятельных видов использования лесов (п.13 ч.1 ст. 25 ЛК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлениях от 9 января 1998 года № 1-П и от 07 июня 2000 года № 10-П, Определении от 03 февраля 2010 года № 238-О-О, лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
В развитии указанных конституционных гарантий законодатель, устанавливая специальный правовой режим лесного фонда, закрепил в статье 11 Лесного кодекса Российской Федерации, как право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах (часть 1), так и гарантии реализации этого права, путем установления запрета лицам, которым предоставлены лесные участки, препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также огораживать их, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Согласно ч.1, ч.4, ч.5, ч.6, ч.8 ст.11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:
1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
2) безопасности граждан при выполнении работ.
Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.
Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –ГК РФ) лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В силу пункта 1 статьи 615 ГК РФ Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Как установлено в судебном заседании в соответствии с договором аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов № 452 от 17.12.2019 г. (далее – Договор), заключенного между Министерством лесного хозяйства Красноярского края (Арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Федоровым ФИО21 (Арендатор), Арендодатель предоставил во временное пользование Арендатору лесной участок из состава земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности общей площадью 130,1000 га, с номером учетной записи в государственном лесном реестре <данные изъяты> со следующими характеристиками:
площадь <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
категория защитности: леса, расположенные в водоохранных зонах; запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;
вид разрешенного использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (п.1.2 Договора)
Согласно п. 1.3 указано, что Арендатору передается лесной участок с целью строительства лесовозной дороги.
Согласно подпункту "б" пункта 3.4 Договора, арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором.
В силу подпункта "е" пункта 3.4 Договора арендатор обязан осуществлять установленный настоящим Договором вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларации.
Согласно пункту 3.5 Договора арендатор не вправе препятствовать доступу граждан на арендованный лесной участок, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и не древесных лесных ресурсов. Арендованный лесной участок может быть огорожен, в случаях, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации (т.1 л.д. 33-50).
Проект освоения лесов по лесному участку, переданному в аренду ИП Федорову С.В., прошел государственную экспертизу, получив положительное экспертное заключение № 172, утвержден приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 13.12.2020 г. № 172-ГЛР/Э (т. 1 л.д. 51-64).
В разделе № 3 Проекта освоения лесов для выполнения работ по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов ИП Федоров С.В. "Создание лесной инфраструктуры" не содержатся сведения о наличии на арендуемом лесном участке лесной инфраструктуры - временного строения для бытовых нужд (дорожно - пропускной пункт в виде здания) и пропускного шлагбаума (т.1 л.д. 52).
Согласно акту планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка от 17 сентября 2020 г., проведенного по месту осмотра – Красноярский край, Эвенкийский район КГБУ «Тунгусско-Чунское лесничество» Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, местоположение: Автомобильная дорога сообщением Усть-Илимск –Чемдальск-Ванавара, 12500 м по дороге от границы Иркутской области и Красноярского края (р.Кешеуль) предположительно граница кварталов <данные изъяты> Катанга, Чемдальского участкового лесничества, КГБУ «Тунгусско-Чунское лесничество» главным государственным инспектором по охране леса КГКУ «Лесная охрана» ФИО22 установлено, что осматриваемый участок представляет из себя автомобильную дорогу с покрытием очень плохого качества. На краю дороги находится вагончик на колесах, оборудованный механическим шлагбаумом, перекрывшим дорогу. Повреждений растительности и почв вне дороги не обнаружено. В ходе осмотра проведен визуальный осмотр дороги и вагончика со шлагбаумом. К акту приложены фототаблицы, на которых запечатлены вагончик со шлагбаумом, перекрывший дорогу лесовозам. Вид со стороны г. Усть-Илимск, 851 <данные изъяты> Чемдальского участкового лесничества. (т. Л.д. 23-25).
Согласно акту планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка от 23 сентября 2020 г. проведенного по месту осмотра – Красноярский край, Эвенкийский район КГБУ «Тунгусско-Чунское лесничество» Чемдальское участковое лесничество, урочище Катанга, местоположение: Автомобильная дорога сообщением Усть-Илимск –Чемдальск-Ванавара, 12500 м по дороге от границы Иркутской области и Красноярского края (р.Кешеуль) Квартал <данные изъяты> урочища Катанга, Чемдальского участкового лесничества, КГБУ «Тунгусско-Чунское лесничество» главным государственным инспектором по охране леса КГКУ «Лесная охрана» Овсянниковым А.К. установлено, что осматриваемый участок представляет из себя автомобильную дорогу с покрытием очень плохого качества. На краю дороги находится вагончик на колесах, оборудованный механическим шлагбаумом, перекрывшим дорогу. Повреждений растительности и почв вне дороги не обнаружено. В ходе осмотра проведен визуальный осмотр дороги и вагончика со шлагбаумом. Установлены координаты <данные изъяты>
Таким образом, в судебном заседании было доказано, что на арендованном ИП Федоровым С.В. участке лесного фонда, ответчиком без законных на то оснований был возведен шлагбаум, ограничивающий свободный доступ граждан к природным объектам.
Согласно представленного в суд ответа на требования ИП Федорова С.В. следует, что действия по ограничению проезда на лесные участки, площадью 130,1000 га, предоставленному по договору аренды не осуществляются. Установленные на лесном участке, переданном в аренду балок, ограждение и дорожные знаки - временные являются частью строительного объекта и используются в целях предупреждения при проведении строительно-дорожных работ и недопущения причинения вреда третьим лицам. В настоящее время в целях выполнения требований безопасности строительства в работе используются только дорожные знаки, предупреждающие о проведении дорожных работ и ограничивающие скоростной режим. Эксплуатация ограждающей конструкции (шлагбаума) при проведении строительных работ и будет возобновлена после отмены определения суда о наложении обеспечительных мер по делу №2-100/2020 (т.6 л.д. 27-28).
Указанным утверждением ИП Федоров С.В. показывает, что демонтаж шлагбаума им произведен не в целях соблюдения законных прав и интересов неопределенного круга лиц, которым своими действиями он ограничил доступ к природным объектам, а как временная мера формального соблюдения наложенного на него определением о принятии мер по обеспечению иска от 28.09.2020 запрета совершать действия по ограничению проезда на лесные участки площадью 130,1000 га.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 07.12.2020 указанное выше определение Тунгусско-Чунского районного суда оставлено без изменения, а частная жалоба и дополнение к ней представителя Федорова С.В. – Гариной Т.Н. - без удовлетворения.
Учитывая указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором Эвенкийского района исковых требований в части признания незаконными действия индивидуального предпринимателя Федорова ФИО23 по установлению ограничения для свободного, беспрепятственного и бесплатного проезда в лес в виде установки шлагбаума на участке лесовозной дороги расположенной в квартале 831 <данные изъяты> а также возложения на него обязанности не чинить препятствий для свободного и бесплатного проезда в лес на арендованный ИП Федоровым С.В. лесной участок, площадью 130,1000 га с номером учетной записи в государственном лесном реестре <данные изъяты>
В удовлетворении требования о признании незаконными действия индивидуального предпринимателя Федорова ФИО24 по взиманию платы за проезд и обязании не взимать плату за проезд на арендованный лесной участок общей площадью 130,1000 га с номером учетной записи в государственном лесном реестре ФИО25 суд приходит к выводу, что следует в удовлетворении данного требования истцу отказать, так как действия ИП Федорова С.В. по взиманию платы за проезд не касаются неопределенного круга лиц, а как следует из представленных в суд доказательств (коммерческого предложения (т.2 л.д. 111-112), проекта договора на право перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по лесной дороге в целях возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами вышеуказанной категории (т.2, л.д. 113-117) адресовано юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку грузов.
Статья 45 ГПК РФ не предполагает обращение в суд прокурора в защиту прав юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя.
Согласно ст. 27 Арбитражного кодекса Российской Федерации дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности подлежат рассмотрению арбитражным судом.
Таким образом, суд удовлетворяет исковое заявление прокурора Эвенкийского района частично.
На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Прокурором заявлен в суд иск неимущественного характера. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для физических лиц составляет 300 рублей.
Таким образом, с ИП Федорова С.В. в доход местного бюджета (бюджет Эвенкийского муниципального района) следует взыскать государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Эвенкийского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Федорову ФИО26 об обязании устранить нарушение лесного законодательства – удовлетворить частично.
Признать незаконными действия индивидуального предпринимателя Федорова Сергея Владимировича по установлению ограничения для свободного, беспрепятственного и бесплатного проезда в лес в виде установки шлагбаума на участке лесовозной дороги расположенной в квартале <данные изъяты> Чемдальского участкового лесничества в месте с географическими координатами <данные изъяты>
Обязать индивидуального предпринимателя Федорова ФИО31 не чинить препятствий для свободного и бесплатного проезда в лес на лесной участок, переданный индивидуальному предпринимателю Федорову Сергею Владимировичу по договору аренды лесного участка <данные изъяты>
В удовлетворении оставшейся части исковых требований истцу – отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Федорова ФИО27 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционных жалобы, представления в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Е.П. Кирпиченко