Решение по делу № 33-2881/2022 от 28.10.2022

Судья Топорова С.Н. Дело № 33-2881/2022

37RS0023-01-2022-001034-90

Номер дела в суде 1 инстанции 2-967/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 ноября 2022 года г. Иваново

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Земсковой Н.В., судей Дорофеевой М.М., Кузнецовой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Фадеевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дорофеевой М.М. апелляционную жалобу Комитета Ивановской области по лесному хозяйству на решение Шуйского городского суда Ивановской области от 16 августа 2022 года по делу по исковому заявлению прокурора Савинского района Ивановской области в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО14 к Правительству Ивановской области, Комитету Ивановской области по лесному хозяйству, ОГКУ «Шуйское лесничество» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Савинского района Ивановской области, действуя в интересах ФИО1, ФИО2, несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО14, обратился в суд с иском к Комитету Ивановской области по лесному хозяйству, ОГКУ «Шуйское лесничество», Правительству Ивановской области о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда заключить с ФИО1 договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд для строительства дома в количестве 100 кубических метров.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Савинского района Ивановской области по обращению ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства РФ, регулирующего вопросы социальной поддержки многодетных семей, в части заготовки и оборота лесов, в том числе при выделении древесины гражданам для собственных нужд. В ходе проверки установлено, что ФИО1 и ФИО2 имеют статус многодетной семьи. Постановлением администрации Савинского муниципального района Ивановской области -п от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность земельного участка» ФИО1 предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, из земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, площадью 600 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подала заявление о выделе ей древесины для строительства дома в количестве 100 кубических метров в ОГКУ «Шуйское лесничество». По итогом рассмотрения заявления ОГКУ «Шуйское лесничество» возвратило заявление ФИО1 в соответствии с п.6 Постановления Правительства Ивановской области от 17.08.2010 г. №287-п «О порядке заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд», а именно: в связи с отсутствием в указанном лесничестве лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины. До настоящего времени ФИО1 древесина для строительства дома не выделялась. Данные факты нарушают требования законодательства РФ, ограничивают права многодетной семьи на получение мер социальной поддержки.

Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 16 августа 2022 года исковые требования прокурора Савинского района Ивановской области в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО14 к Комитету Ивановской области по лесному хозяйству удовлетворено. Суд обязал Комитет Ивановской области по лесному хозяйству в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить с ФИО1 договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд для строительства дома в количестве 100 кубических метров. В удовлетворении исковых требований к ОГКУ «Шуйское лесничество», Правительству Ивановской области отказано.

С решением не согласен ответчик Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, в апелляционной жалобе, ссылаясь не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец ФИО1, ФИО2, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО14, ФИО4, ФИО3, ответчик - ОГКУ «Шуйское лесничество», извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не явились.

Руководствуясь ч. 3 ст.167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В суде апелляционной инстанции представители ответчиков –Комитета Ивановской области по лесному хозяйству ФИО10, Правительства Ивановской области ФИО11 апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам, в части отказа в удовлетворении исковых требований к Правительству Ивановской области ФИО11 полагал решение законным. Прокурор ФИО12 полагала решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из изложенных в апелляционной жалобе доводов, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Судом установлено и из материалов гражданского дела следует, что семья ФИО1 и ФИО2 является многодетной (л.д.14).

На основании постановления Администрации Савинского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ -п ФИО1 передан в собственность земельный участок с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, из земель населенных пунктов, для индивидуального строительства, площадью 600 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.15,17-19).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ОГКУ «Шуйское лесничество» с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд для строительства жилого дома по адресу: <адрес> участкового лесничества в объеме 100 кубометров в пределах установленных нормативов (л.д.20).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в подготовке и заключении договора купли-продажи лесных насаждений по причине отсутствия лесных насаждений для заготовки заявленных объёмов древесины с требуемыми качественными характеристиками (л.д.21).

Согласно сообщению Комитета Ивановской области по лесному хозяйству, территория лесного фонда ОГКУ «Шуйское лесничество» Шуйский и Савинские муниципальные районы полностью предоставлена в аренду с целью заготовки древесины. Лесные участки, обременённые правами третьих лиц на заготовку древесины, планируются для отпуска древесины гражданам для собственных нужд при получении согласия арендатора (л.д.24-26).

Установлено, что на территории ОГКУ Шуйское лесничество действует 3 арендатора, использующих леса для заготовки древесины на основании долгосрочных договоров аренды (лд.71-90, 94-129, 130-152).

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 30, 77 Лесного кодекса Российской Федерации, Законом Ивановской области от 19.10.2007 г. N 157-ОЗ "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд", Постановлением Правительства Ивановской области от 17.08.2010 № 287-п "О Порядке заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд", положением о Комитете, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 07.11.2012 №441-п «Об утверждении Положения о комитете Ивановской области по лесному хозяйству», исходил из того, что Комитетом Ивановской области по лесному хозяйству нарушаются права ФИО1 на заготовку древесины для целей возведения строений и иных собственных нужд, гарантированные ч. 1, ч. 5 ст. 30 Лесного кодекса Российской Федерации, в связи с чем обязал Комитет Ивановской области по лесному хозяйству в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить с ФИО1 договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд для строительства дома в количестве 100 кубических метров.

Учитывая, что правом самостоятельного заключения договоров купли-продажи лесных насаждений ОГКУ «Шуйское лесничество» не наделено, Правительством Ивановской области от 07.11.2012 за № 441-п утверждено Положение о Комитете Ивановской области по лесному хозяйству, согласно которому Комитет Ивановской области по лесному хозяйству является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику в области лесных отношений в пределах своей компетенции на территории Ивановской области, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований к ОГКУ «Шуйское лесничество» и Правительству Ивановской области.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют установленным судом обстоятельствам дела, основаны на правильно примененных нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и исследованных судом доказательствах.

В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно подпункту 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится нормативно-правовое регулирование отдельных вопросов в области лесных отношений.

Лесным кодексом Российской Федерации определены права и обязанности участников соответствующих правоотношений, в том числе полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу частей 1 и 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд; порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Ивановской области от 19.10.2007 N 157-ОЗ "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд" (далее Закон 157-ОЗ) порядок заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд устанавливается Правительством Ивановской области.

Согласно п. 2 ст.1 Закона 157-ОЗ заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан осуществляется органом исполнительной власти Ивановской области в области лесных отношений (далее - уполномоченный орган) и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 82 - 84 Лесного кодекса.

Согласно п. 3 Постановления Правительства Ивановской области от 17.08.2010 № 287-п "О Порядке заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд" рассмотрение заявления граждан, заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на основании обращений граждан, а также ведение реестра граждан, с которыми заключены договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, осуществляют:

1) комитет Ивановской области по лесному хозяйству - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности Ивановской области, и на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, передано органам государственный власти субъектов Российской Федерации;

2) органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований Ивановской области.

Исходя из Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 07.11.2012 №441-п «Об утверждении Положения о комитете Ивановской области по лесному хозяйству», Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление и координацию, а также функциональное регулирование в области лесных отношений в пределах своей компетенции на территории Ивановской области.

Согласно п.п.2 п.2.2.2. Положения Комитет осуществляет переданные Российской Федерацией в соответствии с ч.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия в области лесных отношений, в том числе по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона 157-ОЗ заготовка древесины для собственных нужд осуществляется в пределах лимита, установленного уполномоченным органом на очередной календарный год.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона 157-ОЗ, в случае заготовки древесины для строительства жилых домов гражданами, имеющими в собственности на момент заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд земельный участок, бесплатно предоставленный на основании пункта 4 части 1 статьи 1 Закона Ивановской области от 31.12.2002 N 111-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации", норматив заготовки древесины, отпускаемой на корню, устанавливается в размере до 100 кубометров на семью.

Из приказа Комитета Ивановской области по лесному хозяйству от 28.12.2021 №101 «Об утверждении лимитов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, используемой для строительства жилых домов, на 2022 г.» следует, что в ОГКУ «Шуйское лесничество (Шуйский муниципальный район и Савинский муниципальный район) на 2022 год отсутствуют лимиты заготовки гражданам древесины для собственных нужд, используемой для строительства жилых домов (т.1 л.д. 162).

Согласно сообщению Комитета Ивановской области по лесному хозяйству территория лесного фонда ОГКУ «Шуйское лесничество» Шуйский и Савинские муниципальные районы полностью предоставлены в аренду с целью заготовки древесины. Лесные участки, обременённые правами третьих лиц на заготовку древесины, планируются для отпуска древесины гражданам для собственных нужд при получении согласия арендатора, однако арендаторы отказали в отпуске древесины.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25 октября 2016 года N 21-П, отметил, что Лесной кодекс Российской Федерации как федеральный закон, принятый в рамках совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, будучи нормативным правовым актом общего действия, определяет права и обязанности участников соответствующих правоотношений (в данном случае - лесных), в том числе полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляя тем самым их разграничение.

Согласно части 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории. Аналогичное положение о полномочиях субъектов Российской Федерации закреплено в подпункте 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Определяя в рамках указанных полномочий нормативы и порядок заготовки гражданами древесины для собственных нужд, субъекты Российской Федерации должны принимать во внимание состояние лесных насаждений на конкретных территориях - причем как на лесных участках в составе земель лесного фонда, т.е. находящихся в федеральной собственности (за исключением лесных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий федерального значения), так и на лесных участках, находящихся в собственности самих субъектов Российской Федерации, - и одновременно решать социальные задачи по созданию для граждан, проживающих на этих территориях, достойных условий проживания, включая удовлетворение их потребностей в древесине для индивидуального жилищного строительства.

Осуществление такого правового регулирования предполагает и право субъектов Российской Федерации, соотнося потребности граждан в заготовке древесины и объемы лесных насаждений, необходимые для удовлетворения этих потребностей без ущерба для сохранности лесов и экологического благополучия, и основываясь на принципах правового социального государства, справедливости и равенства, определять соответствующие приоритеты, в том числе устанавливать очередность удовлетворения потребности граждан в древесине для индивидуального жилищного строительства с учетом степени их нуждаемости в улучшении жилищных условий, обеспечивая тем самым реализацию ими права на жилище, как оно закреплено в статье 40 Конституции Российской Федерации.

Законодатель субъекта Российской Федерации, исходя из принципов равенства и справедливости, не должен был лишать не упомянутых в статье 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, но испытывающих потребность в древесине для индивидуального жилищного строительства граждан возможности ее заготовки для этих целей.

Заготовка гражданами древесины для собственных нужд имеет характер льготы и предполагает социальную поддержку соответствующих категорий граждан, в связи с чем уполномоченный орган, не предусмотрев лимит заготовки древесины для собственных нужд, нарушил права многодетной семьи ФИО1, предусмотренное ст. 30 Лесного Кодекса Российской Федерации на заготовку древесины для целей возведения индивидуального жилого дома, а следовательно, и права истцов на жилище, в связи с чем суд в целях восстановления нарушенного права пришел к обоснованному выводу о возложении на Комитет Ивановской области по лесному хозяйству обязанности заключить договор купли-продажи лесных насаждений.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцы не лишены возможности обратиться в иные лесничества Ивановской области и тем самым реализовать свое право на заготовку древесины, являются несостоятельными и не влекут отмену обжалуемого судебного постановления, так как заготовка древесины на территории других достаточно отдаленных от места жительства истцов районов Ивановской области, с учетом транспортных расходов, связанных с реализацией данного права, фактически приведет к утрате льготного характера представленного гражданам права на заготовку древесины.

Судебная коллегия полагает, что судом при разрешении спора правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, анализ представленных суду доказательств, их оценка подробно изложены в обжалуемом решении суда.

Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств.

Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шуйского городского суда Ивановской области от 16 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета Ивановской области по лесному хозяйству – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Топорова С.Н. Дело № 33-2881/2022

37RS0023-01-2022-001034-90

Номер дела в суде 1 инстанции 2-967/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 ноября 2022 года г. Иваново

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Земсковой Н.В., судей Дорофеевой М.М., Кузнецовой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Фадеевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дорофеевой М.М. апелляционную жалобу Комитета Ивановской области по лесному хозяйству на решение Шуйского городского суда Ивановской области от 16 августа 2022 года по делу по исковому заявлению прокурора Савинского района Ивановской области в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО14 к Правительству Ивановской области, Комитету Ивановской области по лесному хозяйству, ОГКУ «Шуйское лесничество» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Савинского района Ивановской области, действуя в интересах ФИО1, ФИО2, несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО14, обратился в суд с иском к Комитету Ивановской области по лесному хозяйству, ОГКУ «Шуйское лесничество», Правительству Ивановской области о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда заключить с ФИО1 договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд для строительства дома в количестве 100 кубических метров.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Савинского района Ивановской области по обращению ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства РФ, регулирующего вопросы социальной поддержки многодетных семей, в части заготовки и оборота лесов, в том числе при выделении древесины гражданам для собственных нужд. В ходе проверки установлено, что ФИО1 и ФИО2 имеют статус многодетной семьи. Постановлением администрации Савинского муниципального района Ивановской области -п от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность земельного участка» ФИО1 предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, из земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, площадью 600 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подала заявление о выделе ей древесины для строительства дома в количестве 100 кубических метров в ОГКУ «Шуйское лесничество». По итогом рассмотрения заявления ОГКУ «Шуйское лесничество» возвратило заявление ФИО1 в соответствии с п.6 Постановления Правительства Ивановской области от 17.08.2010 г. №287-п «О порядке заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд», а именно: в связи с отсутствием в указанном лесничестве лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины. До настоящего времени ФИО1 древесина для строительства дома не выделялась. Данные факты нарушают требования законодательства РФ, ограничивают права многодетной семьи на получение мер социальной поддержки.

Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 16 августа 2022 года исковые требования прокурора Савинского района Ивановской области в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО14 к Комитету Ивановской области по лесному хозяйству удовлетворено. Суд обязал Комитет Ивановской области по лесному хозяйству в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить с ФИО1 договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд для строительства дома в количестве 100 кубических метров. В удовлетворении исковых требований к ОГКУ «Шуйское лесничество», Правительству Ивановской области отказано.

С решением не согласен ответчик Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, в апелляционной жалобе, ссылаясь не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец ФИО1, ФИО2, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО14, ФИО4, ФИО3, ответчик - ОГКУ «Шуйское лесничество», извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не явились.

Руководствуясь ч. 3 ст.167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В суде апелляционной инстанции представители ответчиков –Комитета Ивановской области по лесному хозяйству ФИО10, Правительства Ивановской области ФИО11 апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам, в части отказа в удовлетворении исковых требований к Правительству Ивановской области ФИО11 полагал решение законным. Прокурор ФИО12 полагала решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из изложенных в апелляционной жалобе доводов, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Судом установлено и из материалов гражданского дела следует, что семья ФИО1 и ФИО2 является многодетной (л.д.14).

На основании постановления Администрации Савинского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ -п ФИО1 передан в собственность земельный участок с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, из земель населенных пунктов, для индивидуального строительства, площадью 600 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.15,17-19).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ОГКУ «Шуйское лесничество» с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд для строительства жилого дома по адресу: <адрес> участкового лесничества в объеме 100 кубометров в пределах установленных нормативов (л.д.20).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в подготовке и заключении договора купли-продажи лесных насаждений по причине отсутствия лесных насаждений для заготовки заявленных объёмов древесины с требуемыми качественными характеристиками (л.д.21).

Согласно сообщению Комитета Ивановской области по лесному хозяйству, территория лесного фонда ОГКУ «Шуйское лесничество» Шуйский и Савинские муниципальные районы полностью предоставлена в аренду с целью заготовки древесины. Лесные участки, обременённые правами третьих лиц на заготовку древесины, планируются для отпуска древесины гражданам для собственных нужд при получении согласия арендатора (л.д.24-26).

Установлено, что на территории ОГКУ Шуйское лесничество действует 3 арендатора, использующих леса для заготовки древесины на основании долгосрочных договоров аренды (лд.71-90, 94-129, 130-152).

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 30, 77 Лесного кодекса Российской Федерации, Законом Ивановской области от 19.10.2007 г. N 157-ОЗ "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд", Постановлением Правительства Ивановской области от 17.08.2010 № 287-п "О Порядке заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд", положением о Комитете, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 07.11.2012 №441-п «Об утверждении Положения о комитете Ивановской области по лесному хозяйству», исходил из того, что Комитетом Ивановской области по лесному хозяйству нарушаются права ФИО1 на заготовку древесины для целей возведения строений и иных собственных нужд, гарантированные ч. 1, ч. 5 ст. 30 Лесного кодекса Российской Федерации, в связи с чем обязал Комитет Ивановской области по лесному хозяйству в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить с ФИО1 договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд для строительства дома в количестве 100 кубических метров.

Учитывая, что правом самостоятельного заключения договоров купли-продажи лесных насаждений ОГКУ «Шуйское лесничество» не наделено, Правительством Ивановской области от 07.11.2012 за № 441-п утверждено Положение о Комитете Ивановской области по лесному хозяйству, согласно которому Комитет Ивановской области по лесному хозяйству является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику в области лесных отношений в пределах своей компетенции на территории Ивановской области, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований к ОГКУ «Шуйское лесничество» и Правительству Ивановской области.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют установленным судом обстоятельствам дела, основаны на правильно примененных нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и исследованных судом доказательствах.

В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно подпункту 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится нормативно-правовое регулирование отдельных вопросов в области лесных отношений.

Лесным кодексом Российской Федерации определены права и обязанности участников соответствующих правоотношений, в том числе полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу частей 1 и 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд; порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Ивановской области от 19.10.2007 N 157-ОЗ "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд" (далее Закон 157-ОЗ) порядок заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд устанавливается Правительством Ивановской области.

Согласно п. 2 ст.1 Закона 157-ОЗ заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан осуществляется органом исполнительной власти Ивановской области в области лесных отношений (далее - уполномоченный орган) и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 82 - 84 Лесного кодекса.

Согласно п. 3 Постановления Правительства Ивановской области от 17.08.2010 № 287-п "О Порядке заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд" рассмотрение заявления граждан, заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на основании обращений граждан, а также ведение реестра граждан, с которыми заключены договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, осуществляют:

1) комитет Ивановской области по лесному хозяйству - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности Ивановской области, и на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, передано органам государственный власти субъектов Российской Федерации;

2) органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований Ивановской области.

Исходя из Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 07.11.2012 №441-п «Об утверждении Положения о комитете Ивановской области по лесному хозяйству», Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление и координацию, а также функциональное регулирование в области лесных отношений в пределах своей компетенции на территории Ивановской области.

Согласно п.п.2 п.2.2.2. Положения Комитет осуществляет переданные Российской Федерацией в соответствии с ч.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия в области лесных отношений, в том числе по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона 157-ОЗ заготовка древесины для собственных нужд осуществляется в пределах лимита, установленного уполномоченным органом на очередной календарный год.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона 157-ОЗ, в случае заготовки древесины для строительства жилых домов гражданами, имеющими в собственности на момент заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд земельный участок, бесплатно предоставленный на основании пункта 4 части 1 статьи 1 Закона Ивановской области от 31.12.2002 N 111-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации", норматив заготовки древесины, отпускаемой на корню, устанавливается в размере до 100 кубометров на семью.

Из приказа Комитета Ивановской области по лесному хозяйству от 28.12.2021 №101 «Об утверждении лимитов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, используемой для строительства жилых домов, на 2022 г.» следует, что в ОГКУ «Шуйское лесничество (Шуйский муниципальный район и Савинский муниципальный район) на 2022 год отсутствуют лимиты заготовки гражданам древесины для собственных нужд, используемой для строительства жилых домов (т.1 л.д. 162).

Согласно сообщению Комитета Ивановской области по лесному хозяйству территория лесного фонда ОГКУ «Шуйское лесничество» Шуйский и Савинские муниципальные районы полностью предоставлены в аренду с целью заготовки древесины. Лесные участки, обременённые правами третьих лиц на заготовку древесины, планируются для отпуска древесины гражданам для собственных нужд при получении согласия арендатора, однако арендаторы отказали в отпуске древесины.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25 октября 2016 года N 21-П, отметил, что Лесной кодекс Российской Федерации как федеральный закон, принятый в рамках совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, будучи нормативным правовым актом общего действия, определяет права и обязанности участников соответствующих правоотношений (в данном случае - лесных), в том числе полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляя тем самым их разграничение.

Согласно части 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории. Аналогичное положение о полномочиях субъектов Российской Федерации закреплено в подпункте 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Определяя в рамках указанных полномочий нормативы и порядок заготовки гражданами древесины для собственных нужд, субъекты Российской Федерации должны принимать во внимание состояние лесных насаждений на конкретных территориях - причем как на лесных участках в составе земель лесного фонда, т.е. находящихся в федеральной собственности (за исключением лесных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий федерального значения), так и на лесных участках, находящихся в собственности самих субъектов Российской Федерации, - и одновременно решать социальные задачи по созданию для граждан, проживающих на этих территориях, достойных условий проживания, включая удовлетворение их потребностей в древесине для индивидуального жилищного строительства.

Осуществление такого правового регулирования предполагает и право субъектов Российской Федерации, соотнося потребности граждан в заготовке древесины и объемы лесных насаждений, необходимые для удовлетворения этих потребностей без ущерба для сохранности лесов и экологического благополучия, и основываясь на принципах правового социального государства, справедливости и равенства, определять соответствующие приоритеты, в том числе устанавливать очередность удовлетворения потребности граждан в древесине для индивидуального жилищного строительства с учетом степени их нуждаемости в улучшении жилищных условий, обеспечивая тем самым реализацию ими права на жилище, как оно закреплено в статье 40 Конституции Российской Федерации.

Законодатель субъекта Российской Федерации, исходя из принципов равенства и справедливости, не должен был лишать не упомянутых в статье 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, но испытывающих потребность в древесине для индивидуального жилищного строительства граждан возможности ее заготовки для этих целей.

Заготовка гражданами древесины для собственных нужд имеет характер льготы и предполагает социальную поддержку соответствующих категорий граждан, в связи с чем уполномоченный орган, не предусмотрев лимит заготовки древесины для собственных нужд, нарушил права многодетной семьи ФИО1, предусмотренное ст. 30 Лесного Кодекса Российской Федерации на заготовку древесины для целей возведения индивидуального жилого дома, а следовательно, и права истцов на жилище, в связи с чем суд в целях восстановления нарушенного права пришел к обоснованному выводу о возложении на Комитет Ивановской области по лесному хозяйству обязанности заключить договор купли-продажи лесных насаждений.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцы не лишены возможности обратиться в иные лесничества Ивановской области и тем самым реализовать свое право на заготовку древесины, являются несостоятельными и не влекут отмену обжалуемого судебного постановления, так как заготовка древесины на территории других достаточно отдаленных от места жительства истцов районов Ивановской области, с учетом транспортных расходов, связанных с реализацией данного права, фактически приведет к утрате льготного характера представленного гражданам права на заготовку древесины.

Судебная коллегия полагает, что судом при разрешении спора правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, анализ представленных суду доказательств, их оценка подробно изложены в обжалуемом решении суда.

Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств.

Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шуйского городского суда Ивановской области от 16 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета Ивановской области по лесному хозяйству – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

28.10.2022Передача дела судье
28.11.2022Судебное заседание
15.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2022Передано в экспедицию
28.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее