Р Е Ш Е Н И Е № 2а-710/17
Именем Российской Федерации
17 мая 2017года г.Белая Калитва
Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Е.А.Добрухиной,
С участием представителя административного истца адвоката Глуховец М.Г., представителя административного ответчика по доверенности Егоровой О.П.,
при секретаре О.Н.Пузановой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Малышевой И.В. к Комитету по управлению имуществом Администрации Белокалитвинского района о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, заинтересованное лицо Администрация Синегорского сельского поселения
У С Т А Н О В И Л :
Малышева И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к КУИ Администрации Белокалитвинского района о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, указывая на следующие обстоятельства.
20 декабря 2016года истицей в КУИ Администрации Белокалитвинского района было подано заявление о предоставлении в аренду земельного участка для целей огородничества, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, прилегает к земельному участку по <адрес>.
31 января 2017года ответчиком было принято решение №65.03.05/174 об отказе в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок относится к земельным участкам общего пользования, что установлено решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 05.05.2016года.
Истица считает решение КУИ Администрации Белокалитвинского района от 31.01.2017года незаконным и необоснованным, поскольку оно противоречит ст.39.16 ЗК РФ и нарушает ее права и законные интересы.
В иске указано, что согласно основному чертежу Генерального плана Синегорского сельского поселения, а также Правил землепользования и застройки <адрес>, истребуемый истицей земельный участок, площадью 314кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, прилегает к земельному участку по <адрес>, в состав земельных участков общего пользования не входит, а потому запрет на его приватизацию либо передачу в аренду отсутствует.
Линии, обозначающие дороги, улицы, проезды (красные линии), утверждаются в составе проекта планировки территории. Однако проект планировки территории Синегорского сельского поселения, в которую входит спорный земельный участок, а также территории общего пользования, как на момент отказа в предоставлении в аренду истице земельного участка, так и по настоящий момент не утвержден.
Административный истец считает, что сам факт обустройства территории спорного земельного участка проездом или проходом, а также использование его неограниченным кругом лиц для проезда и прохода, не может свидетельствовать об отнесении данного участка к землям общего пользования. Отнесение участка к землям общего пользования осуществляется в градостроительной документации и не может зависеть от его фактического использования. Подготовка градостроительной документации осуществляется по фактической застройке, а не по фактическому использованию участков в качестве проездов, проходов и т.д. Считает, что отказывая ей в предоставлении в аренду земельного участка, административный ответчик не принял во внимание тот факт, что вопрос о принадлежности спорного земельного участка к земельному участку общего пользования судом не рассматривался и не анализировался.
Истица указывает, что спорный земельный участок никогда не относился к землям общего пользования, а напротив принадлежал на протяжении долгих лет ее родителям Ф.И.О. и Ф.И.О., которые длительное время проживали и по настоящий день проживают на соседнем земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. Собственником данного земельного участка является Ф.И.О., отец истицы.
В иске указано, что согласно выписке из похозяйственной книги от 11 августа 2011года, свидетельству о государственной регистрации права от 16.01.2012года спорный земельный участок принадлежал отцу истицы Ф.И.О. Но в связи с отсутствием прохода со стороны проезжей части по <адрес> к земельному участку, принадлежащему Малышевой И.В., ее родители решили отделить в пользование Малышевой И.В. часть от своего земельного участка для прохода к земельному участку, принадлежащему ей. При уточнении границ земельного участка, а именно на стадии утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по <адрес> согласовала им установленные фактические границы при условии установления частного сервитута, как необходимого условия для обеспечения прохода и проезда к земельному участку истицы, расположенному по <адрес>, то есть подтверждая, что спорный земельный участок не является земельным участком находящимся в государственной или муниципальной собственности, а принадлежит отцу истицы Ф.И.О. В своих ответах на обращение Ф.И.О., Администрация Белокалитвинского района неоднократно утверждала, что оформить право на спорный земельный участок имеет только Малышева И.В., как собственник земельного участка по <адрес>, так как данный земельный участок не имеет отдельного выхода на проезжую часть <адрес>.
Административный истец просил суд признать незаконным и отменить решение Комитета по управлению имуществом Администрации Белокалитвинского района от 31 января 2017года №65.03.05/174 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, прилегает к земельному участку по <адрес>; обязать Комитет по управлению имуществом Администрации Белокалитвинского района предоставить Малышевой И.В. в аренду указанный земельный участок на основании заявления от 20 декабря 2016года.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить иск.
Представитель административного ответчика исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований. Пояснила суду, что решение Комитетом по управлению имуществом Администрации Белокалитвинского района было вынесено основываясь только на решении Белокалитвинского городского суда от 5.05.2016года без рассмотрения заявления Малышевой И.В. на межведомственной комиссии по контролю за целевым использованием земель и вида разрешенного использования земельных участков на территории Белокалитвинского района при Администрации Белокалитвинского района. Пояснила, что границы земельного участка не были определены, испрашиваемый земельный участок не был поставлен на кадастровый учет. При вынесении решения по заявлению Малышевой И.В. от 20.12.2016года Комитетом по управлению имуществом Администрации Белокалитвинского района не истребовались в Администрации Синегорского сельского поселения документы территориального планирования, так как Белокалитвинским городским судом в решении от 5.05.2016г. установлено, что предоставление данного участка конкретному лицу создает препятствия для неопределенного круга лиц по рациональному использованию территории земельного участка.
Заинтересованное лицо Администрация Синегорского сельского поселения в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 46(часть2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа органа местного самоуправления, иного органа, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-10 настоящего Кодекса.
Как видно из материалов дела, Малышева И.В. является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под личным подсобным хозяйством, площадью 2528 кв. м по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.01.2012г (л.д. 10).
20.12.2016года Малышева И.В. в лице представителя Глуховец М.Г. обратилась в межведомственную комиссию при Администрации Белокалитвинского района с заявлением о возможности выбора земельного участка для огородничества, находящегося в государственной собственности, общей площадью 314кв.м., прилегающий к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу <адрес> (л.д.8).
Согласно ответу Комитета по управлению имуществом Администрации Белокалитвинского района от 31 января 2017года № 65.03.05/174, испрашиваемый земельный участок относится к земельным участкам общего пользования. Предоставление данного участка конкретному лицу создает препятствия для неопределенного круга лиц по рациональному использованию территории земельного участка, что установлено Белокалитвинским городским судом в решении от 5.05.2016г по делу № 2а-718/16 (л.д.7).
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка установлены в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (1).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, а также с учетом наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования (п.2 ст.11.10ЗК РФ).
В соответствии с п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Проверяя правомерность отказа Комитета по управлению имуществом Администрации Белокалитвинского района с точки зрения положений ст. 39.15, ст.39.16 ЗК РФ судом исследовался вопрос о том, имелись ли утвержденные по правилам Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования и (или) документация по планировке территории, в соответствии с которыми испрашиваемый участок предназначен (не предназначен) для огородничества и определены территории общего пользования.
Судом установлено, что границы земельного участка, о котором заявлено Малышевой И.В. не были определены, испрашиваемый земельный участок не был поставлен на кадастровый учет. При вынесении решения по заявлению Малышевой И.В. от 20.12.2016года Комитетом по управлению имуществом Администрации Белокалитвинского района не истребовались в Администрации Синегорского сельского поселения документы территориального планирования, решение вынесено только на основании решения суда.
При этом, в решении Белокалитвинского городского суда от 5.05.2016г. предметом спора являлся земельный участок с кадастровым номером №, по адресу <адрес>(л.д.13-16).
Судом установлено, что в Синегорском сельском поселении разработан и утвержден генеральный план поселения. Генеральный план в виде схемы с обозначением, в том числе границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, линий рельсового скоростного пассажирского транспорта (скоростного трамвая), является общедоступным нормативным правовым актом и надлежащим документом территориального планирования. Проект планировки территории Синегорского сельского поселения не утвержден.
Из генерального плана Синегорского сельского поселения, а также выкопировки из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки территории Синегорского сельского поселения, <адрес>, в районе истребуемого Малышевой И.В. земельного участка не указано мест общего пользования.
Судом установлено, что при вынесении решения по заявлению Малышевой И.В. Комитет по управлению имуществом Администрации Белокалитвинского района, отказывая в передаче в аренду земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, прилегающий к участку по <адрес> ограничился лишь констатацией того, что предоставление данного земельного участка конкретному лицу создает препятствия для неопределеного круга лиц по рациональному использованию территории земельного участка, ссылаясь на решение суда, при этом нарушив порядок предоставления гражданам земельных участков.
Порядок предоставления гражданам земельных участков предусмотрен главой V.1 Земельного кодекса РФ.
При рассмотрении заявления истицы и отказе в предоставлении ей участка в аренду указанный порядок соблюден не был.
При таких обстоятельствах, отказ в предоставлении земельного участка в аренду от 31.01.2017г. по указанным в нем основаниям нельзя признать законным, и исковые требования в части отмены решения Комитета по управлению имуществом Администрации Белокалитвинского района от 31 января 2017года № 65.03.05/174 подлежат удовлетворению.
В связи с тем, что необходимо соблюдение установленного земельным законодательством порядка предоставления в аренду земельных участков, в удовлетворении требования Малышевой И.В. об обязании Комитета по управлению имуществом Администрации Белокалитвинского района предоставить в аренду земельный участок, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 218, 226, 175-180 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным и отменить решение Комитета по управлению имуществом Администрации Белокалитвинского района от 31 января 2017года № 65.03.05/174 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу <адрес>, прилегающий к участку по <адрес>.
Обязать Комитет по управлению имуществом Администрации Белокалитвинского района рассмотреть вопрос о предоставлении Малышевой И.В. в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу <адрес>, прилегающий к участку по <адрес> в соответствии с требованиями земельного законодательства, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 мая 2017года.
Судья подпись Е.А.Добрухина