УИД 31RS0016-01-2021-011609-07 Дело №2а-7104/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 декабря 2021 года г. Белгород
Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе председательствующего судьи Орловой Е.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело №2а-7104/2021 по административному иску ИФНС России по г. Белгороду к Павленко А.В. о восстановлении срока, взыскании недоимки, пени по транспортному налогу за 2018 год,
УСТАНОВИЛ:
10.11.2021 административный истец ИФНС России по г. Белгороду обратился в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на ненадлежащее исполнение административным ответчиком требований налогового законодательства, на уважительность пропуска срока обращения в суд, просит:
1) восстановить пропущенный срок для подачи заявления;
2) взыскать с Павленко А.В. (ИНН №) задолженность на общую сумму <данные изъяты> руб., из них:
- недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год на общую сумму <данные изъяты> руб. за транспортные средства: <данные изъяты> руб.;
- пени по транспортному налогу с физических лиц за период с 03.12.2019 по 25.12.2019 в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 4-9).
Одновременно заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного производства.
Определением судьи от 15.11.2021 административный иск принят к производству суда, административному делу присвоен №2а-7104/2021, УИД 31RS0016-01-2021-011609-07 (л.д. 1-3).
Копия определения судьи от 15.11.2021 направлена в адрес сторон 17.11.2021: административному истцу - по электронной почте, административному ответчику - заказным письмом, которое возвращено за истечением срока хранения (л.д. 26-30).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если: ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Исходя из ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Часть 2 ст. 286 КАС РФ предусматривает, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как следует из ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4). При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе (ч. 5). При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6).
Согласно материалам административного дела в отношении Павленко А.В. налоговой инспекцией сформированы и направлены:
1) налоговое уведомление № от 10.07.2019 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2018 год не позднее 02.12.2019 за указанные выше транспортные средства в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 10). Налоговое уведомление направлено административному ответчику заказным письмом 19.07.2019 (л.д. 11);
2) налоговое требование № от 26.12.2019 об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 46350 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога – <данные изъяты> руб. сроком исполнения до 18.02.2020 (л.д. 12, 13). Требование направлено административному ответчику заказным письмом 27.12.2019 (л.д. 15).
Согласно положениям абз. 2 и 3 п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При этом абз. 4 названного пункта установлено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного п. 1 ст. 70 НК РФ, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика.
В п. 1 ст. 70 НК РФ федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, установил сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует.
При этом нарушение сроков, установленных ст. 70 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса. Данный вывод содержится в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 22.04.2014 №822-О.
Таким образом, направление налогоплательщику требования об уплате налога не прерывает течение срока, в который налоговый орган вправе обратиться в суд за его принудительным взысканием.
Срок обращения с административным иском о взыскании указанной задолженности, исходя из налогового требования, истек 18.08.2020.
Доказательств обращения административного истца с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам, в материалы дела не представлено.
Указанный административный иск направлен в Октябрьский районный суд г. Белгорода 28.10.2021, т.е. за пределами установленного шестимесячного срока.
Таким образом, налоговый орган утратил право на принудительное взыскание суммы задолженности в связи с пропуском установленного законом шестимесячного срока.
Согласно ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).
Вопреки ч. 1 ст. 62 КАС РФ каких-либо относимых, допустимых доказательств, свидетельствующих об уважительности пропуска процессуального срока, административным истцом не представлено.
Документальных подтверждений программного сбоя, повлекшего несвоевременность обращения в суд с перечисленными выше требованиями, не имеется.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 22.03.2012 №479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может.
На основании изложенного, установив факт пропуска процессуального срока обращения в суд с заявленными требованиями без уважительной причины, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 174 – 180, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска ИФНС России по г. Белгороду к Павленко А.В. о восстановлении срока, взыскании недоимки, пени по транспортному налогу за 2018 год, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Е.А. Орлова
Мотивированное решение составлено 30.12.2021.
Судья Е.А. Орлова