Дело № 2-717/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 сентября 2018 года
Аргаяшский районный суд Челябинской области
в составе председательствующего Сиражитдиновой Ю.С.,
при секретаре Ижбулдиной А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юлдашевой Д.Р. к Управлению социальной защиты населения администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о восстановлении срока для постановки в очередь лиц, признанных нуждающимися в предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Юлдашева Д.Р. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о восстановлении срока для включения в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, по Аргаяшскому муниципальному району Челябинской области.
В обоснование иска указала, что является оставшейся без попечения родителей и нуждающейся в государственной защите согласно распоряжению главы Аргаяшского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. Отец Юлдашев Р.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Юлдашева ФИО1В.Г.2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления главы Аргаяшского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ сестра Юлдашева Р.Р. была назначена её попечителем. За ней было закреплено жилье по адресу: <адрес>. Сестра Юлдашева Р.Р. в ДД.ММ.ГГГГ обращалась в органы опеки и в Ишалинское сельское поселение с вопросом о предоставлении ей жилья, однако устно отказывали. Квартира по адресу: <адрес> состоит из 1 комнаты, имеет площадь 18 кв.м., находится в общежитии. В ней зарегистрированы 4 человека: она, её сестра ФИО15 сын сестры ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, брат матери ФИО14 В ДД.ММ.ГГГГ обратилась в органы опеки за справками для учебы в университете. В разговоре со специалистами отдела опеки выяснилось, что она имеет право на обеспечение жильем. Собрала необходимые документы, получила отказ и.о. начальника УСЗН Аргаяшского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ во включении в Список граждан по Аргаяшскому муниципальному району Челябинской области от 18 лет и старше, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии со ст. 17 Закона Челябинской области № 212-ЗО от 25.10.2007. В данном отказе указано, что на момент подачи заявления ей исполнилось 24 года, и она не может быть постановлена в очередь.
Истец Юлдашева Д.Р. в судебном заседании на иске настаивала, пояснила, что по месту учебы ей никто не разъяснял право встать на учет на получение жилья, органы опеки и попечительства также не разъяснили ей порядок и срок постановки на учет.
Представители ответчика – Управления социальной защиты населения Аргаяшского муниципального района, третьих лиц – администрации Аргаяшского муниципального района, администрации Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Юлдашева Д.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании распоряжения главы Аргаяшского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ признана оставшейся без попечения родителей и нуждающейся в государственной защите. Отец Юлдашев Р.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Юлдашева В.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы Аргаяшского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Юлдашева Р.Р. назначена попечителем над несовершеннолетней Юлдашевой Д.Р.. За Юлдашевой Д.Р. закреплено жильё по адресу: <адрес>
Письмом и.о. начальника Управления социальной защиты населения Аргаяшского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Юлдашевой Д.Р. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 17 Закона Челябинской области № 212-ЗО от 25.10.2007, поскольку на момент подачи заявления возраст истца составляет 24 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Условия и порядок обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Статьей 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 1).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
В судебном заседании установлено, что Юлдашева Д.Р. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила обучение в ГУ НПО «Профессиональный лицей № 30» в г. Кыштым Челябинской области. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Юлдашева Д.Р. обучалась в ФГБОУВО «Южно-Уральский государственный аграрный университет» г. Троицк Челябинской области.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области недвижимого имущества в собственности Юлдашевой Д.Р. не имеется, что подтверждается Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из материалов дела, Юлдашева Д.Р. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>
Указанное жилое помещение предоставлено матери истца - ФИО19 на основании ордера, выданного администрацией Ишалинского сельского Совета ДД.ММ.ГГГГ, с целью проживания её и членов её семьи: ФИО20, ФИО21
Согласно справке администрации Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района по адресу: <адрес> зарегистрированы: ФИО22
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
На основании решения Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района от 29 августа 2014 г. № 87 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 9 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека.
Общая площадь жилого помещения, предоставленного истцу по договору социального найма, составляет 18 кв.м. При разделе площади жилья на 4 человека, на каждого члена семьи приходится по 4, 5 кв.м. (18 : 4), что менее учетной нормы. Таким образом, Юлдашева Д.Р. является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В настоящее время истец проживает совместно со своей сестрой Юлдашевой Р.Р. и её семьей в арендованной квартире в г. Челябинск.
Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов, осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
В соответствии с ч. 3 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие, что орган опеки принял меры по защите жилищных прав истца, в частности по реализации права на обеспечение вне очереди жилым помещением, а также по включению истца в установленном порядке в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В период нахождения Юлдашевой Д.Р. под опекой и попечительством, уполномоченные органы, должны были осуществить специальный учет истца как лица, имеющего право на внеочередное предоставление жилого помещения после пребывания в государственных детских учреждениях, в которых он находился на воспитании. Указанная обязанность носит публичный характер, является условием реализации права на жилище данной категории граждан. Неисполнение такой обязанности не может рассматриваться в качестве обстоятельства, препятствующего реализации права гражданина на получение жилого помещения во внеочередном порядке.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа должны до достижения ими возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. В случае признания причин, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013)
К числу таких причин в абз. 26 данного Обзора отнесено ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации также обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» одной из основных задач органов опеки и попечительства является контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 31, ст. 34 Гражданского кодекса РФ опекуны и попечители действуют в защиту прав своих подопечных в отношениях с любыми лицами; полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного, полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на соответствующий орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.
Доказательств того, что после отчисления Юлдашевой Д.Р. из учебного учреждения органами опеки и попечительства проводилась с ней разъяснительная работа по поводу реализации ею жилищных прав, разъяснялось право на обращение с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сроки обращения с таким заявлением, материалы дела не содержат.
Из объяснений Юлдашевой Д.Р. следует, что о своем праве на предоставление жилого помещения ей стало известно только в 2018 году.
В данном случае совокупность представленных доказательств указывает на наличие объективных и уважительных причин, к которым относятся непринятие органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями мер по постановке Юлдашевой Д.Р. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не позволившим ей своевременно, до достижения возраста 18 лет, обратиться в орган исполнительной власти по месту фактического проживания на территории Аргаяшского муниципального района с соответствующим заявлением.
Включение детей-сирот и лиц из их числа в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, должно осуществляться на основании признания указанных лиц нуждающимися в предоставлении жилых помещений. Нуждаемость в предоставлении жилых помещений устанавливается на основании определения обеспеченности жилым помещением на праве собственности или по договору социального найма и признания невозможности проживания в занимаемом жилом помещении.
Поскольку в настоящее время Юлдашева Д.Р. не имеет в собственности жилое помещение, имеет в пользовании жилое помещение совместно с иными лицами менее учетной нормы, в силу вышеизложенных причин право на получение жилья не реализовала, суд полагает, что Юлдашева Д.Р. имеет право на предоставление ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что причиной отсутствия Юлдашевой Д.Р. в списках детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, явилось не бездействие со стороны истца, а ненадлежащее выполнение обязанностей по защите её прав как в период, когда она была несовершеннолетней так и по достижении возраста 18 лет, её опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства, опекуном Юлдашевой Д.Р. по достижению ею совершеннолетия не были приняты меры к постановке истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, отсутствуют доказательства разъяснения ее права на жилье со стороны уполномоченных органов.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд полагает необходимым восстановить Юлдашевой Д.Р. срок для включения в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, по Аргаяшскому муниципальному району Челябинской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Юлдашевой Д.Р. удовлетворить.
Восстановить Юлдашевой Д.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, срок для включения в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, по Аргаяшскому муниципальному району Челябинской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Аргаяшский районный суд.
Председательствующий:
Согласовано, судья Сиражитдинова Ю.С.: