Решение по делу № 2-834/2023 от 18.04.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 сентября 2023 г. г. Тайшет

Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Раскарзенок Н.Н., при секретаре Кравец О.В., с участием помощника Тайшетского межрайонного прокурора Байминовой Б.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-834/2023 по исковому заявлению Тайшетского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования Тайшетский район к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 14 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю»о возложении обязанности произвести лесовосстановление,

УСТАНОВИЛ:

Тайшетский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и муниципального образования Тайшетский район, указывая в обоснование, что Тайшетской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за соблюдением лесопользователями требований лесного законодательства в деятельности Федерального казенного учреждения «Колония-поселение» № 14 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (далее - ФКУ КП-14ОУХДГУФСИНРоссии по Красноярскому краю) выявлены факты неисполнения мероприятий по восстановлению лесов на территории Бирюсинского лесничества.

ФКУ КП-14ОУХДГУФСИН России по Красноярскому краюв нарушение требований законодательства о лесопользовании, а также законодательства, регулирующего порядок и сроки проведения лесовосстановления, не проведены своевременные и надлежащие лесовосстановительные мероприятия по воспроизводству лесов.

Установлено, что ФКУ КП-14ОУХДГУФСИН России по Красноярскому краю на основании приказа Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 10.02.2010 № 153-апр «О предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование ФБУ ИК-14ОУХДГУФСИН России по Красноярскому краю в Бирюсинском лесничестве» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок в пределах земель лесного фонда в границах определенных планом лесного участка с номером учетной записи в государственном лесном реестре ДД.ММ.ГГГГ. общей площадью 135762 га, имеющей следующее местоположение: <адрес>, в эксплуатационных лесах:

<адрес>

<адрес>

Лесной участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в целях использования лесов для заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины по сплошным рубкам в размере 306,0 тыс. куб. м., в том числе 162,0 тыс. куб. м. по хвойному хозяйству, согласно проектной документации по лесному участку.

Вышеуказанные лесные участки переданы ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 № 178-пп с 15.06.2016. Агентство лесного хозяйства Иркутской области переименовано в Министерство лесного комплекса Иркутской области.

Распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области 01.04.2019 № 1001-мр утверждено положительное заключение эксперта государственной экспертизы «Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краюв целях использования лесов для заготовки древесины на основании приказа Агентства лесного хозяйства от 10.02.2010 № 153-апр, в редакции распоряжения агентства лесного хозяйства о внесении изменений в приказ от 23.10.2013 № 2378-агр, в пределах земель лесного фонда Бирюсинского лесничества.

В пункте «о» Условий использования лесного участка, предоставленного ФБУ ИК-14ОУХДГУФСИН России по Красноярскому краю в постоянное (бессрочное пользование на территории Бирюсинского лесничества» установлена обязанность ФБУ ИК-14ОУХДГУФСИН России по Красноярскому краю осуществлять на лесном участке лесовосстановительные мероприятия в соответствии с проектами лесовосстановления на соответствующий год, которые ежегодно разрабатываются пользователем лесного участка (Приложение № 5 к приказу Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 10.02.2010 № 154-мпр «О предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование ФБУ ИК-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краюв Бирюсинском лесничестве».

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 10.11.2014 № 610 ФБУ ИК-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю переименовано в ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю. Следовательно, лесные участки находятся в постоянном бессрочном пользовании ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Согласно реестру площадей, составленному сотрудниками территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Бирюсинскому лесничеству не выполнены мероприятия по восстановлению в 2022 на участках, имеющих следующее местоположение:

1)            <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Проект лесовосстановления у ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю отсутствует.

Таким образом, ФКУ КП-14ОУХДГУФСИН России по Красноярскому краюне исполнило обязанность по проведению работ по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.

В связи с указанным Тайшетский межрайонный прокурор просит суд обязать ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю разработать проект лесовосстановления до 30.07.2023.; обязать ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю выполнить работы по лесовосстановлению в срок до ДД.ММ.ГГГГ. на следующих лесных участках Бирюсинского лесничества, предоставленным ТУ МЛК Иркутской области по Бирюсинскому лесничеству:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

В судебном заседании помощник Тайшетского межрайонного прокурора Байминова Б.Н. поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю и третьих лиц: ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России по доверенностям Домрачева Г.В., о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, согласно представленным возражениям, исковые требования не признала, поскольку Приказом Минюста России № 78 от 26 мая 2022 г. «О ликвидации федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 14 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» проводятся ликвидационные мероприятия. В соответствии с данным приказом, правопреемником данного учреждения является ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю.

В связи с ликвидацией данного учреждения проведение лесовосстановительных работ невозможно ввиду отсутствия персонала, по факту колонии в настоящее время не существует, сотрудники и работники данного учреждения переведены в другие исправительные учреждения.

Вместе с тем не решен вопрос о передаче лесных участков ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю.

В связи с чем, проводить лесовосстановительные мероприятия на лесных участках, находящихся в постоянном бессрочном пользовании ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю не вправе, поскольку данные лесные участки ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю не передавались.

На основании изложенного, представитель ответчика просит суд отказать Тайшетской межрайонной прокуроре в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской области, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ неявка одной из сторон не является препятствием к рассмотрению дела, в связи, с чем суд, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав доводы помощника Тайшетского межрайонного прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статьям 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу статей 1, 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» леса и иная растительность как компоненты природной среды являются объектами охраны окружающей среды.

С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.

По требованию пунктов 1, 2 статьи 61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами. Лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.

Статьей 12 Лесного кодекса РФ определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (ч. 1); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

В соответствии со ст. 25 Лесного кодекса РФ одним из видов использования лесов является заготовка древесины.

В силу ч. 1 ст. 61Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.

Согласно п. 2 ч. 2 статьи 61 Лесного кодекса РФ воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.

Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (ч. 3 ст. 61 Лесного кодекса РФ).

Положениями ст. 62 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.

Лесовосстановление проводится лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений (ч. 5).

Частями 1 и 2 ст. 89.1 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению, составляют проект лесовосстановления. Состав проекта лесовосстановления, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Требования к составу проекта лесовосстановления, порядку разработки проекта лесовосстановления и внесению в него изменений содержатся в Приказе Минприроды России от 29.12.2021 № 1024 «Об утверждении Правил лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления».

Согласно п. 2 указанных Правил лесовосстановление состоит из комплекса природных процессов, в том числе обусловленных специальными технологическими и организационными мероприятиями, по образованию молодых сомкнутых лесных насаждений (молодняков) основных лесных древесных пород на землях, предназначенных для лесовосстановления. Лесовосстановление включает в себя: планирование - определение местоположения и ежегодный учет площадей земель;обследование участков земель (далее - обследование);проектирование работ по лесовосстановлению; выполнение работ по лесовосстановлению; приемку выполненных работ по лесовосстановлению (далее - приемка работ);инвентаризацию мероприятий по искусственному и комбинированному лесовосстановлению.

В соответствии с п. 6 Правил лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации

Согласно п. 7.1 указанных Правил лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению в субъекте Российской Федерации, на территории которого проведена рубка лесных насаждений, либо по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на территориях иных субъектов Российской Федерации, определенных таким федеральным органом исполнительной власти, на площади, равной плошали вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через три года со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением случаев, перечисленных в законе), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.

Судом установлено, что ФБУ ИК-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю на основании приказа Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 10.02.2010 № 153-апр «О предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование ФБУ ИК-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю в Бирюсинском лесничестве» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок в пределах земель лесного фонда в границах определенных планом лесного участка с номером учетной записи в государственном лесном реестре от ДД.ММ.ГГГГ., общей площадью 135762 га, имеющей следующее местоположение: <адрес>, в эксплуатационных лесах:

<адрес>

<адрес>

Лесной участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в целях использования лесов для заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины по сплошным рубкам в размере 306,0 тыс. куб. м., в том числе 162,0 тыс. куб. м. по хвойному хозяйству, согласно проектной документации по лесному участку.

Факт передачи вышеуказанных лесных участков ФБУ ИК-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю подтверждается актом приема - передачи лесного участка в целях использования лесов для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. в постоянном (бессрочном) пользовании ФБУ ИК-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю находится лесной участок, категории земель: земли лесного фонда, общей площадью 135 762 га, адрес объекта: <адрес> на основании приказа Агентства лесного хозяйства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ -апр.

Пунктом «о» Условий использования лесного участка, предоставленного ФБУ ИК-14ОУХДГУФСИН России по Красноярскому краю в постоянное (бессрочное) пользование на территории Бирюсинского лесничества», являющихся приложением № 3 к приказу Агентства лесного хозяйства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ -апр установлена обязанность ФБУ ИК-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю осуществлять на лесном участке лесовосстановительные мероприятия в соответствии с проектами лесовосстановления на соответствующий год, которые ежегодно разрабатываются пользователем.

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от ДД.ММ.ГГГГ. ФБУ ИК-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю переименовано в ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю.

ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю разработан проект освоения лесов на период ДД.ММ.ГГГГ. на лесном участке, переданном в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю для заготовки древесины на территории Бирюсинского лесничества муниципального образования «Тайшетский район» Иркутской области.

Распоряжением министерства лесного комплекса Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ -мр утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю в целях использования лесов для заготовки древесины на основании приказа Агентства лесного хозяйства Иркутской областиот ДД.ММ.ГГГГ. -апр, в редакции распоряжения агентства лесного хозяйства о внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ. -агр, в пределах земель лесного фонда Бирюсинского лесничества.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела,ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю осуществлялась рубка лесных насаждений на лесном участке,предоставленном в постоянное (бессрочное) пользование на основании приказа Агентства лесного хозяйства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ -апр.

Вместе с тем, проект лесовосстановления в ФКУ КП-14ОУХДГУФСИН России по Красноярскому краю не разработан, работы по лесовосстановлению не произведены.

Согласно реестру площадей, ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краюне проведены мероприятия по лесовосстановлению в 2022 году на следующих участках:

1)            <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Таким образом, как следует из материалов дела,ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю не исполнило обязанность по проведению работ по лесовосстановления на лесном участке, предоставленном в постоянное (бессрочное) пользованиена основании приказа Агентства лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Мероприятия по лесовосстановлению обеспечивают восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов, поэтому невыполнение ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю своих обязанностей наносит вред экологической системе, что является недопустимым. Мероприятия по лесовосстановлению являются неотъемлемым элементом охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающим соблюдение конституционных прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В свою очередь, бездействие ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, выражающееся в непринятии своевременных мер к обеспечению лесовосстановительных мероприятий, нарушает права и интересы Российской Федерации, права граждан на гарантированную Конституцией РФ благоприятную окружающую среду.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. установлено ликвидировать федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 14 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (далее-учреждение) и установлено, что правопреемником учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, является федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 24 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 14 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» находится в стадии ликвидации с 14.09.2022., председатель ликвидационной комиссии ФИО9

Таким образом,ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю находится в стадии ликвидации, однако вопрос в части использования вышеуказанных лесных участков правопреемником не решен.

Вместе с тем, поскольку ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю в настоящее время не ликвидировано, что не освобождает его от исполнения обязанности по проведению работ по лесовосстановлении, суд находит требования прокурора о возложении на ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю обязанности по разработке проекта лесовосстановления и выполнения работ по лесовосстановлению на вышеуказанных лесных участках подлежащими удовлетворению.

Учитывая вышеуказанные нормы правил, существо выявленных нарушений, суд полагает возможным установить срок исполнения требования о разработке проекта восстановления до ДД.ММ.ГГГГ., требования о выполнении работ по лесовосстановлению до ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик в силу ст. 333.36 п. 1п. п. 19 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Тайшетского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и муниципального образования Тайшетский район, удовлетворить.

Обязать ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю разработать проект лесовосстановления в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю выполнить работы по лесовосстановлению в срок до ДД.ММ.ГГГГ. на следующих лесных участках Бирюсинского лесничества, предоставленных ТУ МЛК Иркутской области по Бирюсинскому лесничеству:

1)            <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Н. Раскарзенок

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 сентября 2023 г. г. Тайшет

Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Раскарзенок Н.Н., при секретаре Кравец О.В., с участием помощника Тайшетского межрайонного прокурора Байминовой Б.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-834/2023 по исковому заявлению Тайшетского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования Тайшетский район к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 14 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю»о возложении обязанности произвести лесовосстановление,

УСТАНОВИЛ:

Тайшетский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и муниципального образования Тайшетский район, указывая в обоснование, что Тайшетской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за соблюдением лесопользователями требований лесного законодательства в деятельности Федерального казенного учреждения «Колония-поселение» № 14 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (далее - ФКУ КП-14ОУХДГУФСИНРоссии по Красноярскому краю) выявлены факты неисполнения мероприятий по восстановлению лесов на территории Бирюсинского лесничества.

ФКУ КП-14ОУХДГУФСИН России по Красноярскому краюв нарушение требований законодательства о лесопользовании, а также законодательства, регулирующего порядок и сроки проведения лесовосстановления, не проведены своевременные и надлежащие лесовосстановительные мероприятия по воспроизводству лесов.

Установлено, что ФКУ КП-14ОУХДГУФСИН России по Красноярскому краю на основании приказа Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 10.02.2010 № 153-апр «О предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование ФБУ ИК-14ОУХДГУФСИН России по Красноярскому краю в Бирюсинском лесничестве» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок в пределах земель лесного фонда в границах определенных планом лесного участка с номером учетной записи в государственном лесном реестре ДД.ММ.ГГГГ. общей площадью 135762 га, имеющей следующее местоположение: <адрес>, в эксплуатационных лесах:

<адрес>

<адрес>

Лесной участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в целях использования лесов для заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины по сплошным рубкам в размере 306,0 тыс. куб. м., в том числе 162,0 тыс. куб. м. по хвойному хозяйству, согласно проектной документации по лесному участку.

Вышеуказанные лесные участки переданы ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 № 178-пп с 15.06.2016. Агентство лесного хозяйства Иркутской области переименовано в Министерство лесного комплекса Иркутской области.

Распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области 01.04.2019 № 1001-мр утверждено положительное заключение эксперта государственной экспертизы «Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краюв целях использования лесов для заготовки древесины на основании приказа Агентства лесного хозяйства от 10.02.2010 № 153-апр, в редакции распоряжения агентства лесного хозяйства о внесении изменений в приказ от 23.10.2013 № 2378-агр, в пределах земель лесного фонда Бирюсинского лесничества.

В пункте «о» Условий использования лесного участка, предоставленного ФБУ ИК-14ОУХДГУФСИН России по Красноярскому краю в постоянное (бессрочное пользование на территории Бирюсинского лесничества» установлена обязанность ФБУ ИК-14ОУХДГУФСИН России по Красноярскому краю осуществлять на лесном участке лесовосстановительные мероприятия в соответствии с проектами лесовосстановления на соответствующий год, которые ежегодно разрабатываются пользователем лесного участка (Приложение № 5 к приказу Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 10.02.2010 № 154-мпр «О предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование ФБУ ИК-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краюв Бирюсинском лесничестве».

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 10.11.2014 № 610 ФБУ ИК-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю переименовано в ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю. Следовательно, лесные участки находятся в постоянном бессрочном пользовании ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Согласно реестру площадей, составленному сотрудниками территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Бирюсинскому лесничеству не выполнены мероприятия по восстановлению в 2022 на участках, имеющих следующее местоположение:

1)            <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Проект лесовосстановления у ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю отсутствует.

Таким образом, ФКУ КП-14ОУХДГУФСИН России по Красноярскому краюне исполнило обязанность по проведению работ по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.

В связи с указанным Тайшетский межрайонный прокурор просит суд обязать ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю разработать проект лесовосстановления до 30.07.2023.; обязать ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю выполнить работы по лесовосстановлению в срок до ДД.ММ.ГГГГ. на следующих лесных участках Бирюсинского лесничества, предоставленным ТУ МЛК Иркутской области по Бирюсинскому лесничеству:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

В судебном заседании помощник Тайшетского межрайонного прокурора Байминова Б.Н. поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю и третьих лиц: ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России по доверенностям Домрачева Г.В., о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, согласно представленным возражениям, исковые требования не признала, поскольку Приказом Минюста России № 78 от 26 мая 2022 г. «О ликвидации федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 14 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» проводятся ликвидационные мероприятия. В соответствии с данным приказом, правопреемником данного учреждения является ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю.

В связи с ликвидацией данного учреждения проведение лесовосстановительных работ невозможно ввиду отсутствия персонала, по факту колонии в настоящее время не существует, сотрудники и работники данного учреждения переведены в другие исправительные учреждения.

Вместе с тем не решен вопрос о передаче лесных участков ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю.

В связи с чем, проводить лесовосстановительные мероприятия на лесных участках, находящихся в постоянном бессрочном пользовании ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю не вправе, поскольку данные лесные участки ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю не передавались.

На основании изложенного, представитель ответчика просит суд отказать Тайшетской межрайонной прокуроре в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской области, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ неявка одной из сторон не является препятствием к рассмотрению дела, в связи, с чем суд, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав доводы помощника Тайшетского межрайонного прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статьям 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу статей 1, 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» леса и иная растительность как компоненты природной среды являются объектами охраны окружающей среды.

С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.

По требованию пунктов 1, 2 статьи 61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами. Лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.

Статьей 12 Лесного кодекса РФ определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (ч. 1); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

В соответствии со ст. 25 Лесного кодекса РФ одним из видов использования лесов является заготовка древесины.

В силу ч. 1 ст. 61Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.

Согласно п. 2 ч. 2 статьи 61 Лесного кодекса РФ воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.

Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (ч. 3 ст. 61 Лесного кодекса РФ).

Положениями ст. 62 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.

Лесовосстановление проводится лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений (ч. 5).

Частями 1 и 2 ст. 89.1 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению, составляют проект лесовосстановления. Состав проекта лесовосстановления, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Требования к составу проекта лесовосстановления, порядку разработки проекта лесовосстановления и внесению в него изменений содержатся в Приказе Минприроды России от 29.12.2021 № 1024 «Об утверждении Правил лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления».

Согласно п. 2 указанных Правил лесовосстановление состоит из комплекса природных процессов, в том числе обусловленных специальными технологическими и организационными мероприятиями, по образованию молодых сомкнутых лесных насаждений (молодняков) основных лесных древесных пород на землях, предназначенных для лесовосстановления. Лесовосстановление включает в себя: планирование - определение местоположения и ежегодный учет площадей земель;обследование участков земель (далее - обследование);проектирование работ по лесовосстановлению; выполнение работ по лесовосстановлению; приемку выполненных работ по лесовосстановлению (далее - приемка работ);инвентаризацию мероприятий по искусственному и комбинированному лесовосстановлению.

В соответствии с п. 6 Правил лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации

Согласно п. 7.1 указанных Правил лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению в субъекте Российской Федерации, на территории которого проведена рубка лесных насаждений, либо по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на территориях иных субъектов Российской Федерации, определенных таким федеральным органом исполнительной власти, на площади, равной плошали вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через три года со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением случаев, перечисленных в законе), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.

Судом установлено, что ФБУ ИК-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю на основании приказа Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 10.02.2010 № 153-апр «О предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование ФБУ ИК-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю в Бирюсинском лесничестве» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок в пределах земель лесного фонда в границах определенных планом лесного участка с номером учетной записи в государственном лесном реестре от ДД.ММ.ГГГГ., общей площадью 135762 га, имеющей следующее местоположение: <адрес>, в эксплуатационных лесах:

<адрес>

<адрес>

Лесной участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в целях использования лесов для заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины по сплошным рубкам в размере 306,0 тыс. куб. м., в том числе 162,0 тыс. куб. м. по хвойному хозяйству, согласно проектной документации по лесному участку.

Факт передачи вышеуказанных лесных участков ФБУ ИК-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю подтверждается актом приема - передачи лесного участка в целях использования лесов для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. в постоянном (бессрочном) пользовании ФБУ ИК-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю находится лесной участок, категории земель: земли лесного фонда, общей площадью 135 762 га, адрес объекта: <адрес> на основании приказа Агентства лесного хозяйства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ -апр.

Пунктом «о» Условий использования лесного участка, предоставленного ФБУ ИК-14ОУХДГУФСИН России по Красноярскому краю в постоянное (бессрочное) пользование на территории Бирюсинского лесничества», являющихся приложением № 3 к приказу Агентства лесного хозяйства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ -апр установлена обязанность ФБУ ИК-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю осуществлять на лесном участке лесовосстановительные мероприятия в соответствии с проектами лесовосстановления на соответствующий год, которые ежегодно разрабатываются пользователем.

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от ДД.ММ.ГГГГ. ФБУ ИК-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю переименовано в ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю.

ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю разработан проект освоения лесов на период ДД.ММ.ГГГГ. на лесном участке, переданном в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю для заготовки древесины на территории Бирюсинского лесничества муниципального образования «Тайшетский район» Иркутской области.

Распоряжением министерства лесного комплекса Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ -мр утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю в целях использования лесов для заготовки древесины на основании приказа Агентства лесного хозяйства Иркутской областиот ДД.ММ.ГГГГ. -апр, в редакции распоряжения агентства лесного хозяйства о внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ. -агр, в пределах земель лесного фонда Бирюсинского лесничества.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела,ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю осуществлялась рубка лесных насаждений на лесном участке,предоставленном в постоянное (бессрочное) пользование на основании приказа Агентства лесного хозяйства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ -апр.

Вместе с тем, проект лесовосстановления в ФКУ КП-14ОУХДГУФСИН России по Красноярскому краю не разработан, работы по лесовосстановлению не произведены.

Согласно реестру площадей, ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краюне проведены мероприятия по лесовосстановлению в 2022 году на следующих участках:

1)            <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Таким образом, как следует из материалов дела,ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю не исполнило обязанность по проведению работ по лесовосстановления на лесном участке, предоставленном в постоянное (бессрочное) пользованиена основании приказа Агентства лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Мероприятия по лесовосстановлению обеспечивают восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов, поэтому невыполнение ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю своих обязанностей наносит вред экологической системе, что является недопустимым. Мероприятия по лесовосстановлению являются неотъемлемым элементом охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающим соблюдение конституционных прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В свою очередь, бездействие ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, выражающееся в непринятии своевременных мер к обеспечению лесовосстановительных мероприятий, нарушает права и интересы Российской Федерации, права граждан на гарантированную Конституцией РФ благоприятную окружающую среду.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. установлено ликвидировать федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 14 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (далее-учреждение) и установлено, что правопреемником учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, является федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 24 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 14 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» находится в стадии ликвидации с 14.09.2022., председатель ликвидационной комиссии ФИО9

Таким образом,ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю находится в стадии ликвидации, однако вопрос в части использования вышеуказанных лесных участков правопреемником не решен.

Вместе с тем, поскольку ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю в настоящее время не ликвидировано, что не освобождает его от исполнения обязанности по проведению работ по лесовосстановлении, суд находит требования прокурора о возложении на ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю обязанности по разработке проекта лесовосстановления и выполнения работ по лесовосстановлению на вышеуказанных лесных участках подлежащими удовлетворению.

Учитывая вышеуказанные нормы правил, существо выявленных нарушений, суд полагает возможным установить срок исполнения требования о разработке проекта восстановления до ДД.ММ.ГГГГ., требования о выполнении работ по лесовосстановлению до ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик в силу ст. 333.36 п. 1п. п. 19 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Тайшетского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и муниципального образования Тайшетский район, удовлетворить.

Обязать ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю разработать проект лесовосстановления в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ФКУ КП-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю выполнить работы по лесовосстановлению в срок до ДД.ММ.ГГГГ. на следующих лесных участках Бирюсинского лесничества, предоставленных ТУ МЛК Иркутской области по Бирюсинскому лесничеству:

1)            <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Н. Раскарзенок

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

2-834/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Тайшетский межрайонный прокурор
Ответчики
Председатель ликвидационной комиссии фку кп-14 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю
ФКУ КП-14 ГУФСИН России по Красноярскому краю
Другие
ФСИН России
ФКУ ИК24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю
Министрерство лесного комплекса Иркутской области
ГУФСИН России по Красноярскому краю
Суд
Тайшетский городской суд Иркутской области
Судья
Раскарзёнок Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
taishetsky.irk.sudrf.ru
18.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2023Передача материалов судье
18.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.05.2023Предварительное судебное заседание
22.05.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.07.2023Предварительное судебное заседание
01.08.2023Судебное заседание
29.08.2023Судебное заседание
04.09.2023Судебное заседание
06.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее