Дело № 2-2199/20212
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 августа 2022 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Калгановой С.В., при помощнике Цурцумия К.М., с участием истца Рыбачук С.И., представителя истца Некрасовой Л.А., представителя ответчика Лебедева М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Рыбачук С.И. к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда РФ по г.Севастополю о обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась с иском к ответчику, в котором просит признать за Рыбачук С.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 8, ст.35 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ с 10.12.2021 г., признать отказ ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе № от 21.02.2022 года в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ противоправным, обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю засчитать в страховой стаж периоды работы, указанные в трудовой книжке и справках работодателя:
с 01.01:1991 по 15.08.1994, с 16.08.1994 по 31.12.2001, с 16.08.1994 г. по 31.12.2001 с 01.01.2002 по 16 марта 2014 г.; учесть справки о зарплате за период с 06.07.1983 по 15.08.1994, с 16.08.1994 по 31.12.2001 г. по заявлению о назначении пенсии от 25.11.2021 г. с даты возникновения права, а именно с 10.12.2021 г., обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю назначить мне, Рыбачук С.И., страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8, ч. 1 ст. 22, ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» от28.12.2013 г. №400ФЗ с 10.12.2021 г. и выплатить образовавшуюся задолженность, признать за истцом право на включение в страховой стаж и исчисление страховых взносов за периоды работы с 01.01.2002 по 16.03.2014 г. в соответствии с 6 ФКЗ, 208 ФЗ, обязать ответчика засчитать и исчислить страховые взносы за период ее деятельности с 01.01.2002 г. по 16.03.2014 г. в соответствии с 208 ФЗ с 10.12.2021 г.
Требования мотивированы тем, что истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако при назначении пенсии ответчиком не были включены вышеуказанные периоды в связи с отсутствием справок и ответов из компетентных органов Украины и отсутствием ИПК 21. Однако истец считает, что имеет право на включение всех периодов трудовой деятельности в страховой стаж для полного формирования страховой пенсии по старости.
Истец Рыбачук С.И., представитель истца Некрасова Л.А. в судебном заседании на иске настаивали по вышеизложенным основаниям.
Представитель Государственного учреждения –Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю Лебедев М.С. просил в иске истцу отказать, по основаниям изложенным в возражениях.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела Рыбачук С.И. обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе с заявлением от 25.11.2021 № об установлении страховой пенсии по старости в соответствии Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В результате рассмотрения заявления от 25.11.2021 и имеющихся документ решением Отделения от 21.02.2022 № Рыбачук С.И. было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием величины индивидуального пенсионного коэффициента 21, установленной ст. 8, ст. Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Периоды работы Рыбачук С.И. с 01.01.1991 по 15.08.1994 г., с 16.08.1994 по 31.12.2001 и с 01.01.2002 по 01.10.2014 на территории Украины по мнению ответчика подлежат обязательной документальной проверке в силу требован законодательства. Территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации направлены соответствующие запросы в компетентные органы Украины с целью подтверждения спорных периодов работы и уплаты страховых взносов. Однако, запрашиваемые документы и сведения в подтверждение спорный периодов работы истца в адрес территориального органа Пенсионного фон Российской Федерации в г. Севастополе не поступили и в его распоряжении отсутствуют. Согласно предоставленным и имеющимся в распоряжении пенсионного орган документам и сведениям страховой стаж истца составил 12 лет 11 месяцев, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 16,446.
Решением УФМС России от 24.04.2015 Рыбачук С.И. признана гражданином Российской Федерации, 29.05.2015 ей выдан паспорт гражданина Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Поскольку факт проживания Рыбачук С.И. на территории г.Севастополь по состоянию на 18.03.2014г. подтвержден вступившим в законную силу решением суда, при расчете пенсии истцу подлежат применению положения Федерального закона № 208-ФЗ, которыми установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18.03.2014 на территории республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400 - ФЗ «право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет».
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018 года № 350-ФЗ «Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года,.. ., страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков».
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400 - ФЗ «Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа».
Согласно ч. 2 ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400 - ФЗ «минимальная продолжительность страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости в 2020 году составляет 11 лет».
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400 - ФЗ «Страховая пенсия по старости назначается при наличии ИПК не менее 30».
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400 - ФЗ «минимальная величина ИПК для назначения страховой пенсии по старости в 2020 году составляет 18,6 баллов».
Частью 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с этим федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данному положению корреспондирует часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» регламентирующая, что с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 26 октября 2017 года № 2333-О указал, что положения частей 1 и 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» направлены на достижение целей интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Российскую Федерацию, в части правового регулирования социальной защиты посредством распространения на названную выше категорию граждан предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий обеспечения пенсиями, пособиями и мерами социальной поддержки с предоставлением возможности реализации социальных прав в объеме не ниже приобретенного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города Севастополя на момент их принятия в состав Российской Федерации.
Таким образом, положения Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 208-ФЗ от 21 июля 2014 года, содержащие льготные условия для назначения пенсии для таких граждан, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании федерального Конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. Периоды, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Из письменных материалов дела следует, что истец является гражданкой Российской Федерации, приобретшей гражданство в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь», как постоянно проживающая на территории Севастополя с 2009 года, в том числе по состоянию на 18 марта 2014 года и зарегистрирована в г. Севастополе 17 августа 2012 года.
Таким образом, доводы стороны ответчика о необходимости подтверждения истцом периодов работы до 31 декабря 2014 года на территории Украины компетентными органами, в том числе и ссылка на Соглашение 1992 года, являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права.
Истец Рыбачук С.И. не является гражданином, прибывшим на территорию Российской Федерации, в связи с чем, на нее распространяются положения указанного выше Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 208-ФЗ от 21 июля 2014 года, предусматривающего иной порядок пенсионного обеспечения граждан проживающих в Республике Крым на момент ее вхождения в состав Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Часть вторая предполагает, что периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствие со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Не предоставление государственными органами сведений, подтверждающих трудовой стаж истца, не может являться основанием для лишения истца права на установление страховой пенсии по старости, гарантированное Конституцией Российской Федерации.
Периоды работы истца в Украине в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 208-ФЗ от 21 июля 2014 года с 01 января 1991 года по 31 декабря 2001 года засчитываются в общий трудовой (страховой) стаж при условии их документального подтверждения справками работодателя, трудовой книжкой, или справками, выдаваемыми соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Как указывалось выше, в материалы пенсионного (выплатного) дела истцом представлена трудовая книжка установленного образца. Трудовая книжка пенсионным органом принята, недействительной, незаконно выданной или оформленной не в соответствии с действующим законодательством не признана.
В силу п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденных Постановлением Правительств Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с справкой о заработной плате от 10.01.2020 №3 №4, №6, №5 Житомирской универсальной базы истцу с июля 1983 г. по сентябрь 1986 г., с февраля 1988 по 1992 г., июль, август 1994 г. выплачивалась заработная плата с которой начислены страховые взносы.
Согласно трудовой книжки истец с 06.07.1983 г. по 15.08.1994 г. работала на различных должностях в Житомирская универсальная база, с 16.08.1994 г. по 01.10.2014 г. в Частной фирме «Айсберг».
Разрешая заявленные требования Рыбачук С.И. оценив представленные доказательства, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд исходит из того, что периоды работы истца подтверждаются записями в трудовой книжке, содержащими сведения о приеме на работу и увольнении содержат ссылки на соответствующие приказы работодателя, послужившие основанием к их внесению, записи внесены последовательно с соблюдением нумерации и заверены подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия, в связи с чем требования о включении периодов работы в общий страховой стаж с 01.01.1991 по 15.08.1994, с 16.08.1994 по 31.12.2001, с 16.08.1994 г. по 31.12.2001 с 01.01.2002 по 16 марта 2014 г. подлежат удовлетворению.
Соглашение Стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых Государств в области пенсионного обеспечения», на которое ссылается пенсионный орган с своем решении, не может применяется к рассматриваемой ситуации, т.к. гражданство Российской Федерации получено Рыбачук С.И. не как иностранным гражданином, принявшим гражданство РФ в порядке предусмотренном Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», а в порядке предусмотренном Федеральном конституционным законом «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 № 6-ФКЗ, как лицом постоянно проживавшим на территории г. Севастополя по состоянию на 18.03.2014 г.
Учитывая п.1 ч.1 ст.23 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которым перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и перерасчет должен быть произведен с даты обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, а именно с 04.03.2021 г.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Рыбачук С.И. к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда РФ по г.Севастополю о обязанности совершить определенные действия удовлетворить частично.
Признать за Рыбачук С.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 8, ст.35 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ с 10.12.2021 г.
Признать отказ ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе № от 21.02.2022 года в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ противоправным.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю засчитать в страховой стаж периоды работы, указанные в трудовой книжке и справках работодателя:
с 01.01:1991 по 15.08.1994, с 16.08.1994 по 31.12.2001, с 16.08.1994 г. по 31.12.2001 с 01.01.2002 по 16 марта 2014 г.; учесть справки о зарплате за период с 06.07.1983 по 15.08.1994, с 16.08.1994 по 31.12.2001 г. по заявлению о назначении пенсии от 25.11.2021 г. с даты возникновения права, а именно с 10.12.2021 г.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю назначить Рыбачук С.И., страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8, ч. 1 ст. 22, ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» от28.12.2013 г. №400ФЗ с 10.12.2021 г.
Признать за Рыбачук С.И. право на включение в страховой стаж и исчисление страховых взносов за периоды работы с 01.01.2002 по 16.03.2014 г. в соответствии с Федеральном конституционным законом «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 № 6-ФКЗ, Федеральным законом «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 208-ФЗ от 21 июля 2014 года.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю засчитать и исчислить страховые взносы за период ее деятельности с 01.01.2002 г. по 16.03.2014 г. в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 208-ФЗ от 21 июля 2014 года с 10.12.2021 г.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 19 августа 2022 года.
Судья Ленинского районного суда
города Севастополя С.В.Калганова