Дело № 2а-254/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 июля 2019 года г. Макарьев
Макарьевский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Фадеева А.Ю., при секретаре Боровковой Н.А. с участием представителя администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области Казвирова А.Н., судебного пристава-исполнителя ОСП по Макарьевскому району УФССП по Костромской области Голятиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области к судебному приставу-исполнителю ОСП по Макарьевскому району УФССП по Костромской области Голятиной Ольге Васильевне, к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области об освобождении администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Макарьевскому району УФССП по Костромской области Голятиной О.В. от ДД.ММ.ГГГГ и приостановлении исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в части взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, которое мотивировано тем, что на основании решения Макарьевского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на административного истца возложена обязанность принять комплекс мер по государственной регистрации прав на муниципальное имущество – скважину, водопроводную линию, расположенные в д. Дешуково Макарьевского района Костромской области, а также по государственной регистрации прав на муниципальное имущество – скважину, водопроводную линию, расположенные в д. Торино Макарьевского района Костромской области. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Макарьевскому району Голятиной О.В. от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства № должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок требования исполнительного документа в добровольном порядке администрацией Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области не исполнены, в связи с чем, по данному исполнительному производству судебным приставом-исполнителем ОСП по Макарьевскому району УФССП по Костромской области Голятиной О.В. в отношении административного истца ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. Администрация Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области считает, что её вина в нарушении установленных сроков исполнения требования исполнительного документа отсутствует, так как она предпринимала все зависящие от неё меры для надлежащего исполнения обязательства.
В судебном заседании представитель администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области Казвиров А.Н. поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просил его удовлетворить.
В судебном заседании судебный пристав-исполнитель ОСП по Макарьевскому району УФССП по Костромской области Голятина О.В. оставила разрешение вопроса по административному исковому заявлению на усмотрение суда.
УФССП по Костромской области в судебное заседание представителей не направило, представило заявление, в котором просило рассмотреть дело в отсутствие представителей (л.д. 53-55).
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы исполнительного производства №-ИП, материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
На основании ч. 6 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с частями 11, 12 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Из материалов исполнительного производства №-ИП следует, что решением Макарьевского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № удовлетворены исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области – на администрацию Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области возложены обязанности - в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять комплекс мер по государственной регистрации прав на муниципальное имущество – скважину и водопроводную линию, расположенные в д. Дешуково Макарьевского муниципального района Костромской области, в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять комплекс мер по государственной регистрации прав на муниципальное имущество – водонапорную башню, скважину и водопроводную линию, расположенные в д. Торино Макарьевского муниципального района Костромской области. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ во исполнение указанного решения Макарьевского районного суда Костромской области выдан исполнительный лист серии ФС №.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Макарьевскому району УФССП по Костромской области Голятиной О.В. в отношении администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии указанного постановления. Данное постановление получено администрацией Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Макарьевскому району УФССП по Костромской области Голятиной О.В. в отношении администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50000 руб. Данное постановление получено администрацией Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В силу ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
На основании ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании установлено, что администрацией Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области решение Макарьевского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № к настоящему моменту не исполнено.
Суд признает, что взыскание исполнительского сбора является законным и обоснованным, поскольку администрация Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области была уведомлена о возбуждении в отношении неё исполнительного производства, но требования исполнительного документа не исполнила в установленный пятидневный срок.
Административным истцом не представлено доказательств того, что решение суда исполнено надлежащим образом, в установленные судебным приставом-исполнителем сроки, как и доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Оснований для освобождения администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области от взыскания исполнительского сбора суд не усматривает.
Согласно п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Судом установлено, что после возбуждения исполнительного производства администрацией Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области предприняты меры, направленные на исполнение исполнительного документа, о чём свидетельствует договор №СЭ-ТЭ-038 от ДД.ММ.ГГГГ и заключение технической экспертизы к указанному договору (л.д. 58-75).
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ №, подписанной главой Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области Казвировым А.Н., дотационность бюджета Унженского сельского поселения за 2018 года составила 58,99%, на 2019 – 49,12% (л.д. 11).
Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая степень вины администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области в неисполнении в срок исполнительного документа, суд приходит к выводу о необходимости уменьшения на 1/4 размера взыскиваемого с администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области исполнительского сбора, то есть, до 37 500 (тридцать семь тысяч пятьсот) руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ 1/4 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 37 500 (░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 13 ░░░░ 2019 ░░░░.