<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 августа 2018 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе судьи Булыгиной С.А.
при секретаре Свахиной О.С.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Абаканский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия. Требования мотивированы тем, что при проведении проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта установлено, что на балансе <данные изъяты> - структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» находятся 24 железнодорожных переезда. Три из указанных железнодорожных переездов расположены на участках перегона <адрес>: 1) на <адрес> при пересечении с автомобильной дорогой <адрес> 2) на <адрес> при пересечении автомобильной дороги <адрес>; 3) на <адрес> пути при пересечении автомобильной дороги <адрес>. Несмотря на то, что через данные переезды перемещается значительное количество автомобилей в сутки, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения они не оборудованы. Так, через железнодорожный переезд на <адрес> перемещается до 156 автомобилей в сутки, на 2 <адрес> - 148, на <адрес> - 66. Изложенное свидетельствует о несоблюдении законодательства о железнодорожном транспорте и законодательства, направленного на обеспечение безопасности перемещения автомобильного транспорта через железнодорожные пути. О необходимости принятия мер по соблюдению вышеупомянутого законоположения ДД.ММ.ГГГГ Абаканский транспортный прокурор указывал руководителю Аскизской дистанции пути в представлении. Однако, нарушение при содержании железнодорожных переездов осталось не устранено. В результате несоблюдения требований законодательства об оборудовании железнодорожных переездов не соблюдены интересы неопределённого круга лиц направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, а также случаев травмирования граждан. С учетом уточненных исковых требований просили обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» оборудовать в соответствии с ГОСТ Р 57145-2016 работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, железнодорожные переезды, расположенные на участках перегона <адрес>: <адрес> при пересечении с автомобильной дорогой <адрес>; на <адрес> пути при пересечении автомобильной дороги <адрес>; на <адрес> пути при пересечении автомобильной дороги <адрес>.
В судебном заседании помощник Красноярского транспортного прокурора – Васильева Е.Н., участвующая при рассмотрении настоящего гражданского дела по поручению Абаканского транспортного прокурора, уточненные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что до настоящего времени представление не исполнено, требования законы не выполнены, указала, что при установлении срока исполнения решения суда, просит установить срок на усмотрение суда, который будет необходим для исполнения решения. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» - Шикуткина А.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, представила письменный отзыв, из которого следует, что «ГОСТ Р 57145-2016 Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения» утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> пункту 3.2 ГОСТ Р 57145-2016 зоной контроля, на котором техническими средствами автоматической фотовидеофиксации обеспечивается контроль за дорожным движением, определен участок автомобильной дороги. Из пунктов 6.1, 6.2, 6.3 ГОСТ Р 57145-2016 также следует, что зоны контроля технических средств автоматической фотовидеофиксации должны находиться в пределах участков автомобильных дорог. Указанное свидетельствует о том, что данный ГОСТ разработан для применения на автомобильных дорогах и не подлежит обязательному применению на железнодорожном транспорте. В соответствии с пунктом 4.3 3 ГОСТ Р 57145-2016 места установки стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации должны быть отражены в проектной документации по организации дорожного движения и согласованы в установленном порядке. Места установки передвижных технических средств автоматической фотовидеофиксации должны быть согласованы в установленном порядке. Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ определены ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ, п. 1 ст. 22 которого предусмотрено, что деятельность по организации дорожного движения, как одного из требований по обеспечению безопасности дорожного движения, должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Приказом Минтранса России от 17.03.2015 № 43 утверждены Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения, которые устанавливают требования к проектам и схемам организации дорожного движения. Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что документация по организации дорожного движения разрабатывается в соответствии с данными Правилами и должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области градостроительной деятельности, дорожной деятельности, обеспечения безопасности дорожного движения, экологической безопасности и технического регулирования. В соответствии с п. 27 указанных Правил расстановка работающих в автоматическом режиме средств фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения должна быть включена в проектные решения по организации дорожного движения. При этом, в приложении 1 к Правилам подготовки проектов и схем организации дорожного движения определен примерный перечень исходной информации, необходимой для разработки документации по организации дорожного движения, в том числе: документы территориального планирования, документация по планировке территории, документы стратегического планирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений; материалы инженерных изысканий, результаты исследования существующих и прогнозируемых параметров дорожного движения; общие сведения о территории, в отношении которой осуществляется разработка документации по ОДД, классификация и характеристика дорог, дорожных сооружений; характеристика транспортной инфраструктуры; организация дорожного движения; данные о ДТП в динамике за период не менее трех лет. Таким образом, установка технических средств автоматической фотовидеофиксации осуществляется в соответствии с проектом организации дорожного движения. Согласно п. 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» органы ГИБДД в обязательном порядке согласовывают проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения. При этом, в силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона №196-ФЗ организация дорожного движения, как одно из требований по обеспечению безопасности дорожного движения, относится к полномочиям органов местного самоуправления и является расходными обязательствами муниципальных образований. Реализация данного полномочия осуществляется путем реализации программно-целевого подхода к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, как одного из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, закрепленных в статье 10 ФЗ № 196-ФЗ. Определение мест расстановки технических средств автоматической фотовидеофиксации, как составной части деятельности по организации дорожного движения, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом № 196- ФЗ в рамках обеспечения безопасности дорожного движения, не может осуществляться произвольно, минуя предусмотренный указанным законом административный порядок, и не относится ни к компетенции органов прокуратуры, ни суда, ни ОАО «РЖД». Учитывая изложенное, поскольку не определена необходимость в технических средствах автоматической фотовидеофиксации, не утвержден проект, определяющий места их установки, на ОАО «РЖД» не может быть возложена обязанность по оборудованию железнодорожных переездов техническими средствами автоматической фотовидеофиксации. Более того, с ДД.ММ.ГГГГ вступает в силу ФЗ от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с которым, в частности, вносятся изменения в Федеральный закон № 196-ФЗ, согласно которым разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом, размещение на дороге технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных документацией по организации дорожного движения, не допускается. В соответствии с Федеральным законом об организации дорожного движения организация дорожного движения, в том числе установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения относится к компетенции органов местного самоуправления. Таким образом, ОАО «РЖД» не является субъектом, к компетенции которого относится оборудование технических средствах автоматической фотовидеофиксации на автомобильных дорогах. Оборудование технических средствах автоматической фотовидеофиксации на железных дорогах законом не предусмотрено. Кроме того, как следует из ГОСТ Р 57145-2016 места установки технических средств автоматической фотовидеофиксации определяются с учетом правонарушений, которые могут быть ими зафиксированы. Вместе с тем прокурором в иске не указано для фиксации каких правонарушений необходима установка технических средств автоматической фотовидеофиксации. Также прокурором не определены конкретные места установки технических средств автоматической фотовидеофиксации с учетом требований ГОСТ Р 57145-2016. Просила в удовлетворении исковых требований отказать, а в случае удовлетворения заявленного прокурором иска, просила установить срок для исполнения решения не менее 2 лет.
Представители третьих лиц: администрации Аскизского района республики Хакасия, Управление ГИБДД МВД России по Республике Хакасия, ООО «ДСК» в судебное заседание не явились, о времени месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Управлением ГИБДД МВД России по Республике Хакасия представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что в результате несоблюдения требований законодательства об оборудовании железнодорожных переездов, не соблюдены интересы неопределённого круга лиц, направленных на предупреждение дорожно- транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, а также случаев травмирования граждан, в силу ст. 167 ГПК РФ просят рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав.В силу ст.167 ГПК РФ суд рассматривает настоящее дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 20 ФЗ от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.
Согласно ст. 2 ФЗ от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" установлено, что единый хозяйствующий субъект - открытое акционерное общество "Российские железные дороги", создаваемое в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
Статьей 6 указанного ФЗ предусмотрено, что единый хозяйствующий субъект осуществляет следующие виды деятельности: эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, в том числе в пригородном сообщении; оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги; строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; ремонт железнодорожного подвижного состава; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области железнодорожного транспорта; содержание объектов социальной сферы, находящихся в собственности единого хозяйствующего субъекта; иные предусмотренные уставом единого хозяйствующего субъекта виды деятельности.
Согласно ст. 2 ФЗ № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.
В силу ч. 2 ст. 21 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
Судом установлено, что Абаканской транспортной прокуратурой при проведении проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта установлено, что на балансе Аскизской дистанции пути - структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» находятся 24 железнодорожных переезда. Три из указанных железнодорожных переездов расположены на участках перегона <адрес>: 1) на <адрес> пути при пересечении с автомобильной дорогой <адрес>; 2) на <адрес> пути при пересечении автомобильной дороги <адрес>; 3) на <адрес> пути при пересечении автомобильной дороги <адрес>. Несмотря на то, что через данные переезды перемещается значительное количество автомобилей в сутки, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения они не оборудованы.
В адрес руководителя Аскизской дистанции пути направлено представление об у старении нарушений законодательства безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Однако нарушение при содержании железнодорожного переезда осталось не устранено до настоящего времени.
Согласно карточке № через железнодорожный переезд на <адрес> перемещается до 156 автомобилей в сутки, на <адрес> - 148, на <адрес> - 66.
Неудовлетворительное содержание участков дорог, железнодорожных переездов является существенным нарушением прав граждан на безопасность дорожного движения, а также на свободу передвижения, что недопустимо.
Проведение работ по текущему содержанию пути определены соответствующей Инструкцией, утверждённой МПС РФ ДД.ММ.ГГГГ № № пунктом 3.6.6, которой предусмотрено, что железнодорожные переезды должны содержаться в соответствии с требованиями Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России.
В настоящее время требования к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту железнодорожных переездов, участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов и на подходах к ним регламентированы Условиями эксплуатации железнодорожных переездов, утверждённых приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно п. 79 которых работы по содержанию участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ.
В соответствии с п. 79 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденные Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №, владельцы инфраструктуры или владельцы железнодорожных путей необщего пользования оборудуют железнодорожные переезды техническими средствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного подвижного состава, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержат участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожного переезда, в соответствии с требованиями настоящих Условий и технических регламентов, действующих в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ № утверждён и с ДД.ММ.ГГГГ введён в действие Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57145-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- киносъёмки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением», которым установлены правила применения специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, предназначенных для обеспечения контроля за дорожным движением, в том числе для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения.
Согласно ГОСТ Р 57145-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото - и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №
Таким образом, отсутствие в законодательстве Российской Федерации о железнодорожном транспорте требований, предусматривающих обязанность по оснащению железнодорожных переездов указанными техническими средствами, не может служить основанием для освобождении ответчика от исполнения предписаний, предусмотренных ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу вышеуказанной нормы закона предусматривается обязанность по содержанию участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
Относительно технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения, вопросы оснащения ими железнодорожных переездов какими-либо специальными нормами права в области железнодорожного транспорта не регламентированы. Правовое регулирование деятельности по оборудованию переездов средствами фиксации нарушений правил дорожного движения содержится в ст. 21 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, при установленных судом обстоятельствах, в совокупности с вышеприведенными правовыми нормами, суд приходит к выводу, что ч. 2 ст. 21 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" возлагает обязанность именно на владельца железнодорожных путей (ответчика) оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения.
Суд приходит к выводу о том, что несмотря на то, что в Федеральном законе "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ не содержится аналогичное требование и не определен источник финансирования, техническая возможность, рассмотрение законопроекта о внесение изменений в законодательные акты, не может являться основанием для неисполнения императивных предписаний положений ч. 2 ст. 21 названного Федерального закон на данный момент.
При установленных обстоятельствах, требования Абаканского транспортного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
По смыслу части 2 статьи 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
Исходя из этого, принимая во внимания установленные обстоятельства, суд считает правильным возложить на ответчика обязанность исполнить обязательства в срок в течение 18 месяцев, что будет соответствовать принципу разумности, возможности объективно разрешить вопросы финансового и технического характера.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ расходы по оплате государственной пошлины суд возлагает на ОАО «РЖД» и взыскивает с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения железнодорожные переезды, расположенные на участках перегона <адрес> на территории <адрес>: 1) на <адрес> пути при пересечении с автомобильной дорогой <адрес>; 2) на <адрес> пути при пересечении автомобильной дороги <адрес>; 3) на <адрес> пути при пересечении автомобильной дороги <адрес>.
Взыскать с открытое акционерное общество «Российские железные дороги» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья С.А. Булыгина
Мотивированное решение составлено 27.08.2018 года.