Дело № 2-3304/2018
№
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 августа 2018 года г.Красноярск
Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе
председательствующего судьи Шамовой О.А.,
при секретаре Молошаг К.В.,
с участием прокурора Самусевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Красноярска, обратившегося в интересах Пугачева Д. С. к Обществу с ограниченной ответственностью «Гелиос» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Железнодорожного района г.Красноярска обратился в суд с иском в интересах Пугачева Д.С. к ООО «Гелиос» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда, указав, что ООО «Гелиос» зарегистрировано по адресу: <адрес>, помещение №, ИНН №, КПП №. Согласно штатному расписанию ООО «Гелиос» в штате учреждения числится <данные изъяты> штатных единицы. Статьей 212 ТК РФ установлена обязанность работодателя обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. В ходе проверки прокуратурой Железнодорожного района в г.Красноярске установлено, что работодателем обязанность по проведению специальной оценки условий труда рабочего места Пугачева Д.С. (<данные изъяты>) до настоящего времени не исполнена, что нарушает права последнего на труд в безопасных условиях, в том числе на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, льгот и компенсаций, предусмотренных за работу в таких условиях. Истец просит обязать ООО «Гелиос» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение специальной оценки условий труда рабочего места <данные изъяты> Пугачева Д.С..
В судебном заседании прокурор Самусева Т.А. поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Материальный истец Пугачев Д.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ООО «Гелиос» в зал судебного заседания своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом по содержащемуся в ЕГРЮЛ адресу. Причины неявки суду не сообщил.
В соответствии с ч.3 ст.54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.1 ст.35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица в суд, неполучение им судебных извещений является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав.
При этом от представителя ООО «Гелиос» в суд поступило ходатайство о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие, с указанием, что с исковыми требованиями согласны в полном объеме, до настоящего времени специальная оценка условий не проведена, обязуются провести в установленный судом срок.
Учитывая, что судом приняты все необходимые меры к извещению ответчика о времени и месте рассмотрения спора, а также безусловной осведомленности последнего о наличии спора в суде, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, в силу ст.ст.167,233 ГПК РФ в отсутствие ответчик и материального истца.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Статьей 37 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, является одним из принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (абзац пятый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 209 ТК РФ определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 ТК РФ).
Согласно статье 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные, в том числе, законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 ТК РФ).
Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013г. N421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014г. (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013г. N426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе, для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N426-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N426-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда; наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 названного федерального закона.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч.3 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N426-ФЗ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014г. N33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N426-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Гелиос» осуществляет свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Целью деятельности Общества является извлечение прибыли (п.5.1 Устава Общества).
Для реализации поставленных целей Общество осуществляет любые виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством (п.5.2 Устава Общества).
Согласно штатному расписанию ООО «Гелиос» от ДД.ММ.ГГГГ. в штате учреждения числится <данные изъяты> штатных единицы, в том числе <данные изъяты> – 1 штатная единица.
Согласно приказу о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ за № Пугачев Д.С. принят на должность <данные изъяты> в основное подразделение ООО «Гелиос».
Согласно заявлению Пугачева Д.С. последний, работая в должности <данные изъяты> в ООО «Гелиос», обратился к прокурору Железнодорожного района г.Красноярска с просьбой обратиться в его интересах в суд с требованием о возложении обязанности на ООО «Гелиос» провести специальную оценку условий труда занимаемой им должности, поскольку сам юридическими знаниями не обладает.
Как следует из объяснения директора ООО «Гелиос» Стельмах Т.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, специальная оценка условий труда, аттестация рабочих мест на предприятии не проводилась из-за отсутствия денежных средств, несмотря на то, что ранее в 2017 году при проведении прокуратурой проверки было указано на такое нарушение.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ООО «Гелиос» не исполнил обязанность работодателя по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, отсутствие специальной оценки труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существенном риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, лишить работника, осуществляющего трудовую деятельность в ООО «Гелиос» права на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно, с вредными и опасными условиями труда, в связи с чем надлежит обязать ООО «Гелиос» обеспечить проведение специальной оценки условий труда рабочего места <данные изъяты> Пугачева Д.С..
По смыслу ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истцом заявлено требование об установлении ответчику срока для исполнения решения суд в срок не позднее 6 месяцев с момента вынесения решения суда.
Исходя из объема работ, которые необходимо выполнить ответчику, суд считает правильным возложить на ответчика обязанность по проведению специальной оценки условий труда рабочего места в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Согласно п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 6000 рублей.
В этой связи, учитывая, что прокурор обратился с иском в интересах работника, суд считает необходимым взыскать в соответствии со ст.103 ГПК РФ, п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Красноярска удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Гелиос» обеспечить проведение специальной оценки условий труда рабочего места <данные изъяты> Пугачева Д. С. в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в суд, принявший заочное решение, в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Красноярска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.А. Шамова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.