Решение по делу № 33-11534/2024 от 26.11.2024

Судья: Раймер-Шмидт К.Е.        Дело № 33-11534/2024 (№ 2-217/2024)

Докладчик: Болотова Л.В.           УИД 42RS0020-01-2024-000384-69

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 декабря 2024 года                                                                  город Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Колосовской Н.А.,

судей: Болотовой Л.В., Сумарокова С.И.,

при секретаре: Некрасовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болотовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Малковой А.Д. на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 21.08.2024

    по иску Малковой А.Д. к публичному акционерному обществу «Кузбассэнергосбыт», обществу с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания» о понуждении произвести перерасчет задолженности за электроэнергию, понуждении произвести проверку или демонтаж прибора учета,

УСТАНОВИЛА:

Малкова А.Д. обратилась в суд с иском к ПАО «Кузбассэнергосбыт», ООО «Кузбасская энергосетевая компания» о понуждении произвести перерасчет за период с 01.11.2023 по 01.03.2024 включительно, понуждении произвести проверку счетчика СЕ 901 и/или произвести демонтаж данного прибора, обязать ответчиков прекратить противоправные действия по отношению к истцу.

Требования мотивирует тем, что с 13.03.2024 ответчик обещает прекратить подачу электрической энергии в жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежащий истцу на праве собственности. Между истцом и ответчиком в соответствии с положениями ГК РФ договорные отношения отсутствуют.

В настоящий момент между истцом и ответчиком происходят досудебные разбирательства, так как появились разногласия по приобретённому истцом прибору учёта СЕ 901 который поставлен на баланс ответчика незаконно, имеет ряд погрешностей и ошибки инженеров при установке, что привело к необоснованному возникновению задолженности, также возникли разногласия по лицевому счёту, на этих основаниях любые выплаты на счета ответчика были приостановлены с ноября 2023 года и до окончания разбирательств, в том числе и в судебном порядке, так как произошёл конфликт интересов выраженный в выросшей в 12 раз оплаты услуг за электроэнергию.

Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 21.08.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Малкова А.Д. просит решение суда отменить.

Указывает, ответчиком не представлено доказательств наличия задолженности за предоставленные коммунальные услуги. Ответчик не является исполнителем коммунальной услуги в отношении истца, не вправе был принимать решение о прекращении поставки электроэнергии в квартиру истца. Договор между истцом и ответчиком на поставку электроэнергии не заключался. Требования ответчика о наличии задолженности за коммунальную услугу незаконны, платежные документы, ответчиком не предоставлены.

На апелляционную жалобу принесены возражения от представителя ответчика ПАО «Кузбассэнергосбыт» Бычихиной Е.В. и представителя ответчика ООО «Кузбасская энергосетевая компания» Стась Я.Е.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Кузбасская энергосетевая компания» Милованова Е.В., представитель ПАО «Кузбассэнергосбыт» Бычихина Е.В. поддержали письменные возражения, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании статей 327 и 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что 23.05.2013 между Филиалом «Энергосеть» г.Осинники ООО «Кузбасская энергосетевая компания» и владельцем электроустановки (электросетевого имущества) физическое лицо Маслова О.В., составили акт, определяющий границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между Сетевой организацией и заявителем электрической энергии. Возможность присоединения электроустановки заявителя-индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

06.06.2014 Филиалом «Энергосеть» г. Осинники ООО «Кузбасская энергосетевая компания» по адресу <адрес> был установлен и введен в эксплуатацию прибор учета электрической энергии , Акт допуска от ДД.ММ.ГГГГ .

09.08.2022 Филиалом «Энергосеть» г. Осинники ООО «Кузбасская энергосетевая компания» по адресу <адрес> была проведена плановая проверка прибора учета электрической энергии , отражено, что прибор учета является расчетным, погрешность в пределах допустимого. Акт от 09.08.2022 .

С 14.10.2022 Малкова А.Д. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В отношении точки поставки: <адрес>, действует договор энергоснабжения,заключенный посредством совершения конклюдентных действий между ПАО «Кузбассэнергосбыт» и Малковой А.Д., открыт лицевой счет .

15.09.2023 сотрудниками сетевой организацией филиала ООО «КЭнК» <адрес>» (далее - сетевая организация) была проведена проверка прибора учета ЦЭ-6803В , по результатам которой выявлено, что прибор учета вышел из строя по причине остановки счетного механизма.

01.11.2023 ООО «КЭнК» по адресу <адрес> был установлен и введен в эксплуатацию прибор учета электрической энергии, обеспечивающий передачу информации по беспроводным сетям связи-счетчик электрической энергии трехфазный многофункциональный типа СЕ 308 , Акт допуска от 01.11.2023 прибора учета подписан потребителем.

05.12.2023 на основании обращения Малковой А.Д. с целью проверки электроизмерительного прибора, совместно с представителями ПАО «Кузбассэнергосбыт», была проведена внеочередная проверка расчетного прибора учета СЕ 308 . В ходе проверки установлено, что прибор учета СЕ 308 соответствует норме, погрешность в пределах допустимой, прибор учета установлен расчетным. Акт подписан Малковой А.Д. без замечаний.

Также, сотрудниками сетевой организации 05.12.2023 по адресу потребителя в <адрес> установлен контрольный прибор учета типа СЕ 308 .

При проведении анализа почасовой нагрузки контрольного прибора учета и расчетного прибора учета за ДД.ММ.ГГГГ с момента установки контрольного учета разницы в расходе не выявлено.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 1. ст. 426, 539, 540, 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», ст. 37 Федерального закона от 26.02.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку установил, что прибор учета электрической энергии находится в исправном состоянии.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.

Согласно п. 1. ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором    режим    ее    потребления,    обеспечивать    безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ч. 1).

Согласно п. 1 ст. 540 Г К РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Статья 543 ГК РФ предусматривает, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

По смыслу положений ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации электроснабжение является коммунальной услугой, которая предоставляется абоненту на основании договора энергоснабжения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) -коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В силу ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии. В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

С учетом действующих норм права, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что ПАО «Кузбассэнергосбыт» не владеет объектами электросетевого хозяйства и самостоятельно не осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. Не является собственником приборов учета электроэнергии, установленных за пределами домов, в связи с чем, не производит их проверку, не составляет акты снятия прибора учета.

Сетевой организацией, оказывающей гарантирующему поставщику ПАО «Кузбассэнергосбыт» услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, на основании договора является ООО «Кузбасская энергосетевая компания».

В силу п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26.02.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых    домов,    установленными    в    соответствии    с    жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

В ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению гарантирующие поставщики и сетевые организации обязаны осуществлять контроль соблюдения требований, при которых допускается использование прибора учета электрической энергии для коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также извещать заинтересованных субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии (мощности) и иных владельцев приборов учета электрической энергии о нарушении указанных требований.

Гарантирующие поставщики в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в отношении многоквартирного дома и помещений в многоквартирных домах, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, а также последующую их эксплуатацию.

Сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования» которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.

Порядок реализации обязанностей, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящего пункта, в части приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и иного оборудования, используемых для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе состав такого оборудования, а также порядок реализации указанных обязанностей в отношении ветхих и аварийных объектов, точек поставки на розничных рынках, совпадающих с точками поставки, входящими в состав групп точек поставки на оптовом рынке, точек поставки на розничных рынках, совпадающих с точками поставки, входящими в состав точек поставки объектов регулирования потребления электрической энергии потребителей розничных рынков и (или) оптового рынка, определяется правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках.

Отношения между энергоснабжающей организацией и потребителем (абонентом) возникают из договора энергоснабжения, регулируются нормами гражданского законодательства, специальными нормативными правовыми актами в области электроснабжения потребителей, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011.

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2020 года № 950 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии», ответственность за организацию учета электроэнергии в жилых помещениях перешла к энергетическим компаниям: в многоквартирных домах - к гарантирующим поставщикам, в отношении индивидуальных жилых домов - к сетевым организациям, которые с 01 июля 2020 года несут ответственность за установку, поверку и замену индивидуальных приборов учета электроэнергии.

Согласно п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета.

В соответствии с п. 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) Правил № 354.

В случаях, предусмотренных пунктом 80(1) Правил № 354, ввод прибора учета электрической энергии в эксплуатацию в отношении жилых домов (домовладений) осуществляется сетевой организацией.

Согласно п. 80(1) Правил № 354 определение мест установки приборов учета, установка, поверка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), осуществляются сетевыми организациями в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Согласно п. 141 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», под расчетными приборами учета, показания которых используются для целей определения объемов потребления (производства) электроэнергии на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электроэнергии, фактических потерь электроэнергии в объектах электросетевого хозяйства, понимаются приборы учета, которые соответствуют требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, постановления Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (при условии наличия таких приборов учета в свободном доступе на соответствующем товарном рынке), а также требованиям, предусмотренным разделом X Основных положений, в том числе к месту установки и классу точности, имеющих неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля, допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном законодательством РФ об электроэнергетике на дату допуска.

Из абз. 7 п. 142 Основных положений № 442 следует, что в качестве контрольных приборов учета принимаются приборы учета, расположенные по иную сторону границы балансовой принадлежности от расчетных приборов учета, если это предусмотрено соглашением сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электроэнергии, договора оказания услуг по передаче электроэнергии.

Согласно абз. 8 п. 142 Основных положений № 442, расчетные и контрольные приборы учета указываются в договоре энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии).

В соответствии с п. 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее - Основных положений), гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии.

Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимаются работы по монтажу такого прибора учета и (или) иного оборудования, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в точке поставки.

Сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе за отдельную плату осуществлять установку, замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, при обращении потребителя, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а также предоставлять услуги, не включенные в минимальный набор функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с использованием приборов учета и результатов измерений таких приборов учета.

В соответствии с п. 144 Основных положений, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка"- потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

В соответствии с п. 153 Основных положений, собственник энергопринимающих устройств, в отношении которых установлен прибор учета, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку в адрес либо гарантирующего поставщика, либо сетевой организации. В заявке должны быть указаны: реквизиты заявителя; место нахождения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить; номер договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договора оказания услуг по передаче электрической энергии (если такой договор заключен указанным собственником); предлагаемые дата и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня направления заявки; контактные данные, включая номер телефона; метрологические характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), в том числе класс точности, тип прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии).

Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежит место установки прибора учета. Если будет установлено, что прибор учета установлен не на границе балансовой принадлежности объектов, то в допуске прибора учета к эксплуатации отказывается с указанием причин отказа. В иных местах прибор учета может быть установлен только в случаях (Раздел X Основных положений) отсутствия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики смежных субъектов розничного рынка. В данном случае прибор учета может устанавливаться в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. По правилам допуск прибора учета в эксплуатацию осуществляется только с участием сетевой организации, которая вправе отказать в допуске прибора учета в эксплуатацию, если место установки прибора учета находится за границами балансовой принадлежности объектов потребителя и сетевой организации.

Таким образом, исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации, прибор учета должен быть установлен либо на границе земельного участка потребителя (граница балансовой принадлежности) либо на границе жилого дома потребителя (на внешней стене жилого дома) при отсутствии технической возможности по соглашению сторон возможна установка прибора учета непосредственно в жилом доме.

Единственным назначением прибора учета является учет потребленной абонентом электроэнергии для ее последующей оплаты по действующим тарифам.

При этом приведенные нормы закона устанавливают обязательность функционирования только одного прибора учета для расчета количества потребленной электроэнергии, который подлежит замене в случае неисправности.

Из смысла приведенных положений закона также следует, что установка потребителем второго прибора учета в качестве контрольного не запрещена при определенных условиях, однако использование его показаний возможно по соглашению сторон договора энергоснабжения, а также соответствия контрольного прибора учета установленным требованиям (по месту расположения, мощности и др.).

Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 890 утверждены Правила предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) (далее - Правила). Настоящие Правила устанавливают общие принципы предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) (далее - интеллектуальная система учета), перечень функций интеллектуальной системы учета и требования к ним, перечень функций приборов учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета, и требования к ним, порядок присоединения приборов учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета и предоставления доступа к ее функциям, требования по защите информации, размещаемой в интеллектуальной системе учета, от несанкционированного доступа к ней при ее сборе, передаче и хранении, требования к порядку обмена информацией в рамках функционирования интеллектуальных систем учета, ее форматам и протоколам обмена.

В силу п. 2 данных Правил, по всем приборам учета электрической энергии, допускаемым (вводимым) в эксплуатацию с 1 января 2022 г. для целей коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии и (или) предоставления коммунальных услуг по электроснабжению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об электроэнергетике», сетевая организация и (или) гарантирующий поставщик (далее - владельцы интеллектуальных систем учета) обеспечивают безвозмездное предоставление возможности использования функций интеллектуальной системы учета в порядке, установленном настоящими Правилами, субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, в отношении которых они обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (далее – пользователь интеллектуальной системы учета).

Предоставление пользователю интеллектуальной системы учета доступа к функциям интеллектуальных систем учета в отношении прибора учета электрической энергии должно быть обеспечено с момента присоединения соответствующего прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета соответствующего гарантирующего поставщика или сетевой организации.

Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что процедура допуска прибора учета, установленного ООО «КЭнК» на опоре возле дома истца на границе балансовой принадлежности сетей на первых изоляторах ввода в дом, была соблюдена и не противоречит требования закона. Характеристики прибора учета отвечают требованиям, предъявляемым к приборам учета действующим законодательством.

Доводы апелляционной жалобы о том, что между сторонами не заключен письменный договор на электроснабжение, не могут свидетельствовать о незаконности решения суда, поскольку в силу положений статей 539, 540 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. При этом материалы дела не содержат сведений о том, что истцом в спорный период был заключен договор на электроснабжение с иными лицами, которым производилась оплата за потребленную электроэнергию.

При этом в судебном заседании установлено и не оспаривалось истцом, что в жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности, поставляется электроэнергия, и она пользуется указанными услугами, что свидетельствует о совершения Малковой А.Д. конклюдентных действий.

Доводы жалобы на то, что было нарушено ее право выбора на установку прибора учета, являются необоснованными.

Доводы Малковой А.Д. что она лишена возможности проверить правильность снятия показаний с показаниями прибора учета, не свидетельствуют о том, что ответчики исказили показания прибора учета. Таких доказательств суду представлено не было.

Не влекут отмену решения суда доводы жалобы о том, что судом не была назначена по делу судебная экспертиза счетчика, поскольку в силу части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации достаточность доказательств для разрешения конкретного спора определяется судом. Вопрос о необходимости проведения экспертизы, согласно статье 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находится в компетенции суда, разрешающего дело по существу. Так, в соответствии со статьей 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд назначает экспертизу лишь в тех случаях, когда в процессе рассмотрения дела возникают вопросы, требующих специальных знаний.

Вместе с этим, норма части 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не носит императивного характера, а предусматривает рассмотрение ходатайства и принятие судом решения о его удовлетворении либо отклонении. О назначении судебной экспертизы истец не просил.

При этом пассивная позиция стороны в ходе судебного процесса является ее правом, которое она реализует в соответствии с принципом состязательности, неся риски соответствующих негативных последствий.

По смыслу статей 56 и 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о достаточности доказательств разрешается судом. В данном случае необходимость назначения экспертиз по делу судом не установлена, при разрешении настоящего спора совокупность исследованных судом доказательств позволила суду разрешить спор по существу.

Разрешая спор, суд установил, что прибор учета электрической энергии находится в исправном состоянии и следующая поверка назначена на 2039 год, основания для поверки и /или демонтажа данного прибора учета электрической энергии отсутствуют.

Судебная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции об отсутствии оснований для назначения судебной экспертизы.

Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут влиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, фактически повторяют позицию истца, изложенную им в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, их переоценке и иному толкованию действующего законодательства, не содержат ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования или опровергали бы выводы постановленного по делу решения, а также не содержат указаний на наличие оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в связи с чем признаются несостоятельными.

Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 21.08.2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:                        Н.А. Колосовская

Судьи:                                Л.В. Болотова

                                                                                        С.И. Сумароков

    Мотивированное апелляционное определение составлено 28.12.2024.

33-11534/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Малкова Анна Дмитриевна
Ответчики
ПАО "Кузбассэнергосбыт"
ООО "Кузбасская энергетическая компания"
Суд
Кемеровский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
27.11.2024Передача дела судье
24.12.2024Судебное заседание
10.01.2025Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2025Передано в экспедицию
24.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее