Дело №2-1391/2024
37RS0012-01-2024-002610-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2024 года г. Иваново
Октябрьский районный суд города Иваново в составе:
председательствующего судьи Егоровой А.А.,
при секретаре Чернобровой А.А.,
с участием истца Ланько Д.А., его представителя Маганова П.П.,
представителя ответчика Генеральной прокуратуры РФ – Криницыной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ланько Д.А. к Прокуратуре Ивановской области, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании заключения по результатам служебной проверки незаконным, изменении основания увольнения,
установил:
Ланько Д.А. обратился в суд с иском к Прокуратуре Ивановской области о признании заключения по результатам служебной проверки незаконным, изменении основания увольнения.
Исковые требования мотивированы тем, что истец Ланько Д.А. с 14.02.2012 проходил службу в органах прокуратуры Ивановской области, с 29.03.2023 в должности прокурора Приволжского района Ивановской области. На основании распоряжения от 08.05.2024 принято решение о проведении в отношении истца проверки, по результатам которой в действиях истца установлены признаки дисциплинарного проступка. Приказом и.о. Прокурора Ивановской области от 16.05.2024 № 483-к Ланько Д.А. был освобожден от должности Прокурора Приволжского района и уволен из органов Прокуратуры РФ за нарушение Присяги и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника. В связи с увольнением истцу не была выплачена премия по итогам работы за второй квартал 2024 года. Ланько Д.А. полагает, что при проведении проверки и наложении дисциплинарного взыскания не учтены все сведения о его личности, семейном и материальном положении, а также тяжесть и характер дисциплинарного проступка. На основании изложенного, с учетом заявления об уточнении исковых требований, Ланько Д.А. просил признать незаконным заключение от 14.05.2024 по результатам служебной проверки, проведенной в отношении Ланько Д.А. прокуратурой Ивановской области; изменить формулировку увольнения с п. 1 ст. 41.7, пп «в» п. 1 ст. 43 ФЗ «О прокуратуре РФ», п. 14 ч. 1 ст. 81 ТК РФ на п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (расторжение трудового договора по инициативе работника); взыскать с ответчика премию за второй квартал 2024 года в размере <данные изъяты>; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
Протокольным определением от 11.07.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Истец Ланько Д.А. и его представитель Маганов П.П. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении и заявлении об уточнении исковых требований, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Генеральной прокуратуры РФ по доверенности Криницына И.С., в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям письменного отзыва Прокуратуры Ивановской области.
Ответчик Прокуратура Ивановской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителя не направил.
Выслушав истца, представителей сторон, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 129 Конституции Российской Федерации прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.
Правовое положение прокурорских работников определяется Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» установлены особенности в правовом регулировании труда работников прокуратуры, что обусловлено спецификой их профессиональной деятельности, которая связана с реализацией функций государства по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Суть этих особенностей состоит в том, что они закрепляют повышенные требования к работникам прокуратуры.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом.
Трудовые отношения работников органов и организаций прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Дисциплинарным проступком признается виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.д.).
В соответствии с п. 1 ст. 41.7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на прокурорского работника дисциплинарные взыскания, в том числе, в виде увольнения из органов прокуратуры.
Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 43 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» служба в органах и учреждениях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника. Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или организации прокуратуры, в частности в случае нарушения Присяги прокурора, а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника.
Судом установлено, что Ланько Д.А. на основании приказа Прокурора Ивановской области от 13.02.2012 № 48 принят на службу в органы прокуратуры с 14.02.2012 и назначен исполнять обязанности помощника прокурора Советского района г. Иваново.
Согласно трудового договора органа прокуратуры с прокурорским работником № 741 от 14.02.2012 Ланько Д.А. принял на себя обязанность добросовестно исполнять свои служебные обязанности, соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные акты, соблюдать Присягу прокурора, не совершать проступков, порочащих честь прокурорского работника, соблюдать ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы, соблюдать требования Кодекса этики прокурорского работника РФ.
Из содержания пункта 1 статьи 40.4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает Присягу прокурора, в том числе обязуется постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры. Нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры.
30 августа 2012 года Ланько Д.А. принял Присягу прокурора.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.03.2023 № 312-к Ланько Д.А. назначен сроком на 5 лет на должность прокурора Приволжского района Ивановской области.
06 мая 2024 Ланько Д.А. обратился на имя Генерального прокурора Российской Федерации с рапортом об освобождении от занимаемой должности прокурора Приволжского района Ивановской области и уволить из органов прокуратуры Российской Федерации по собственному желанию и соглашению сторон с 08.05.2024. В тот же день между представителем работодателя в лице и.о. прокурора Ивановской области ФИО и Ланько Д.А. подписано соглашение о расторжении трудового договора от 14.02.2012 № 741 с 08.05.2024 по соглашению сторон в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Рапортом от 07.05.2024 на имя Генерального прокурора Российской Федерации Ланько Д.А. просил отозвать соглашение и рапорт об освобождении от должности Прокурора Приволжского района Ивановской области т 06.05.2024.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16.05.2024 № 483-к, объявленным приказом и.о. Прокурора Ивановской области от 16.05.2024 № 223, Ланько Д.А. на основании п. 1 ст. 41.7, пп. «в» п. 1 ст. 43 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» освобожден от должности прокурора Приволжского района Ивановской области и уволен из органов прокуратуры за нарушение Присяги прокурора, а также совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника.
Согласно приказа и.о. Прокурора Ивановской области от 16.05.2024 № 223, в соответствии с Положением о порядке выплаты премий по итогам службы, материальной помощи и единовременного поощрения прокурорским работникам в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденным Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2013 № 28, Ланько Д.А. лишен премии за второй квартал 2024 года.
Основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности послужили результаты проведенной служебной проверки, изложенные в заключении, утвержденном Прокурором Ивановской области 14.05.2024.
Обстоятельства совершения прокурорским работником дисциплинарного проступка подлежат установлению в ходе проведения служебной проверки, основания и порядок проведения которой регламентированы Инструкцией о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 255 от 28 апреля 2016 года (далее – Инструкция № 255).
Служебные проверки проводятся при наличии оснований полагать, что в действиях (бездействии) прокурорского работника имеются признаки дисциплинарного проступка (далее - проступок), в том числе: нарушения Присяги прокурора; совершения проступка, порочащего честь прокурорского работника, в том числе связанного с нарушением норм Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации (пп. «а», «б» п. 2.1 Инструкции).
Поводом к проведению служебных проверок является, в том числе, рапорт прокурорского работника (п. 2.3 Инструкции).
Решения о проведении служебных проверок принимают прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур, исполняющие обязанности прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, в отношении прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, а также назначаемых ими на должности прокурорских работников (п. 2.4 Инструкции).
Поводом для проведения служебной проверки послужил рапорта старшего помощника прокурора области по ОСБ и ФЗ ФИО 2 от 08.05.2024, согласно которого в прокуратуру области поступила негативная информация в отношении прокурора Приволжского района Ланько Д.А. о том, что он в период с июня 2023 года по настоящее время вступил фактически во внеслужебные отношения с подчиненными работниками прокуратуры Приволжского района и поднадзорных органов путем одалживания у них денежных средств.
Распоряжением и.о. прокурора области ФИО от 08.05.2024 № 137/80п в отношении Ланько Д.А. назначена служебная проверка и сформирована комиссия по ее проведению.
Уведомлением заместителя прокурора области ФИО 1 от 08.05.2024 прокурору Приволжского района Ивановской области Ланько Д.А. сообщено об организации в отношении него проведения служебной проверки, разъяснены его права, предусмотренные Инструкцией № 255, предложено дать письменное объяснение в соответствии с положениями ст. 193 ТК РФ.
13 мая 2024 года страшим помощником прокурора Ивановской области ФИО 2 получены объяснения Ланько Д.А., согласно которым он подтвердил факт получения в долг денежных средств у помощников прокурора Приволжского района, заместителя прокурора Приволжского района, первого заместителя главы Приволжского муниципального района, главы Ингарского сельского поселения Приволжского района, начальника ОМВД России по Приволжскому району, сотрудника полиции ПП № 11 МО МВД России «Шуйский», начальника ООД УМВД России по Ивановской области, в связи с наличием кредитных обязательств и постоянными ставками в букмекерской канторе, признал, что в большинстве случаев не сразу возвращал полученные в долг денежные средства, вернул их только после профилактической беседы, при этом пояснил, что какого-либо покровительства указанным лицам он не оказывал, ничего взамен не обещал, надзорные функции осуществлял в полном объеме, осознал, что его действия привели к конфликту интересов, вину в совершении проступка, порочащего честь прокурорского работника, признал в полном объеме.
14 мая 2024 года прокурором Ивановской области Жугиным А.В. утверждено заключение по результатам служебной проверки, назначенной по факту нарушения прокурором Приволжского района Ивановской области Ланько Д.А. Присяги прокурора и совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника.
Заключением служебной проверки от 14.05.2024 установлено, что Ланько Д.А. в период с марта 2023 года по май 2024 года вступал во внеслужебные имущественные отношения с подчиненными работниками прокуратуры Приволжского района, а также с работниками поднадзорных правоохранительных органов и органов исполнительной власти путем одалживания у них денежных средств под различными выдуманными предлогами. Ланько Д.А., будучи прокурором Приволжского района Ивановской области, должен был осознавать, что наличие долговых обязательств перед находящимися в его непосредственном подчинении работниками и представителями поднадзорных органов власти может быть ими негативно расценено, препятствовать беспристрастному и объективному осуществлению полномочий прокурора района, а также дискредитировать органы прокуратуры Российской Федерации в целом. Используя свое должностное положение, денежные средства (займы), полученные от указанных выше должностных лиц, Ланько Д.А. длительное время не возвращал, долговые обязательства были исполнены им частично и лишь после проведения профилактических бесед и инициирования служебной проверки. Ланько Д.А. вопреки интересам службы, вольно их трактуя, использовал свое должностное положение и авторитет органов прокуратуры с целью получения займов от поднадзорных должностных лиц. Кроме того, установлен факт склонения Ланько Д.А. ФИО 3 к даче в ходе служебной проверки заведомо ложных объяснений относительно исполнения долговых обязательств в полном объеме. Фактически Ланько Д.А. проявлена неискренность и противодействие установлению всех обстоятельств совершения им порочащих честь прокурорского работника проступков.
По результатам служебной проверки предложено считать установленным факт совершения Ланько Д.А. проступков, порочащих честь прокурорского работника, а также нарушения Присяги прокурора; ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации об освобождении Ланько Д.А. от должности прокурора Приволжского района Ивановской области и увольнении из органов прокуратуры Российской Федерации за нарушение Присяги прокурора, а также совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника.
С заключением служебной проверки Ланько Д.А. был ознакомлен под роспись 14.05.2024.
Суд исходит из того, что у ответчика имелись достаточные основания для проведения служебной проверки в отношении истца, порядок и сроки ее проведения ответчиком соблюдены.
14 мая 2024 года в адрес Генерального прокурора Российской Федерации прокурором Ивановской области направлено представление об освобождении от должности и увольнении, согласно которого направлены материалы служебной проверки в отношении Ланько Д.А. для рассмотрения вопроса об освобождении его от занимаемой должности и увольнении из органов прокуратуры за нарушение Присяги прокурора, а также совершение проступка, порочащего честь прокурорского работника на основании п.п. «в» п. 1 ст. 43 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16.06.2024 № 483-к прокурор Приволжского района Ивановской области Ланько Д.А. в период с июня 2023 года по май 2024 года, используя свое служебно положение, вступил во внеслужебные имущественные отношения с подчиненными (в том числе бывшими) работниками прокуратуры Приволжского района Ивановской области, а также с работниками поднадзорных правоохранительных органов исполнительной власти, неоднократно занимал различные суммы денежных средств для погашение кредитов и игры в букмекерской организации, которые длительное время не возвращал до проведения с ним профилактических мероприятий.
Ланько Д.А., будучи прокурорским работником, должен был осознавать, что наличие долговых обязательств перед находящимися в его непосредственном подчинении работниками и представителями поднадзорных органов власти может быть ими негативно расценено, препятствовать беспристрастному и объективному осуществлению полномочий прокурора района, а также дискредитировать органы прокуратуры Российской Федерации в целом.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Ланько Д.А. требований Присяги прокурора, обязывающей дорожить своей профессиональной честью, быть образцом моральной чистоты, скромности, а также о совершении проступков, порочащих честь прокурорского работника, что несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры Российской Федерации.
Прокурорский работник в служебной и во внеслужебной деятельности обязан стремиться в любой ситуации сохранять личное достоинство и не совершать поступков, дающих основание сомневаться в его честности и порядочности. При любых обстоятельствах воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении им своих служебных обязанностей, избегать имущественных (финансовых) связей, конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету прокуратуры Российской Федерации и тем самым подорвать доверие общества к ее деятельности (пункты 1.3, 1.4 Кодекса этики прокурорского работника).
В ходе служебной проверки установлено, что своими действиями в виде получения от подчиненных должностных лиц и должностных лиц поднадзорных органов денежных средств, в том числе, без составления соответствующих письменных документов, без согласования сроков возврата, Ланько Д.А. совершил поступки, дающие основания сомневаться в его честности и порядочности, его действия по получению в долг денежных средств вызывают сомнение в добросовестном исполнении им своих служебных обязанностей. При этом обязанность избегать имущественных (финансовых) связей прямо предусмотрена Кодексом этики прокурорского работника
Таким образом, Ланько Д.А. своими действиями грубо нарушил п. п. 1.3, 1.4 Кодекса этики прокурорского работника, чем совершил проступки, порочащие честь прокурорского работника Российской Федерации, и нарушил Присягу прокурора, обязывающую дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры, что несовместимо с его дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, существование такого основания увольнения прокурорских работников, как нарушение Присяги прокурора, обусловлено спецификой деятельности, которую осуществляют органы и учреждения прокуратуры и которая предопределяет специальный правовой статус ее работников; исходя из этого государство, регулируя порядок прохождения государственной службы в органах и учреждениях прокуратуры, в том числе основания увольнения с этой службы за виновное поведение, может устанавливать в данной сфере особые правила (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года N 3338-О, от 20 февраля 2003 года N 86-О, от 25 января 2012 года N 225-О-О и др.).
С учетом высоких требований, предъявляемых к прокурорам, а также обстоятельств, положенных в основу приказа об увольнения, суд не может согласиться с доводами истца о том, что избранная в отношении него мера взыскания не соответствует тяжести совершенного проступка и избрана без учета сведений о его личности.
Наличие на иждивении малолетнего ребенка, а также тяжелое материальное положение не могут служить основанием для освобождения от ответственности работника прокуратуры за грубое нарушение предъявляемых к прокурорам требований.
Доводы Ланько Д.А. об отсутствии у него на момент вынесения спорного приказа иных дисциплинарных взысканий не имеют правового значения, так как основанием к увольнению истца послужил факт нарушения требований действующего законодательства, Присяги прокурора, обязывающих прокурорских работников не допускать малейших отступлений от закона, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом моральной чистоты и скромности.
Таким образом, при указанных выше обстоятельствах, учитывая, что порядок освобождения Ланько Д.А, от должности и увольнения из органов прокуратуры соблюден, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для измения формулировку увольнения с п. 1 ст. 41.7, пп «в» п. 1 ст. 43 ФЗ «О прокуратуре РФ», п. 14 ч. 1 ст. 81 ТК РФ на п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (расторжение трудового договора по инициативе работника).
Разрешая требования истца о взыскании в его пользу премии за 4 квартал 2022 года, суд исходит из следующего.
Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 28 от 16 января 2013 года утверждено Положение о порядке премирования, выплаты материальной помощи и единовременных поощрений прокурорским работникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации.
Данное Положение устанавливает порядок выплаты премий по итогам службы, материальной помощи и единовременного поощрения прокурорским работникам, гражданским лицам, назначаемым на должности военных прокуроров, прокурорским работникам органов военной прокуратуры, которым предусмотрено присвоение классных чинов, в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации (далее - прокурорские работники).
В силу п. 2.1 Положения премирование прокурорских работников производится по итогам службы, связанной с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на органы и организации прокуратуры Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом о прокуратуре, а также в целях повышения их материальной заинтересованности в добросовестном и качественном исполнении служебных обязанностей, повышения уровня ответственности за их выполнение.
Согласно п. 2.7 Положения при определении размера премии гражданскому служащему основаниями для снижения ее размера (лишения премии полностью) являются: несоблюдение установленных сроков выполнения поручений руководителей, некачественное их выполнение при отсутствии уважительных причин; ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, некачественное их выполнение при отсутствии уважительных причин; ненадлежащее качество работы с документами; недостаточный уровень исполнительской дисциплины; недостаточный уровень профессиональной ответственности за выполнение служебных обязанностей и поручений руководителей; нарушение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка.
В соответствии с п. 2.12 Положения лишение премии или снижение ее размера с указанием причины оформляется приказом руководителя органа прокуратуры, наделенного правом принятия решения о премировании, и производится только за тот период, в котором имело место нарушение.
Из материалов дела следует, что приказом и.о. Прокурора Ивановской области от 16.05.2024 № 223 в связи с увольнением Ланько Д.А. был лишен премии за второй квартал 2024 года.
Принимая во внимание установленный в рамках служебной проверки факт нарушения Ланько Д.А. требований Присяги прокурора, совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника, учитывая нормы вышеуказанного Положения, суд приходит к выводу, что у ответчика имелись основания для депремирования истца, предусмотренные п. 2.7 Положения.
Поскольку требование о взыскании компенсации морального вреда является производным от иных заявленных истцом требований, связанных с нарушением его трудовых прав, в удовлетворении которых отказано, то оно также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Ланько Д.А. к Прокуратуре Ивановской области, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании заключения по результатам служебной проверки незаконным, изменении основания увольнения отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2024 года.
Судья Егорова А.А.