Дело №а-1669/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 7 августа 2020 года
Кировский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующей судьи Акимовой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению представителя административного истца ФИО1по доверенности ФИО4 к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>» о признании незаконным уведомления и решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за номером Н-77 и Н-78 об отказе в выдаче административному истцу ФИО1 разрешения на строительство и обязании МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>» выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании ранее поданных заявлений и представленных документов,
установил:
Представитель ФИО1 по доверенности ФИО4 обратилась в суд с административным иском к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>» о признании незаконным уведомления и решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за номером Н-77 и Н-78 об отказе в выдаче административному истцу ФИО1 разрешения на строительство и обязании МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>» выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании ранее поданных заявлений и представленных документов.
В обосновании административного искового заявления указывается на то, что Административным истцом подано уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства в Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> на земельных участках 05:40:000010:4850 и 05:40:000010:4851, расположенных по адресу: РД, <адрес>. Заявление административного истца было зарегистрировано Управлением архитектуры и градостроительства <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком были направлены уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках (№ Н-77 от ДД.ММ.ГГГГ и Н-78 от ДД.ММ.ГГГГ), по следующим основаниям: «Правилами землепользования и застройки в <адрес> утвержденными Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № территориальная зона в границах которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами 05:40:000010:4850 и 05:40:000010:4851 была отнесена к зоне объектов транспортной инфраструктуры (ИТ2). Градостроительным регламентом установленным для зоны объектов транспортной инфраструктуры (ИТ2) не предусмотрена возможность ее застройки и последующей эксплуатации в соответствии с разрешенными видами использования индивидуальными жилыми домами. С изложенным в уведомлении Управления архитектуры и градостроительства <адрес> истец не согласен, так как у административного истца имеется зарегистрированное право собственности на земельные участки, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, распоряжением МКУ «Управления по земельным ресурсам и землеустройству города» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, договор купли-продажи земельного участка, выдан от ДД.ММ.ГГГГ. Из чего следует, что возведение строении не нарушает прав и охраняемых законом интересов третьих лиц. Каких-либо ограничений и обременений, запрещающих строительство индивидуальных жилых строений на земельных участках административного истца в установленном законом порядке не зарегистрировано.
В судебное заседание стороны, будучи надлежаще извещенными, не явились и о причинах своей неявки суду не сообщили.
Исследовав материалы дела по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
На основании ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), административный истец, являясь собственником земельного участка, вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно п.2 ч. 2 ст. 6 Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "<адрес>" в случае если перечень видов разрешенного использования и/или наименование отдельного вида разрешенного использования, содержащиеся в Правилах застройки, не соответствуют перечню видов разрешенного использования и/или наименованию отдельного вида разрешенного использования, указанных в каком-либо правоустанавливающем или правоудостоверяющем документе, выданном в установленном порядке физическому и юридическому лицу до вступления в силу настоящих Правил застройки (свидетельство о государственной регистрации прав на объект недвижимости, градостроительный план земельного участка, договор купли-продажи или аренды объекта недвижимости и т.п.), не требуется обязательного переоформления указанных правовых документов в целях приведения в соответствие с требованиями настоящих Правил застройки. Изменение перечня видов разрешенного использования и/или формулировки отдельного вида разрешенного использования производится в добровольном порядке путем внесения изменения в соответствующий документ или путем выдачи нового документа.
В судебном заседании установлено, что административный истец на праве собственности владеет земельными участками, площадью 500 кв.м., с кадастровым номером 05:40:000010:4850 и площадью 500 кв.м., с кадастровым номером 05:40:000010:4851 расположенными по адресу: РД, <адрес>., которые согласно выпискам из ЕГРН находятся на землях населенных пунктов - под индивидуальное жилищное строительство.
В настоящее время для строительства и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщику достаточно уведомить уполномоченный орган (изменения ведены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №340-ФЗ).
В соответствии с п.1.1 ч.17 ст.51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
В силу ч.1 ст.51.1 ГрК РФ В целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); 2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; 4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); 6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; 7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; 8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; 9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
В соответствии с ч.7 ст.51.1 ГрК РФ, Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
ФИО1 обратилась в Управление Архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «<адрес>» с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Вместе с тем, Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «<адрес>» выдала ФИО1 уведомления о о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения обьекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках (№ Н-77 от ДД.ММ.ГГГГ и Н-78 от ДД.ММ.ГГГГ), ссылаясь на то, «Правилами землепользования и застройки в <адрес> утвержденными Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № территориальная зона в границах которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами 05:40:000010:4850 и 05:40:000010:4851 была отнесена к зоне объектов транспортной инфраструктуры (ИТ2). Градостроительным регламентом установленным для зоны объектов транспортной инфраструктуры (ИТ2) не предусмотрена возможность ее застройки и последующей эксплуатации в соответствии с разрешенными видами использования индивидуальными жилыми домами.
Между тем, судом установлено нарушение ответчиком ст. 209 Гражданского кодекса РФ право свободного пользования, владения и распоряжения собственностью.
В рассматриваемом случае, как усматривается из материалов дела, в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю, ограничений не имеется, что усматривается из выписки ЕГРН в котором вид разрешенного использования указан - под индивидуальное жилье.
Пунктом 3 части 1 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что Правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны (пункт 1 части 2 статьи 36 ГрК РФ).
Между тем, при подготовке Правил землепользования и застройки городского округа "<адрес>" орган местного самоуправления не учел вышеприведенные нормы, вследствие чего территориальная зона "ИТ2" в данном случае установлена без учета сложившейся планировки территории.
Согласно ч. 8 ст. 36 ГрК РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Доказательств того, что в результате использования административным истцом земельных участков и заявленных объектов капитального строительства может возникнуть опасность для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, стороной ответчика суду не представлено и судом не установлено.
Следовательно, к моменту разрешения спора в суде, стороной ответчика не представлено ни одного доказательства, подтверждающего введение ограничения прав собственника по отношению к спорному земельному участку.
Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует об отсутствии оснований по приведенному в оспариваемом уведомлении доводу для уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 05:40:000010:4850 и 05:40:000010:4851 по адресу: РД, <адрес>.
Отказ в согласовании документов свидетельствует об ограничении права собственника без предусмотренных на то законных оснований.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление (по данной категории дел) может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В суд с заявлением представитель ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ, при этом оспариваемое решение датировано ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из изложенного, судом установлено, что представитель ФИО1 обратилась в суд в установленный законом 3-х месячный срок.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано: соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение (уведомление) Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Н-77 и от ДД.ММ.ГГГГ Н-78, безусловно, нарушают права истца, являются незаконными и необоснованными.
Суд в качестве способа восстановления нарушенного права ФИО1 полагает необходимым возложить на МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «<адрес>» обязанность повторно рассмотреть уведомление ФИО1 о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в части возложения обязанности на административного ответчика устранить допущенное нарушение путем выдачи ФИО1 выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании ранее поданных заявлений и представленных документов.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить уведомления административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за номером Н-77 и Н-78 об отказе в выдаче административному истцу разрешения на строительство.
Обязать МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>» повторно рассмотреть уведомление ФИО1 о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 05:40:000010:4850 и 05:40:000010:4851 по адресу: РД, <адрес>.
В остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда РД в месячный срок со дня его вынесения в окончательной форме через Кировский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Л.Н. Акимова