Дело № 2 –819
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 декабря 2020 года г. Буй Костромской области
Буйский районный суд Костромской области в составе:
судьи Прыгуновой Ю.С.,
при секретаре Соловьевой Ю.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Зинаиды Ахметовны к администрации г. о. г. Буй о предоставлении жилого помещения;
У С Т А Н О В И Л:
В Буйский районный суд обратилась Смирнова З.А. с иском к администрации г.о. г. Буй об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения, указывая следующее. Смирнова З.А. является собственником квартиры №, находящейся по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Указанный дом межведомственной комиссией признан непригодным для проживания. Однако, до настоящего времени другое благоустроенное жилое помещение истцу предоставлено не было. На основании изложенного, Смирнова З.А. просит суд обязать администрацию г. о. г. Буй предоставить вне очереди другое благоустроенное жилое помещение в границах городского округа г. Буй Костромской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее указанной общей площади, взамен ранее занимаемого.
В ходе рассмотрения иска в качестве третьего лица к участию в процессе привлечен жилищный сектор администрации г. о. г. Буй.
В судебном заседании Смирнова З.А. поддержала требования по изложенным доводам, просила суд учесть, что в указанном доме проживать невозможно, другого жилья не имеет. Смирнова З.А. с дочерью поставлена на учет для предоставления ей жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.о. г. Буй по доверенности Смирнов А.В. оставил на усмотрение суда разрешение данного иска.
Третье лицо Смирнова А.А. в суд не явилась, извещена надлежаще, просила о рассмотрении иска в ее отсутствие. Ранее, в ходе судебного разбирательства поддержала заявленные требования ( л.д.39).
Представитель третьего лица жилищный сектор администрации г. о. г. Буй в суд не явился, извещены.
Суд, выслушав мнение сторон, с учетом позиции третьего лица, изучив представленные доказательства в их взаимосвязи, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ -
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу п. 3, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно п.1 ч.1 ст. 14 ЖК РФ - к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ - жилищный фонд в зависимости от формы собственности подразделяется в том числе и на муниципальный жилищный фонд, где жилые помещения принадлежат на праве собственности муниципальным образованиям.
Статья 52 ЖК РФ указывает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (1).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (2).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства (3).
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (4).
Следует исходить из того, что предоставление жилого помещения взамен непригодного для проживания носит компенсационный характер и не связано с конкретным правом, на котором гражданину принадлежит жилое помещение, признанное непригодным для проживания.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу действующего законодательства для возникновения права на приобретение жилого помещения муниципального жилищного фонда на условиях социального найма необходимо наличие в совокупности двух условий: нуждаемость в жилом помещении и непригодность жилого помещения для проживания.
В силу ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Как видно из материалов дела и установлено судом Смирновой З.А. принадлежит на праве собственности 1-комнатная квартира №, общей площадью 25,97 кв.м., в указанном многоквартирном доме, на основании договора купли-продажи от 19.04.2013г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 06.05.2013г. ( л. д. 11). ООО «Строительной лабораторией» указанный дом обследован 27 мая 2014 года, сделан вывод о необходимости признания дома ветхим, не пригодным для проживания, рекомендуется снос дома. 2 июля 2014 года по заключению межведомственной комиссии дом признан аварийным и подлежащим сносу ( л. д. 14).
Постановлением главы администрации г.о. г. Буй №233 от 12 апреля 2019 г. в том числе многоквартирный дом <адрес> включен в реестр аварийного жилищного фонда г.о. г. Буй, определен срок для отселения граждан – 2023 год по муниципальной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Буй Костромской области на 2019-2025 года» ( л. д. 50 – 84).
Смирнова З.А. состоит на учете в администрации г. о. г. Буй как нуждающаяся в жилом помещении по договору социального найма, состав семьи – 2 человека.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Определении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2011 года №1655-О-О, для ряда случаев предусмотренных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условий соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении ( ч.2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Таким образом, исходя из указанных норм права в их взаимосвязи и с учетом представленных доказательств, требования Смирновой З.А. подлежат удовлетворению, поскольку она в установленном порядке признана и поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, дом, где проживает семья истицы признан муниципалитетом аварийным и подлежащим сносу.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости обязать администрацию городского округа г. Буй предоставить по договору социального найма Смирновой Зинаиде Ахметовне благоустроенное жилое помещение в границах городского округа г. Буй Костромской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее <данные изъяты> кв.м. общей площади, взамен ранее занимаемого, с учетом члена семьи – Смирновой А.А.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Смирновой Зинаиды Ахметовны к администрации городского округа г. Буй об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма – удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа г. Буй предоставить по договору социального найма Смирновой Зинаиде Ахметовне благоустроенное жилое помещение в границах городского округа г. Буй Костромской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее <данные изъяты> кв.м., включив в договор социального найма в качестве членов семьи Смирнову Анастасию Александровну.
Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Судья Ю. С. Прыгунова