Решение по делу № 33-15008/2023 от 16.08.2023

Судья Курбатов В.А. УИД 61RS0023-01-2023-000891-32

дело № 33-15008/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 сентября 2023 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Сеник Ж.Ю.,

судей Голубовой А.Ю., Мосинцевой О.В.,

при секретаре Журбе И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1665/2023 по иску Шахтинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Шахты, МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты об обязании выделить денежные средства и выполнить ремонт жилого помещения муниципального жилого фонда, по апелляционной жалобе МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 25 апреля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Голубовой А.Ю., судебная коллегия

установила:

Шахтинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г.Шахты, МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты об обязании выделить денежные средства и выполнить ремонт жилого помещения муниципального жилого фонда по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ссылаясь на следующее.

Муниципальный жилищный фонд, в том числе специализированный жилищный фонд, находится в оперативном управлении МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты.

Обследование свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда, а именно: помещения, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН показало, что помещение находится в неудовлетворительном состоянии: санитарно-техническое оборудование отсутствует, стены деформированы, частично отсутствует лакокрасочное покрытие (обои), полы повреждены, линолеум подлежит замене, окна не окрашены, потолок не окрашен, помещение сильно захламлено. Указанная квартира нуждается в проведении ремонта, так как выявленные недостатки и неисправности оборудования являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателю.

Проверкой установлено, что указанная квартира нуждается в проведении ремонта, так как выявленные недостатки и неисправности оборудования являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателю.

На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма в г. Шахты, состоит более 500 семей, в связи с чем, бездействие администрации г. Шахты по приведению жилого помещения в состояние, отвечающее требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, нарушает жилищные права нуждающихся граждан города.

По результатам проведенной проверки 26.09.2022 главе администрации г. Шахты внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, до настоящего времени указанное жилое помещение не приведено в соответствие с требованиями действующего законодательства и не представлено гражданам в порядке очередности.

На основании изложенного прокурор просил суд обязать администрацию г. Шахты в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить за счет средств местного бюджета денежные средства для проведения ремонта жилого помещения муниципального жилого фонда г. Шахты, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и обязать МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить ремонт указанного жилого помещения.

Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 26 апреля 2023 года исковые требования прокурора удовлетворены частично.

На МКУ «Департамент городского хозяйства» города Шахты возложена обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить ремонт, то есть привести помещение в состояние, отвечающее требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, в жилом помещении муниципального жилого фонда г.Шахты, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

В остальной части требований отказано.

МКУ «Департамент городского хозяйства» города Шахты подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт просит отменить решение суда и принять по делу новое решение.

Апеллянт ссылается на то, что именно администрация г.Шахты, а не Городская Дума является главным распорядителем средств местного бюджета и в ее компетенцию входит выделение средств на ремонт муниципального жилья.

Апеллянт указывает на то, что в 2023 году администрацией г.Шахты денежные средства на ремонт муниципального жилищного фонда не выделялись, поэтому произвести ремонт без выделения средств не представляется возможным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Ростовской области полагал, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.

Представитель ответчика МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты - Лыткина А.В., действующая на основании доверенности, просила решение суда отменить и принять по делу новое решение.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом с учетом положений ст. 113 ГПК РФ и ст. 165.1 ГК РФ, в соответствии со ст. ст. 327, 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, выслушав прокурора и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Судом установлено и следует из материалов дела, правообладателем комнаты № 39, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН является МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества г. Шахты Ростовской области.

Муниципальный жилищный фонд, в том числе специализированный жилищный фонд, находится в оперативном управлении МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты.

Прокуратурой г. Шахты в соответствии с полномочиями ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» проведена проверка соблюдения МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты и администрацией г. Шахты законодательства РФ при содержании муниципального жилищного фонда.

Согласно акту обследования свободного муниципального жилищного фонда от 16.11.2022, составленному специалистами МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, вышеуказанная квартира находится в неудовлетворительном состоянии: санитарно-техническое оборудование отсутствует, стены деформированы, частично отсутствует лакокрасочное покрытие (обои), полы повреждены, линолеум подлежит замене, окна не окрашены, потолок не окрашен, помещение сильно захламлено.. Указанная квартира нуждается в проведении ремонта, так как выявленные недостатки и неисправности оборудования являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателю.

Таким образом, проверкой установлено, что квартира нуждается в проведении ремонта, так как выявленные недостатки и неисправности оборудования являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателю.

26.09.2022 прокуратурой г. Шахты вынесено главе администрации г. Шахты представление об устранении нарушений жилищного законодательства.

Согласно письму администрации г. Шахты НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.10.2022 на представление прокурора г.Шахты, в целях устранения выявленных нарушений составлен график обследования жилых помещений для определения объема и видов работ, необходимых для выполнения текущего и капитального ремонта.

Однако до настоящего времени указанное жилое помещение не приведено в соответствие с требованиями действующего законодательства и не представлено гражданам в порядке очередности.

Доказательств, подтверждающих принятие ответчиком мер по устранению выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений, не представлено.

Напротив, в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты пояснила, что в администрацию г. Шахты с письмом о выделении денежных средств для выполнения ремонта спорного жилого помещения не обращались, ремонт данной квартиры не осуществлен и будет в дальнейшем включен в план работы.

Разрешая по существу исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 14, 19, 65, 67 ЖК РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и, оценив представленные доказательства, исходил из того, что до настоящего времени выявленные нарушения жилищного законодательства не устранены, жилое помещение не приведено в соответствие с требованиями действующего законодательства, что влечет нарушение прав и законных интересов нуждающихся в жилых помещениях граждан города, в связи с чем, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, возложив обязанность по ремонту на МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Согласно п. 5.1.9 Устава МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, обязанность по осуществлению управления эксплуатацией жилого и нежилого муниципальных фондов возложена на МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты.

Таким образом, работы по ремонту должны быть осуществлены МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, исходя из целей деятельности и полномочий указанного учреждения, предусмотренных его уставом.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты, обязанности выполнить ремонт, то есть привести помещение в состояние, отвечающее требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, в жилом помещении муниципального жилого фонда г.Шахты, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, предоставив достаточный срок для выполнения указанных работ.

Выводы суда об отказе в удовлетворении требований прокурора об обязании администрации выделить денежные средства на проведение ремонта также, судебная коллегия считает обоснованными в силу следующего.

В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской
Федерации лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном
выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных
обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и
плановом периоде.

Следовательно, главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета вправе доводить лимиты бюджетных обязательств до находящихся в их ведении распорядителей и получателей бюджетных средств по мере необходимости принятия получателями бюджетных средств соответствующих бюджетных обязательств.

При этом в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

В соответствии с п. 5 ст. 65 Устава муниципального образования «Город Шахты» - городского округа Ростовской области, утв. Решением Шахтинской городской Думы N 106 от 08.11.2005 Проект решения городской Думы о местном бюджете вносится на рассмотрение городской Думы главой Администрации города Шахты в сроки, установленные решением городской Думы, принимаемым в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Одновременно с проектом решения городской Думы о местном бюджете в городскую Думу предоставляются документы и материалы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 65 Устава Порядок рассмотрения и утверждения: решения о местном бюджете устанавливается городской Думой. Данный порядок должен предусматривать вступление в силу решения городской Думы о местном бюджете с 1 января очередного финансового года, а также, утверждение указанным решением показателей и характеристик (приложений) в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, исходя из изложенных норм действующего законодательства и уставных положений ответчика, администрация г.Шахты является обособленным юридическим лицом, в чьи полномочия входят, в том числе обращение к главному распорядителю бюджетных средств с целью формирования бюджета, с целью финансирования мероприятий по содержанию и обслуживанию дорог в г. Шахты. При этом, главным распорядителем средств местного бюджета является представительный орган местного самоуправления (Городская Дума), в исключительной компетенции которого находится утверждение местного бюджета.

В силу изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что понуждение администрации г.Шахты к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета и реализацию возложенных на него функций на самостоятельное решение вопросов, отнесенных компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Доводы апелляционной жалобы о том, что МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты не сможет произвести ремонт без выделения администрацией г.Шахты денежных средств не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку МКУ «Департамент ГХ», являясь муниципальным заказчиком и осуществляя решение вопросов местного значения в пределах своей компетенции при формировании бюджета, при недостаточности выделяемых бюджетных средств не лишен возможности при определении суммы затрат для исполнения решения суда, составления сметы обратиться в администрацию г.Шахты за выделением дополнительных бюджетных денежных средств.

Кроме того, МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты не лишено возможности обращения с заявлением об отсрочке исполнения решения суда ввиду длительного не выделения администрацией г.Шахты денежных средств.

В силу изложенного, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 25 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 сентября 2023 года.

33-15008/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г.Шахты
Ответчики
Администрация г.Шахты
МКУ Департамент городского хозяйства
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
04.09.2023Судебное заседание
08.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2023Передано в экспедицию
04.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее