УИД 55RS0024-01-2021-000958-90
Дело № 2-505/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Нововаршавка, Омской области 15 декабря 2021 года
Нововаршавский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Шмидт Н.В., при секретаре судебного заседания Глушко М.М., с участием помощника судьи Протасовой Л.А., с участием помощника прокурора Нововаршавского района Омской области Левиной Д.В.,. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нововаршавского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО Большегривская тепловая компания» о возложении обязанности создать и обеспечить нормативный эксплуатационный запас твердого топлива – угля.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нововаршавского района Омской области обратился в Нововаршавский районный суд Омской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО Большегривская тепловая компания» о возложении обязанности создать и обеспечить нормативный эксплуатационный запас твердого топлива – угля. Ссылаясь на то, что Прокуратурой Нововаршавского района проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственность «Большегривская тепловая компания» (далее – ООО «Большегривская тепловая компания») законодательства в жилищно-коммунальной сфере.
В ходе проверки установлено, что на основании распоряжения главы Нововаршавского муниципального района Омской области от 20.09.2021 №... с ДД.ММ.ГГГГ на территории Нововаршавского муниципального района Омской области начат отопительный сезон.
В соответствии с п. 2.2 Устава ООО «Большегривская тепловая компания» теплоснабжающая организация осуществляет оказание услуг по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии).
Распоряжением РЭК Омской области от 25.08.2020 № 203-р установлен общий нормативный запас топлива в виде угля для ООО «Большегривская тепловая компания» на 2021 год и составляет 2 099 тонн, из них неснижаемый нормативный запас топлива 250 тонн, нормативный эксплуатационный запас топлива 1 849 тонн.
26.07.2021 ООО «Большегривская тепловая компания» с ООО «...» заключен договор №....111878 на поставку каменного угля марки Д в период с августа по октябрь 2021 года в количестве 2 500 тонн.
26.10.2021 заключено дополнительное соглашение к вышеуказанному договору, согласно которому общий объем поставки угля увеличен до 2 520 тонн.
Поставка угля в рамках исполнения договора в количестве 490,0 тонн осуществлена 16.08.2021 (счет-фактура от ДД.ММ.ГГГГ №...); 490,0 – 24.09.2021 (счет-фактура от ДД.ММ.ГГГГ №...); 490,0 тонн – 30.09.2021 (счет-фактура от ДД.ММ.ГГГГ №...); 490,0 тонн – 28.10.2021 (счет-фактура от ДД.ММ.ГГГГ №...); 420,0 тонн – 28.10.2021 (счет-фактура от ДД.ММ.ГГГГ №...); 140,0 тонн – 01.11.2021 (счет-фактура от ДД.ММ.ГГГГ №...).
По состоянию на 24.11.2021 на котельных ООО «Большегривская тепловая компания» имеется в наличии 1 198,9 тонн угля, что свидетельствует о нарушении теплоснабжающей организацией требований по обеспечению нормативного эксплуатационного запаса топлива (64,8 % от необходимого нормативного эксплуатационного запаса топлива).
Распоряжением и.о. главы Нововаршавского мунципального района Омской области от 22.11.2021 № 451-р на территории Нововаршавского мунципального района Омской области в связи с риском возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с прекращением поставок угля на угольные котельные ООО «Большегривская тепловая компания», невозможностью заключения контрактов на поставку угля введен режим повышенной готовности.
Вместе с тем ООО «Большегривская тепловая компания» действенные меры по обеспечению наличия нормативного эксплуатационного запаса топлива на котельных, по понуждению контрагента к исполнению договорных обязательств не предпринимаются.
Таким образом, ООО «Большегривская тепловая компания» не обеспечивается нормативный эксплуатационный запас топлива, что ставит под угрозу надлежащее оказание услуг по теплоснабжению период отопительного сезона 2021/2022 годов.
В судебном заседании помощник прокурора Нововаршавского района Левина Д.В. исковые требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, указанным в иске.
Представители ответчика в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования признал в полном объеме.
Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии c ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно пп. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ) теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
На основании ст. 3 Федерального закона № 190-ФЗ одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относится установление порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство энергетики Российской Федерации, которое вправе самостоятельно принимать порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (п. 1, п.п. 4.2.14.8 п. 4.2 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 № 400).
В соответствии со статьей 542 Гражданского кодекса Российской Федерации» качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Согласно статье 548 ГК РФ правила, предусмотренные ст.ст. 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
На основании п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является, в том числе, предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Подпунктом «а» п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг закреплено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно пп. «а» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 «О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» установлен Порядок расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива.
Пунктами 3, 4 Порядка установлено, что неснижаемый нормативный запас топлива определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года, и на отопительных котельных с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива.
Пункт 5 Порядка предусматривает, что в расчете неснижаемого нормативного запаса топлива учитываются: объекты социально значимых категорий потребителей – в размере максимальной тепловой нагрузки за вычетом тепловой нагрузки горячего водоснабжения; центральные тепловые пункты, насосные станции, собственные нужды источников тепловой энергии в осенне-зимний период.
Пунктом 11 Порядка установлено, что неснижаемый эксплуатационный запас топлива необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
В силу п. 21 Порядка для расчета размера неснижаемого эксплуатационного запаса топлива принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу – 45 суток; по жидкому топливу – 30 суток.
Из приведенных норм следует, что создание нормативных запасов топлива является обязательным для теплоснабжающей организации и для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей.
В соответствии с п.п. «в» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при предоставлении коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению – круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Статьей 4 Федерального закона № 68-ФЗ установлено, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Отсутствие необходимого запаса топлива, либо остановка оборудования в отопительный период может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, нарушение прав граждан на бесперебойную подачу в жилые помещения коммунальных ресурсов.
В ходе проверки установлено, что на основании распоряжения главы Нововаршавского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №... с 24.09.2021 на территории Нововаршавского муниципального района Омской области начат отопительный сезон.
В соответствии с п. 2.2 Устава ООО «Большегривская тепловая компания» теплоснабжающая организация осуществляет оказание услуг по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии).
Распоряжением РЭК Омской области от 25.08.2020 № 203-р установлен общий нормативный запас топлива в виде угля для ООО «Большегривская тепловая компания» на 2021 год и составляет 2 099 тонн, из них неснижаемый нормативный запас топлива 250 тонн, нормативный эксплуатационный запас топлива 1 849 тонн.
26.07.2021 ООО «Большегривская тепловая компания» с ООО «Аркада» заключен договор №... на поставку каменного угля марки Д в период с августа по октябрь 2021 года в количестве 2 500 тонн.
26.10.2021 заключено дополнительное соглашение к вышеуказанному договору, согласно которому общий объем поставки угля увеличен до 2 520 тонн.
Поставка угля в рамках исполнения договора в количестве 490,0 тонн осуществлена 16.08.2021 (счет-фактура от ДД.ММ.ГГГГ №...); 490,0 – 24.09.2021 (счет-фактура от ДД.ММ.ГГГГ №...); 490,0 тонн – 30.09.2021 (счет-фактура от ДД.ММ.ГГГГ №...); 490,0 тонн – 28.10.2021 (счет-фактура от ДД.ММ.ГГГГ №...); 420,0 тонн – 28.10.2021 (счет-фактура от ДД.ММ.ГГГГ №...); 140,0 тонн – 01.11.2021 (счет-фактура от ДД.ММ.ГГГГ №...).
По состоянию на 24.11.2021 на котельных ООО «Большегривская тепловая компания» имеется в наличии 1 198,9 тонн угля, что свидетельствует о нарушении теплоснабжающей организацией требований по обеспечению нормативного эксплуатационного запаса топлива (64,8 % от необходимого нормативного эксплуатационного запаса топлива).
Распоряжением и.о. главы Нововаршавского мунципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №... на территории Нововаршавского мунципального района Омской области в связи с риском возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с прекращением поставок угля на угольные котельные ООО «Большегривская тепловая компания», невозможностью заключения контрактов на поставку угля введен режим повышенной готовности.
Вместе с тем ООО «Большегривская тепловая компания» действенные меры по обеспечению наличия нормативного эксплуатационного запаса топлива на котельных, по понуждению контрагента к исполнению договорных обязательств не предпринимаются.
Принимая во внимание признание ответчиком требований прокурора Нововаршавского района, данное признание не нарушает прав и законных интересов других лиц, на основании ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет требования прокурора в полном объеме.
Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Срок для проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений, с учетом финансового положения следует установить в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Прокурор при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, согласно ГПК РФ она подлежит взысканию с ответчиков.
Согласно п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера уплате подлежит госпошлина для организаций в размере 6 000 рублей.
На основании п. 2 ст. 333.20 НК РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
В связи с затруднительным финансовым положением ответчика суд считает возможным освободить его от взыскания судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░░ 5525010939) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2021 ░░░░