Решение по делу № 2-342/2018 от 19.01.2018

копия

Дело № 2-342/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Можайск Московской области                                                                     21 марта 2018 года

Можайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Миронова А.С., при секретаре Глазовой А.А., с участием представителя истца Никитиной Ю.В., представителя ответчика Яковлевой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета Лесного хозяйства Московской области к Мальковой Е.А., 3-е лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Территориальное Управление Росимущества в Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения и исключении из ГКН сведений о части границ и площади земельных участков ответчика, -

у с т а н о в и л :

Комитет Лесного хозяйства МО обратился в суд с указанным иском, в котором просил истребовать из незаконного владения ответчика часть площадью 82799,53 м2 земельного участка лесного фонда с кадастровым , находящуюся в <адрес>, входящую в состав принадлежащего ответчику земельного участка с кадастровым , в конкретных геодезических координатах, внеся в ЕГРН соответствующие изменения в площади лесного земельного участка, ссылаясь в обоснование этого на то, что ответчик незаконно захватила и использует часть указанной выше территории лесного фонда.

В судебном заседание представитель истца настаивала на удовлетворении требований доверителя по основаниям, указанным в его иске.

Ответчик, извещавшаяся надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, об уважительных причинах неявки не сообщила, об отложении дела не просила.

Представитель ответчика иск не признала, указав, что спорный земельный участок находится во владении ответчика на законных основаниях, используется по назначению, в связи с чем, не может быть истребован у собственника.

Суд, заслушав участников процесса и исследовав материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании из пояснений явившихся сторон и материалов дела установлено, что ответчик является собственником земельного участка площадью 1313 м2, с кадастровым , категория земель «земли населённых пунктов», вид разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ.

Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что <адрес> входит в состав лесного участка, категория земель «земли лесного фонда», общей площадью 19186 м2, с условным , собственником которого является Российская Федерация. Границы указанного земельного участка в установленном законом порядке не установлены и в ЕГРН не внесены.

В ходе обследования земель лесного фонда в квартале 109 выдела 38 Бородинского сельского участкового лесничества, в том числе, путём изучения публичной кадастровой карты, установлено пересечение границ земельного участка ответчика с землями лесного фонда, что подтверждается таксационным описанием лесных угодий Можайского р-на, Планом лесных участков Можайского р-на, выпиской из государственного лесного реестра о лесных кварталах и картой-схемой Бородинского сельского участкового лесничества от ДД.ММ.ГГГГ, справкой и.о. председателя Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО5

Статьёй 12 ГК РФ установлено: защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ч.1 ст.64 ЗК РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии со ст.212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Права всех собственников защищаются равным образом.

В п.52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Частями 1 и 3 ст.6 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.ст.67, 69 и 92 настоящего Кодекса (ст.7 ЛК РФ).

В соответствии со ст.67 и 92 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч.3 ст.23 настоящего Кодекса.

Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, могут относиться материалы землеустройства (сведения единого государственного реестра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе, планы лесных участков (планшеты).

Спорный земельный участок с кадастровым является ранее учтенным, сведения о местоположении (границах) этого земельного участка внесены в ГКН в 2007 г., в собственность Мальковой Е.А. он приобретён ДД.ММ.ГГГГ.

Лесной участок с кадастровым , часть площади которого в размере 82799,53 м2, находящаяся в <адрес>, пересекается с земельным участком ответчика, поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ на основании таксационного описания, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени точные координаты грани данного участка не определены.

Обосновывая свои доводы о том, что часть спорного земельного участок с кадастровым номером , принадлежащий ответчику, незаконно находится в пользовании последней, поскольку находится на землях лесного фонда, истец ссылается на справку о пересечении границ земельного участка, составленную и.о. председателя Комитета лесного хозяйства МО ФИО6 на основании данных, содержащихся в РГИС, план лесных участков 2005-2008 годов, таксационное описание, составленное ДД.ММ.ГГГГ.

Государственная информационная система Московской области «Региональная геоинформационная система Московской области» была создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ и представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.

При этом в постановлении указано, что Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области.

Следовательно, сама программа РГИС Московской области стала внедряться только после принятия указанного постановления Правительства Московской области, а постановка земельного участка с кадастровым на государственный кадастровый учет была осуществлена ДД.ММ.ГГГГ, то есть до создания и внедрения на территории Московской области данной программы.

РГИС Московской области функционирует на территории Московской области в соответствии с Законом Московской области от 10.07.2009 г. № 80/2009-ОЗ «О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации», согласно которому государственные информационные системы Московской области создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (п.1 ст.4 Закона).

Часть 1 ст.14 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гласит: государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

В соответствии с ч.9 ст.14 этого же Закона информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.

Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.

Тем самым, государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах.

В данном случае информация о границах земель лесного фонда должна вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в ЕГРН, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.

Между тем, указанные выше справка о пересечении границ земельного участка, план лесных участков и таксационное описание, сами по себе, без проведения специальных исследований (экспертизы) по установлению границ земель лесного фонда на основании данных документов, не свидетельствуют о наличии пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.

В ходе судебного разбирательства истцом не заявлялось ходатайства о проведении землеустроительной экспертизы, несмотря на то, что данный вопрос судом ставился на разрешение сторон.

Каких-либо иных надлежащих доказательств о пересечении границ спорного земельного участка с границами земель лесного фонда, истцом не представлено, а справка о пересечении границ земельного участка, составленную и.о. председателя Комитета лесного хозяйства МО ФИО6 на основании данных, содержащихся в РГИС, таким доказательством быть признана не может.

Надлежащим доказательством подтверждающим факт пересечения земель лесного фонда со спорным земельным участком не может являться и Акт осмотра территории, поскольку он составлен в одностороннем порядке Комитетом лесного хозяйства и не подтверждает того обстоятельства, что на момент возникновения права собственности ответчика на спорный земельный участок, часть данного земельного участка уже относилась к землям лесного фонда.

Кроме того, 11.08.2017 г. в силу вступил Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», которым, в том числе, внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ от 21.12.2004 г.) и в Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ от 13.07.2015 г.).

Так, новой редакцией ч.3 ст.14 Федерального закон от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ предусмотрено: в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных ч.6 настоящей статьи.

Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016 года.

Согласно ч.6 ст.14 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 г., положения ч.3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Положениями ч.7 ст.62.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено: земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 01.01.2016 г, и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 01.01.2016 г., земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со ст.60.2 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ от 13.07.2015 г.) оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений пп.6 п.3 настоящей статьи.

В силу ч.2 ст.60.2 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ, если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 01.01.2016 г. и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок.

При этом, ч.3 ст.60.2 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. определено: в случаях, предусмотренных ч.ч.1 и 3 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.

В соответствии с ч.5 ст.10 Федерального закона от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции настоящего Федерального закона).

Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, положения данного Закона распространяются на правоотношения, возникшие до введения его в действие,

Как установлено судом, право предыдущего собственника спорного земельного участка, а следовательно и право Мальковой Е.А., возникло до введение в действие Федерального закона от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»

Тем самым, земельный участок с кадастровым , не может быть отнесен к землям лесного фонда и, как следствие, изъят из её владения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12-14, 194-199 ГПК РФ, -

р е ш и л :

В удовлетворении иска Комитета Лесного хозяйства Московской области к Мальковой Е.А., 3-е лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Территориальное Управление Росимущества в Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения и исключении из ГКН сведений о части границ и площади земельных участков ответчика, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Можайский городской суд в течение месяца со дня его принятия в мотивированной форме.

Судья                                                                                                                      А.С. МИРОНОВ

Решение суда в окончательной форме принято 26 марта 2017 года

Судья                                                                                                                      А.С. МИРОНОВ

копия верна _____________________ (Миронов)

2-342/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Комитет лесного хозяйства МО
Ответчики
Малькова Екатерина Андреевна
Малькова Е.А.
Другие
ТУ Росимущества
ФГБУ ФКП Росреестра МО
Суд
Можайский городской суд Московской области
Дело на странице суда
mojaisk.mo.sudrf.ru
19.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
22.01.2018Передача материалов судье
22.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2018Судебное заседание
21.03.2018Судебное заседание
26.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.04.2020Передача материалов судье
18.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2020Дело оформлено
18.04.2020Дело передано в архив
11.11.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
15.01.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
15.01.2020Судебное заседание
15.01.2020Судебное заседание
15.01.2020Судебное заседание
05.02.2020Судебное заседание
03.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее