Решение по делу № 2-114/2024 (2-1394/2023;) от 21.07.2023

        Дело № 2-114/2024

44RS0028-01-2023-001208-17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 января 2024 года                                                                                  г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Юрченко Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Костромского муниципального района Костромской области, МБОУ «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности оборудовать образовательную организацию учебно-наглядными пособиями по организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-учетным специальностям, профинансировать мероприятия по оборудованию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Костромского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Костромского муниципального района Костромской области, МБОУ «Чернопенская средняя общеобразовательная школа», в котором просил: обязать МБОУ «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» оборудовать образовательную организацию стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером) в срок до 01 декабря 2023 года, обязать администрацию Костромского муниципального района профинансировать мероприятия по оборудованию МБОУ «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером)

В обоснование требований указал, что прокуратурой Костромского района во исполнение п. 1.3 приказа Генерального прокурора РФ от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» проведен анализ состояния законности в сфере соблюдения законодательства об образовании и военно-патриотическом воспитании молодежи в образовательных организациях, функционирующих на территории Костромского района.

В результате проверки установлено, что в МБОУ «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» отсутствует стрелковый тир для отработки обучающимися приемов применения стрелкового оружия.

В процессе рассмотрения дела истец прокурор Костромского района уточнил заявленные исковые требования, просил обязать МБОУ Костромского района Костромской области «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» оборудовать образовательную организацию учебно-наглядными пособиями по организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию Костромского муниципального района профинансировать мероприятия по оборудованию МБОУ Костромского района Костромской области «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» учебно-наглядными пособиями по организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин.

В судебном заседании административный истец помощник прокурора Костромского района Голубева Е.В. уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МБОУ «Чернопенская СОШ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки неизвестны. Ранее в судебном заседании представитель ответчика директор школы Вагурина Н.Е. не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель ответчика администрации Костромского муниципального района Костромской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ранее представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, уточненные исковые требования признает в полном объеме.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 1 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

Согласно статьям 11 и 12, пункту 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования.

Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает в том числе: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

31 декабря 1999 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 1441, пунктом 1 которого утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе.

Пунктом 6 Положения установлено, что подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Пунктом 13 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации и Минобрнауки России от 24 февраля 2010 года N 96/134, предусмотрено, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования;

в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

В силу пункта 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении N 1 к Инструкции и включают нормативные правовые документы, учебную литературу и учебно-наглядные пособия.

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089 утвержден Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее - Федеральный компонент).

Федеральный компонент включает Стандарт среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (далее также - Стандарт среднего (полного) образования по ОБЖ).

Учебные предметы Федерального компонента представлены на двух уровнях: базовом и профильном.

Базовый уровень стандарта учебного предмета основан на воспитательных и развивающих задачах общего образования, на формировании общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными, развивающими задачами общего образования, задачами социализации и развития представлений обучающихся о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей обучающегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности и приобретение практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательным для изучения учебный предмет ОБЖ.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать/понимать: основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него; потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе; основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника; предназначение, структуру и задачи РСЧС; предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств); уметь: владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; владеть навыками в области гражданской обороны; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи; развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы; обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи; соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств); адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья; прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей); понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Подпунктом 10 пункта 9.16 Стандарта установлено, что требования к предметным результатам освоения базового курса по учебному предмету ОБЖ (базовый уровень) должны отражать: сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении мира; знание основ обороны государства и воинской службы; прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны.

Положениям приказа Министра обороны Российской Федерации и Минобрнауки России от 24 февраля 2010 года N 96/134 определены рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

К ним отнесены, в том числе наличие учебно-наглядных пособий: Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации; Ордена России; Текст Военной присяги; Воинские звания и знаки различия; Военная форма одежды; Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе; Военно-прикладные виды спорта; Военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин; Военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации; Тактико-технические характеристики, вооружения и военной техники, находящихся на вооружении Российской армии и армий иностранных государств; Несение караульной службы; Мероприятия, проводимые при первоначальной постановке граждан на воинский учет; Литература и наглядные пособия по военно-патриотическому воспитанию; Нормативы по прикладной физической подготовке; Нормативы по радиационной, химической и биологической защите; Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия; Приемы и правила метания ручных гранат.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 061.0.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.

Из материалов дела следует, что Прокуратурой Костромского района во исполнение п. 1.3 приказа Генерального прокурора РФ от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» проведен анализ состояния законности в сфере соблюдения законодательства об образовании и военно-патриотическом воспитании молодежи в образовательных организациях, функционирующих на территории Костромского района.

МБОУ «Чернопенская СОШ» имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности № 02-21/П от 19.03.2021.

В соответствии с п. 2.1. Устава МБОУ «Чернопенская СОШ», утвержденного постановлением Администрации Костромского муниципального района от 23.12.2019 № 2960 предметом деятельности Учреждения является предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности учащихся в самообразовании и получении дополнительного образования.

Пунктом 13 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации и Минобрнауки России от 24 февраля 2010 года N 96/134, предусмотрено, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее также - ОБЖ) - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

В ходе рассмотрения дела представители ответчиков не возражали против удовлетворения завяленных прокурором требований.

Учитывая данные обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что осуществление деятельности МБОУ «Чернопенская СОШ» при наличии выявленных нарушений законодательства, регламентирующего условия содержания, воспитания и обучения детей, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения образовательной организацией учебно-наглядными пособиями по организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, в связи с чем требования прокурора о возложении на образовательное учреждение обязанность выполнить требуемые действия подлежат удовлетворению.

Финансовое обеспечение выполнения учреждением указанных мероприятий осуществляется в виде субсидий из бюджета Костромского муниципального района, предоставляемых в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами администрации Костромского муниципального района. В случаях и порядке, определенных муниципальными правовыми актами администрации Костромского муниципального района, учреждению могут предоставляться субсидии и на иные цели.

При этом срок для устранения нарушений - в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу является разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования прокурора Костромского района удовлетворить.

Обязать МБОУ Костромского района Костромской области «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» оборудовать образовательную организацию учебно-наглядными пособиями по организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию Костромского муниципального района профинансировать мероприятия по оборудованию МБОУ Костромского района Костромской области «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» учебно-наглядными пособиями по организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.

Судья                                                                                          М.Ю. Соболева

        Дело № 2-114/2024

44RS0028-01-2023-001208-17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 января 2024 года                                                                                  г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Юрченко Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Костромского муниципального района Костромской области, МБОУ «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности оборудовать образовательную организацию учебно-наглядными пособиями по организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-учетным специальностям, профинансировать мероприятия по оборудованию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Костромского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Костромского муниципального района Костромской области, МБОУ «Чернопенская средняя общеобразовательная школа», в котором просил: обязать МБОУ «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» оборудовать образовательную организацию стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером) в срок до 01 декабря 2023 года, обязать администрацию Костромского муниципального района профинансировать мероприятия по оборудованию МБОУ «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером)

В обоснование требований указал, что прокуратурой Костромского района во исполнение п. 1.3 приказа Генерального прокурора РФ от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» проведен анализ состояния законности в сфере соблюдения законодательства об образовании и военно-патриотическом воспитании молодежи в образовательных организациях, функционирующих на территории Костромского района.

В результате проверки установлено, что в МБОУ «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» отсутствует стрелковый тир для отработки обучающимися приемов применения стрелкового оружия.

В процессе рассмотрения дела истец прокурор Костромского района уточнил заявленные исковые требования, просил обязать МБОУ Костромского района Костромской области «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» оборудовать образовательную организацию учебно-наглядными пособиями по организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию Костромского муниципального района профинансировать мероприятия по оборудованию МБОУ Костромского района Костромской области «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» учебно-наглядными пособиями по организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин.

В судебном заседании административный истец помощник прокурора Костромского района Голубева Е.В. уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МБОУ «Чернопенская СОШ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки неизвестны. Ранее в судебном заседании представитель ответчика директор школы Вагурина Н.Е. не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель ответчика администрации Костромского муниципального района Костромской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ранее представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, уточненные исковые требования признает в полном объеме.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 1 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

Согласно статьям 11 и 12, пункту 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования.

Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает в том числе: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

31 декабря 1999 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 1441, пунктом 1 которого утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе.

Пунктом 6 Положения установлено, что подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Пунктом 13 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации и Минобрнауки России от 24 февраля 2010 года N 96/134, предусмотрено, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования;

в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

В силу пункта 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении N 1 к Инструкции и включают нормативные правовые документы, учебную литературу и учебно-наглядные пособия.

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089 утвержден Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее - Федеральный компонент).

Федеральный компонент включает Стандарт среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (далее также - Стандарт среднего (полного) образования по ОБЖ).

Учебные предметы Федерального компонента представлены на двух уровнях: базовом и профильном.

Базовый уровень стандарта учебного предмета основан на воспитательных и развивающих задачах общего образования, на формировании общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными, развивающими задачами общего образования, задачами социализации и развития представлений обучающихся о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей обучающегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности и приобретение практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательным для изучения учебный предмет ОБЖ.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать/понимать: основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него; потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе; основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника; предназначение, структуру и задачи РСЧС; предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств); уметь: владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; владеть навыками в области гражданской обороны; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи; развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы; обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи; соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств); адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья; прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей); понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Подпунктом 10 пункта 9.16 Стандарта установлено, что требования к предметным результатам освоения базового курса по учебному предмету ОБЖ (базовый уровень) должны отражать: сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении мира; знание основ обороны государства и воинской службы; прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны.

Положениям приказа Министра обороны Российской Федерации и Минобрнауки России от 24 февраля 2010 года N 96/134 определены рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

К ним отнесены, в том числе наличие учебно-наглядных пособий: Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации; Ордена России; Текст Военной присяги; Воинские звания и знаки различия; Военная форма одежды; Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе; Военно-прикладные виды спорта; Военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин; Военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации; Тактико-технические характеристики, вооружения и военной техники, находящихся на вооружении Российской армии и армий иностранных государств; Несение караульной службы; Мероприятия, проводимые при первоначальной постановке граждан на воинский учет; Литература и наглядные пособия по военно-патриотическому воспитанию; Нормативы по прикладной физической подготовке; Нормативы по радиационной, химической и биологической защите; Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия; Приемы и правила метания ручных гранат.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 061.0.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.

Из материалов дела следует, что Прокуратурой Костромского района во исполнение п. 1.3 приказа Генерального прокурора РФ от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» проведен анализ состояния законности в сфере соблюдения законодательства об образовании и военно-патриотическом воспитании молодежи в образовательных организациях, функционирующих на территории Костромского района.

МБОУ «Чернопенская СОШ» имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности № 02-21/П от 19.03.2021.

В соответствии с п. 2.1. Устава МБОУ «Чернопенская СОШ», утвержденного постановлением Администрации Костромского муниципального района от 23.12.2019 № 2960 предметом деятельности Учреждения является предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности учащихся в самообразовании и получении дополнительного образования.

Пунктом 13 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации и Минобрнауки России от 24 февраля 2010 года N 96/134, предусмотрено, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее также - ОБЖ) - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

В ходе рассмотрения дела представители ответчиков не возражали против удовлетворения завяленных прокурором требований.

Учитывая данные обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что осуществление деятельности МБОУ «Чернопенская СОШ» при наличии выявленных нарушений законодательства, регламентирующего условия содержания, воспитания и обучения детей, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения образовательной организацией учебно-наглядными пособиями по организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, в связи с чем требования прокурора о возложении на образовательное учреждение обязанность выполнить требуемые действия подлежат удовлетворению.

Финансовое обеспечение выполнения учреждением указанных мероприятий осуществляется в виде субсидий из бюджета Костромского муниципального района, предоставляемых в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами администрации Костромского муниципального района. В случаях и порядке, определенных муниципальными правовыми актами администрации Костромского муниципального района, учреждению могут предоставляться субсидии и на иные цели.

При этом срок для устранения нарушений - в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу является разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования прокурора Костромского района удовлетворить.

Обязать МБОУ Костромского района Костромской области «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» оборудовать образовательную организацию учебно-наглядными пособиями по организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию Костромского муниципального района профинансировать мероприятия по оборудованию МБОУ Костромского района Костромской области «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» учебно-наглядными пособиями по организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.

Судья                                                                                          М.Ю. Соболева

        Дело № 2-114/2024

44RS0028-01-2023-001208-17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 января 2024 года                                                                                  г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Юрченко Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Костромского муниципального района Костромской области, МБОУ «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности оборудовать образовательную организацию учебно-наглядными пособиями по организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-учетным специальностям, профинансировать мероприятия по оборудованию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Костромского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Костромского муниципального района Костромской области, МБОУ «Чернопенская средняя общеобразовательная школа», в котором просил: обязать МБОУ «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» оборудовать образовательную организацию стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером) в срок до 01 декабря 2023 года, обязать администрацию Костромского муниципального района профинансировать мероприятия по оборудованию МБОУ «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером)

В обоснование требований указал, что прокуратурой Костромского района во исполнение п. 1.3 приказа Генерального прокурора РФ от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» проведен анализ состояния законности в сфере соблюдения законодательства об образовании и военно-патриотическом воспитании молодежи в образовательных организациях, функционирующих на территории Костромского района.

В результате проверки установлено, что в МБОУ «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» отсутствует стрелковый тир для отработки обучающимися приемов применения стрелкового оружия.

В процессе рассмотрения дела истец прокурор Костромского района уточнил заявленные исковые требования, просил обязать МБОУ Костромского района Костромской области «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» оборудовать образовательную организацию учебно-наглядными пособиями по организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию Костромского муниципального района профинансировать мероприятия по оборудованию МБОУ Костромского района Костромской области «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» учебно-наглядными пособиями по организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин.

В судебном заседании административный истец помощник прокурора Костромского района Голубева Е.В. уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МБОУ «Чернопенская СОШ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки неизвестны. Ранее в судебном заседании представитель ответчика директор школы Вагурина Н.Е. не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель ответчика администрации Костромского муниципального района Костромской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ранее представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, уточненные исковые требования признает в полном объеме.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 1 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

Согласно статьям 11 и 12, пункту 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования.

Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает в том числе: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

31 декабря 1999 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 1441, пунктом 1 которого утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе.

Пунктом 6 Положения установлено, что подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Пунктом 13 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации и Минобрнауки России от 24 февраля 2010 года N 96/134, предусмотрено, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования;

в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

В силу пункта 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении N 1 к Инструкции и включают нормативные правовые документы, учебную литературу и учебно-наглядные пособия.

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089 утвержден Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее - Федеральный компонент).

Федеральный компонент включает Стандарт среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (далее также - Стандарт среднего (полного) образования по ОБЖ).

Учебные предметы Федерального компонента представлены на двух уровнях: базовом и профильном.

Базовый уровень стандарта учебного предмета основан на воспитательных и развивающих задачах общего образования, на формировании общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными, развивающими задачами общего образования, задачами социализации и развития представлений обучающихся о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей обучающегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности и приобретение практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательным для изучения учебный предмет ОБЖ.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать/понимать: основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него; потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе; основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника; предназначение, структуру и задачи РСЧС; предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств); уметь: владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; владеть навыками в области гражданской обороны; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи; развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы; обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи; соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств); адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья; прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей); понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Подпунктом 10 пункта 9.16 Стандарта установлено, что требования к предметным результатам освоения базового курса по учебному предмету ОБЖ (базовый уровень) должны отражать: сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении мира; знание основ обороны государства и воинской службы; прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны.

Положениям приказа Министра обороны Российской Федерации и Минобрнауки России от 24 февраля 2010 года N 96/134 определены рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

К ним отнесены, в том числе наличие учебно-наглядных пособий: Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации; Ордена России; Текст Военной присяги; Воинские звания и знаки различия; Военная форма одежды; Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе; Военно-прикладные виды спорта; Военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин; Военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации; Тактико-технические характеристики, вооружения и военной техники, находящихся на вооружении Российской армии и армий иностранных государств; Несение караульной службы; Мероприятия, проводимые при первоначальной постановке граждан на воинский учет; Литература и наглядные пособия по военно-патриотическому воспитанию; Нормативы по прикладной физической подготовке; Нормативы по радиационной, химической и биологической защите; Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия; Приемы и правила метания ручных гранат.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 061.0.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.

Из материалов дела следует, что Прокуратурой Костромского района во исполнение п. 1.3 приказа Генерального прокурора РФ от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» проведен анализ состояния законности в сфере соблюдения законодательства об образовании и военно-патриотическом воспитании молодежи в образовательных организациях, функционирующих на территории Костромского района.

МБОУ «Чернопенская СОШ» имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности № 02-21/П от 19.03.2021.

В соответствии с п. 2.1. Устава МБОУ «Чернопенская СОШ», утвержденного постановлением Администрации Костромского муниципального района от 23.12.2019 № 2960 предметом деятельности Учреждения является предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности учащихся в самообразовании и получении дополнительного образования.

Пунктом 13 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации и Минобрнауки России от 24 февраля 2010 года N 96/134, предусмотрено, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее также - ОБЖ) - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

В ходе рассмотрения дела представители ответчиков не возражали против удовлетворения завяленных прокурором требований.

Учитывая данные обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что осуществление деятельности МБОУ «Чернопенская СОШ» при наличии выявленных нарушений законодательства, регламентирующего условия содержания, воспитания и обучения детей, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения образовательной организацией учебно-наглядными пособиями по организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, в связи с чем требования прокурора о возложении на образовательное учреждение обязанность выполнить требуемые действия подлежат удовлетворению.

Финансовое обеспечение выполнения учреждением указанных мероприятий осуществляется в виде субсидий из бюджета Костромского муниципального района, предоставляемых в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами администрации Костромского муниципального района. В случаях и порядке, определенных муниципальными правовыми актами администрации Костромского муниципального района, учреждению могут предоставляться субсидии и на иные цели.

При этом срок для устранения нарушений - в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу является разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования прокурора Костромского района удовлетворить.

Обязать МБОУ Костромского района Костромской области «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» оборудовать образовательную организацию учебно-наглядными пособиями по организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию Костромского муниципального района профинансировать мероприятия по оборудованию МБОУ Костромского района Костромской области «Чернопенская средняя общеобразовательная школа» учебно-наглядными пособиями по организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.

Судья                                                                                          М.Ю. Соболева

2-114/2024 (2-1394/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Космтромского района
Ответчики
Администрация Костромского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Чернопенская средняя общеобразовательная школа"
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Судья
Батухина Карина Артуровна
Дело на сайте суда
kostromskoy.kst.sudrf.ru
21.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.07.2023Передача материалов судье
21.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2023Судебное заседание
26.10.2023Судебное заседание
30.11.2023Судебное заседание
11.01.2024Судебное заседание
11.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2024Дело оформлено
11.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее